Елена Ноздрина
Проект «Мониторинг эффективности педагогических действий в части, формируемой участниками образовательных отношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Федеральные государственные требования к структуре образовательной программы ДОУ предполагают наличие в ней двух частей : основной и части формируемой участниками образовательного процесса. Для отслеживания усвоения информации по вариативной части ООП необходимо разработать мониторинг оценки качества представлений.
Целевая группа
Педагоги дошкольных образовательных учреждений Шелеховского района и учителя начальных классов.
Ресурсы
Интеллектуальные (имеется команда педагогов для реализации проекта);
Публикация «Проект „Мониторинг эффективности педагогических действий в части, формируемой участниками образовательных отношений“» размещена в разделах
Материальные (спонсорские для издания программы записи мониторинга на CD носители);
Технические (ИКТ)
Цель: Создание автоматизированного мониторинга эффективности педагогических действий вариативной части ООП.
Задачи:
1. Создать программу для вариативной части ООП, в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями ФГОС.
2. Определить ключевые позиции мониторинга эффективности педагогических действий в части, формируемой участниками образовательных отношений.
3. Занести ключевые позиции мониторинга в автоматизированную систему.
Новизна проекта
заключается в оценке эффективности педагогических действий при преподнесении знаний, как о Прибайкальском регионе, так и об эколого-социо-культурных особенностях г. Шелехова и Шелеховского района.
Продукт
«Автоматизированный мониторинг эффективности педагогических действий в части, формируемой участниками образовательных отношений».
План реализации проекта
-2011-2012 уч. г. (I этап)
- разработка программы вариативной части ООП, формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с ФГТ;
- 2012-2013 гг. (II этап)
- создание условий реализации программы вариативной части ООП (издание программы, распространение её среди ДОУ г. Шелехова и Шелеховского района).
- доработка программы вариативной части ООП в соответствии с ФГОС ДО, подготовка нормативно-правовых документов для внедрения мониторинга в образовательный процесс ДОУ в соответствии с ФГОС ДО (создание положения о мониторинге эффективности педагогических действий в части, формируемой участниками образовательных отношений по вариативной части ООП, приказ ДОУ о проведении данного мониторинга)
- 2013-2014 гг. (III этап)
- разработка автоматизированного мониторинга эффективности педагогических действий в части, формируемой участниками образовательных отношений;
- обучение педагогов ДОУ проведению мониторинга качества эффективности педагогических действий в части, формируемой участниками образовательных отношений по вариативной части ООП;
- апробация мониторинга качества эффективности педагогических действий в части, формируемой участниками образовательных отношений по вариативной части ООП.
Индикаторы реализации проекта
- Соответствие реализации проекта намеченным срокам;
- наличие нормативной базы внедрения мониторинга качества эффективности педагогических действий в части, формируемой участниками образовательных отношений по вариативной части ООП;
- создание условий для внедрения мониторинга качества эффективности педагогических действий в части, формируемой участниками образовательных отношений по вариативной части ООП;
- удельный вес педагогов ДОУ готовых к проведению мониторинга качества эффективности педагогических действий в части, формируемой участниками образовательных отношений по вариативной части ООП;
Отчет о реализации проекта
Мониторинг эффективности педагогических действий по части, формируемой участниками образовательных отношений.
Федеральный государственный образовательный стандарт в части требований к структуре образовательной программы ДО, предполагает наличие в ней двух частей : основной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. К основной части программы мониторинг разрабатывают федеральные службы, а для мониторинга эффективности педагогических действий в части, формируемой участниками образовательных отношений нам необходимо разработать свой мониторинг и для удобства сделать его автоматизированным.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений в ООП ДО МКДОУ «Детский сад № 15 «Радуга» представлена авторской педагогической разработкой радикального типа Учебно-методическим комплектом «Я живу в Прибайкалье». Данная программа имеет блочное строение:
I «Шелеховское поселение», куда вошли материалы возникновения г. Шелехова, его предприятий, развитие культурной жизни города, а также материалы, знакомящие с творчеством художников и поэтов Шелеховского района.
II «Села и деревни Шелеховского района», куда вошли материалы об особенностях деревней и сёл Шелеховского района.
III «Города Иркутской области», куда вошли материалы о г. Иркутске, городах Иркутской области, их достопримечательностях, а также коренных народах Прибайкалья.
IV «Водные ресурсы Прибайкальского региона», куда вошли материалы об озере Байкал, реках в него впадающих, млекопитающих и рыбах обитающих в их водах.
V «Природа Прибайкалья. Флора и фауна», куда вошли материалы о растительном и животном мире Прибайкалья и Шелеховского района.
Приложение к программе наполнено мультимедиа презентациями ко всем блокам программы.
В 2013 г. на Всероссийском конкурсе методических разработок краеведческого содержания в г. Ярославле программа была удостоена Диплома I степени.
После доработки УМК в соответствии с ФГОС творческая группа педагогов ДОУ определила ключевые позиции мониторинга эффективности педагогических действий, части, формируемой участниками образовательных отношений, и занесла их в автоматизированную систему.
Для апробации УМК и мониторинга ДОУ заключило договор сетевого взаимодействия и сотрудничества с тремя детскими садами района: МКДОУ № 12 «Солнышко», МКДОУ № 9 «Подснежник», МКДОУ № 6 «Аленький цветочек».
Согласно плану совместной работы, на одной из встреч образовательного альянса педагоги нашего сада представили педагогические проекты, направленные на формирование у детей дошкольного возраста нравственных основ личности, через привитие любви к родному краю, развитие толерантности и изучение этнических особенностей народов Сибири, животного и растительного мира Прибайкалья.
После ознакомительной и консультационной работы все участники договора сетевого взаимодействия в течение 2013-2014 учебного года апробировали УМК и мониторинг эффективности педагогических действий в своих учреждениях в средних, старших и подготовительных группах. И по завершению работы представили свои результаты, которые были оформлены в виде :
- образовательных проектов на темы знакомства дошкольников с творчеством поэтов и писателей Шелеховского района, расширение знаний о растительном и животном мире Прибайкальского региона и т. д. ,
- сбор коллекций минералов и составления карты природных ресурсов Иркутской области,
- создание макета оз. Байкал с размещением на его берегах нерп,
- сбор и организация выставки книг Сибирских писателей и многих других формах.
Вся работа строилась на развитии у детей различных видов действий коммуникативных, познавательных, социальных и т. д.
Родители воспитанников стали активными помощниками в реализации всех образовательных проектов, спортивных мероприятиях, мастер-классах, а значит между всеми участниками образовательного процесса, укрепилось единое поле взаимодействия воспитания и развития детей.
Апробированный мониторинг эффективности педагогических действий показал его объем и глубину, так как позволяет спланировать дальнейшую работу по формированию и развитию всех видов детских действий. Удобность мониторинга заключается в его автоматизации.
Проведение мониторинга 2 раза в год обусловлено необходимостью отслеживания его результатов и планирования дальнейшей работы. Проводится он на основе бесед и рассматривания иллюстраций.
Участники апробации УМК «Я живу в Прибайкалье» и мониторинга эффективности педагогических действий отметили, что данные материалы могли бы быть использованы и учителями начальных классов при подготовке классных часов либо спецкурса по вопросу краеведения.
Ноздрина Е. В. старший воспитатель МКДОУ № 15 «Радуга»