Светлана Киржакова
Проект «Лепилка-мастерилка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружковой работы по проекту «Лепилка - мастерилка» направлена на ознакомление детей подготовительной группы с нетрадиционной техникой работы изобразительной деятельности – пластилинографией, принципом которой является создания лепной картины с изображением полу объемных предметов на горизонтальной поверхности. Известно, что у детей с нарушениями речи нарушены внимание и память, пальцы рук неловки, движения неточны, слабое цветовосприятие. Поэтому для развития и формирования этих процессов направлен данный проект. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных особенностей детей. Актуальность программы заключена в том, что все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка, особенно у детей с нарушениями речи очень часто наблюдается недостаточная координация движения пальцев рук. У таких детей развитие мелкой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи, умение слушать, понимать и улавливать смысл речи. А так же благодаря проекту, ребенок учится познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы, знакомиться с народно декоративно – прикладного искусства, расширяя возможности изобразительной деятельности детей. В ходе проведения образовательной деятельности по данной тематике активизируется мышление детей, речь, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы. В этом заключена педагогическая целесообразность проекта. Основной целью служит развить мелкую моторику и научить детей способам создания предметов нетрадиционной техники изобразительного искусства – пластилинография.
Публикация «Проект „Лепилка-мастерилка“» размещена в разделах
Задачи проекта :
Дать представление о технике изобразительного искусства – пластилинографии; развивать умение детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета;
Улучшить лексико-грамматический строй речи и связную речь детей;
Развивать мелкую моторику, глазомер;
Расширять представления детей об окружающем мире природы;
Прививать детям основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, развивать познавательные интересы к ней;
Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей;
Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца
Тип проекта : познавательно - творческий
Вид: долгосрочный
Участники: воспитанники 6-7 лет, родители.
Содержание проекта :
подбор используемой литературы;
подбор демонстрационного материала;
подбор игр;
подбор стихов и загадок, физкультминуток;
подготовка атрибутов;
- реализация творческой выставки рисунков совместно родителей и детей
«Сказка, я тебя знаю…».
Форма работы – нетрадиционная.
Методы и приемы организации: словесный, наглядный, беседа, показ образцов, объяснение, устное изложение.
Образовательная деятельность содержит много познавательной информации, игровыми ситуациями, физкультминутками, сказками, загадками, стихами, музыкой.
В итоге работы планируется оформление работ детей в форме проекта, выполнение совместных работ детьми с родителями для выставки на тему: «Сказка, я тебя знаю…», отчет о проделанной работе.
Ожидаемый результат:
Развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи и мелкой моторики пальцев;
Владение основными навыками и умениями лепить предметы разной формы, передавая пропорции, позы, движения;
Умение создавать небольшие сюжетные композиции из 2-3 изображений, передавая пропорции, позы и движения фигур;
Вырабатывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца;
Проявление и сохранение интереса к образовательной деятельности;
Умение выполнять декоративные композиции способом на лепа и рельефа по мотивам народного искусства.
Развитие сенсомоторного и зрительно-моторной координации;
Формирование мотивации к совместной деятельности с взрослым;
Развитие познавательной и продуктивной деятельности;
Развитие творческого мышления и творческой активности, воображения;
Манипуляции и действия с пластилином — направленные манипуляции; — деление на части: откручивание, от щипывание, разрезание и надрезание стекой, формование;
— придание формы — раскатка в ладонях и на столе, сплющивание, вдавливание, вытягивание, сгибание; — соединение деталей; — прижатие, примазывание, заглаживание; — лепка в технике простого барельефа и плоскостных изображений выкладывания по контуру.
Реализация проекта
1. Подготовительный этап.
подбор и изучение методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме;
разработка содержания проекта;
разработка календарно – тематической образовательной деятельности по пластилинографии;
- подбор наглядно демонстрационного материала.
2. Основная часть
Октябрь
Занятие 1. Тема «Осеннее дерево».
Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Обучать детей приёмам работы в технике «пластилинография» : лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей. Учить использовать для работы разно фактурный материал.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2, ст. 6)
Занятие 2. Тема «Разные Деревья».
Программное содержание. Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. Укреплять познавательный интерес к природе.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2, ст. 11)
Занятие 3. Тема «Чудо плоды».
Программное содержание. Сформировать у детей обобщё нное представление об овощах: растут на грядках, полезны людям,точнить способы их переработки. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет. Создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы. Развивать мелкую моторику рук.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография, ст. 9)
Занятие 4. Тема «Консервированные фрукты».
Программное содержание. Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всем силуэту. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей фруктов: черенков, семян, чашелистиков. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приё мов работы с пластилином: раскатывания, сплющивания.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография, ст. 16)
Ноябрь
Занятие 1. Тема «Червячок в яблочке».
Программное содержание. Способствовать пониманию детей связи между средой обитания и конкретных живых существ. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства, при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина. Развивать творческое воображение детей, учить их внимательно всматриваться в окружающий мир.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография, ст. 50)
Занятие 2. Тема «Кактус в горшочке».
Программное содержание. Развитие у детей о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям места обитания. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершённости и выразительности. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную ему форму. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография, ст. 22)
Занятие 3. Тема «Кисть рябины».
Программное содержание. Учить раскатывать пластилин для создания ягод, веток или листьев рябины. Формировать навыки примазывания элементов композиции с целью прикрепления их к картон. Развивать мелкую моторику рук.
(Скорлупова О. А. «Осень часть1», ст. 86)
Занятие 4. Тема «Натюрморт из чайной посуды».
Программное содержание. Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их художественному изображению в натюрморте. Закрепить представления о натюрморте. Развивать у детей чувство композиции, цвета – учить располагать элементы узора на поверхности предмета. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. Закреплять умения соединять части изделия, заглаживая места скрепления.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2, ст. 25)
Декабрь
Занятие 1. Тема «Снеговик».
Программное содержание. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. Стимулировать интерес к экспериментированию в работе, включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2, ст. 18)
Занятие 2. Тема «Снегурочка».
Программное содержание. Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации.) Закреплять умение использовать в работе нетрадиционною технику изображения – пластилинография. Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работ элементами бросового материала. Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребёнку, но и окружающим его людям.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2, ст. 49)
Занятие 3. Тема «Новогодние снежинки».
Программное содержание. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. Учить раскатывать пластилин для создания снежинки. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершённости и выразительности. Развивать у детей чувство композиции.
(Шабельникова Е., Каминская Е. «Я леплю из пластилина …», ст. 167)
Занятие 4. Тема «Новогодний шарик».
Программное содержание. Закрепить технику создания на плоскости в полу объёме при помощи пластилина. Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющие навыки: придавливание деталей к основе, примазывания, приглаживание границ соединения отдельных частей. Развивать мелкую моторик рук. Доставить детям радость от предстоящего новогоднего праздника.
(https://www.pinterest.ru/search/pins/)
Январь
Занятие 1. Тема «Удивительная Дымка».
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы – водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2, ст. 74)
Занятие 2. Тема «Чудо хохлома».
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить оформлять объёмную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работ в технике «пластилинография». Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки. Развивать глазомер, мелкую моторик рук.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2, ст. 82)
Занятие 3. Тема «Городец - удалец».
Программное содержание. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. Закреплять умение смешивать пластилин разного цвета для получения нового оттенка. Развивать интерес к народному творчеству.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2, ст. 89)
Февраль
Занятие 1. Тема «Рыбки в аквариуме».
Программное содержание. Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать и выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику – рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки. Развивать детское творчество.
(Лыкова И. А. «Пластилиновый остров», ст. 18)
Занятие 2. Тема «Медузы и осьминоги».
Программное содержание. Продолжать расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства, при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Развивать мелкую моторику рук и творчество детей.
(Лыкова И. А. «Пластилиновый остров», ст. 20)
Занятие 3. Тема «Кит».
Программное содержание. Расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Упражнять умение работать с пластилином, в технике – «пластилинография». Развивать интерес к творчеству и мелкую моторику рук.
(Лыкова И. А. «Пластилиновый остров», ст. 25)
Занятие 4. Тема «Дельфин».
Программное содержание. Продолжать поддерживать интерес детей о подводном мире и многообразии его обитателей. Упражнять умение работать с пластилином, в технике – «пластилинография». Развивать интерес к творчеству и мелкую моторику рук.
(Лыкова И. А. «Пластилиновый остров», ст. 25)
Март
Занятие 1. Тема «Букет».
Программное содержание. Воспитывать любовь и уважение к людям, желание доставлять радость своей работой. Развивать умение любоваться природными формами преобразовывать их в декоративные. Закреплять умение детей выполнять лепную картину. Формировать композиционные навыки.
(Румянцева Е. А. «Необычная лепка», ст. 8)
Занятие 2. Тема «Мимоза».
Программное содержание. Продолжать учить детей лепить весенние цветы – мимозу, способом пластилинография.. Воспитывать желание доставлять радость своей работой. Развивать интерес к творчеству и мелкую моторику рук. Формировать композиционные навыки.
(Шабельникова Е., Каминская Е. «Я леплю из пластилина …», ст. 88 https://www.pinterest.ru/search/pins/)
Занятие 3. Тема «Матрёшка».
Программное содержание. Воспитывать интерес к народной игрушке. Познакомить с историей создания русской матрёшки. Учить отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии. Закрепить понимание взаимосвязи декоративно – прикладного искусства и русского фольклора.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2, ст. 89)
Занятие 4. Тема «Одуванчики – цветы, словно солнышки желты».
Программное содержание. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином. Развивать пространственные представления, композиционные навыки. Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературе.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография, ст. 39)
Занятие 5. Тема «Полевые цветы».
Программное содержание. Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе. Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно – творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином. Побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов. Поощрять инициатив и самостоятельность в построении композиции.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография, ст. 44)
Апрель
Занятие 1. Тема «Космос».
Программное содержание. Продолжать расширять кругозор и знания детей о дне космонавтике. Рассказать и показать известных людей космонавтов: Юрии Гагарине, Валентине Терешковой, о собаках Белке и Стрелке. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику – рисование пластилином. Развивать интерес к творчеству и мелкую моторику рук.
(https://www.pinterest.ru/search/pins/)
Занятие 2. Тема «Пасхальное яйцо».
Программное содержание. Познакомить со светлым праздником Пасха. Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Учить детей отражать впечатления в художественно – творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином.
(Шабельникова Е., Каминская Е. «Я леплю из пластилина …», ст. 154 https://www.pinterest.ru/search/pins/)
Занятие 3. Тема «Божьи коровки на ромашке».
Программное содержание. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приёма – пластилинографии, формировать обобщённые способы работы посредством пластилина. Воспитывать умение с помощью взрослых находить ответы на возникающие вопросы в ходе выполнения работы.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография, ст. 55)
Занятие 4. Тема «Бабочка».
Программное содержание. Расширять знания детей и представление об особенностях внешнего вида бабочки. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приёма – пластилинографии. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография, ст. 61)
Май
Занятие 1. Тема «Душистый снег».
Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать её красоту в своём творчестве. Продолжать учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Развивать мелкую моторику рук.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография, ст. 33)
Занятие 2. Тема «Яблоки поспели».
Программное содержание. Развивать детей интерес к изобразительной, художественной деятельности. Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе. Закрепить умение аккуратного использования пластилина в своей работе.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография, ст. 5)
Занятие 1. Тема «Легковой автомобиль».
Программное содержание. Продолжать учить детей лепить в технике – пластилинография. Развивать умение лепить шарики из пластилина и заполнять ими силуэт легковой машины в зависимости, от цвета используя уже знакомые приёмы.
(https://www.pinterest.ru/search/pins/)
Тема «Чебурашка».
Программное содержание. Закрепить технику создания на плоскости в полу объёме при помощи пластилина. Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющие навыки: придавливание деталей к основе, примазывания, приглаживание границ соединения отдельных частей. Развивать мелкую моторик рук. Доставить детям радость от встречи с любимой игрушкой.
(Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2, ст. 44)
Результат реализации проекта
В результате проделанной работы данный проект позволил приблизиться к
реализации поставленных цели и задач.
Повысилось речевое высказывание в ситуации общения, умение выражать свои мысли и желание;
- Улучшился лексико-грамматический строй речи, дети стали стараться говорить связно
- Активно повысился познавательный интерес детей к созданию лепных картин;
- Дети научились взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- - Дети усвоили важность бережного отношения к окружающей природе, проявился познавательные интерес к ней;
Научились правильно делить пластилин, ориентируются в понятиях: сплющивание, сдавливание, раскатывание и т. д.
Развились способности в продуктивной деятельности: творчески мыслить
- Дети имеют представление о технике изобразительного искусства – пластилинографии; - Дети научились создавать выразительные образы посредством объёма и цвета;
- Расширились представления детей об окружающем мире природы;
Появился интерес к экологической культуре, бережное отношение к окружающей природе и познавательный интерес к ней;
- Лучше стала взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей;
- Улучшились навыки мелкой моторики;
- Стали более усидчивы, более аккуратны и с удовольствием лепят, стараются доделывать начатое дело до конца.
Список используемой литературы
1. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80с.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Животные и птицы. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2017. – 88с. : ил.
4. Лыкова И. А. «Пластилиновый остров», Учебно методическое пособие. – М. : Издательство «Карапуз - Дидактика», 2006
5. Интернет ресурсы: https://www.pinterest.ru/search/pins/