Лучший педагог года

Проект мобильной библиотеки «Читающая семья — читающий ребенок»

Евгения Сидорова
Проект мобильной библиотеки «Читающая семья — читающий ребенок»

Актуальность проекта :

Проводниками в мир художественной литературы для детей становятся родители, а затем и педагоги. Впервые ребенок знакомится с книгой в семье, этому способствует рассказы и чтение родителей. Взрослый играет большую роль в том, станет ли ребенок с дошкольного детства настоящим читателем или встреча с книгой будет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Публикация «Проект мобильной библиотеки „Читающая семья — читающий ребенок“» размещена в разделах

В настоящее время, дети все больше времени проводят, играя и просматривая мультфильмы за планшетами, компьютерными. Все реже встречаются ребята, читающие книги или просящие почитать родителей. На сегодняшний день видна актуальность в решении этой проблемы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью, книга расширяет кругозор, обогащает внутренний мир ребенка и вызывает весь спектр эмоций - это и грусть, радость, сопереживание, удивление и вера в чудо. Книга учит отличать добро от зла, положительных героев от отрицательных.

Совместное чтение детей и родителей готовит к правильному взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет у ребят внимание, формирует желание и заинтересованность в чтении, помогает раннему и правильному, грамотному овладению родной речью.

В силу особой актуальности проблемы молодого поколения, не заинтересованного в чтение, пониженного интереса к книге у старших дошкольников, бесед с детьми, анкетирования родителей воспитанников направило меня на поиск новых, более совершенных подходов в решении данной проблемы. Было решено организовать мобильную библиотеку «Читающая семья – читающий ребенок», включающую в себе медиотеку и основанную на социальном движении «книголюбов» - буккросинге. Данная библиотека принадлежит сотрудникам, родителям, детям, и в то же время каждый из них считает её «своей». Создание данной библиотеки отвечает изменившимся интересам и потребностям пользователей, желающим получать информацию с помощью средств информационных технологий.

Это работает так: необходимым условием для приобщения детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг и воспитания интереса детей к книге является: ежедневное чтение детям художественных произведений; в процессе домашнего чтения использование и совместное создание рукописных книг; создание детской домашней библиотеки, выработка потребности ежедневного общения с художественной литературой, обучение детей уважительного отношения к книге. А также контроль педагогом процесса семейного чтения, рекомендации родителям по организации семейного чтения.

Так как наше дошкольное учреждение имеет казачью направленность, в ходе проведения «круглого стола» с родителями, было решено обогатить мобильную библиотеку медиотекой, состоящей из казачьих сказок.

Педагоги совместно с родителями и детьми создавали книги «Кубанские казачьи сказки», иллюстрации к которым выполняли самостоятельно. Далее к каждому произведению была изготовлена презентация с фотографиями иллюстраций, текст к сказкам был озвучен по ролям и записан на электронный носитель. Целью данной работы явилось: ознакомление детей с казачьей сказкой, обобщение представления детей о казачестве, привитие любви к устному народному творчеству, воспитание чувства дружбы, взаимовыручки и поддержки посредством совместной деятельности, а также развитию интереса к созданию таких книг и возрождению семейного чтения.

В процессе реализации проекта, воспитанники приносят свои любимые книги, пишут (с помощью взрослых) к ним сопроводительные записки, ведь так интересно прочитать таинственное послание, вложенное между страниц, и выбирают книги для себя.

Такой формат библиотеки является информационным центром, накапливающим, систематизирующем материалы на всех видах информационных носителей, обеспечивая максимально возможный доступ к педагогической информации, удовлетворяя современным запросам воспитанников, родителей и педагогического коллектива. Книги из такой библиотеки можно взять в группу, домой, для этого нужно только оформить карточку читателя, в которой записываются данные книги и срок возврата, а педагог (либо родитель) расписывается за взятую книгу. Это немаловажная деталь: так дети чувствуют ответственность, и учатся бережно относиться к книге.

Тип проекта : практико – ориентировочный

Участники: Воспитатели, родители, дети, сотрудники детской библиотеки

Продолжительность проектной деятельности : 1 год.

Цель:

1. Создание модели образовательно – воспитательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.

2. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах приобщения ребенка к слушанью и чтению литературных произведений.

3. Возрождение традиций семейного чтения и формирование позитивного образа читающей семьи.

4. Развитие культуры чтения с ребенком через сотрудничество с его семьей.

Задачи:

1. Приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг.

2. Развивать творческие способности и направленную активность у детей в практической деятельности.

3. Содействовать воспитанию интереса к детской книге, в том числе к Русским народным и Кубанским казачьим сказкам для детей.

4. Разработка и трансляция в родительскую среду информационных, технологических, консультационных методик развития семейного чтения.

Содержательные линии реализации проекта :

- Создание программно – методического обеспечения Проекта.

- Организация сотрудничества между библиотеками, школами и другими социальными институтами в продвижении семейного чтения.

- Освоение культурных практик совместного детско – родительского чтения.

- Организация буккросинга между читающими.

Реализация проекта предполагает :

- совместную деятельность родителей и детей;

- взаимодействия педагога с родителями;

- взаимодействие педагога с детьми;

- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Этапы реализации проекта :

1 этап. Организационно – подготовительный

Цель: разработка перспективного плана реализации проекта

1. Изучить методическую литературу по данной теме;

2. Провести анкетирование родителей и детей по выявлению запросов и интересов;

3. Составить сценарии литературных праздников, викторин;

4. Подготовка развивающей предметно – пространственной среды в группе;

2 этап. Основной

Цель: приобщение детей и родителей (законных представителей) к чтению художественной литературы. Возрождение традиции семейного чтения.

3 этап. Итоговый

1. Организация итогового мониторинга, включая родителей и детей.

2. Поощрение лучших читательских семей.

Предполагаемый результат:

• Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе, к литературе Кубанского казачества.

• Возрождение традиции семейного чтения.

• Обобщение и распространение опыта по приобщению детей к чтению художественной литературы.

• Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания грамотного читателя и речевого развития ребенка.

Формы, методы и приё мы работы с детьми:

• подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя;

• пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте;

• выразительное чтение воспитателя (родителя);

«письмо», якобы адресованное детям автором произведения;

• словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

организация игр:

- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин»;

- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

- театрализованные игры – драматизации, воспитывающие у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствующие внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности.

- отображение детьми впечатления от прочитанных книг в продуктивных видах деятельности: лепке и рисовании.

Ресурсное обеспечение проекта :

Материально – техническое обеспечение:

-библиотека в ДОУ

-детская библиотека п. Широчанка;

-музыкальный зал ДОУ;

-фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений, русских волшебных сказок, рассказов и стихов

-видеотека: видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей, познавательные фильмы о родном крае;

-книжный уголок в групповой комнате.

Методическое обеспечение:

- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;

- биографии детских писателей, портреты;

- сценарии литературных праздников, викторин, КВН;

- детская художественная литература;

- детская познавательная литература.

Технические средства обучения:

- Музыкальный центр;

- Компьютер;

- Принтер

- Мультимедийная установка.

На данном этапе работы по проекту, основное внимание уделяется Русским народным и Кубанским казачьим сказкам, так как Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.

Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Детские сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

В дальнейшем планируется расширение и обогащение мобильной библиотеки авторскими сказками и рассказами, сказками зарубежных писателей, произведениями национальной литературы.

План реализации

проекта Мобильной библиотеки «Читающая семья – читающий ребенок»

Мероприятие Сроки проведения Ответственные Ожидаемый результат

I. Организационный этап

Рекламная акция проекта в течение года

Педагогический коллектив Педагогический коллектив ДОУ, воспитанники, родители ознакомлены с содержанием, целями, задачами проекта Мобильной библиотеки «Читающая семья – читающий ребенок»

Разработка плана реализации Проекта образовательным учреждением Сентябрь - февраль Педагог Популяризация семейного чтения

«Семья и книга»

Анкетирование март

Педагогический коллектив Проявление интереса родителями к Проекту

Изучение методической литературы сентябрь - февраль

Педагогический коллектив Подготовка (обновление) развивающей предметно – пространственной среды в группах для реализации Проекта

Родительские собрания в группах май.

Педагогический коллектив Родители дошкольников ознакомлены с целями, задачами, содержанием и планом реализации проекта. Выявление уровня заинтересованности родителей

II. Внедренческий этап

Консультации по тематике проекта сентябрь - май Педагогический коллектив Повышение заинтересованности родительского сообщества в возрождении лучших традиций семейного чтения

«Навигатор в мире детских книг»

(составление тематических перечней для родителей (законных представителей) март - август Педагогический коллектив Популяризация семейного чтения, включенность родителей в реализацию проекта

«Организация мобильных библиотек»

буккросинг март - август Педагогический коллектив Повышение родительской компетентности в вопросах детского чтения. Популяризация семейного чтения

«Побывайте в книжном царстве»

Экскурсии библиотеку март

Воспитатели групп старшего дошкольного возраста Дети старших – подготовительных групп становятся читателями библиотеки, заполняют читательский формуляр, берут книги для чтения в группу

Виртуальные тематические экскурсии по детским художественным произведениям

Создание медиатеки март - август

Педагогический коллектив Осуществление трансляции в родительскую среду информационных, технологических, консультационных методик развития семейного чтения

«Творческая мастерская»

Создание собственных детских книг (с детскими стихами, рисунками, сказками, историями, сочиненными взрослыми и детьми) август

Педагогический коллектив Организация выставки самодельных книжек дошкольников в группах

«Читающая семья»

Фотоконкурс июнь

Педагогический коллектив Популяризация семейного чтения, включенность родителей в реализацию проекта

«Волшебные сказки»

Литературный КВН июль Педагогический коллектив Повышение интереса воспитанников к литературным произведениям.

Кубанские казачьи сказки

Викторина по сказкам июль

Педагогический коллектив Повышение заинтересованности у воспитанников в чтении и слушанье сказок. Выявление уровня осведомленности о традициях и быте казаков

«Моя любимая книга»

Выставка рисунков, фотографий август

Педагогический коллектив Популяризация семейного чтения, включенность родителей в реализацию проекта

III. Рефлексивный этап.

Итоговый мониторинг включения семей воспитанников в проект август Педагогический коллектив Повышение интереса детей и родителей (законных представителей) к чтению художественной литературы. Возрождение традиции семейного чтения не менее

Создание банка методических материалов по реализации проекта август Педагогический коллектив Обогащение методической и художественной литературы, разработка медиотеки

Создание Мобильной библиотеки «Читающая семья – читающий ребенок» отвечает изменившимся интересам и потребностям пользователей, желающим получать информацию с помощью средств информационных технологий.

У нас получилась совместная плодотворная работа, которая имеет свое продолжение и сейчас. Мы регулярно совместными усилиями накапливаем, каталогизируем и систематизируем материалы, применяя все виды информационных носителей.

В результате использования на практике мобильной библиотеки, отмечается повышение интереса детей и родителей к художественной литературе, к литературе Кубанского казачества. Беседы с детьми и родителями показывают, что интенсивно возрождаются традиции домашнего чтения. Педагоги заинтересованы в обобщении и распространении опыта воспитания и обучения по приобщению детей к чтению художественной литературы. Значительно повышается компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребенка.

Список литературы:

1.«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336с.

2. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.

3. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М. : Просвещение, 1992.

4. Жукова Г. Д Родительское собрание по детскому чтению. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.

5. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М. : Просвещение, 2000г

6. Международный день детской книги. - Ж. : Дошкольное образование, 2010. - №6.

7. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М. : Просвещение, 1996 г.

8. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. : Школьная библиотека Программа поддержки чтения.

9. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.

10. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.

11. Интернет-ресурсы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Мама, папа, я — читающая семья». Семейные газеты. Совместное творчество детей и родителей«Мама, папа, я — читающая семья». Семейные газеты. Совместное творчество детей и родителей Книга, в большинстве российских семей, всегда значилась приоритетом духовных ценностей. Но ни для кого не секрет, что основной тенденцией.

Фотоотчёт о межгрупповом проекте «Читающая семья»Фотоотчёт о межгрупповом проекте «Читающая семья» Фотоотчёт о межгрупповом проекте «Читающая семья» В январе в нашем детском саду «Золотая рыбка» был реализован межгрупповой проект «Читающая.

Памятка родителям «Мама, папа, я — читающая семья»Памятка родителям «Мама, папа, я — читающая семья» Что нужно для того, чтобы чтение стало доброй семейной традицией и доставляло радость и взрослым, и детям? Как побудить ребенка полюбить.

Проект «Мы-читающая семья»Проект «Мы-читающая семья» «Чтение – вот лучшее учение» А. С. Пушк н. Форма работы:проектная деятельность. Тип проекта: познавательный, информационно – практический.

Сценарий праздника в форме семейной гостиной «Папа, мама, я — читающая семья» Доброе время суток! Уважаемые коллеги! В продолжении отчета о мероприятии «Семейный конкурс «Книжка своими руками» в форме семейной гостиной.

Стенгазета «Я и моя читающая семья»Стенгазета «Я и моя читающая семья» В любые времена семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Людям дана такая роскошь, как человеческое общение, а умеем ли мы.

Стенгазета «Я и моя читающая семья»Стенгазета «Я и моя читающая семья» Традиция семейного чтения необходима в нашем современном обществе. Многие семьи «уходят» от книги подменяя ее цифровыми технологиями. Все.

Стенгазета «Я и моя читающая семья»Стенгазета «Я и моя читающая семья» Какая книга в детстве у вас была самой любимой? Конечно, сказка. Может быть, не все помнят ее название, но, наверное, доброе, теплое,.

Театрализованная постановка сказки «Теремок» посредством театра теней в рамках программы «Читающая мама — читающая страна»Театрализованная постановка сказки «Теремок» посредством театра теней в рамках программы «Читающая мама — читающая страна» «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества.

Всеобуч «Мама, папа, я — читающая семья» в форме викториныВсеобуч «Мама, папа, я — читающая семья» в форме викторины Цель: применение на практике полученных знаний о детской литературе. Задачи: Образовательные: Обобщить, закрепить и расширить знания о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект мобильной библиотеки «Читающая семья — читающий ребенок»
Опубликовано: 11 ноября 2021 в 23:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД