Лучший педагог года

Проект «Методическая помощь педагогам, родителям по работе с одаренными детьми»

Татьяна Мосеева
Проект «Методическая помощь педагогам, родителям по работе с одаренными детьми»

Проект

«Методическая помощь педагогам, родителям по работе

с одаренными детьми"

Автор:

Мосеева Татьяна Юрьевна, старший воспитатель

Цель Проекта Оказание методической помощи педагогам, работающим с одаренными детьми, родителям в создании единой системы выявления, эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей.

Публикация «Проект „Методическая помощь педагогам, родителям по работе с одаренными детьми“» размещена в разделах

Задачи Проекта 1. Обеспечить нормативно-правовое сопровождение проекта.

2. Ознакомить педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.

3. Совершенствовать сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков дошкольников.

Сроки реализации Проекта 1 этап (подготовительный)

(сентябрь - декабрь 2016 г.)

2 этап (организационно-практический)

(2017 – 2018 г. г.)

3 этап (рефлексивно-аналитический)

(апрель - май 2018 г.)

Планируемые результаты реализации Проекта • создание устойчивой функциональной системы выявления, поддержки и развития одаренных детей;

• положительная динамика участия воспитанников в конкурсах, конференциях разного уровня и результативности.

• повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;

• обобщение и распространение инновационного опыта, подготовка и издание методических рекомендаций;

• повышение социального престижа ДОУ на муниципальном и республиканском уровне.

II. Актуальность Проекта

В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Работа по выявлению одарённых и способных детей должна начинаться в дошкольном возрасте, конкретизироваться на начальной ступени и последовательно развиваться в основной и средней ступенях обучения и воспитания при непосредственном и активном участии воспитателей, педагогов, классных руководителей, психологов, родителей.

Каждый ребёнок талантлив по-своему. Задача каждого педагога – развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом человеке и дать им прорасти.

Заниматься с одарёнными детьми необходимо прежде всего и потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом для будущего нашего района и Республики. Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений деятельности образовательных организаций нашего района.

Кто же они – одарённые дети? Одарённые дети – это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Они, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Хотя, по моему мнению, если каждому ребенку с самого раннего детства предоставлять множество возможностей для саморазвития, он рано или поздно обнаружит свою одаренность.

Жизнь требует от детского сада подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного, любознательного, обладающего развитым воображением. Поэтому так важно:

- выявлять и развивать детскую одаренность, осуществлять поддержку детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;

- расширять возможности для участия способных и одарённых дошкольников в разных формах творческой деятельности.

III. Цель и задачи Проекта

Оказание методической помощи педагогам, работающим с одаренными детьми, родителям в создании единой системы выявления, эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей.

Задачи Проекта :

1. Обеспечить нормативно-правовое сопровождение проекта.

2. Ознакомить педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.

3. Совершенствовать сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков дошкольников.

IV. Этапы реализации Проекта

1 этап (подготовительный)

(сентябрь - декабрь 2016 г.)

2 этап (организационно-практический)

(январь 2017 – май 2018 г. г.)

3 этап (рефлексивно-аналитический)

(апрель - май 2018 г.)

V. Система мероприятий с педагогами в рамках реализации проекта

№ Мероприятие

Срок реализации Ответственный Предполагаемый результат

1 этап (подготовительный)

1 Создание нормативно-правовой базы сопровождения проекта :

- сентябрь - декабрь 2016 г. Директор, старший воспитатель Пакет нормативных документов

2 Подготовка и издание методических рекомендаций по проблеме выявления, развития, поддержки талантливых, одаренных детей сентябрь - декабрь 2016 г. Старший воспитатель Методическая копилка

2 этап (организационно-практический)

3 Проблемный семинар

«Одаренные дети : выявление, обучение, развитие»

январь 2017 г. Старший воспитатель

Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности

4 Консультации по модулям:

1. «Кто такой одаренный ребенок

2. «Понятие и виды одаренности»

3. «Одаренные дети : особенности психического развития»

4. «Особенности личности одаренного ребенка» февраль – март

2017 г. Педагог-психолог

5 Семинар-практикум «Разработка модели индивидуальной программы развития одаренного ребенка» апрель Старший воспитатель

Педагог-психолог Разработанные программы развития одаренного ребенка

6 Проведение тренингов с педагогами в течение года Педагог-психолог

7 Семинар-практикум «Разработка портфолио одаренного ребенка» апрель- май Старший воспитатель Создание портфолио дошкольников

8 Педгостиная «Эффективное использование изученных передовых технологий в работе с одаренными детьми» 1 раз в квартал Старший воспитатель Презентации проектов педагогов

9 Повышение квалификации педагогов по проблеме выявления, развития, поддержки талантливых, одаренных детей (проблемные семинары, краткосрочные курсы, обучающие семинары) в течение года Старший воспитатель Получение знаний об особенностях личности и психического развития одаренных детей

10 Круглый стол с педагогами по выявлению познавательной и творческой одаренности дошкольника, уточнение «банка данных» одаренных детей апрель,

октябрь 2017 г. Педагог-психолог

Старший воспитатель Создание «банка данных» одаренных детей

11 Консультация «Взаимодействие педагога и родителей по вопросам детской одаренности» сентябрь

2017 г. Старший воспитатель Презентация, памятки по работе с родителями

12 Организация, подготовка и проведение фестиваля «Все звезды» март

2018 г. Старший воспитатель, музыкальный руководитель Участие в фестивале, выявление одаренных детей

13 Участие педагогов в конкурсах, конференциях, фестивалях и т. п. в течение года Старший воспитатель Саморазвитие педагога

14 Создание сборника методических рекомендаций для работы с одаренными детьми. в течение года Педагог-психолог Сборник методических рекомендаций для работы с одаренными детьми.

15 Проект «Внедрение

профессионального стандарта в ДОУ» 2016-2020 г. Директор, старший воспитатель Повышение квалификации педагогов

3 этап (рефлексивно-аналитический)

16 Итоговый педагогический совет «Анализ результатов деятельности ДОУ за 2017-2018 учебный год» апрель - май 2018 г. Старший воспитатель Информирование всех участников образовательного процесса о результатах реализации проекта, определение перспективных направлений.

17 Обобщение и распространение инновационного опыта, подготовка и издание методических рекомендаций апрель - май 2018 г. Старший воспитатель Издание методических рекомендаций

VI. Профессионализм педагога – залог успешности ребенка

Наиболее важным условием развития ребёнка является профессионально-личностная квалификация педагогов, которые работают с ним. Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. И это не только прекрасный педагог, любящий свою профессию, детей. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые значимы в общении с любым одаренным дошкольником : психолого-педагогические знания, умения и навыки, профессионально значимые личностные качества, профессионально-личностная позиция.

Работа с одаренными детьми – это длительный, сложный процесс.

Специфика подготовки таких специалистов должна отвечать целому ряду требований:

• комплексный характер образования (психолого-педагогический и профессионально-личностный);

• создание системы консультаций, семинаров, тренингов;

• создание психолого-педагогический условий для развития профессионального мастерства;

• демократизация образовательной среды, создание благоприятной, творческой атмосферы;

• профессиональная подготовка.

Качества педагога для работы с талантливыми и одаренными детьми

Эмоциональная стабильность, целеустремленность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одаренных детей

Стремление к самообразованию и самосовершенствованию

Высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность

Наличие организаторских способностей

Доброжелательность, чуткость, педагогический такт

Активная научно-методическая деятельность

Профессиональная компетентность

Высокая теоретическая подготовка

Знание детской психологии

VIII. Работа с родителями одаренных детей в процессе совместной деятельности

Организация психолого-педагогического просвещения родителей, должна существенно повысить роль семьи в воспитании и развитии детей, уровень социализации одаренных детей. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Именно поэтому родителям одарённых детей необходимо оказывать надлежащую научно-методическую и информационную поддержку, которая будет способствовать повышению культуры семейного воспитания, развитию способностей детей, сохранению их психологического и физического здоровья.

Отдельно следует остановиться на взаимодействии с родителями талантливых и одарённых детей.

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

1) психологическое сопровождение семьи способного ребенка;

2) создание информационной среды для родителей;

3) организация совместной практической деятельности способного ребенка и его родителей;

4) поддержка и поощрение родителей на уровне детского сада.

Цель данной работы с родителями направлена на :

- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

- выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;

-установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком

Система мероприятий с родителями в рамках реализации проекта

№ Мероприятие

Срок реализации Ответственный

Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка

1 Консультация «Одаренный ребенок и как его воспитывать» январь 2017 г. Педагог-психолог

2 Индивидуальные консультации с педагогом - психологом февраль – март

2017 г. Педагог-психолог

Организация информационной среды для родителей

3 Памятки по взаимодействию детей с целью развития творческих способностей май 2017 г. Воспитатели

4 Групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности «Творим вместе!» сентябрь – октябрь 2017 г. Воспитатели

5 Мастер-класс «Как создать уголок творчества дома» октябрь 2017 г. Воспитатели

6 Фотогалереи талантов, дипломы победителей в течение года Воспитатели

7 Работа с родителями с использованием ИКТ ресурсов: общение в соцсетях, электронная почта. в течение года Воспитатели

Совместная практическая деятельность

8 Создание портфолио дошкольника апрель – май 2017 г. Воспитатели

9 Выставки творческих работ в музыкальном зале «Осенний натюрморт», «Чудо-ладошки», «Моя любимая мама», «Семейная коллекция к Новому году», «С Днем защитника Отечества», «Пуговичный мир», «Нарисую солнышко».

в течение года Воспитатели

10 Фестиваль, посвященный дню матери ноябрь Воспитатели

11 Совместные театрализованные представления для детей в течение года Воспитатели

12 Клуб для родителей «Здоровая семья» на темы 1 раз в квартал Старший воспитатель, педагог-психолог

13 Участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах, фестивалях в течение года Воспитатели

Мы стараемся поддерживать и поощрять родителей, которые активно включаются в совместную работу. На день открытых дверей в детском саду на торжественной части праздника активные родители награждаются грамотами и Благодарственными письмами от дошкольного учреждения.

Опыт работы с родителями показывает, что только при слаженной совместной работе в семье, где воспитывается одаренный ребенок, в детском саду созданы, благоприятные условий, ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей и одаренности.

Такая система работы позволит повысить правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приведёт к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом.

IX. Планируемые результаты реализации Проекта

Наша стратегия работы с талантливыми и одаренными детьми заключается в создании условий для их успешного развития, включая просто способных детей, а также детей, чья одаренность ещё не проявилась, но у них есть желание развить какие-то способности.

В работе с одаренными детьми мы, педагоги ставим цель создание оптимальных педагогических условий для гармоничного развития одарённых детей и их творческой самореализации.

• создание устойчивой функциональной системы выявления, поддержки и развития одаренных детей;

• положительная динамика участия воспитанников в конкурсах, конференциях разного уровня и результативности.

• повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;

• обобщение и распространение инновационного опыта, подготовка и издание методических рекомендаций;

• повышение социального престижа ДОУ на муниципальном и республиканском уровне.

X. Список литературы

• Артемьева Т. И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5, № 3.

• Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.

• Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В. И. Панова. - М., 1998.

• Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.

• Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.

• Брюно Ж. и др. Одаренные дети : психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - № 4.- с. 73.

• Бурменская Г. Одаренные дети. - М., 1991.

• Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М. : Знание, 1973. - 96 с.

• Вишнякова Н. Психологические особенности креативной одаренности женщин // Женщина, Образование. Демократия. - Минск: Энвила, 1999.

• Волкова М. Г. Развитие способностей у детей - основа жизненного успеха. - М. : НИИВШ, 1989. - 120 с.

• Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М., 1995.

• Гильбух Ю. З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1992.

• Гильбух Ю. З. и др. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. - 1990. - №4.

• Глотова Г. А. Творческая одаренность личности. - Екатеринбург, 1992.

• Голубева Э. А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. - 1986. - № 5.

• Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.

• Грязева В. Г., Петровский В. А. Одаренные дети : экология творчества. - Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. - 40 с.

• Давлетшин М. Г. Психология технических способностей школьников. - Ташкент: Фан, 1971. - 176 с.

• Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт. -сост. Н. И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.

Одаренный ребенок : особенности обучения: пособие для учителя / Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др. ; под ред. Н. Б. Шумаковой. – М. : Просвещение, 2006. – 239 с.

• Доржиева Т. В. Особенности работы с творчески одаренными детьми в учебных заведениях. - Улан-Удэ, 1999. - 61 с.

• Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.

• Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб. : Питер, 1999.

• Дружинин В. Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей // Психологический журнал - 1991. - № 2.

• Дьяченко О. М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. - 1996. - №5.

• Ильин Е. П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. - 2003. - № 3.

• Как определить и развить способности ребенка / Сост. В. М. Воскобойников. - СПб. :-

• Кузьмина Н. В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.

• Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.

• Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избр. тр. - М., Воронеж: МОДЭК, 1997. - 448 с.

• Лейтес Н. С. Возрастная одарённость школьников. - М., 2000.

• Лейтес Н. С. Об изучении проблемы склонностей в русле идей Б. М. Теплова // Вопросы психологии. - 1976. - № 5.

• Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников // Вопросы психологии. - 1985. - № 1.

• Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М. : Педагогика, 1971.

• Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. - 1960. - № 1.

• Лосева А. А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста // Журнал практического психолога. - 1998. - №3. - С. 84.

• Матюшкин А. М. Загадки одаренности. - М. : Школа-пресс, 1993.

• Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - с. 29-33.

• Мейснер Т. Вундеркинды. Реализованные и нереализованные способности. - М., 1998.

• Мелхорн Г., Мелхорн Х. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. - М. : Просвещение, 1989. - 159 с.

• Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. - Пермь, 1990.

• Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. - М., 2001.

• Мясищев В. Н. Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблемы способностей. - М., 1962.

Одаренные дети / Пер. с англ. ; Под общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. - М. : Прогресс, 1991. - 376 с.

Одаренные дети / Под ред. М. Карне. - М., 1991.

Одаренные дети : выявление, развитие, поддержка. - Челябинск, 1996.

Одаренные дети : проблемы и перспективы / Под ред. А. З. Иоглевич. - Челябинск, 1995.

Одаренный ребенок / Под ред. О. М. Дьяченко. - М., 1997.

• Панов В. И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3.

Педагогические способности // Педагогическая психология : Учеб. / Под ред. Н. В. Клюевой. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

• Полуянов Ю. А. Воображение и способности. - М. : Знание, 1982. - 96 с.

• Попова Л. В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3.

Проблемы способностей в современной психологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А. А. Бодалев, А. М. Матюшкин. - М. : НИИОП, 1984. - 144 с.

• Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. - М. : Академия, 1996. - 416 с.

• Психология одаренности : от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова. - М., 2000.

Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. - М., 1998.

• Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова - М., 2003.

• Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986. - 224 с.

• Учителю о одаренных детях / Под ред. В. П. Лебедевой и др. - М. : Молодая гвардия, 1997.

• Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.

• Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М. : Молодая гвардия, 1997.

• Чистякова Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. - 1991. - №6. - С. 103.

• Чудновский В. Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. - 1986. - № 3.

• Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М. : Знание, 1986. - 80 с.

• Чудновский В. Э. Одаренность : дар или испытание. - М., 1990.

• Шадриков В. Д. Способности человека. - М., 1998.

• Шадриков В. Д. О содержании понятий "способности" и "одаренность" // Психологический журнал. - 1983. - Т. 4. - № 5. - C.14-19.

• Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. : Учебное пособие. - М. : Логос, 1996. - 320 с.

• Штерн В. Умственная одаренность - СПб., 1997.

• Шумакова Н. Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 27.

• Шумакова Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопросы психологии. - 1996. - №3. - С. 34.

• Юркевич B.C. О "наивной" и "культурной" креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.

• Юркевич В. С. Одаренный ребенок : иллюзии и реальность. - М. : Просвещение, 1996.

• Юркевич В. С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога // Школа здоровья. - 1997. - №1. - С. 59.

• А. В. Яковина. Модель готовности учителя к работе с одаренными детьми. Научно-практический журнал «Одаренный ребенок», № 4, 2011г.

• Ясюкова Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. - 1990. - №5. - С. 72-81.

I

Публикации по теме:

Аналитическая справка по работе с одаренными детьми Работа с талантливыми детьми в МКДОУ д/с «Шолпан» Таланты редки и их надо беречь и сохранять, в них настоящая сила нации. В. Вернандский.

Консультация «В помощь родителям» В помощь родителям «Я хочу играть, а не спать»«Хочу», «не хочу» — эти слова кроют в себе весь спектр эмоциональных переживаний ребенка.

«Правила пения с детьми». В помощь педагогам ДОУ «Правила пения с детьми» Пение – один из основных видов музыкальной деятельности дошкольников. Очень большую роль в обучении пению играют.

Организация работы с одаренными детьми Тема: «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ» Истамгалина Ризеда Маратовна 01.09.2018. Тема: «Организация работы с одаренными детьми.

Организация работы с одаренными детьми в ДОУ Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития.

Особенности работы с одаренными детьми в школе Особенности работы с одаренными детьми в школе Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном.

План работы с одаренными детьми и детьми с высоким уровнем развития (вторая младшая группа) План работы с одаренными детьми и детьми с высоким уровнем развития (вторая младшая группа) Основная цель. Создание условий для построения.

Помощь воспитателям при работе с детьми с аутизмом. Помощь педагогам при работе с детьми с РАС «… Я не понимаю, что такое лето, Я не знаю, что это - зима… Я не слышу шум прибоя И не вижу.

Консультация «В помощь родителям»Консультация «В помощь родителям» Работа с красками Давай поиграем в кошки-мышки. Я дам тебе маленькую кисточку. а себе возьму большую. Твоя кисточка- мышка, моя кисточка-кошка.

Консультация «В помощь родителям, для работы с детьми дома в тетради» Массаж (самомассаж) пальцев и ладоней. 1. «Ёжиковый массаж». Я мячом круги катаю, Взад-вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Методическая помощь педагогам, родителям по работе с одаренными детьми»
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 14:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД