Инна Хамула
Проект для старшей группы «Мир комнатных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мир комнатных растений»
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяца.
Вид проекта: групповой, информационно-творческий
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Актуальность:
Публикация «Проект для старшей группы „Мир комнатных растений“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Необходимость развития устойчивого познавательного интереса детей при знакомстве с комнатными растениями и обогащению их жизненного опыта в ходе решения практических задач по уходу за растениями. Чтобы обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях живых объектов природы, их структуре, необходима совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей комнатных растений. Главным свойством макета, как любой предметной модели, является то, что он, отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, что позволяет в удобной фор-ме воспроизводить самые значимые стороны и признаки макетируемого объ-екта. Данное свойство макетов мы считаем возможным использовать при изучении комнатных растений, рассмотрении мелких и хрупких частей растений без боязни их повреждения. Кроме того, создание макета оранжереи комнатных растений отчасти позволит решить вопрос присутствия в группе большого разнообразия цветущих растений без противоречий действующему СанПину.
Цель
Развитие познавательных способностей младших дошкольников при ознакомлении с комнатными растениями и формировании представлений об их видовом разнообразии, способах ухода.
Задачи:
1. Познакомить с правилами ухода за комнатными растениями детей с местами.
2. Формировать представление о том, чем полезны комнатные растения.
3. Обогащать активный словарь детей существительными, обозначающими названия комнатных растений и прилагательными, обозначающими признаки и свойства предметов, обобщающими существительными.
4. Формировать интерес к оформлению книг о комнатных растениях, учить подробно рассматривать иллюстрации и фотографии.
«Познавательное развитие»
Расширять представления детей о комнатных растениях (аспидистра, бальзамин, бегония, герань, кактус, сансевьера, хлорофитум, их внешнем виде.
«Социально-коммуникативное развитие»
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в игровой деятельности природоведческого характера.
«Речевое развитие»
Продолжать знакомить детей с книжной культурой, детской и научной литературой о комнатных растениях, учить воспринимать на слух тексты различных жанров детской литературы.
«Художественно-эстетическое развитие»
Развивать навыки моделирования из бумаги и иных материалов.
Способствовать реализации простейшей самостоятельной изобразитель-ной деятельности детей.
«Физическое развитие»
Способствовать правильному формированию двигательной системы организма, развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Виды детской деятельности
Познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, коммуникативная, конструирование из разного материала, включая бумагу, природный и иной материал, изобразительная, игровая, элементарный бытовой труд.
Этапы проекта:
Этапы реализации проекта:
1. Начальный:
1. Разработка и накопление методических материалов.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Создание развивающей среды.
4. Подбор необходимой художественной литературы по теме проекта.
5. Мероприятия.
2. Основной (практический):
Рисование: «Зеленые листочки, красивые цветочки», «Цветы на окне».
Лепка: «Горшочек с комнатным растением»
Аппликация: «Мой любимый цветок»
Опыты: «Опыты для любопытных ребят»: «С водой и без воды»; «Рост растения в разных условиях»; «Что потом?»; «Зачем растения вертятся?»; «На свету и в темноте»;
Загадки: отгадывание загадок про комнатные растения (Приложение «Загадки, стихотворения про комнатные растения»).
Рассматривание картинок: Комнатные растения
Чтение художественной литературы: стихотворение Н. Нищева «Катя леечку взяла», «Комнатные цветы», Ю. Мориц «Цветок», произведений Г. - Х. Андерсен «Дюймовочка», «Привередница» русская народная сказка, Г. Ракова «Фиалка», «Фикус», «Бегония», Л. Пилипенко «Аспарагус», «Алоэ», В. Тушнова «Не понимаю», С. Каратов «Комнатные цветы, Ю. Лы-саков «Кактус», Б. Ферпер «Бегония», Б. Пастернак «Герань»
Беседы: «Правила ухода за комнатными растениями», «Мир комнатных растений», «Для чего нужны комнатные растения».
Дидактические и подвижные игры: «Узнай растение», «Что измени-лось?», «Найди растение по описанию», «Магазин цветов», «Найди такой же», «Чего не стало», «Найди, о чем расскажу», «Большие и маленькие», «Отгадай, что за растение», «Найди похожее», «Цветовод», «Узнай растение», «У кого какой цветок», «Опиши, а мы отгадаем», «За покупками в магазин», хоровод «Цветы»
Просмотр презентаций: «Отгадай загадки про комнатные растения».
Работа с родителями: Папка-передвижка «Цветы в доме», консультации
3. Итоговый:
Продуктивная деятельность.
1. Создание книжки-малышки «Комнатные цветы»;
2. Выставки детских рисунков «На окне растут цветы».;
3. Фотографии занятий;
4. Фотографии дидактических игр;
5. Презентация «Отгадай загадки про комнатные растения».
Результаты проектной деятельности
Дети умеют различать и называть комнатные растения.
Узнали много нового о полезных свойствах комнатных растений, овладели способами ухода за ними.
Дети освоили основные навыки макетирования, используют макеты в игровой деятельности, отражают процесс ухода за растениями, используют в декорировании помещения.
Проявляется устойчивый интерес к тематически многообразным произведениям о комнатных растениях, рассматриванию живых объектов, фото-графий, иллюстраций. Родители грамотно и творчески относятся к вопросам расширения кругозора детей. Повышение компетентности педагога в вопросах экологического воспитания детей и технике художественного макетирования из бумаги, появление новых методических разработок по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями.
Приложение № 1
Познавательно-исследовательская деятельность «Опыты для любопытных ребят»
Опыт «Рост растения в разных условиях»
Цель: Выявить условия для оптимального развития комнатного растения. Оборудование: Два одинаковых отростка бальзамина, две стеклянные ёмкости с питательным составом и чистой водой.
Содержание опыта: Одно растение помещено в чистую воду (образец №1, а другое - в жидкость, обогащенную необходимыми веществами для роста растений (образец №2). Через 7 дней у растения (образец №2) листья твёрдые, а у растения (образец №1) листья побледнели, рост растения прекратился, растут только корни.
Вывод: Растение лучше развивается в питательном веществе, а в чистой воде они закончились через неделю, растение перестает расти.
Опыт «С водой и без воды»
Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и раз-вития растений (вода, свет, тепло)
Оборудование: Два одинаковых растения бальзамина, вода.
Содержание опыта: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть во-да); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течении пяти дней. Через 5 дней у цветка, который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.
Вывод: Растение без воды жить не может.
Опыт «На свету и в темноте»
Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Оборудование: Черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона.
Содержание опыта: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак. Через семь дней, листья у растения по-белели.
Вывод: Растение без света жить не может.
Опыт «Может ли растение дышать?»
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
Оборудование: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
Содержание опыта: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через семь дней листок пожелтел.
Вывод: Растения нуждаются в воздухе, дыхании.
Опыт «Что потом?»
Цель: Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Оборудование: Семена уличных цветов (бархатцы, предметы ухода за растениями. Содержание опыта: Педагог предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. Выращивают растение, фиксируя все изменения по мере их развития. Сравнивают свои зарисовки, состав-ляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.
Вывод: Семена – росток – взрослое растение – цветок.
Опыт: «Зачем растения вертятся?»
Цель: Показать, что для роста растения необходим свет.
Материалы: две плошки с растениями (лучше герань).
Опыт: Поставьте два растения рядом и в течение недели поливайте и ухаживайте за растениями. только одно растение в течение недели периодически поворачивайте, а другое растение – нет. Через неделю сравните два растения. Что можно отметить? (Растение, которое периодически поворачивали, стало зелёным, листочки равномерно распределены вокруг стебелька. У другого растения листочки смотрят в окно). Почему? (Потому что там солнышко. Листочки любят свет. Бледные листочки позеленели на свету.) Почему? (Потому что растения своими листочками тянутся к свету).
Вывод: Растениям для роста нужен свет
Опыт: «Зачем растениям нужен свет?»
Цель: Показать, что для роста растения необходим сет.
Материалы: две плошки с растениями (лучше герань).
Опыт: Возьмите одно растение в плошке и поставьте на окно и в течение недели наблюдайте за листьями, какие они? (листочки яркие, зелёные. смотрят на окно).
- Возьмите вторую плошку с растением и поместите в тёмное место. В течение недели поливайте растение, ухаживайте за ним: рыхлите землю. Через неделю внесите растение в комнату и поставьте на окно рядом со второй плошкой.
- Сравните два растения, какие произошли изменения? (растение, которое стояло на окне, не изменилось. оно очень зелёное. листочки яркие, головки смотрят в окно. У растения, которое стояло в темноте, листочки изменились. они стали очень бледными и пожелтели).
- У растения, которое стояло на окне, листочки зелёные.
- У растения, которое стояло в темноте, листочки стали бледными, вялыми.
- Почему? (растению, которое стояло в темноте, не хватало солнышка).
- Вывод: Растениям для роста необходим солнечный свет.
Опыт «Почему нельзя поливать холодной водой?»
Цель: Определить влияние тепла и холода на рост растений.
Материалы: три блюдца, семена фасоли, ёмкость с водой, тряпочки.
Опыт: Перед опытом дети рассматривают семена. Определяют, когда можно семена высаживать на грядку. воспитатель предлагает детям проверить, какой температурный режим нужен для роста семян фасоли?
- Возьмите три тряпочки, смочите в воде и поместите в них семена. Разложите тряпочки с семенами на три блюдца. Первое блюдце поместите в прохладное место. Второе блюдце поместите там, где комнатная температура. Третье блюдце поместите у батареи. Свои наблюдения в течение двух-трёх дней фиксируйте в таблице.
Вывод: - В первом блюдце семена только набухли. - Во втором блюдце семена проклюнулись. - В третьем блюдце из семян появились ростки с ли-сточками потому, что третье блюдце стояло рядом с горячей батареей.