МААМ-картинки

Проект «Мир дому моему»

Елена Никулина
Проект «Мир дому моему»

Авторы – составители:

Никулина Елена Аркадьевна, воспитатель ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат»

Алексеевская Валентина Семеновна, воспитатель ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат»

РЕЦЕНЗЕНТ:

Лыскова Ольга Алексеевна, зам. директора по общим вопросам ГАУ КО «Юргинский психоневрологический интернат»

Проект : развитие новых форм социальной работы «Мир дому моему».

Публикация «Проект „Мир дому моему“» размещена в разделах

Творческая область: приобщение проживающих к православной культуре, сущностными характеристиками методом проекта, внедрение инновационных форм работы в реабилитационный процесс.

Вид проекта : социально – ориентированный проект, средней продолжительности.

1. Актуальность темы:

Основной задачей социальных учреждений на современном этапе является оптимизация жизнедеятельности проживающих.

Цель работы – распространение положительного опыта работы по духовно – нравственному направлению, включающее развитие у проживающих нравственных чувств как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей.

Эти преобразования коснулись и нашего учреждения. Духовно – нравственное направление в работе социального учреждения подтверждает об успешной организации исследовательско – краеведческой работы: знакомство с деятелями Православия, изучение документов, встречи с интересными людьми (представители духовенства, паломники, сестры милосердия).

Но вместе с тем, анализ реабилитационной работы выявил недостаточную организацию работы по духовно – нравственному воспитанию с проживающими, недостаточное владение навыками:

- краеведческой работы (изучение документов, посещение памятных мест).

Таким образом, в нашем учреждении возникла необходимость в организации активно – деятельностных форм по проявлению патриотизма, духовного начала среди проживающих: почитание старшего поколения, духовно – патриотическая деятельность.

Таким образом, данный проект включает в себя разноплановую практическую и совместную занимательную деятельность, обеспечивающий частичную компенсацию утраченных функций проживающих.

Реализация данного инновационного проекта, в рамках которого исследуется педагогический аспект, предусматривает взгляд на проживающего как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Сложность заключается, прежде всего, в различных возрастных категориях, их опыте, умениях и способностях. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный подход к личности с ограниченными возможностями здоровья, я считаю возможным и необходимым приобщать проживающих к практическим видам деятельности с целью активной их организации. Считается возможным и необходимым включать проживающих в исследовательско – поисково – краеведческое пространство, обеспечивать им разноплановое поле деятельности, используя в работе специфические методы и приемы (выполнение практических заданий, выстраивание партнерских отношений, использование документальной информации и пр.).

Данная работа – это попытка движения от воспитания простых чувств к воспитанию нравственных чувств.

Становление социальной реабилитации в современных условиях, опирающееся на духовно – нравственное воспитание как средство коррекции развития поведения проживающих, ведет за собой возрождение традиций православного воспитания и уклада.

Вышесказанное можно сформулировать как способ к действию: сегодня для нашего общества важно воспитание личности различных социальных категорий, обладающей духовно – нравственными ценностями, нравственно – патриотическими чувствами, но их возможно и воспитать через активную проектную деятельность, где проживающий является исследователем, экспериментатором, а педагог должен создать условия для взаимодействия всех участников реабилитационно – воспитательного процесса: проживающих, педагогов, социума.

В качестве основного метода данного проекта взят практический метод развивающего обучения – метод «эмоционально – чувственный». Это созвучно концептуальным педагогическим идеям, в основу которых положены документальные факты.

Материал проекта построен так, что его можно использовать в процессе организации индивидуальных и групповых видов занимательной деятельности проживающих (коммуникативной, познавательно – исследовательской).

Выделены основные формы организации с проживающими:

- усвоение основных духовно – нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы (житие Оптинских старцев, поучения Серафима Саровского, предания Девеевского монастыря);

- усвоение основных духовно – нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие («О добродетелях», «О почитании родных и близких», «О милости», «О целемудрии» и пр.);

- формирование навыков почтительного отношения к старшим, воспитателям, попечителям, сверстникам, а также навыков заботы о младших («Кто наш ближний?», «Бог – есть любовь»);

- формирование благожелательного отношения к носителям религиозных культур, другого мировоззрения.

- проектная деятельность проживающих;

- аналитическая деятельность.

Задача педагога, работающего в социальном учреждении – донести через информационные, практические формы работы (знания, опыт, действия, чувства, выработать у проживающих положительные личностные качества, перспективы роста частичной компенсации знаний, заложить основы нравственности.

Обучать и воспитывать, направлять развитие и корректировать поведение без насилия, уважая свободную личность проживающего, внимательно и чутко выявляя, поддерживая, развивая коммуникативные способности – именно эти принципы учтены в проекте, что позволяет говорить о гуманитарном, личностно – ориентированном подходах. Проведение данной проектной деятельности предполагает для педагога: освоение эффективных форм работы с проживающими по формированию духовно – нравственных ценностей, этических чувств. Для проживающих: обязательное представление о социуме, как общественно значимом.

SWOT – анализ

Сильные стороны Слабые стороны

- Организация воспитательного процесса через разные формы деятельности (краеведческая, познавательно – практическая)

- Социальное партнерство Несформированность новообразований как необходимого запаса знаний, умений навыков в духовно – нравственном воспитании у проживающих

Активное участие в исследовательской работе Ограниченные возможности здоровья

Возможности Ограничения и риски

Участие педагогов в конкурсном движении Привлечение к воспитательному процессу средств передвижения

1. Содержание работы зависит от нескольких факторов:

- заинтересованность педагогов новыми формами работы;

- взаимодействие педагогов и проживающих;

- опыт поисковой работы.

Целью данной проектной деятельности «Мир дому моему» является обогащение содержания воспитательного процесса инновационными формами работы по духовно – нравственному направлению.

2. Задачи проекта :

1. Дать знания о христианском понимании устройства мира: связи красоты рукотворной и нерукотворной. Способствовать формированию и развитию морально – интеллектуальной компетенции проживающих, нравственно – этическим нормам и представлениям, духовно – нравственным отношениям и чувству сопричастности к родному дому, к культурному наследию своего народа.

2. Раскрыть христианское понимание Бога как Любви высшей, жертвенной, спасающей человека, смысл христианского благодарения Творцу и познакомить с его отражением в феноменах православной культуры (религиозном искусстве, литературе, христианских праздниках, традициях жизни). Расширять знания проживающих в области традиционной религиозной культуры России в исторической ретроспективе на современном этапе.

3. Научить анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием ( отношение к себе: а какой я) и сформировать нравственную потребность взаимодействия с окружающим миром на основе бескорыстной любви. Воспитывать в духе почитания традиций и культуры своего народа, нравственно – интеллектуальных черт личности, толерантного отношения к сверстникам, другим людям, традициям государства, общественным и церковным праздникам.

4. Апробировать в педагогической деятельности.

4. Партнеры проекта социального учреждения:

1. Воспитатели

2. Проживающие

3. Православная церковь (священнослужители)

Субъектами реабилитационного процесса следует считать проживающих, его «дом», в связи с тем, что «системообразующей основой духовно – нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является медицинское учреждение, работа которого направлена на просвещение проживающих, оказание помощи, поддержки.

Определяемый возраст проживающих от 18 лет и старше.

Значимость данного социального проекта определяется как правильная организация воспитательного процесса с проживающими в условиях их длительного проживания в социальном учреждении.

5. Механизмы реализации проекта :

Реализация поставленных задач проходит в три этапа:

I этап – подготовительный

II этап – реализационный

III этап – итоговый (аналитический)

I этап – подготовительный

Введение в информационное пространство проживающих определяет уровень социальных компенсаторских функций, овладение навыками групповой работы (включение в исследовательское пространство).

Предварительная работа включает в себя:

1. Знакомство проживающих с первыми шагами к вере (беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми).

2. Знакомство проживающих с православным этикетом (правила поведения в общественных местах).

3. Знакомство проживающих с ритуалами ( богослужение: утреннее, вечернее, всеношное).

4. Знакомство проживающих с обычаями и традициями Православия.

В связи с актуальностью данной проблемы организована краеведческая работа с целью: создание рационально организованной познавательной деятельности в ходе воспитательного процесса, осуществление возможностей вариативного подхода к духовно – нравственному воспитанию проживающих.

Культурное наследие создают и присваивают люди. Чем больше человек знает, умеет, тем бережнее относится к окружающему миру, к себе. Формировать верные представления о христианской системе ценностей невозможно без опоры на первоисточники. Именно в них воспитатель находит нужный к исследованию фактический материал. Задача воспитателя – подобрать фрагменты первоисточника. Как это сделать? Например, при знакомстве с темой «Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа (Богоявление)».

II этап – реализационный

На данном этапе проживающие в творческом процессе овладевают:

• чувством прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

• знанием достопамятных событий отечественной истории, имен и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

• умением видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

• приобщением к духовно – нравственным ценностям своего народа;

• усвоением нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении ее духовности и культуры;

• приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

• формирование потребности в нравственном совершенствовании.

III этап – итоговый (аналитический)

Содержательный компонент проекта включает – овладение проживающими доступным объемом представлений и понятий об окружающем мире: жизни народа, истории страны, Православной культуры, традициях народа.

Следовательно, правильная организация работы по духовно – нравственному воспитанию проживающих основана, прежде всего, на разноплановой совместной занимательной деятельности.

Практическая работа с проживающими представлена через:

посещение памятных мест

встречи с православными людьми города

сопричастие к обычаям и традициям Православия

Применяются разнообразные формы и методы работы с проживающими (наглядные, практические, словесные, репродуктивные, частично – поисковые, исследовательские). Проект средней продолжительности, этап реализации в течение двух месяцев. При необходимости, с учетом возникающих затруднений, в план работы вносятся необходимые коррективы.

6. Ресурсное обеспечение (кадровое, материально – техническое, методическое)

база имеется требуется

Кадровое воспитатели кадровый состав соц. партнерство православной церквью

Материально – техническое Молельная комната

Методическое Документы

миникабинет (видеофильмы, метод. пособия по духовно – нравственному воспитанию скерокопии архивных документов

7. Сроки реализации проекта (30.05.2016г. – 30.07.2016г.)

8. ПЛАН – ГРАФИК РАБОТЫ

№ Наименование мероприятия Дата проведения Краткое описание мероприятия

1. Тема: «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» май «Введение в Православие»

Цель: введение в православную культуру.

Задачи:

1. Познакомить проживающих с системой нравственных критериев Православия.

2. Способствовать развитию представлений у проживающего о значении нравственных норм и ценностей для каждого человека.

3. Воспитывать у проживающих любовь к родному дому, чувство гордости за место проживания.

Оборудование: иллюстрации, православные книги, иконы, фотоматериал.

2. Тема: «Основы православной культуры»

май «Культурное наследие: православные святыни, христианское искусство»

Цель: формирование у проживающих чувство гордости за историческое прошлое своей Родины, уважение к православным людям, их труду.

Задачи:

1. Познакомить проживающих с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной церкви.

2. Раскрыть содержание и смысл Православного искусства.

3. Воспитывать у проживающих чувство сопричастности к православному наследию.

Оборудование: иллюстрации, иконы, фотоматериал, видеоматериалы.

3. Тема: «История в лицах» июнь Круглый стол «Встреча с паломниками»

Цель: формирование значимости святых мест в жизни человека.

Задачи:

1. Познакомить с историческим прошлым нашего народа.

2. Расширять знания проживающих о святых местах как о нерукотворном создании духовного мира.

3. Приобщать у проживающих ценностно – ориентировочные отношения.

Оборудование: сувениры, фотоархив.

4. Тема: «Национально – региональный компонент» июнь

июль 1. «Экскурсия к памятным местам»

Цель: развитие положительных эмоций, нравственно – этических чувств.

Задачи:

1. Ввести проживающих в христианский мир посредством включения в краеведение.

2. Прививать чувство сплоченности, уважения к жизненному опыту своих предков.

3. Воспитывать любовь к наследию православной церкви, нравственное отношение к действительности.

Оборудование: фотоматериалы.

2.«Экскурсия по памятным местам»

Цель: включение проживающих в краеведческую работу.

Задачи:

1. Ввести проживающих в духовный мир посредством приобщения к Православию.

2. Показать роль Православной церкви в становлении личности человека.

3. Приобщить проживающих к нравственным ценностям, воспитывать уважение к православным традициям, чувство сопричастности и долга к обычаям русского народа.

Оборудование: фотоматериалы.

5. Тема: «Практическая деятельность» июнь - июль 1. «Звонарное дело»

Цель: приобщение к традициям Православной церкви.

Задачи:

1. Познакомить с историей создания колоколов.

2. Расширять знания проживающих о разных мелодиях колокольного звона, приемах работы с колокольными нитями.

3. Воспитывать чувство гордости за исторические реликвии.

Оборудование: церковные колокола.

6. Тема: «Презентация работы»» июль «Мир рядом»

Цель: формирование умений работы с документами.

1. Привести в систему документальные данные.

2. Показать значимость выполненной работы.

3. Воспитывать сопричастность к духовному культурному наследию.

Оборудование: фотоматериалы.

Все запланированные мероприятия направлены на формирование навыков краеведческой работы с проживающими от 18 и более лет. Составляется тематический перспективный план, помогающий педагогу, проживающим более гармонично сочетать серьезность содержания и занимательную деятельность. Используются такие формы и методы работы, как экскурсии, участие в исследовательской деятельности, практическое выполнение, сбор информации, краеведческая работа и др. Мероприятия приобретают форму сотрудничества, которая преимущественно и носит творческий характер. Эффективность такого сотрудничества во многом определяется доверительными, дружескими отношениями между педагогом, проживающими, служителями русской православной церкви. По результатам работы готовится презентация перед другими проживающими.

9. Ожидаемые результаты:

• Частичное формирование элементов культурологической компетентности проживающих в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и в современности;

• Частичная интеграция личности проживающего в историческое пространство национальной культуры, обеспечивающая формирование элементов исторического сознания;

• Частичная выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского народа;

• воспитание глубинных чувств привязанности к культуре своей страны, своему народу, к своей земле.

Результаты деятельности будут способствовать формированию открытого воспитательного пространства – возникновению новых социокультурных проектов.

Встреча с паломницей К. И. Ермаковой

У проживающего. происходит переход от простого любопытства к любознательности, которая вызывается внутренней стороной предмета или явления. У проживающего с ограниченными возможностями здоровья формируется система обобщенных знаний о явлениях духовной жизни. В результате, данный факт имеет большое значение для воспитания духовных начал у проживающих, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств. Последние начинают возникать не только в связи с удовлетворением узко личных потребностей, но и в связи с общественными интересами. Социальная мотивация проживающих способствует повышению эффективности их познавательной деятельности.

10. Оценка результатов:

Оценка качества овладения умениями и навыками педагога будут оцениваться при помощи доли участия в практическо – исследовательской деятельности.

Оценка качества деятельности будет оцениваться администрацией социального учреждения, зам. директора по общим вопросам О. А. Лысковой при непосредственном изучении материалов проекта. Уровень взаимоотношений педагога с проживающими будет оцениваться – через организацию просмотр презентации, как итоговой работы.

Разработанная методика («сопереживания ситуаций»«эмоционально – сердечное») легла в основу комплексно – тематического подхода. Проживающие получают возможность познать положительные примеры ценностного отношения к жизни. Например, использование темы: «Национально – региональный компонент»» предполагает знакомство с памятными местами сибирской земли, ее роли в Православии.

11. Дальнейшее развитие проекта

Социальное проектирование – новая воспитательно – реабилитационная модель, включает в себя комплекс знаний, направленных на развитие личности, нравственной культуры и механизмов сотрудничества с социальным окружением. Является наиболее эффективным способом развития социальной компетенции, активизации процесса планирования деятельности как метод социального проектирования – формирование проживающего, как субъекта социального действия. Поэтому так важен опыт участия проживающих в социальных проектах, акциях.

Для выполнения проекта проживающими необходимо решить несколько интересных и полезных задач, связанных с общественной жизнью. В его разработке проявляется умение координировать свои усилия с усилиями других людей. При исполнении конкретной работы по добыванию необходимых знаний появляется возможность решить комплекс социально – значимых проблем, присущих проживающим социального учреждения. Проектная деятельность в социальном интернате осуществляется в процессе организации общественно значимой социально приемлемой деятельности.

Проживающие должны знать:

место проживания: район, область, государство; местные достопримечательности;

православные традиции, обычаи (должны гордиться своим народом, его достижениями);

основные религиозные понятия, устройство православных храмов;

главные церковные праздники;

правила поведения в храме;

в доступной форме знать содержание заповедей Божиих.

Для педагогов переход на новый уровень отношений, практических умений, способности к моделированию станет единой системой комплексно – тематического планирования, отражающей последовательность и постепенность введения проживающих в многообразный, многогранный и многоликий духовный мир с направленностью на формирование ценностного нравственно – духовного образа.

Следовательно, системность, преемственность и непрерывность в социально – реабилитационном процессе доказывает общую направленность на развитие возможностей, потребностей и качеств каждой личности проживающего на основе тесной взаимосвязи с другими видами воспитания.

Особенностью духовно – нравственного воспитания проживающих является обретение ими ценностно – ориентированных отношений и духовного опыта в различении добра и зла в их ближайшем социальном окружении и обращение их к духовной жизни, начиная с внутреннего (эмоционально – сердечного) нравственного самоопределения, к самосознанию и нравственному поведению, основанным на доверии и любви к близким и окружающим людям.

12. Материально – техническое обеспечение проекта

№ Наименование Количество Цена Общая сумма (руб)

1. Транспортные услуги 40х3 240

2. Фотоуслуги 15 15х10 150

Всего: 390

Список литературы

1. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ [Текст] : справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения // В. С. Близнецова. – 2009. № 9. С. 33 – 40.

2. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ [Текст] : Управление ДОУ. Научно – практический журнал // О. В. Виноградова. – 2009. № 1. С. 63 – 65.

3. Киселева, Л. С., Данилина, Т. А., Лагода, Т. С., Зуйкова, М. Б. Проектный метод в деятельности учреждения [Текст ] : метод. пособие / Авт. – сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2006. – С. 6 – 11, 22 – 27.

4. Крупин, В. Н. Святые царственные стратотерпцы. Царь Николай II и его семья [Текст] : пересказ / В. Н. Крупин. Минск: «АЙРИС ПРЕСС», 2008. – 160 с.

5. Микляева, Н. В. Инновации в учреждении [Текст] : метод. пособие / Н. В. Микляева. М. : ООО «ТМ «АРГО - ГРАФИКС», 2010. – 17 с.

6. Школа дошкольных наук [Текст] : справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения // М. С. Волкова. – 2010. № 9. С. 6 – 9.

7. Швец, В. П. История русской Православной церкви» на тему: «История становления Православия на территории Юрги. Храм Рождества Иоанна Предтечи: создание кафедрального собора, 1989 – 2012 годы» [Текст] : курсовая работа (выдержки) // В. П. Швец. Юрга, 2014. – 11 с.

8. Шевкунов, Т. Непознанный мир веры [Текст ] : метод. пособие / Авт. – составители М. Г. Жукова, М. Ю. Родионов, Л. Н. Иконникова, М. Ю. Мыскин. – М. : Изд-во Сретенский монастырь, 2012. – 423 с.

9. Интернетресурсы:

www.dosvozrast.ru

Использование проектного метода в организации работы по православию https://rusedu.ru //.

Азбука Православия

azbyka.ru

avarovo-hram.ru

www.vocerkovlenie.ru

ioann.ucoz.ua

Прикреплённые файлы:

proekt_7c8g2.ppt | 4477,5 Кб
 
Публикации по теме:

«По щучьему велению по моему хотению…» (атрибут к русской народной сказке)«По щучьему велению по моему хотению…» (атрибут к русской народной сказке) «По щучьему велению по моему хотению…» (атрибут к русской народной сказке)» Старые, добрые русские народные сказки, как много прекрасного.

Анкета для воспитателей «Посещение семей на дому» (младшая возрастная группа) 1. Имя, фамилия ребенка ___ 2. Год и месяц рождения ___ 3. С какого времени посещает.

Конспект родительского собрания по ПДД «Ребёнок учится тому, что у него в дому». Конспект родительского собрания по ПДД «Ребёнок учится тому, что у него в дому». Цель: Совместная организация родителей и воспитателей.

Мастер-класс «Открытка к 23 февраля моему папе»Мастер-класс «Открытка к 23 февраля моему папе» 23 февраля наша страна отмечает праздник день защитника Отечества. Это мужской праздник, так как в этот день мы поздравляем наших защитников:.

Посещение на дому ветеранов, вдов ветеранов: «Этих дней не смолкнет слава»Посещение на дому ветеранов, вдов ветеранов: «Этих дней не смолкнет слава» Цель: Воспитывать нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста; любовь к родине. Формировать чувство гордости и уважения.

Поздравление ветеранов на дому — фотоотчетПоздравление ветеранов на дому — фотоотчет 9 мая дети из нашего детского сада поздравляли ветеранов ВОВ на дому. Дети читали им стихи, пели песни военных лет. У ветеранов в некоторые.

Проект «Современная Мери Поппинс» посещение детей и их родителей воспитателем на домуПроект «Современная Мери Поппинс» посещение детей и их родителей воспитателем на дому ПРОЕКТ «Современная Мери Поппинс» посещение детей и их родителей воспитателем на дому Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней.

Проект «Этот День Победы!» (проект и планирование на неделю). Проект «Этот День Победы!» Подготовительная группа № 10. Вид проекта: - информационно-практико-ориентированный проект (по виду деятельности);.

Стихотворение «Моему деду» «Моему деду» Буянкину Георгию Васильевичу посвящается Дедуля, расскажи, как воевал! Как юным и неопытным мальчишкой Ты очередь большую.

Занятие по воспитанию любви к родному дому и природе малой Родины Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное - речевое развитие», «Физическое.

Автор публикации:
Проект «Мир дому моему»
Опубликовано: 10 августа 2016 в 06:47
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД