Богданова Любовь
Проект «Моя Родина — Кузбасс!» для детей старшего дошкольного возраста
ПРОЕКТ
«МОЯ РОДИНА – КУЗБАСС!»
для детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Пояснительная записка…3
Цель и задачи проекта….4
Этапы проведения проекта….5
Предполагаемый результат…6
Материально-технические ресурсы…. 7
Этапы реализации проекта…. …8
Список литературы….….11
Приложение 1
Пояснительная записка
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Публикация «Проект „Моя Родина — Кузбасс!“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта состоит в воспитании любви и уважения к родному краю как важнейшей составляющей патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать. Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога, родителей и воспитанников. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства: сохранение, распространение и развитие исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов, проживающих в Кемеровской области, развитие культуры межэтнических отношений.
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по формированию чувства сопричастности к своему краю.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Виду того, что произошли существенные изменения в развитии системы образования - это способствовало обновлению содержания дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В Законе Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. N 110-ОЗ "Об образовании в Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 29 ноября 2000 г. N 821) (с изменениями от 12 апреля, 19 декабря 2001 г., 23 апреля, 23 декабря 200 в главе первой говорится о том, что «национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов определяет содержание, требования и объем знаний истории, природы, культуры, экономики, политико-правового устройства Кемеровской области в образовательных программах».
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
• к 5-6 годам у 60% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию края, родного села;
• у 55 % детей отмечается низкий уровень знаний истории края, родного села;
• 60 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения села из-за высокой занятости;
• 40 % родителей затрудняются в знании истории края, родного села;
• 20 % родителей не знают и не хотят знать историю села и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Моя Родина - Кузбасс!».
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта : воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, патриотических чувств, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи проекта
• Дать знания детям о родном посё лке: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в селе.
• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Белово.
• Расширить знания детей о флоре и фауне Кемеровской области.
• Воспитывать любовь к родному посёлку, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить с культурой и традициями Кемеровской области.
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Образовательные области
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Вид проекта : познавательный, групповой, долгосрочный.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: (октябрь 2018г. - апрель 2019г.).
Основной раздел программы: Познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект : развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром.
Этапы проведения проекта
I. Информационно-накопительный:
• изучение интереса детей для определения целей проекта;
• сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
• обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
• Проведение цикла познавательной непосредственно образовательной жизни деятельности, на темы: «Моя Родина – Кузбасс!».
• Оформление альбомов “Красная книга Кемеровской области”, «Птицы Кемеровской области».
• Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае».
• Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
• Акция «Сделаем наш край чище» (совместно с родителями).
• Лепка «Животные и птицы Кемеровской области».
• Экскурсии и фото экскурсии по посёлку.
• Разучивание стихов, песен о Кузбассе.
• Оформление музыкального уголка в русских традициях.
• Изготовление макета Беловской ГРЭС.
III. Презентационно - завершающий
• Открытое занятие: «Моя Родина – Кузбасс!».
• Выставка продуктов детской деятельности, совместная деятельность «Родитель + ребёнок» : рисунки, макет, стенгазета.
IV. Контрольно-рефлексивный
• Подведение итогов. Итоговым результатом является педагогическая диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.
Методы проекта :
• наблюдение;
• совместные игры;
• анкетирование детей «Что ты знаешь о своем поселке?» и родителей «Наш родной поселок»;
• познавательные НОД;
• беседы, экскурсии, целевые прогулки.
Предполагаемый результат:
• умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
• освоение доступных знаний об истории родного края;
• приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект реализуется в рамках МБДОУ детский сад № 51 «Ёлочка» в 2018 – 2019 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности воспитателя и ребенка; самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
Материально-технические ресурсы,
необходимые для выполнения проекта :
• подбор исторической литературы;
• подбор произведений русского народного творчества;
• подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
• подготовка разного вида бросового материала;
• подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
• дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;
• выставки книг, рисунков, поделок;
• создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала, приёмной (для родителей – информационные стенды, папки-раскладушки, буклеты).
Этапы реализации проекта
Тема Цель Вид, результат деятельности
ОКТЯБРЬ
«Государственная символика родного края» Формировать представления детей о государственных символах родного края – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Воспитывать любовь и чувство гордости к родному краю. Разучивание стихотворений о родном крае.
Экскурсия в библиотеку Познакомить детей с общественными зданиями пгт. Инской, их назначением расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержания и значимости труда для жителей; воспитывать правила культуры поведения на улицах и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему селу, заботу о его красоте и чистоте. Подклеивание книг в группе; изготовление детьми книжки - малышки.
НОЯБРЬ Конкурс рисунков.
«Достопримечательности родного села» целевая прогулка к памятнику В. И. Ленина Закрепить знания детей о достопримечательностях поселка. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками поселка. Ситуативная беседа.
«Предприятия родного края» Расширять знания о предприятиях края, изготавливаемой продукции. Конкурс рисунков.
ДЕКАБРЬ
Экскурсия «Путешествие по поселку» Познакомить детей со своей малой родиной, улицами поселка Инской, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;
уточнить знания детей о правилах поведения на улицах, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой поселок. Изготовление макета
«Детский сад»
«Русская изба» Приобщать детей к истории нашего народа, обустройству быта. Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. Сравнивать особенности старого и современного быта. Дидактическая игра «В русской избе» Оформление музыкального уголка в русских традициях
ЯНВАРЬ
Игра – путешествие «Кемерово – столица Кузбасса» Формировать у детей понятия о столице Кузбасса; воспитывать патриотические гражданские чувства. Беседа «Кемерово – столица Кузбасса»
Игра-путешествие
Моя Родина - Кузбасс!» Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине. Конкурс рисунков «Мы в крае Кузнецком живем».
ФЕВРАЛЬ
«Знай и люби родную природу» Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. Разучивание стихов, загадывание загадок о родной природе.
МАРТ
«Флора и фауна Кемеровской области» Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края. Лепка «Животные и птицы Кемеровской области
Акция: «Сделаем наш край чище» Наглядно показать, что у ненужных вещей есть вторая жизнь. Научить детей делать интересные поделки из бросового материала приобщая к экологическому воспитанию. Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями
АПРЕЛЬ
«Птицы Кемеровской области» Формирование знаний о птицах Кемеровской области, поиск необходимой информации совместно с родителями. Изготовление альбома.
Д/игра «Собери картинку».
Игра – соревнование
«Найди отличия» Сравнивать особенности старого и современного поселка. Две команды: Кто больше назовет отличий тот и победитель.
МАЙ
Итоговое родительское собрание. Круглый стол
«Родной свой край люби и знай». Выявление усвоенных знаний родителями. Викторина для родителей
«Наш край».
Список литературы
1. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
2. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
3. Закон Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области»
4. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
5. М. А. Всильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»
6. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
7. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
8. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
9. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
10. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 №4.
11. З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
12. Материалы из Интернет.