Наталья Кутергина
Проект «Мотивационная готовность как один из основных компонентов психологической готовности детей с ОВЗ к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическое обоснование
Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема психологической готовности к школе.
Публикация «Проект „Мотивационная готовность как один из основных компонентов психологической готовности детей с ОВЗ к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы – проблемы психологической готовности к школьному обучению.
В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально.
Актуальность
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогике. В связи с увеличением числа детей с ОВЗ становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе.
Многие авторы (Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, В. Д. Шадриков и др.) подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению. Важно, что мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.
Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Учебная деятельность первоклассников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов.
Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», в случае несформированности мотивов к учению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Цель проекта: формирование мотивационной готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе посредством проектной деятельности.
Задачи проекта:
1. Формировать представления особых детей о школе и её значении.
2. Развивать представления о понятиях знания, достижение и т. п.
3. Развивать внимание, произвольность.
4. Воспитывать положительные качества, умение слушать взрослых и других детей.
5. Помочь родителям устранить недопонимание мотивационной сферы особого ребенка через совместную, игровую творческую и познавательную деятельность.
Основные формы реализации проекта: развивающие игры и упражнения; НОД; индивидуальные, групповые консультации; чтение художественной литературы.
Участники проекта: дети с ОВЗ подготовительной к школе группы, воспитатели подготовительной к школе группы, родители.
Сроки реализации: ноябрь 2013- года – май 2014 года.
План действий по реализации проекта.
Дети.
Содержание работы: диагностическое обследование, проведение развивающих игр, загадки на школьную тематику, чтение сказок для школьной адаптации «Лесная школа»
Результат: данные обследования, картотека развивающих игр, картотека загадок.
Родители
Содержание работы: тестирование «Готовность детей к школе по новым ФГОС».
Индивидуальные беседы по мотивационной и психологической готовности к школе.
Результат: данные обследования; работа клуба для родителей «Вместе в первый класс»; оформление соответствующей документации
Педагоги
Содержание работы: НОД «Мотивационная готовность к школе»; рекомендации по развитию мотивации поступления в школу.
Результат: открытый просмотр на ГМО педагогов- психологов; картотека рекомендаций
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
Разработка этапов проектирования, подготовка необходимой документации, подбор диагностик, постановка целей и задач, предварительная работа с детьми, педагогами, родителями, выбор материалов.
2 этап. Внедренческий
1. Мониторинг детей подготовительной группы.
2. Тестирование родителей.
3. Беседы с детьми о школе, уроках, занятиях.
4. Проведение игр и упражнений для повышения мотивационной готовности к школе.
5. Выступление на собраниях, работа в клубе для родителей «Вместе в первый класс»
6. Проведение практических занятий с родителями и педагогами.
7. Проведение индивидуальных консультаций и бесед о готовности ребенка к школе и ее формированию.
3 этап. Результативный
1. Анализ результатов реализации проекта в ДОУ/Выступление на педсовете/Апрель
2. Информационно-познавательное просвещение/Выступление на родительском собрании/II неделя мая
3. Отслеживания результатов/Мониторинг методика «Определение мотивов учения» М. Р. Гинсбурга; тест "Мотивационная готовность" диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т. Д. Марцинковской, анкета для родителей/Сентябрь-апрель
4. Подведение итога/Публикация на сайт/Апрель-май
Результат по истечению данного проекта:
1. Повысился уровень учебной мотивации у детей.
2. Изменилось негативное эмоциональное отношение детей к школе, на положительное.
3. Повысилась педагогическая компетентность воспитателей, родителей по вопросам развития учебной мотивации у дошкольников с ОВЗ.
Учебно-методическое обеспечение проекта:
1. Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – Санкт-Петербург,2011.
2. Борозинец Н. М. «Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки».
3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР / Н. Л. Белопольская. – М. : Изд-во УРАО, 1999. – 148 с.
4. Вайнер, М. Э. Ребенок и родители на пороге школьной жизни / М. Э. Вайнер // Начальная школа. – 2007. – № 4. – С. 15-19.
5. Инклюзивное образование: нормативные документы, методические рекомендации. – М. ,2010.
6. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М., 1981.
7. Программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
8. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1,2/ под редакцией С. П. Шевченко – М. ,2005.
9. Семерикова В. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе // Детский сад от А до Я. - 2007. - №5. - С. 122 - 128.
10. Ясюкова Л. А. «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Готовность к школе».