Елена Скобкина
Проект «Мама, папа, я — счастливая семья!» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья является самой важной вещью в мире.»
(принцесса Диана)
Актуальность темы.
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это удивительно незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения. Семья греет нас своей добротой и бескорыстностью, помогает идти по жизни. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали.
Публикация «Проект „Мама, папа, я — счастливая семья!“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Цель проекта : формировать осознанное понимание значимости семьи в жизни ребёнка.
Задачи проекта :
Образовательные:
Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.
Развивающие:
Совершенствовать стиль партнёрских отношений. Развивать коммуникативные навыки детей. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Вид проекта : исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (3 недели.)
Участники проекта : дети группы, воспитатели, родители (законные представители).
Литературный ряд: художественная литература по теме «Семья» : сказки, загадки, стихи.
Демонстрационный ряд:
• - предметные картинки, иллюстрации.
• - настольно-печатные игры.
• - атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр.
I этап: Подготовительный
• Составление плана работы над проектом.
• Определение цели и задач проекта.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
• Подбор и разработка конспектов НОД по теме проекта.
• Подборка фотографий, иллюстраций, художественной литературы.
• Предварительная работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
II этап: Основной
• Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы;
• Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей);
• Оснащение предметно — развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой).
III этап: Заключительный
• Выставка рисунков, детских работ, фотографий по проекту;
Содержание работы в рамках реализации проекта
I этап – подготовительный (2 дня)
№
п/п
Наименование мероприятия
Цель
1. Подбор демонстрационного, раздаточного, аудио и видео материала, произведений художественной литературы. Расширить знания детей о своей семье.
Дать понятия значимость семьи в жизни каждого человека.
2. Подбор пальчиковых игр, упражнений для зарядки в стихах. Развитие речевого аппарата.
3 Подбор материала для информационного стенда и папки-передвижки «Мама, папа, я – счастливая семья!», «Моя любимая мама» Привлечь родителей к подбору материала для реализации проекта.
II этап – основной (5 дней)
№
п/п
Наименование мероприятия
Цель
Направление «Социально-коммуникативное развитие»
4. Сюжетно-ролевые игры:
- «У нас в семье – младенец»,
- «Мама укладывает детей спать»,
- «Выходной день в семье».
Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
5. ТРИЗ:
- «У меня зазвонил телефон»
- «Чья очередь гулять с Тузиком?»
- «Бабушка приехала»
- «Мамы укладывают детей спать»
• Закреплять обобщающие признаки, активизировать познавательные способности; формировать активность,
Развивать мыслительные процессы, фантазию, воображение и речь ребенка
6. Дидактические игры:
- «Я расту…»,
- «Назови ласково»,
- «Кем работает папа (мама)»,
- «Чья одежда назови».
- «Что такое хорошо, что такое плохо?»
- «Мои хорошие поступки»,
- «Как мы живем в детском саду». Развивать внимание, память.
Воспитывать познавательный интерес
Формировать словообразования.
Систематизировать и обобщать знания детей о полезных свойствах лекарственных растений
7. Презентация:
- «Моя семья» Побуждать детей рассказывать о своих членах семьи.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Беседы:
- «Моя мама повар»
- «Мой папа шофёр»
- «Моя семья»
Составление сюжетных и описательных рассказов на основе иллюстративного материала, предметных картинок.
2. Экскурсия:
- «Медицинский кабинет»
- «Кухня»
Продолжать знакомить детей с профессией повар, доктор.
3. Просмотр мультфильмов:
- «Мама для мамонтенка»
- «Гуси – лебеди»
- «Крошка Енот»
- «Мама для мамонтёнка»
Уточнять и закреплять знания детей о семье, о любви детей и мам.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Беседы на тему:
- «С кем я живу»,
- «Хорошо у нас в саду…»,
- «Мои папа, мама, бабушка, дедушка»,
- «Мамины, бабушкины руки»,
- «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома». Закрепление знаний детей о доме, о семье, о членах семьи.»
2. Дидактические игры:
- «Я расту…»,
- «Назови ласково»,
- «Пустим имя по ветру»,
- «Кем работает папа (мама)»,
- «Чья одежда назови». Развивать внимание, память.
Воспитывать познавательный интерес.
Формировать словообразования.
Систематизировать и обобщать знания детей о семье.
3. Рассматривание плаката :
- «Моя семья»
- «Дом в котором я живу» Вовлечение детей в разговор во время рассматривания картины.
4. Чтение художественной литературы:
- Сказки: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, «Гуси – лебеди»,
- С. Маршак «Сказка об умном мышонке»
- Е. Пермяк «Мамина работа»
- Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»
- В. Белов «Мамина дочка»
- Л. Толстой «Старый дед и внучек».
- М. Матвеева «Синяя чашка»
- К. Паустовский «Теплый хлеб»
- В. Катаев «Цветик-семицветик» - - Л. Толстой «Косточка»
- К. Ушинский «Старый дед и внучек»
- А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»
- В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»
- Т. Шорыгина «Похищенное имя»
- З. Александрова «Посидим в тишине»;
Обогащение словаря детей за счет новых слов.
Воспитание умения слушать новые стихи, рассказы, сказки.
Активизировать речь детей, учить их импровизировать. Приобщение детей к поэтическому складу речи. Формировать интерес детей к произведениям художественной литературы; активизировать словарный запас;
5. Отгадывание загадок:
- Загадки о семье.
Продолжать учить отгадывать загадки
6. Разучивание стихотворения:
М. Лангер «Семья это счастье, любовь и удача»
Тренировать долговременную память
7. Пальчиковые игры:
- «Моя семья»,
- «Кто живет у нас в квартире»
- «Дружная семейка»
- «За работу»
- «Наши мамы»
- «Малыш»
- «Очки»
Повысить речевую активность, тренировать память ребенка, развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
8. Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотоматериалов, карточек:
- «Дом в котором я живу»
- альбом «Моя семья»
- газета «Мамочка любимая»
- фото-выставка «Чудо овощи»
Закрепление ФИО родителей.
Расширение представлений о семье, о семейных традициях и праздниках.
Образовательная область «Физическая культура»
1. Утренняя гимнастика:
- «Кто живёт у нас в квартире?»
- «Семейная зарядка»
- «Дом»
- «Устала наша бабушка»
- «Папа»
- «Мама дочь свою качает»
Повышение двигательной активности детей, приобщение детей к ведению ЗОЖ
2.
Подвижные игры:
- «Мамины помощники»
- «Кто быстрее построит домик из конструктора»
- «Мы веселые ребята»
- «Птица и птенчики»
- «Бездомный заяц». Повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий. Учить выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке; упражнять в ходьбе и беге. Развивать ловкость, внимание.
3. Дыхательная гимнастика:
- «Дом»
- «Моя семья»
Развитие речевого дыхания и голоса.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Рисование:
-«Украшение свитеров для мальчиков и девочек»,
- «Платок для бабушки».
- «Дом в котором я живу».
- коллективная работа «Цветы для мамы».
Аппликация:
- «Красивое платье»,
- «Подарок для мамы».
Лепка:
- «Угощение для гостей».
Знакомить детей с орнаментом. Учить детей аккуратно обводить и держать правильно карандаш. Радоваться своему исполнению. Доводить работу до конца.
Учить составлять композицию на листе. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Учить детей выразительно передавать образы фруктов, сладостей для угощения.
2. Музыкальное:
-«Папа может, папа может…»
- «Мой папа хороший»
- «Бабушка милая»
- «Ах, какая мама!»
-«Бабушка рядышком с дедушкой.»
- «Песенка мамонтенка»
- «Улыбка»
Учить вслушиваться в музыку, различать средства музыкальной выразительности.
Учить определять характер песни, отвечать на вопросы. Побуждать к сольному исполнению песен, петь
выразительно, передавая их характер.
3. Театрализация:
- «Три медведя»
- «Репка»
Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
4. Конструирование:
- «Дом для кукол»
- «Мебель для кукол»
Учить детей сооружать несложные постройки с перекрытиями.
Работа с родителями (законными представителями)
1. - Оформление выставки рисунков с «Мама, папа, я – счастливая семья!»
- Папка-передвижка «Как воспитать послушного ребёнка?
-Консультация «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
Получение консультаций по вопросам формирования нравственного воспитания и развития детей.
2. - Создание фотоальбома: «Мама, папа, я – счастливая семья»
Привлечение родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности.
III этап – итоговый (2 дня)
№
п/п
Наименование мероприятия
Цель
1. Участие в фотоконкурсе: «Удивительный урожай» Обогащение опыта родителей совместной с детьми деятельностью.
2. Выставка рисунков, аппликации. (коллективная работа) Закрепление представлений детей о семье.
Результаты проекта :
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения. Детьми были получены системные знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско - родительских отношений. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013;
2. Деркунская В. А. «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре» - Москва : Педагогическое сообщество России, 2005;
3. Бондаренко. А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - М: Просвещение, 1991;
4. Гризик Т. И. «Познаю мир» - Москва: Просвещение, 2007;
5. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» М Сфера 2003;
6. Ушакова О. С. «Знакомство с литературой детей 3 -5 лет» - Москва: Сфера, 2009;
7. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» М Сфера 2007;
8. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии - М. : Карапуз-дидактика, 2008;
9. Синкевич В. В. - «Физкультура для малышей» - М, Детство – пресс. 2002.
10. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» - М, ТЦ Сфера, 2005.
11. Свирская Л., «Работа с семьей : необязательные инструкции» - М, Линка-Пресс, 2007.
12. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» - М. : Т. У. Сфера, 2004.