Алина Руденко
Мини-музей «Куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
Воспитанница нашей подготовительной группы Милана М. принесла в группу народную куклу, которую ей привезли из Ярославля. У детей сразу возникли вопросы: «Почему на лице нет глаз и рта?»; «Как с ней играть?»; «Почему так называется кукла?»; «Из чего сделана кукла?»; «Как можно самим сделать такую куклу?», «Какими куклы были раньше?», «Где можно сейчас увидеть разных кукол?». Мы не торопились отвечать нашим воспитанникам сразу на все вопросы, а решили поискать ответы на них всем вместе: подумать им самим, поговорить с родителями, посмотреть информацию в интернете, в книгах.
Публикация «Мини-музей „Куклы“» размещена в разделах
Нам пришла идея создать мини-музей кукол.
Интеллектуальное развитие детей средствами музейной педагогики – новое и весьма успешное направление работы в дошкольном образовании.
Цель создания музея:
Познакомить детей с историей куклы, откуда она появилась, из чего изготавливалась, и как кукла трансформировалась в течение многих десятилетий.
Основное назначение мини-музея – развивающее: дети узнают историю куклы, учатся играть с ней. Экспонаты мини-музеев всегда на виду у детей. Они в любое время могут их рассмотреть, вспомнить, о чем говорили взрослые во время экскурсии. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, т. к. дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.
Принципы организации музейно-педагогической образовательной деятельности:
-комплексности музейного подхода;
-непрерывности, преемственности и последовательности излагаемых знаний;
-многообразия и вариативности форм подачи информации: экскурсии, дидактические игры, продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры. В качестве экскурсовода выступают не только воспитатели, но и бабушки наших воспитанников. Экспозицию «Театральные куклы» детям представляла педагог дополнительного образования Фетисова Людмила Андреевна;
- интерактивности (ребенок запоминает только то, что делает);
- программности;
- действенности и результативности;
Планируемые результаты:
*Создание музея кукол.
* Комплексно реализовывать задачи следующих образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, художественная деятельность.
* С помощью музейной экспозиции сформировать у детей навыки игры с куклой.
* Закрепить навыки самообслуживания.
Воспитывать умение бережно относиться к предметам через общение с куклами.
* С помощью использования фольклорного материала расширить и обогатить словарный запас детей.
Мини-музей «Куклы»
Наш мини-музей расположен в группе, удачно вписываясь в интерьер. Экспонаты расположены на полках и стеллажах.
Наш мини-музей имеет:
-Основной фонд: настоящие музейные предметы
- Научно-вспомогательный фонд: стенды с фотографиями экспонатов музея кукол в г. Санкт-Петербурге; стенды о дымковской игрушке, тряпичных куклах, соломенных куклах, матрешках, театральных куклах; компьютерную презентацию мини – музея, фотослайды, видеосъемку о тряпичных куклах, аудиозаписи колыбельных песен.
-Интерактивный фонд: дидактические игры, материалы для манипулирования с музейными предметами. В нашем музее есть 2 дидактические куклы - девочка и мальчик. Они помогают закреплять с детьми названия частей тела и их расположение, одежду, навыки застегивания пуговиц, кнопок, молний, шнуровки.
-Запасники. Есть куклы, которыми наш музей гордится. Это большая коллекция фарфоровых кукол, авторская кукла (имеет паспорт, куклы в национальных костюмах (венгерка, казашка, узбечка, японка, кукла в русском национальном костюме, миниатюрная кукла (ее высота 7 см.) с комплектом мебели, современные куклы Барби,Кен; куклы Братц (девочки и мальчик).
Был составлен перспективный тематический план экскурсий в музей. Каждая экскурсия предусматривает:
-рассматривание экспонатов музея,
-рассказ взрослого (воспитателя, родителя) об экспонате с показом наглядного материала, слайдов, с использованием аудио записей.
-Проведение дидактических игр, упражнений с предметами интерактивного фонда музея.
Реализация проекта
Экспозиция музея «Куклы-матрешки».
«Куклы-неваляшки» и «Куклы-пупсы».
«Куклы наших бабушек».
«Театральные куклы».
«Современные куклы».
Куклы из запасников:
Авторская кукла.
Куклы Братц
Куклы Барби
Миниатюрная кукла (ее высота 7 см.) с комплектом мебели.
Коллекция кукол из Киндер Сюрпризов.
Фарфоровые куклы.
Куклы в национальных костюмах.
Презентация продуктов проекта.
Мини-музей открыт постоянно, и дети с воспитателями других групп могут в любое время приходить на экскурсию.
Научно – методическое обеспечение:
Н. Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду» Линка –Пресс; Москва, 2008г.
Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/в №1 – 2009г.
А. Греков «Музей игрушки и его основатель»
И. Лыкова «Я леплю свою игрушку».
Фотографии из личного архива автора.