Лучший педагог года

Проект «Мегель» по приобщению дошкольников к истокам народной культурысредствами музейной педагогики

Евгения Шоглева
Проект «Мегель» по приобщению дошкольников к истокам народной культурысредствами музейной педагогики

Что разумеют, говоря «мегель»?

(М е г е л ь — возможность, срок, пора для какого-либо дела)

— Коль хочешь знать, сперва спроси, дружок.

У облаков, кудрявых, точно хмель,

Что ж дождиком не окропят лужок?

Не вышел срок.

«Мегель» — что это, объясни, родной.

— Спроси ты у гусей, чей путь далек,

Что ж над озерной светлою волной

Летят, не отдохнув хотя б часок?

Не вышел срок.

«Мегель» — что ж это все-таки, ответь.

У яблоньки спроси, какой в том прок,

Что до рассвета не украсит ветвь,

А будет в почке прятаться цветок?

Публикация «Проект „Мегель“ по приобщению дошкольников к истокам народной культурысредствами музейной педагогики» размещена в разделах

«Мегель» — что ж это все же, как узнать?

— Спроси у скрипача, зачем смычок

На струны скрипки медлит опускать —

Стоит, уставясь взором в потолок?

Не вышел срок.

Но дождь из тучки хлынет на лужок,

Запенят гуси с гоготом поток,

На яблоньке распустится цветок

И на струну опустится смычок,

Как выйдет срок.

Хузангай П. П. «Песни Тилли» (Перевод А. Казакова)

Актуальность проекта

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем его традиций.

Чувашский народ по праву можно назвать уникальным в плане национальной самобытности, траектории развития личности ребенка через погружение в национальную культуру. Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как в её элементах окружающий мир отражается условно, через символические образы. Например, образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей осознанное отношение к человеку, природе, искусству и культуре в целом. Нельзя обойти вниманием нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства – все первые прикосновения к миру чувашской народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг и изумление. Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, в приобщении ребят к истокам народной культуры необходимо использовать не только фольклорные произведения и устное народное творчество. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ыв, м кнчели, валашка, турчка и т. д) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея предметов чувашской старины в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного чувашского края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Основаниями для проведенной работы являются целевые ориентиры, обозначенные в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:

1. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

2. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

3. Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

4. Ребенок обладает элементарными представлениями из области истории.

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, у нас возникла идея разработки проекта «Мегель» по организации мини-музея в детском саду, состоящим из предметов чувашской старины.

Цель проекта : Формирование у дошкольников патриотических чувств через знакомство с историей и традициями чувашского народа, приобщение к ее истокам.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для приобщения детей к истокам чувашской культуры.

2. Разработать технологию приобщения дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики.

3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами, народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; формировать представление о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является, воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

4. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.

Участники проекта : дети, родители, педагоги.

Тип проекта : практический, долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

1. Создание эффективного этнопедагогического пространства для приобщения детей к истокам чувашской культуры.

2. Разработка технологии приобщения дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики.

3. Высокий уровень представлений дошкольников о культуре родного края. сформированность представлений о Родине как месте, где человек родился, бережное отношение к ее истории.

4. Активное взаимодействие родителей по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап, который включает в себя:

- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

- изучение литературы по музейной педагогике;

- изучение деятельности городских музеев, опыта работы в этом направлении других ДОУ.

II. Практический этап (этап реализации проекта).

- составление плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц за работу мини-музеем;

- разработка содержания мероприятий по реализации проекта;

- организация деятельности с детьми;

- работа с родителями по активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.

III. Заключительный этап:

- оформление презентации по результатам реализации проекта;

- выступление на педагогическом совете ДОУ с результатами реализации проекта;

- передача педагогического опыта (смотры, профессиональные конкурсы различных уровней).

Предварительные результаты работы

На основе проведенного анализа выбранной проблемы нами были сделаны следующие выводы:

1. Реализация принципов музейной педагогики в воспитании детей способствует реализации принципа ценностного освоения действительности, принципа включения ребенка в активный познавательный процесс, а именно дает ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор, включать общечеловеческие ценности во внутренний духовный мир, непосредственно закреплять полученные знания, которые тем самым становятся его личным приобретением, способствует формированию у ребенка целостной картины мира, стимулированию его творческих способностей и интереса к окружающему миру.

2. Приобщение детей к музейной культуре, развитие эстетического восприятия и художественного вкуса - важнейшие задачи, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений в наше время. Сегодня педагогу необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа. В этой связи взрослый встает перед необходимостью определенного конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Сегодня во многих образовательных учреждениях создается «музейная зона», где оформляются тематические экспозиции, подбираются экспонаты для мини-музеев.

3. К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.

4. Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.

Литература

1. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В. Виниченко - Дошкольное воспитание. – 2003. - № 5. - с. 38-41.

2. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика / Г. Н. Волков. – Чебоксары : Чебоксарская типография №1, 2004. - 488 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова - М. : Линка-Пресс, 2008.

Публикации по теме:

Авторская игровая гимнастика «Зонт» Утренняя гимнастика «Зонтик» (5-6 лет) Дождь на улице идёт, На зарядку нас зовёт. Зонтики яркие в руки возьмём, Зарядку под дождиком мы.

Игра для развития фантазии «На что похожи облака?» (презентация) Одним из полезных занятий для развития фантазии – разглядывание облаков. Но не всегда имеется возможность вместе с детьми заняться любованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мегель» по приобщению дошкольников к истокам народной культурысредствами музейной педагогики
Опубликовано: 26 апреля 2015 в 12:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД