Приложение МААМ

Методическая разработка «Мастерилка. Нетрадиционные виды детского творчества»

Елена Мумбер
Методическая разработка «Мастерилка. Нетрадиционные виды детского творчества»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка. Представленная вашему вниманию методика разрабатывалась и реализовывалась на практике в течение нескольких лет. Сначала, во время отпуска - со своим ребенком (поэтому на слайдах много фотографий одного ребенка, для наглядного примера того, о чем идет речь, после выхода на работу - с группой детей в ДОУ. Занятия по некоторым видам творчества (плоскостная лепка, некоторые виды аппликаций, работа с природным и бросовым материалом и т. д. начали с детьми двух лет, в первой мл. группе- как результат (почти через два года систематической работы) у детей хорошо развита мелкая моторика, отличные показатели на занятиях по художественному творчеству, активный интерес к прикладному творчеству.

Публикация «Методическая разработка „Мастерилка, Нетрадиционные виды детского творчества“» размещена в разделах

Мастерилка.

Творческие способности есть у каждого ребенка и значение развития этих способностей у детей с самого раннего возраста переоценить невозможно. И этому есть множество причин: в современном обществе компьютеры, планшеты, смартфоны, говорящие книжки и игрушки и несметное количество разнообразных гаджетов, полезных и не очень, окружают человека с самого раннего детства. Ребенок, едва научившись сидеть, может включить мамин телефон или поиграть в игру на планшете… прогресс бесспорно замечательная вещь… но не лишаем ли мы ребенка полноценного ДЕТСТВА, заменяя радость созидания, творческого поиска, незабываемых моментов создания чего – то красивого своими руками бездушными сенсорными экранами!

«Детское художественное творчество нужно, прежде всего, самому ребенку для развития его воображения, эмоционально – эстетической сферы, овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека.» - утверждал Л. С. Выготский. Также развитие творческих способностей улучшает тонкую моторику пальчиков и активирует при этом соответствующие мозговые центры, а вместе с ними и соседние отделы мозга, отвечающие за развитие речи.

По определению С. И. Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы. Дошкольный возраст является яркой, неповторимой страницей в жизни человека. Именно в этот период начинается процесс социализации ребенка, устанавливается связь человека со сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному.

«Век живи – век учись» - взрослым важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Поддержать стремление ребенка к познанию мира и созиданию, предложить маленькому исследователю новые формы творческой деятельности, вместе осваивать необычные приемы в рисовании, лепке, аппликации… использовать нестандартные материалы для прикладной деятельности, чтобы развивать логическое, образное и пространственное мышление, концентрацию внимания, умение доводить начатое до конца, поддерживать интерес к созданию маленьких шедевров. Все это дает толчок развитию как творческого потенциала ребенка, так и развитию личности в целом.

Предлагаемые далее формы работы подходят для широкой возрастной группы, так как степень самостоятельной деятельности ребенка в том или ином виде творчества может варьироваться от навыков и умений, возрастных особенностей, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Например, если речь идет об аппликации из пайеток, ребенок двух лет может самостоятельно нанести клей на шаблон и приклеить блестящие кружочки, ребенок старшего возраста может самостоятельно нарисовать и раскрасить картинку, на которую будут приклеиваться элементы мозаики, может распределить их по цветам, форме, размеру и т. д. Подобный принцип усложнения заданий от частичного выполнения работы до полной самостоятельности действует во всех творческих заданиях.

Рассмотрим основные виды творческой деятельности (аппликацию, лепку, рисование) и различные виды реализации работ, использование нетрадиционных техник и материалов.

Аппликация.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения. Аппликация способствует развитию математических способностей, изучению простейших геометрических форм, дети получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус.

Виды аппликаций :

• Геометрическая

• Силуэтная

• Обрывная

• Из ткани

• Из бросовых материалов (ваты, пуговиц, бусинок, крышек, ниток и т. д.)

• Из природных материалов (листьев, шишек, перьев, круп и зерен и т. д)

• Объемная

• Фактурная

• Аппликация из пайеток

• Модульная аппликация

В процессе работы нестандартными могут быть как приемы работы, так и материалы, из которых работа изготавливается. Мятые салфетки, для придания объемности, раскрашенная при помощи гуаши и зубной щетки (вилки) бумага придает фактурность создаваемому образу, пайетки и бусины добавляют яркости и праздничности готовой работе. В процессе творчества ребенок сам может придумывать детали исполнения, что то добавлять в зависимости от настроения и фантазии.

Лепка

Дети очень любят лепить, используя для этого имеющиеся под рукой материалы – от песка на детской площадке до теста на мамины пирожки.

Когда ребенок разминает материал для лепки в руках, создает из него разные детали, скрепляет их друг с другом, примазывает, вытягивает и расплющивает – развивается мелкая моторика рук, что влияет непосредственно на развитие речи, память, логическое мышление и координацию движений. Ребенок, концентрируясь на своем занятий, учится терпению и усидчивости. Также занятие лепкой связано с гаммой тактильных ощущений: восприятия цвета, запаха, фактуры и температуры материала. Лепка также помогает усваивать ребенку понятия цвета, формы, размера предметов, учит отображать окружающий мир через призму своего личностного восприятия, развивает фантазию и воображение. Помимо основных моторных навыков лепка развивает аккуратность и целеустремленность, тренирует зрительное восприятие.

Виды лепки :

• Объемная

• На плоскости

• Из соленого теста

• С использованием бросового материала

• С использованием природных материалов

• Лепка с использованием шаблонов и трафаретов

• Пластелинография (создание сюжетных картин на плоскости с объемными элементами).

Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние малыша. Когда ребенок двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что способствует развитию внимания и саморегуляции.

Рисование

Не секрет, что рисовать любят все маленькие дети - малевать кляксы и каракули красками, карандашами, фломастерами и мелом на асфальте. Так как далеко не все дети обладают в раннем возрасте навыками владения кистью и карандашом (правильно держать, соблюдать наклон и т. д.) нетрадиционные техники имеют ряд преимуществ: больше привлекают внимание маленьких непосед своей необычностью. Работа над созданием рисунка не является сложной, поэтому дети с удовольствием выполняют ее, приобретая в процессе творчества множество навыков и положительных эмоций, ведь результат всегда превосходит ожидания малыша. Каждое занятие превращается в познавательную игру, дети чувствуют свободу для самовыражения и радость от положительных результатов.

Техники рисования

1. Рисование пальцами и ладошками

2. Рисование трафаретами и шаблонами (катонными цилиндрами, листьями, бутылочками и т. д.)

3. Кляксография (выдувание узоров трубочками от коктейлей)

4. Рисование ватными палочками

5. Рисование поролоновыми губками

6. Штампование фруктами и овощами

7. Узоры пластиковыми пакетиками или файлами

8. Рисование расческой и вилкой

9. Рисование мелом и солью

10. Рисование песком

11. Граттаж

Нетрадиционные техники рисования популярны во всем мире, с их помощью можно раскрыть таланты детей и сделать обучение более ярким и увлекательным.

Список используемой литературы:

1. Бернадот Куксар чем попало (в четырех томах) изд. Пчелка, 2015

2. Г. Н. Давыдова «Пластелинография» изд. Скрипторий,2015

3. Г. Н. Давыдова «Бумагопластика», изд. Скрипторий,2007

4. Московка О. С. «Пластилин в картинках» изд. Карапуз, 2015

5. Е. Румянцева «Пластилин. Простые поделки».изд. Айрис –пресс,2015

6. Е. Янушко «Пластилин и тесто» изд. Эксмо,2014

7. И. Новикова «Объемные фигурки и игрушки» изд. Астрель, 2011

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационный опыт «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества» Актуальность опыта. Современное общество нуждается в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа,.

Методическая разработка занятия по самоподготовке для воспитанников детского дома 1–6 классов Самоподготовка в младшей группе. Возраст детей: разновозрастной (7-12 лет, 1-6 класс. Время проведения: 16.30 – 18.00 Место проведения:.

Опыт работы «Влияние художественных техник на развитие детского творчества» Пояснительная записка Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать,.

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Все дети при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, проходят через адаптационный период. Адаптация – это сложный процесс приспособления.

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Общие методические основы организации детского конструирования» Тема: Общие методические основы организации детского конструирования. Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда.

Методическая разработка родительского собрания во второй младшей и средней группах детского сада На тему: «Наш детский сад, рад видеть Вас!» Предварительная работа: • Расставить стулья полукругом, подготовить места для родителей.

Методическая разработка «Сотрудничество библиотеки и детского сада»Методическая разработка «Сотрудничество библиотеки и детского сада» Сотрудничество библиотеки и детского сада. Добрая книга –как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится.

Методическая разработка «Виды омонимов» Тема: «Омофоны, омоформы, омографы – виды» Цель – развитие речи. Задачи: Коррекционная – углубить и расширить представления о разновидностях.

Методическая разработка «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»Методическая разработка «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности» Татьяна Иванова Нетрадиционные техники изобразительной деятельности Система дошкольного образования изменяется и совершенствуется. На первый.

Мастер-класс  «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» Цель: Способствовать формированию у педагогов представлений о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Мастерилка. Нетрадиционные виды детского творчества»
Опубликовано: 22 февраля 2019 в 17:50
+136Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Мастерилка. Нетрадиционные виды детского творчества»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мумбер (УИ 118282) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД