Проект «Мегель» по приобщению дошкольников к истокам народной культурысредствами музейной педагогики

Евгения Шоглева
Проект «Мегель» по приобщению дошкольников к истокам народной культурысредствами музейной педагогики

Что разумеют, говоря «мегель»?

(М е г е л ь — возможность, срок, пора для какого-либо дела)

— Коль хочешь знать, сперва спроси, дружок.

У облаков, кудрявых, точно хмель,

Что ж дождиком не окропят лужок?

Не вышел срок.

«Мегель» — что это, объясни, родной.

— Спроси ты у гусей, чей путь далек,

Что ж над озерной светлою волной

Летят, не отдохнув хотя б часок?

Не вышел срок.

«Мегель» — что ж это все-таки, ответь.

У яблоньки спроси, какой в том прок,

Что до рассвета не украсит ветвь,

А будет в почке прятаться цветок?

«Мегель» — что ж это все же, как узнать?

— Спроси у скрипача, зачем смычок

На струны скрипки медлит опускать —

Стоит, уставясь взором в потолок?

Не вышел срок.

Но дождь из тучки хлынет на лужок,

Запенят гуси с гоготом поток,

На яблоньке распустится цветок

И на струну опустится смычок,

Как выйдет срок.

Хузангай П. П. «Песни Тилли» (Перевод А. Казакова)

Актуальность проекта

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем его традиций.

Чувашский народ по праву можно назвать уникальным в плане национальной самобытности, траектории развития личности ребенка через погружение в национальную культуру. Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как в её элементах окружающий мир отражается условно, через символические образы. Например, образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей осознанное отношение к человеку, природе, искусству и культуре в целом. Нельзя обойти вниманием нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства – все первые прикосновения к миру чувашской народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг и изумление. Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, в приобщении ребят к истокам народной культуры необходимо использовать не только фольклорные произведения и устное народное творчество. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ыв, м кнчели, валашка, турчка и т. д) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея предметов чувашской старины в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного чувашского края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Основаниями для проведенной работы являются целевые ориентиры, обозначенные в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:

1. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

2. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

3. Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

4. Ребенок обладает элементарными представлениями из области истории.

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, у нас возникла идея разработки проекта «Мегель» по организации мини-музея в детском саду, состоящим из предметов чувашской старины.

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств через знакомство с историей и традициями чувашского народа, приобщение к ее истокам.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для приобщения детей к истокам чувашской культуры.

2. Разработать технологию приобщения дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики.

3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами, народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; формировать представление о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является, воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

4. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Тип проекта: практический, долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

1. Создание эффективного этнопедагогического пространства для приобщения детей к истокам чувашской культуры.

2. Разработка технологии приобщения дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики.

3. Высокий уровень представлений дошкольников о культуре родного края. сформированность представлений о Родине как месте, где человек родился, бережное отношение к ее истории.

4. Активное взаимодействие родителей по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап, который включает в себя:

- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

- изучение литературы по музейной педагогике;

- изучение деятельности городских музеев, опыта работы в этом направлении других ДОУ.

II. Практический этап (этап реализации проекта).

- составление плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц за работу мини-музеем;

- разработка содержания мероприятий по реализации проекта;

- организация деятельности с детьми;

- работа с родителями по активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.

III. Заключительный этап:

- оформление презентации по результатам реализации проекта;

- выступление на педагогическом совете ДОУ с результатами реализации проекта;

- передача педагогического опыта (смотры, профессиональные конкурсы различных уровней).

Предварительные результаты работы

На основе проведенного анализа выбранной проблемы нами были сделаны следующие выводы:

1. Реализация принципов музейной педагогики в воспитании детей способствует реализации принципа ценностного освоения действительности, принципа включения ребенка в активный познавательный процесс, а именно дает ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор, включать общечеловеческие ценности во внутренний духовный мир, непосредственно закреплять полученные знания, которые тем самым становятся его личным приобретением, способствует формированию у ребенка целостной картины мира, стимулированию его творческих способностей и интереса к окружающему миру.

2. Приобщение детей к музейной культуре, развитие эстетического восприятия и художественного вкуса - важнейшие задачи, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений в наше время. Сегодня педагогу необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно- педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа. В этой связи взрослый встает перед необходимостью определенного конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Сегодня во многих образовательных учреждениях создается «музейная зона», где оформляются тематические экспозиции, подбираются экспонаты для мини-музеев.

3. К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.

4. Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.

Литература

1. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В. Виниченко - Дошкольное воспитание. – 2003. - № 5. - с. 38-41.

2. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика / Г. Н. Волков. – Чебоксары: Чебоксарская типография №1, 2004. - 488 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова - М.: Линка-Пресс, 2008.

Публикации по теме:

Авторская игровая гимнастика «Зонт» Утренняя гимнастика «Зонтик» (5-6 лет) Дождь на улице идёт, На зарядку нас зовёт. Зонтики яркие в руки возьмём, Зарядку под дождиком мы.

Игра для развития фантазии «На что похожи облака?» (презентация) Одним из полезных занятий для развития фантазии – разглядывание облаков. Но не всегда имеется возможность вместе с детьми заняться любованием.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект «Мегель» по приобщению дошкольников к истокам народной культурысредствами музейной педагогики
Опубликовано: 26 апреля 2015 в 12:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Посткроссинг «Встреча старых друзей или снова здравствуйте!»
Посткроссинг. «Встреча старых друзей или снова здравствуйте! » Блог Лариса Гацко Унылое утро. Все спешат с угрюмыми лицами «кутаясь зябко в пальтецо»,...
Фотозарисовки паркового ансамбля Версаля в Париже
Дворцово-парковый ансамбль Версаля заслуженно считается красивейшим местом и известнейшей достопримечательностью Франции....
Развитие дыхания у детей младшего возраста. Дидактическая игра «Кто быстрее?»
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения различной сложности быстро утомляют...
Фотоотчет по изготовлению открытки «Ваза с цветами» с детьми младшего дошкольного...
Добрый день уважаемые коллеги. Приближается чудесный праздник –День Мам! Это добрый и веселый праздник, ведь в этот день чествуют самых родных, любимых...
Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из...
Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей группы. Не...