Татьяна Шабалина
Проект «Мир животных» для среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско – экологический проект
"Мир животных"
(для детей среднего возраста)
Воспитатель: Шабалина Т. И.
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера,
что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными,
тот не может быть добрым человеком. (А. Шопенгауэр)
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Мир животных“ для среднего возраста» размещена в разделах
4 октября во всем мире отмечается День защиты животных. Россия-крупнейшая по занимаемой площади страна в мире. В нашей стране обитает значительная часть сухопутных представителей мировой фауны: около 300 видов млекопитающих и более 700 видов различных птиц. В настоящее время очень многие из них нуждаются в особой защите, т. к. оказались нам грани вымирания. Для того чтобы помочь им необходимо, в числе прочих мер, воспитывать поколение гуманно относящееся ко всему живому на Земле.
Дошкольное детство-очень важный этап в воспитании внимательного, доброго, чуткого и заботливого ребенка, способного гармонично ощущать себя в окружающем мире. Одна из основных задач родителей и педагогов состоит в формировании нравственных чувств и моральных оценок ребенка. Необходимо способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Наш проект направлен на решение этой задачи через знакомство ребенка с животным миром России.
Актуальность данного проекта состоит в том, что необходимо заложить первые ориентиры ребенка в мире животных, сформировать элементарные знания и навыки правильного воздействия с животными, бережного отношения к ним. Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное отношение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Проект способствует формированию у ребенка интереса к диким животным, знакомит с миром зверей и птиц, обитающих на территории нашей страны, дает представление о среде их обитания, способствует развитию кругозора, воспитанию любви и уважения к природе. Ребенок, полюбивший животных и достаточно узнавший о них, не станет разорять гнезда и муравейники, обижать животных и птиц.
Очевидно, что наиболее доступным для детей является знакомство и наблюдение за домашними животными, такими как кошки, собаки, хомячки, попугайчики и другие питомцы, которые у многих живут дома. Наш проект посвящен знакомству с дикими животными, которых можно встретить на территории России. Самым доступным местом для такого знакомства в современном мире является зоопарк. Именно здесь у ребенка есть возможность наблюдать за миром в приближенной к естественной среде.
Противоречие:
На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным причинам. Одни погибли в ходе эволюции другие из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных мест обитания и загрязнение окружающей среды. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель.
В 2001 году вышло новое издание «Красной Книги России», куда занесено 123 вида птиц и 65 видов млекопитающих. Идея создания «Красной Книги» впервые появилось у ученых в 50-х гг. прошлого века. Экологи хотели привлечь внимание международного общества к состоянию природы и к необходимости спасения исчезающих видов животных и растений. «Красная Книга» включает в себя сведения о распространении численности и биологии редких и исчезающих животных. Особый раздел предлагает меры по охране и восстановлению численности этих животных.
В нашем проекте мы познакомим ребенка с некоторыми животными, занесенными в «Красную Книгу России» а также дадим представление о научном понятии «Красная Книга».
Гипотеза:
Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Различные ситуации общения с животными пробуждают интерес и любознательность ребенка, развивают познавательный интерес к природе, мышление, связную речь, способствуют обогащению словарного запаса. Восприятие животного мира помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому. Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, где начало становления личности. Достижением первых семи лет, является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанное ориентирование в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. Таким образом, непосредственное наблюдение в природе имеет огромное значение для ребенка и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.
Цели:
- формирование, расширение и обобщение знаний детей о животных;
- формирование заинтересованного, бережного отношения к животным;
- развитие интереса детей к окружающему миру.
Задачи:
- расширять первоначальные представления о многообразии животного мира;
- развивать познавательный интерес детей, внимание, воображение, память, творческую активность;
- воспитывать у детей доброе отношение к животным.
- повышать воспитательную компетенцию родителей в экологическом образовании дошкольников.
- формирование, расширение и обобщение знаний детей о животных;
- формирование заинтересованного, бережного отношения к животным;
- развитие интереса детей к окружающему миру.
Содержание этапов проекта.
Проект включает три этапа - подготовительный, исследовательский, заключительный.
Подготовительный этап:
Поиск, анализ, систематизация, имеющейся по данной теме литературы, разработка методов и приемов работы по теме проекта. Наметили, что необходимо подготовить для реализации проекта, определили сроки работы, распределили задания.
Воспитатели: подготовят цикл бесед, занятий, консультаций для родителей и воспитателей.
Родители: примут участие в организации выставки поделок животных из природногоматериала, фотовыставке "Наши меньшие друзья", выпуске экологической стенгазеты, проведении мероприятия "Экологический семейный КВН", сбор экспонатов.
Работа с детьми: перед началом работы по проекту проводятся с детьми беседы, занятия о животных. Выясняются их представления о животных, их отношение к ним.
В ходе проведенных мероприятий выяснилось, что у большинства детей некоторые животные вызывают негативное отношение, они их боятся, считают их некрасивыми. Поэтому темой для проекта мы выбрали тему о животных. Выяснилось, что у детей накопилось много вопросов.
Например,
Как называются детеныши животных?
Какие части тела есть у животного?
Где живут дикие и домашние животные?
Почему их так называют?
Чем питаются животные?
Как они себе добывают пищу?
Как они передвигаются?
Для чего нужны животные?
Исследовательский этап.
Цель: сформировать познавательный интерес к жизни животных, познакомить расширить представления о животных родного края, о жизни диких и домашних животных, экзотических животных.
Работа в рамках нашего проекта строилась на основе интегрированного подхода, с применением метода моделирования, игровых обучающихся ситуаций, игры, исследовательской деятельности, наблюдений.
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевая игра "В деревню к бабушке"
Цель: закрепить знания детей о жизни домашних животных, о пользе животных; воспитывать чуткое отношение к ним.
Дидактические игры: "Угадай по описанию", "Кто, что ест?", "Кто, где живет?", "Назови детеныша", "Скажи ласково", "Дикое или домашнее", "Определи, кто это", "Какую пользу приношу?", "Посели в домик"; игры - звукоподражания, игры - имитации.
Художественно-продуктивная деятельность: аппликация "Мое любимое животное", рисование "Кто живет в деревне", организация выставки поделок из природного материала "Любимые животные".
Работа с родителями: поделки животных из природного материала "Любимые животные", анкетирование на тему: "Воспитание любви к родной природе в семье", ширма для родителей "Правила поведения на природе", "Экологический семейный КВН".
Заключительный, обобщающий этап.
Предполагаемый результат:
Проект позволит детям углубить и накопить знания, расширить представление о повадках и потребностях животных, развить внимательное, чуткое отношение ко всему живому, расширить знания о природе родного края.
Дети получат ответы на интересующие их вопросы. Совместно с педагогом, дети составят рекомендации, как надо относиться к животным :
Не ломай ветки деревьев,
Не сдирай кору с деревьев,
Не приноси из леса животных,
Не разжигай костры,
Оказывай помощь раненным животным,
Не кричи в лесу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение – 1999
Н. Г. Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» Книжный дом Казань-1994
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
Гризик Т. Познаю мир. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника.
Акимушкин И. И. Мир животных. - М. - 1975. - С. 26
Веретенникова С. А. ознакомление дошкольников с природой. - М. - 1980. - С. 48
Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг нас. - М. : Просвещение. - 1993. - С. 27
Гладков Н. А. и др. Охрана природы. - М. - 1975. - С. 62
Гусев В. Г. Наши питомцы. - М. - 1987. - С. 3
Дмитриев Ю. Д. О природе для больших и маленьких. - М. - 1982. - С. 2
Дмитриев Ю. Д. Человек и животные. - 1973. - С. 1
Запартович Б. Б. и др. С любовью к природе. М. - 1976. - С. 6