МААМ-картинки

Проект «Моя Родина — Кузбасс!» для детей старшего дошкольного возраста

Богданова Любовь
Проект «Моя Родина — Кузбасс!» для детей старшего дошкольного возраста

ПРОЕКТ

«МОЯ РОДИНА – КУЗБАСС

для детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Пояснительная записка…3

Цель и задачи проекта….4

Этапы проведения проекта….5

Предполагаемый результат…6

Материально-технические ресурсы…. 7

Этапы реализации проекта…. …8

Список литературы….….11

Приложение 1

Пояснительная записка

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Публикация «Проект „Моя Родина — Кузбасс!“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность проекта состоит в воспитании любви и уважения к родному краю как важнейшей составляющей патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо его знать. Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога, родителей и воспитанников. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства: сохранение, распространение и развитие исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов, проживающих в Кемеровской области, развитие культуры межэтнических отношений.

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по формированию чувства сопричастности к своему краю.

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Виду того, что произошли существенные изменения в развитии системы образования - это способствовало обновлению содержания дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

В Законе Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. N 110-ОЗ "Об образовании в Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 29 ноября 2000 г. N 821) (с изменениями от 12 апреля, 19 декабря 2001 г., 23 апреля, 23 декабря 200 в главе первой говорится о том, что «национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов определяет содержание, требования и объем знаний истории, природы, культуры, экономики, политико-правового устройства Кемеровской области в образовательных программах».

Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

• к 5-6 годам у 60% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию края, родного села;

• у 55 % детей отмечается низкий уровень знаний истории края, родного села;

• 60 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения села из-за высокой занятости;

• 40 % родителей затрудняются в знании истории края, родного села;

• 20 % родителей не знают и не хотят знать историю села и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Моя Родина - Кузбасс.

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта : воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, патриотических чувств, чувства любви к Родине, родному краю.

Задачи проекта

• Дать знания детям о родном посё лке: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в селе.

• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Белово.

• Расширить знания детей о флоре и фауне Кемеровской области.

• Воспитывать любовь к родному посёлку, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

• Познакомить с культурой и традициями Кемеровской области.

• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Образовательные области

• Социально-коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно-эстетическое развитие;

• Физическое развитие.

Вид проекта : познавательный, групповой, долгосрочный.

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: (октябрь 2018г. - апрель 2019г.).

Основной раздел программы: Познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект : развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром.

Этапы проведения проекта

I. Информационно-накопительный:

• изучение интереса детей для определения целей проекта;

• сбор и анализ литературы для взрослых и детей;

• обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

• Проведение цикла познавательной непосредственно образовательной жизни деятельности, на темы: «Моя Родина – Кузбасс.

• Оформление альбомов “Красная книга Кемеровской области”, «Птицы Кемеровской области».

• Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае».

Оформление дидактических игр по краеведению:

“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».

• Акция «Сделаем наш край чище» (совместно с родителями).

• Лепка «Животные и птицы Кемеровской области».

• Экскурсии и фото экскурсии по посёлку.

• Разучивание стихов, песен о Кузбассе.

• Оформление музыкального уголка в русских традициях.

• Изготовление макета Беловской ГРЭС.

III. Презентационно - завершающий

Открытое занятие: «Моя Родина – Кузбасс.

• Выставка продуктов детской деятельности, совместная деятельность «Родитель + ребёнок» : рисунки, макет, стенгазета.

IV. Контрольно-рефлексивный

• Подведение итогов. Итоговым результатом является педагогическая диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.

Методы проекта :

• наблюдение;

• совместные игры;

• анкетирование детей «Что ты знаешь о своем поселке?» и родителей «Наш родной поселок»;

• познавательные НОД;

• беседы, экскурсии, целевые прогулки.

Предполагаемый результат:

• умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

• освоение доступных знаний об истории родного края;

• приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Стратегия осуществления проектной деятельности

Данный проект реализуется в рамках МБДОУ детский сад № 51 «Ёлочка» в 2018 – 2019 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности воспитателя и ребенка; самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

Материально-технические ресурсы,

необходимые для выполнения проекта :

• подбор исторической литературы;

• подбор произведений русского народного творчества;

• подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

• подготовка разного вида бросового материала;

• подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

• дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;

• выставки книг, рисунков, поделок;

• создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала, приёмной (для родителей – информационные стенды, папки-раскладушки, буклеты).

Этапы реализации проекта

Тема Цель Вид, результат деятельности

ОКТЯБРЬ

«Государственная символика родного края» Формировать представления детей о государственных символах родного края – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Воспитывать любовь и чувство гордости к родному краю. Разучивание стихотворений о родном крае.

Экскурсия в библиотеку Познакомить детей с общественными зданиями пгт. Инской, их назначением расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержания и значимости труда для жителей; воспитывать правила культуры поведения на улицах и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему селу, заботу о его красоте и чистоте. Подклеивание книг в группе; изготовление детьми книжки - малышки.

НОЯБРЬ Конкурс рисунков.

«Достопримечательности родного села» целевая прогулка к памятнику В. И. Ленина Закрепить знания детей о достопримечательностях поселка. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками поселка. Ситуативная беседа.

«Предприятия родного края» Расширять знания о предприятиях края, изготавливаемой продукции. Конкурс рисунков.

ДЕКАБРЬ

Экскурсия «Путешествие по поселку» Познакомить детей со своей малой родиной, улицами поселка Инской, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;

уточнить знания детей о правилах поведения на улицах, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой поселок. Изготовление макета

«Детский сад»

«Русская изба» Приобщать детей к истории нашего народа, обустройству быта. Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. Сравнивать особенности старого и современного быта. Дидактическая игра «В русской избе» Оформление музыкального уголка в русских традициях

ЯНВАРЬ

Игра – путешествие «Кемерово – столица Кузбасса» Формировать у детей понятия о столице Кузбасса; воспитывать патриотические гражданские чувства. Беседа «Кемерово – столица Кузбасса»

Игра-путешествие

Моя Родина - Кузбасс!» Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине. Конкурс рисунков «Мы в крае Кузнецком живем».

ФЕВРАЛЬ

«Знай и люби родную природу» Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. Разучивание стихов, загадывание загадок о родной природе.

МАРТ

«Флора и фауна Кемеровской области» Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края. Лепка «Животные и птицы Кемеровской области

Акция: «Сделаем наш край чище» Наглядно показать, что у ненужных вещей есть вторая жизнь. Научить детей делать интересные поделки из бросового материала приобщая к экологическому воспитанию. Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями

АПРЕЛЬ

«Птицы Кемеровской области» Формирование знаний о птицах Кемеровской области, поиск необходимой информации совместно с родителями. Изготовление альбома.

Д/игра «Собери картинку».

Игра – соревнование

«Найди отличия» Сравнивать особенности старого и современного поселка. Две команды: Кто больше назовет отличий тот и победитель.

МАЙ

Итоговое родительское собрание. Круглый стол

«Родной свой край люби и знай». Выявление усвоенных знаний родителями. Викторина для родителей

«Наш край».

Список литературы

1. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

2. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

3. Закон Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области»

4. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

5. М. А. Всильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»

6. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

7. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

8. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

9. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

10. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 №4.

11. З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

12. Материалы из Интернет.

Публикации по теме:

Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина»Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию беседу "Об Отечестве" из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Долгосрочный нравственно-патриотический проект «Моя малая Родина — Пролетарск» для детей старшего дошкольного возрастаДолгосрочный нравственно-патриотический проект «Моя малая Родина — Пролетарск» для детей старшего дошкольного возраста Я люблю этот край С голубым небосклоном, С тихим шелестом трав. Птиц весеннюю трель. Я люблю этот край У казачьего Дона- Это мой уголок.

Фотоотчет о развлечении «Наша Родина — Россия» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о развлечении «Наша Родина — Россия» для детей старшего дошкольного возраста .

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Россия — Родина моя» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема: «Россия – Родина моя» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Моя Родина — Кузбасс!» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 июня 2025 в 16:35
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Моя Родина — Кузбасс!» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Богданова Любовь (УИ 2872486) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных