Ольга Артемова
Проект «Моя семья» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Моя семья» (вторая младшая группа)
Артемова Ольга Ивановна
Краткосрочный проект «Моя семья» (вторая младшая группа)
МБДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида»
Краткосрочный проект : «Моя семья».
Вторая младшая группа.
Автор проекта : Артемова Ольга Ивановна – воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида»
Публикация «Проект „Моя семья“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Участники проекта : дети в возрасте 3-4 лет, родители воспитанников, педагоги группы.
Продолжительность проекта : февраль (с 10.02.2021г. по 10.03.2021г.)
Тип проекта : групповой.
г. Гатчина
2021г.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Н. Толстой
Нужно помнить, что будущее создается сегодня! С семьи начинается всё. От ее благополучия, успехов и развития зависит развитие города, региона, страны. Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.
Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. И задача воспитателя детского сада - донести эту мысль до родителей.
Актуальность. В дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего не знают о родителях, бабушках и дедушках. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках.
Чтобы изменить такое положение, проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта :
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях, семейных праздниках
Задачи проекта :
Образовательные
-формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи (родителей, бабушек, дедушек)
- расширять представления детей о своей семье,
- формировать представления о семейных праздниках.
Развивающие:
- Развивать память, внимание, речь детей.
Воспитательные:
- формировать уважительное отношение к родителям и родственникам
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Линии развития личности:
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие мышления и воображения;
• речевое развитие;
• эстетическое развитие;
• развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.
Формы организации проекта.
1. Опрос детей.
2. Сюжетно–ролевые и дидактические игры.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Выставка детских рисунков.
5. Консультации для родителей.
6. Фотогазета «Моя семья»
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта «Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья. Запомнят имена своих мам, пап, бабушек и дедушек.
Особенность проекта заключалась в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный
1. Опрос детей по теме.
2. Определение целей и задач.
3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический)
1. Внедрение в воспитательно -образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, значении семьи в жизни человека.
2. Консультации для родителей: «Особенности развития ребенка 3-4 лет», «Можно ли обойтись без наказания?», «Права ребенка в семье», «Роль дидактической игры в семье и детском саду», «Ошибки семейного воспитания», «Роль отца в семейном воспитании», «Отец как воспитатель».
3. Выставка: «Наши руки, не для скуки».
4. Выставка детских рисунков: «Моя семья», «Милая мамочка моя».
5. Совместное изготовление детей с родителями атрибутов к сюжетно - ролевым играм: «Семья», «Магазин».
6. Фотогазета «Моя семья»
III этап-заключительный
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Совместно с родителями праздник: «8 марта»
Ожидаемые результаты проекта :
• Дети: расширение знаний детей о своей семье, о членах семьи,
• Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
1 этап. Подготовительный.
Опрос детей: «Семья глазами детей».
2 этап. Основной.
Коммуникация:
1. Рассматривание сюжетных картин (В. В. Гербова наглядно-дидатическое пособие «Развитие речи в детском саду» для занятий с детьми 3-4 года)
2. Цикл бесед на темы: «Кто живет в моей семье», «Какая у меня мама», «Что мама делает дома», «Как мама заботится о нас», «Как я могу заботится о маме, папе», «Вот какая мама, золотая прямо», «Беседа с детьми бабушках и дедушках».
Чтение художественной литературы:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; «Синяя чашка» М. Матвеева; «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» С. Маршак; «Мамина работа» Е. Пермяк; «Чем пахнут ремесла» Д. Родари; «Мамина дочка» В. Белов; «Косточка» К. Ушинский; «Старый дед и внучек» Л. Толстой ; А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»; В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки».
Чтение стихотворений, разучивание песен на тематику:
А. Барто «Разговор с дочкой», «Мама»; К. Ибряев «Мама»; «Мама», Ким «Моя мамочка».
С. Михалков «А что у вас»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; А. Барто «Купание», «Младший брат»; Л. Миронова «Маму поздравляют малыши»; Е. Стеквашова «Яблочко румяное»; Г. Виеру «Мамин портрет»; О. Чусовитина «Мамочке подарок».
Познание:
Знакомство детей с понятием «Семья»».
Беседа: «Кто живет в моей семье?»
«Как я могу заботиться о маме, папе?»
Беседы: «Я и мой папа», «Папы разные нужны, папы всякие важны…», «Папы Защитники нашей страны…», «Мамы есть у всех», «Я и моя мама», «Вот так мама, золотая прямо».
Конструирование:
«Загородка для животных из кирпичиков у бабушки в деревне» «Двухэтажный домик для мамы», «Гараж для папиной машины».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование :
«Цветы для мамы», «Игрушка для сестренки», «Цветные ниточки для бабушки», «Разноцветные шары для мамы», «Машина для папы».
Аппликация:
«Подарок для мамы», «Мой папа», «Укрась салфетку».
Лепка:
«Угощение для бабушки», «Платье для мамы», «Блинчики для дружной семьи».
Рассматривание иллюстраций.
«Семья», «Семейный обед», «Семейный праздник», «Папина работа», «Мамины заботы».
Дидактические игры:
Игра – инсценировка «Моя семья», «Дочки-матери»;
Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что.»,»Мы платочки постираем»;
«Кем быть?», «Сложи картинку», «Закончи предложение», «Чья это мама», «Исправь Незнайку», «Все профессии нужны», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Как тебя дома ласково называют?», «Назови и покажи», «Назови ласково», «Как тебя зовут», «Отгадай о ком говорю», «Спрятанные слова», «Волшебный сундучок».
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Магазин», «Накормить куклу Катю», «Уложить куклу Машу спать», «Шофёр везёт груз», «Помощницы».
Беседы:
«Формирование навыков безопасного поведения детей дома», «Как я помогаю дома» ,«Кем работают твои родители», «Как мы отдыхаем», «Моя мама», «Беседа о братьях и сестрах», «Беседа о бабушках и дедушках».
Театрализация по сказкам:
«Репка», «Маша и медведь», «Курочка Ряба и золотое яйцо».
Упражнения на развитие общих речевых навыков:
Артикулярная гимнастика «В гостях у бабушки»; упражнение» Бабушка удивляется»; упражнение «Поймай звук О», упражнение «Мамины духи», упражнение» «Ау, ау – кричу в лесу».
Консультации для родителей: «Можно ли обойтись без наказания?», «Права ребенка в семье», «Роль дидактической игры в семье и детском саду», «Ошибки семейного воспитания».
Выставки:
«Моя мама-красавица», «Наши руки, не для скуки».
Выставка детских рисунков: «Моя семья», «Милая мамочка моя».
3 этап. Заключительный.
Проведение совместного досуга: «Моя семья».
Оформление Фотовыставки «Моя семья».
Оформление стенда-выставки «Моя семья».
Оценка результатов:
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта дали положительный результат. У детей повысились знания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду. Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности (оформление фотовыставки).
На наш взгляд, проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.
Используемая литература
1. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» : -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей : необязательные инструкции» : -М. : Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» : -М. : Т. У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду» : -М. : Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 3-8 лет» 6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 3-8лет».
Конспект занятия во 2 младшей группе на тему «Моя дружная семья» выполнила Артемова Ольга Ивановна «Детский сад №10 Комбинированного вида» г. Гатчина
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Цель :формировать образ «Я», понятие «мой дом»,«моя семья»
Задачи:
Образовательные
Закрепить знание детей о семье и членах семьи.
Активизировать словарный запас воспитанников по теме «Семья»
Развивающие
Развивать память, внимание, речь детей.
Воспитательные
Формировать уважительное и доброжелательное отношение к членам семьи.
Предварительная работа:
1. Беседы на тему: «Я и моя семья», «Как я помогаю дома».
2. ответы детей на вопросы (по содержанию картины, фотографии).
Материалы и оборудование: кукла в красивом платье, мольберт, картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, шкатулка, сердечки
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель приносит в группу куклу в красивом платье.
Кукла: Здравствуйте ребята! Я так рада вас видеть. Меня зовут Катя. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Катя, а как тебя зовут? (ребенок отвечает – Меня зовут) (Катя знакомится с каждым ребёнком)
Кукла: Скажите ребята, а кто вас сегодня привёл в детский сад?
Ответы детей: мама, папа, дедушка, бабушка, сестра.
Воспитатель: да ребята, у каждого из вас есть мама, папа, бабушка, дедушка. А как их всех назвать одним словом?
Дети: Семья.
Воспитатель: Правильно. У каждого из нас есть своя семья. Это люди, кого мы больше всех любим, это наши родные.
Главное в жизни — это семья,
Где есть мама, папа и я!
Вместе с семьей мы ходим гулять,
Вместе встаем и ложимся спать.
Вместе делаем все и всегда,
Потому что мы настоящая семья!
(Воспитатель вешает на мольберт картинку с изображение всей семьи)
Воспитатель: Скажи Катя, а у тебя есть семья?
Кукла: Да, у меня тоже есть семья : мама, папа, бабушка и дедушка и я их очень люблю. А ещё я люблю их по пальчикам называть.
Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик – дедушка (большой)
Этот пальчик бабушка (указательный,
Этот пальчик папа (средний)
Этот пальчик мама (безымянный,
Этот пальчик я (мизинец,
Это вся моя семья (кулачок). (повторяют на правой и левой руке)
Воспитатель: а хотите поиграть ещё в одну интересную игру, она называется «Подскажи словечко».
Дети: Да
Воспитатель:
Слово спряталось куда-то
Слово спряталось и ждет.
Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка, кто меня найдёт?
Наши руки были в мыле
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами
Помогаем нашей … маме.
Ко дню рожденья Кати
Мама сшила …платье.
На каток ушла с утра
Моя старшая …сестра.
Я у мамы не один, у неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат, для меня он старший …брат.
Мы цветы в саду сажали,
Их из лейки поливали.
Астры, лилии, тюльпаны,
Пусть растут для нашей… мамы
Мама, папа, брат и я
Вот и вся моя… семья.
Кукла: Какие вы молодцы ребята, все слова отгадали. А теперь отгадайте загадку.
1. В мире нет её роднее
Справедливей и добрее
Я скажу друзья вам прямо
Лучше всех на свете (Мама).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! Вот фотография Катиной мамы
(Выставляет на мольберт картинку с изображением мамы).
Давайте поиграем в игру: «Волшебный сундучок»
У меня есть волшебный сундучок, давайте наполним его ласковыми словами для мамы. (ребенок говорит слово, кладет в сундучок сердечко)
Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она какая? (ласковая, добрая, милая,нежная).
Когда мама модно одевается, какая она? (красивая).
Когда мама улыбается и смеется, какая она? (веселая).
А если вы маму любите, какая она? (любимая).
Когда мама заботится о вас, какая она? (заботливая).
Если мама делает домашние дела, какая она? (хозяйственная,трудолюбивая).
Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в волшебный сундучок!
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (топаем на месте)
Раз,два,три, четыре,пять (прыжки на месте)
Папа, мама, брат,сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка, (наклоны туловища вправо и влево)
Мой щенок, сверчок и я (повороты вправо и влево)
Вот и все моя семья (хлопаем в ладоши)
Воспитатель: Ваши мамы хозяйственные, трудолюбивые, потому что они делают много домашних дел. Давайте поиграем в игру. «Что умеет делать мама».
Игра: «Что умеет делать мама» (называем мамины дела и показываем)
Мама умеет:
- мыть посуду
- варить суп
- стирать
- гладить
- шить
Ребята! Сколько же у мамы домашних дел!
Воспитатель: Вот фотография Катиного папы
(Выставляет на мольберт картинку с изображением папы).
Воспитатель: Ребята, а как можно ласково назвать папу?
Дети: Папочка, папуля.
Воспитатель Игра: «Что умеет делать папа» (называем папины дела и показываем)
Папа умеет:
- забивать гвозди
- рубить дрова
- водить машину
Кукла: Мы с вами и про маму поговорили, и про папу, а как вы думаете, про кого из родственников мы ещё не вспомнили? Попробуйте отгадать загадку.
Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушки) (на мольберт выставляется фотография бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый (дед) на мольберт выставляется фотография дедушки
Воспитатель: Какие вы молодцы ребята! Все загадки отгадали, всю свою семью назвали.
(Воспитатель вешает на мольберт картинки с изображение бабушки и дедушки)
Воспитатель: ну, что же, мы сегодня поговорили и о маме, и о папе, вспомнили дедушку с бабушкой и, конечно, себя не забыли.
Скажем дружно, как, одним словом, всех назвать.
Дети: Семья.
Кукла: Как здорово! Мне так было весело! Спасибо! Мне пора уходить. До свидания!
Воспитатель: До свидания! Нам было очень интересно узнать о твоей семье. Если всем было интересно, то громко похлопайте в ладоши! (дети хлопают в ладоши)