Лучший педагог года

Проект «Люби и знай родной свой край — Кузбасс»

Богданова Любовь
Проект «Люби и знай родной свой край — Кузбасс»

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

Листвянский детский сад

Проект

«Люби и знай родной свой край»

Проект разработала :

воспитатель

Богданова Любовь Васильевна

2023 год

В данном проекте представлены методические материалы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем, городами родного края, его исторических и знаменитых на всю страну местах, героями и земляками, прославившими Кузбасс. Это конспекты занятий и бесед, перспективные планы, художественное слово. Данные мероприятия помогут сформировать у детей чувство гордости за родной край, любовь к малой Родине - Кузбассу.

Публикация «Проект „Люби и знай родной свой край — Кузбасс“» размещена в разделах

Материалы проекта могут быть использованы педагогами и родителями в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем Кузбассом (Кемеровская область).

Паспорт проекта

Название проекта «Люби и знай родной свой край»

Вид проекта Образовательный, информационно – практико-ориентированный

Продолжительность проекта Долгосрочный (1 год)

Участники проекта Педагог дошкольного учреждения, воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников

Цель проекта Создание условий для формирования чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, воспитание интереса и любви к родному краю через организацию проектной деятельности с детьми и родителями

Задачи проекта

1. Расширение представлений детей о родном крае, его культуре, истории и современности.

2. Развитие любознательности и интереса к изучению родного края.

3. Развитие и обогащение речи дошкольников, эрудиции и интеллекта.

4. Организация работы с родителями по привлечению их с ознакомлением детей с достопримечательностями края, историей и культурой родного края, его природой.

5. Воспитание гражданина любящего и знающего свой родной край и уважающего граждан Кемеровской области.

Механизм реализации проекта • организация и проведение мероприятий;

• осуществление мониторинга;

• просветительская работа среди родителей воспитанников;

• распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольных учреждений;

• размещение фотографий и информационно-методического материала на сайте ДОУ, в личном блоге на МААМ. RU

Ресурсное обеспечение

• Нормативно-правовое;

• кадровое;

• материально-техническое;

• финансовое;

• информационно - методическое.

Сроки и этапы реализации проекта

Первый этап: организационно-подготовительный:

сентябрь – ноябрь

• осуществление и определение теоретических основ проблемы, изучение и анализ научно-практической и методической литературы;

• определение цели, задач и основных направлений реализации проекта;

• составление плана разработки механизма и этапов реализации проекта;

• проведение мониторинга с детьми;

• разработка информационно-методического, наглядного материала проекта.

Второй этап: основной, практический:

декабрь – март

• непосредственная реализация проекта : проведение запланированных мероприятий проекта с детьми и родителями;

• отслеживание промежуточных результатов работы по проекту.

Третий этап: итоговый, заключительный:

апрель – май

• соотнесение результатов с целями и задачами проекта;

• оценка дидактического, наглядного и методического материала, созданного и собранного для реализации проекта;

Ожидаемые и конечные результаты проекта

• повышение интереса у детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края;

• расширение представлений детей о разнообразии природы родного края, красной книге Кемеровской области;

• повышение компетентности родителей в вопросах истории и культуры родного края;

• разработка методических рекомендаций для педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем;

• проведение развлечений, выставок, праздников, экскурсий о родном крае;

• разработка памяток, буклетов для родителей.

Продукт проекта • методические рекомендации для педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем;

• мини-музей «Кузбасс – шахтёрский край»;

• фотовыставка «Любимый уголок родного села»;

• выставка детских рисунков «Красота природы родного края», «Мой край родной», «Достопримечательности родного края», «Моё любимое село».

Актуальность

«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может существовать рост духовной культуры всего общества»

Д. С. Лихачев

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за достижения и культуру своей Родины, желание сохранять ее характер и особенности, идентифицировать себя с соотечественниками, стремление защищать интересы страны. Это любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.

Во все времена патриотизм в нашем государстве был чертой русского национального характера, сформированной на протяжении многих исторических периодов. Воспитание патриота невозможно, если ребенок не знает истории своей малой родины. Знание истории родного края, родной культуры способствует формированию личности, которая в будущем могла бы ставить своей целью процветание и развитие «малой родины». К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, родному краю, Отечеству. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.

Современная система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования говорится о формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

В дошкольном возрасте дети должны получить краеведческие сведения о родном городе, крае, об истории их возникновения, о достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Благодаря этому воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Любой край неповторим в своих людях и их труде, природе, замечательном народном творчестве, поэтому важно показать эту особенность. Это позволит сформировать представление о том, чем славен родной край.

Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, культурой, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Воспитывая у детей интерес и любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что он - частица Родины, что много есть еще других областей, краев.

Важно работу по данному направлению осуществлять во взаимодействии с родителями. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. … Все совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно проходить к детям» - это заповедь А. С. Макаренко. Следует подчеркнуть, что в настоящее время достаточно много методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Однако в ней отражаются, отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности и нет стройной системы по ознакомлению с родным краем.

Анализ анкетирования родителей на тему «Моя малая Родина» показал, что современный ребенок имеет поверхностные представления о селе, в котором он живет и не имеет представления о родном крае, его особенностях.

Мы, педагоги, считаем, что нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важнейших и основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения и эту работу необходимо начинать с дошкольного возраста. Внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения проект «Люби и знай родной свой край» даст детям возможность получить первоначальные представления основ региональной истории, культуры на основе проектной деятельности. Будет способствовать развитию интереса к малой родине, ее культурно-историческим и природным особенностям.

Новизна проекта

В проекте обосновано и практически доказано, что в ходе реализации проекта у воспитанников формируется устойчивый интерес к ознакомлению с историей, культурой, природой и особенностями родного края через организацию проектной деятельности с детьми и родителями.

Проект «Люби и знай родной свой край», долгосрочный, рассчитан на один год.

Цель проекта : создание условий для формирования чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, воспитание интереса и любви к родному краю через организацию проектной деятельности с детьми и родителями.

Задачи проекта

1. Расширение представлений детей о родном крае, его культуре, истории и современности.

2. Развитие любознательности и интереса к изучению родного края.

3. Развитие и обогащение речи дошкольников, эрудиции и интеллекта.

4. Организация работы с родителями по привлечению их с ознакомлением детей с достопримечательностями края, историей и культурой родного края, его природой.

5. Воспитание гражданина любящего и знающего свой родной край и уважающего граждан Кемеровской области.

Концептуальные позиции проекта

• принцип единства воспитательных, развивающих и образовательных задач;

• принцип развивающего обучения;

• принцип интеграции образовательных областей;

• принцип наглядности;

• принцип последовательности;

• принцип решения образовательных целей и задач в различных формах совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности.

Охватываемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Механизм реализации проекта

• организация и проведение мероприятий;

• осуществление мониторинга;

• просветительская работа среди родителей воспитанников;

• распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольных образовательных учреждений;

• размещение фотографий и информационно-методического материала на сайте ДОУ, в личном блоге на МААМ. RU

Ресурсное обеспечение

• информационные ресурсы (методическая литература по данной проблеме);

• материально - технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии)

• кадровые ресурсы (педагог ДОУ, родители).

Нормативно-правовое обеспечение

Законодательной базой проекта являются :

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

• Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

• Закон Кемеровской области «Об образовании» от 05.07.2013 № 86-30.

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155)

Кадровое обеспечение

• педагог ДОУ;

• родители.

Информационно-методическое обеспечение

Современные программы, педагогические технологии, психолого-педагогическая и методическая литература.

Материально-техническое обеспечение

1. Ноутбук.

2. Мультимедийное оборудование.

3. Мультимедийные презентации: «Природа родного края», «Города Кемеровской области»; «Достопримечательности Тисульского района».

4. Дидактические игры: «Животные тайги», «Найди животного (птицу, дерево) нашего края», «С какого дерева лист» и др.

5. Демонстрационные пособия: «Символика края и Тисульского района», «Путешествия по карте Кузбасса» и др.

Этапы и сроки реализации проекта

1. Организационно-подготовительный

Постановка проблемы, определение целей и основных задач работы; материальное оснащение; проведение организационной и подготовительной работы с детьми и родителями; разработка информационно-методического материала для работы с детьми и родителями.

Формы работы

1. Создание картотеки стихотворений, загадок о родном крае.

2. Подбор информационного материала, создание игр, пособий.

3. Создание мультимедийных презентаций: «Природа родного края», «Города Кемеровской области»; «Достопримечательности Тисульского района».

4. Подготовка анкет для родителей.

2. Основной

Непосредственная реализация проекта : проведение мероприятий.

Реализация содержания проекта осуществляется по нескольким направлениям.

Направления работы

Природные особенности родного края

Рассматривается флора и фауна региона, природные богатства, дети получают сведения о географических и климатических особенностях местности, лекарственных травах, животном мире.

Национально-культурные и исторические особенности края

Дети получают сведения об истории возникновения Кемеровской области и Тисульского района. Дети узнают, что в области проживают люди разных национальностей, с самобытными, равноправными культурами. Знакомятся с культурой родного края.

Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений

1. Символика края

Знакомство с гербом, флагом Тисульского района. Дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображенных на них символов.

2. Достопримечательности родного края

Знакомство с архитектурой, памятниками, красивыми местами отдыха взрослых и детей родного края и Тисульского района. Областной центр – город Кемерово и другие города Кемеровской области.

3. Знаменитые люди края

Дети получают краткие сведения об известных людях, прославивших родной край и Тисульский район в разные времена.

4. Защитники Отечества

Дети получают сведения о солдатах земляках, защищавших Родину в годы войны, ветеранах и тружениках тыла, памятниках и улицах городов, названных в честь героев.

5. Кузбасс – шахтерский край

Дети получают сведения о шахтах и разрезах края, об особенностях труда шахтеров, о значении угля в мирные и военные времена.

Цикл мероприятий с детьми

- Занятия: «Родной край - Кузбасс», «Город Кемерово», «Коренные народы Кемеровской области», «Города родного края», «Природа родного края», «История улиц – история города», «С днем рождения, Тисульский район!», «Подземные богатства Кемеровской области», «Красная книга Кузбасса».

- Просмотр и обсуждение презентаций: «Природа родного края», «Города Кемеровской области»; «Достопримечательности Тисульского района».

- Конкурс чтецов «С чего начинается Родина».

- Фотовыставки: «Мир природы», «Любимый уголок родного села».

- Викторины: «Знаешь ли ты свой край родной», «Колесо истории»; «Листвянка – село моё родноё», «Знатоки природы Кузбасса», «Родной край люби и знай».

- Дидактические игры: «Животные тайги», «Найди животного (птицу, дерево) нашего края», «С какого дерева лист».

- Словесные игры: «Кто лишний», «Назови друзей леса», «Когда это бывает», «Я начну, а ты продолжи»; «Расскажи – мы отгадаем», «Лови, не зевай, быстро улицу называй», «Раньше и сейчас».

- Беседы: «Кедр и его друзья», «Кто живет в тайге», «Чем богат Кузбасс», «Кузбасс в годы войны», «Знаменитые люди Кузбасса»;

- Опытно-экспериментальная деятельность: «Природные богатства Кузбасса – каменный уголь».

- Экологические акции: «Посади дерево», «Первоцвет», «Покормите птиц зимой».

- Коллажи: «Моё село», «На лесной полянке».

- Рисование: «Улицы моего села», «Животные и птицы родного края».

- Лепка: «Животные родного края», «Птицы родного края».

- Аппликация: «Герб Тисульского района»

- Конструирование: «Улицы нашего села», «Главный город Кузбасса».

- Изготовление из цветной гофрированной бумаги подснежника.

- Чтение книг о природе родного края : «Книга о природе Кузбасса» Л. Соловьев; «Угольный Кузбасс. Страницы истории» и «История Кузбасса» в рассказах для детей В. Лаврина; «История Кемеровской области» А. Н. Герасимов и С. А. Герасимова; «Природа Кузбасса» А. Куприянов.

- Рассматривание фотографий и слайдов флага, герба Кемеровской области и Тисульского района.

- Составление описательных и творческих рассказов: «Животные и птицы родного края», «Моё село», «Любимые места родного города», «Будущее моего края».

- Рассматривание иллюстраций, фотографий, книг о Кемеровской области и Тисульском районе.

- Рассказы воспитателя: об истории села, Тисульского района и Кемеровской области; знаменитых людях села, района, края; достопримечательностях села, района, края; военной летописи села, района, края; основных профессиях района и края.

Проект предусматривает разнообразные виды детской деятельности познавательную, коммуникативную, изобразительную, игровую, музыкальную, восприятие художественной литературы и т. д.

Цикл мероприятий с родителями

• анкетирование родителей «Моя малая Родина»;

консультации: «Познакомьте ребенка с родным селом»;

• оформление буклета «Мой Тисульский район»;

• привлечение родителей к оформлению мини - музея «Кузбасс – шахтёрский край»

совместная деятельность детей и родителей: изготовление гербариев растений Кемеровской области

3. Итоговый

1. Анализ проектной деятельности (соотнесение результатов с целями и задачами проекта).

2. Презентация результатов проектной деятельности :

- мини – музей «Кузбасс – шахтерский край»;

- выставка рисунков «Красота природы родного края»;

- представление проекта в собственном блоге на МААМ. RU;

- дидактического, наглядного и методического материала, созданного и собранного для реализации проекта.

Ожидаемые результаты

- наблюдается познавательный интерес и любознательность к познанию родного края, истории, культуры, природы;

- имеет представления об истории, культуре, природе Кемеровской области и родного города;

- умеет различать, показывать, называть символику Тисульского района и Кемеровской области (герб, флаг, гимн);

- понимает, что село - это его малая родина, он здесь родился и здесь живет, что город находится в Кемеровской области;

- имеет представления о том, что село Листвянка - Кемеровская область, это часть большой страны - России;

- может показать на географической карте, глобусе расположение Кемеровской области;

- имеет представления о городах Кемеровской области и их значимости для развития Кемеровской области;

- имеет представления о достопримечательностях родного села, района и Кемеровской области;

- знает основные профессии жителей района и Кемеровской области и особенности их труда;

- может рассказать о знаменитых людях района и Кемеровской области, и чем они прославили свой родной край;

- знает, что родной край населяют люди разных национальностей, у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура.

Вывод:

Приобщая ребенка к истории, культуре родного края мы формируем гордость за свой родной край, помогаем почувствовать себя маленьким «патриотом» своей «малой Родины». Мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет любить свой родной край – Кузбасс, так как яркие впечатления о родном крае, ее природе, истории, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Публикации по теме:

Образовательная деятельность «Люби и знай, свой родной край Башкоростан» Содержание программы: Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и соответствует.

Дидактические игры «Люби и знай свой родной край»Дидактические игры «Люби и знай свой родной край» Родной край. Милый дом. Что может быть дороже и милее? Мы, взрослые, имея большой жизненный опыт за спиной, это можем понять, принять.

Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край»Долгосрочный творческо-познавательный проект «Люби и знай родной свой край» Что мы Родиной зовём? Дом, где мыс тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Солнце в небе голубом,.

Фотоотчёт об открытом занятии по итогам нравственно-патриотического проекта «Люби и знай свой край родной»Фотоотчёт об открытом занятии по итогам нравственно-патриотического проекта «Люби и знай свой край родной» В родной степи шумят моря и реки, Цветут сады, колышутся поля, Очаровала ты меня навеки, Моя Донщина, родина моя! Дон… Земля донская… Донские.

КВН с родителями и детьми «Люби и знай свой Коми край»КВН с родителями и детьми «Люби и знай свой Коми край» К. В. Н. с родителями и детьми «Люби и знай наш Коми край» Цель: Систематизация знаний детей о родном крае, городе, способствующих формированию.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Родной свой край, люби и знай» Задачи: Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром Омской области. Расширять представления.

Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе.Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе. Заключительное занятие совместное с детьми и родителями проходит в музее «Симбирской Чувашской школы. Квартиры И. Я. Яковлева» с сотрудниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Люби и знай родной свой край — Кузбасс»
Опубликовано: 28 декабря 2023 в 18:07
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД