Надежда Талалай
Проект «Мы — дружные ребята»
▼ Скачать + Заказать документы
ТИП ПРОЕКТА
По доминирующей в проекте деятельности: воспитательно-этический. По содержанию: психолого-педагогический
По числу участников проекта: педагоги, психолог, родители, дети.
По времени проведения: долгосрочный
По характеру контактов: в рамках ДОУ, дети, микросоциум, родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Публикация «Проект „Мы — дружные ребята“» размещена в разделах
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Мир взаимоотношений дошкольников очень разнообразен. Они дру-жат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. И всё это проте-кает естественным образом, без свойственных взрослым проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. В каждой группе детского сада, особенно в старших и подготовительных, воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей.
Человек - существо социальное: большую часть своей жизни он проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами - это залог будущей успешной жизни. Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьёзному этапу на их жизненном пути - обучению к школе.
ПРОБЛЕМА: нарушение взаимоотношений в группе дошкольников.
ЦЕЛЬ: Создание позитивного микроклимата в группе детского сада.
ЗАДАЧИ:
1. Организация детского сообщества «Мы дружные ребята».
2. Создание материальной базы для успешного осуществления работы детского сообщества.
3. Разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.
4. Создание модели выпускника ДОУ.
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:
1.Исследовательские методы: изучение и анализ методической литерату-ры, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.
2.Практические методы: упражнение (упражнение-приветствие; упражнение-прощание; упражнение-разминка, обыгрывание различных ситуаций, коллективные работы, моделирование, тренинги.
3.Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
4. Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация.
5 Словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание мирилок, стихотворений, пословиц о дружбе, исполнение песен.
6.Графические методы: диаграммы, схемы, таблицы, рисунки.
Содержание проекта строится на принципах.
• ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП - принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
• ПРИНЦИП ИНТЕГРАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ - приобщение к миру музыки, искусства, литературы, народной культуры.
• ПРИНЦИП ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕТОДОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА с эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей.
• ПРИНЦИП РАЗНООБРАЗИЯ, оригинальности и специфичности тем, содержания и выразительности того или иного вида деятельности.
• ПРИНЦИП ПОИСКА АССОЦИАЦИЙ - это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка (как бы ты поступил в этом случае? Что можно изменить).
• ПРИНЦИП КОНТРАСТНОГО СОПОСТАВЛЕНИЯ - предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро - зло, хорошо - плохо, ссоримся - миримся, вместе - врозь.
• ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ - проявляется на потребности ребенка в любви, терпимости, умении прощать.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
• I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (с 1.09.13 по 31.09.13)
• Изучение научной и методической литературы по теме проекта.
• Диагностика.
• Перспективное планирование комплексного плана взаимодействия воспитателя и специалистов по теме: «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада».
• Календарно-тематическое планирование работы детского сообщества «Мы дружные ребята».
• Разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса.
• Анкетирование родителей.
II ЭТАП - ОСНОВНОЙ ТЕКУЩИЙ (с 1.10.13 по 31.05.14)
1. Разработка конспектов занятий и их проведение.
2. Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения пед -процесса).
3. Реализация комплексного плана взаимодействия воспитателя и специалистов «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада». (Приложение)
4. Работа детского сообщества «Мы дружные ребята» по плану. (Приложение)
III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (с 1.05.14 по 25.05.14)
1. Диагностика («Секрет», «Лесенка», «День рождения»).
2. Анкетирование детей «Готов ли ребенок к обучению в школе»
3. Анкетирование родителей.
4. Создание модели выпускника ДОУ как конечного результата воспитательно-образовательного процесса.
IV ЭТАП: АНАЛИТИЧЕСКИЙ (с 26.05.14 по 31.05.14)
1. Анализ проделанной работы)
2. Вывод по теме.
3. Презентация опыта
СДЕРЖИВАЮЩИЕ СИЛЫ: ссоры детей, отсутствие коммуникативных навыков, большое количество вновь прибывших детей, пропуски детьми занятий в ДОУ.
УСТРАНЕНИЕ РИСКОВ: беседы с родителями о посещаемости детей ДОУ, профилактика заболеваемости, развитие коммуникативных навыков.
СТОРОННИКИ ПРОЕКТА:
1. Дети.
2. Воспитатели
3. Специалисты.
4 Родители.
5. Администрация.
6. Общественность.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
1. Дети.
2. Воспитатели группы.
3. Специалисты.
РЕСУРСЫ ПРОЕКТА:
1. Человеческие (дети, воспитатели, специалисты, родители).
2. Материальные (оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО).
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Апробировав проект, мы ждём определённых результатов. У детей должны сформироваться добрые взаимоотношения друг к другу, развиться чувство эмпатии, рефлексии у детей, желания прийти на помощь другу.
Всё это предполагает:
1. Проведение специально организованных мероприятий, направленных на сплочение детей (коллективные работы, создающие проблемные ситуации, требующие их решения).
2. Проведение игр и игровых упражнений.
3. Проведение занятий и этических бесед на темы: «Все мы разные», «Научился сам - научи товарища», «Что значит настоящий друг?».
4. Развитие эмоционально-чувствительной сферы детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Для решения задач социально-нравственного воспитания в нашей группе применяются некоторые эффективные методы и приёмы. Был изготовлен «Ковёр мира». Он представляет собой вышитое на голубой ткани солнце с голубем, где жёлтый круг - символ доброты, тепла, единения; лучи - имена каждого ребёнка (они вышиты разным цветом, с целью обратить внимание на то, что «все мы разные, но мы вместе»; и надо быть внимательнее и терпимее к проявлению индивидуальных особенностей каждого ребёнка); белый голубь - символ мира во всём мире.
«Ковёр» постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети берут его, раскладывают его, находят лучик со своим именем и обсуждают возникшие проблемы, ссоры (кто-то не уступил игрушку, кого не приняли в игру и т. д.). Затем дети мирятся, произнося «мирилки».
Такой «Ковёр мира» позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Для отслеживания причин плохого настроения у детей, его дальнейшей коррекции создан «Уголок настроения». Для этого на магнитной доске приклеены фотографии всех детей. У каждого ребёнка в руках ниточка, к которой крепится вырезанный из бумаги воздушный шарик. Цвет шарика можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет - хорошее настроение, зелёный - спокойное, ровное, синий - настроение плохое). Придя утром в д/сад, дети отмечают своё настроение (к своей фотографии прикрепляют шарик соответствующего цвета). В течение дня, если настроение поменяется, то цвет шарика на доске меняется.
Каждое утро в детском саду эффективно начинать с приветствия «Минутка вхождения в день», которое становится доброй традицией.
Проводится в нашей группе «Утро радостных встреч» (каждый понедельник после выходных дней дети собираются вместе и проводится беседа:
кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга). Вся группа приветствует сверстника после болезни, дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие.
Кроме того, проводили специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения (давали задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два карандаша на двоих; или на занятии по аппликации одни ножницы, одна кисть на двоих).
Регулярно проводим занятия и этические беседы на темы: «Все мы разные», «Научился сам - научи товарища», «Все мы разные», «Что значит настоящий друг?», «Учусь прощать» и др.
Каждую пятницу подводим итоги работы добрых дел. В группе находится «Шкатулка добрых дел», за каждый хороший поступок дети кладут в неё красную фишку, за каждый плохой - синюю. Таким образом определяют количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Общий анализ поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребёнка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
Вместе с детьми мы составили правила группы «Что можно делать, а что нельзя».
И, конечно. В этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.
Такая система работы по данной проблеме даёт хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения друг к другу. Зачастую дошкольники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним. Отсутствие положительного опыта общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, конфликтам. Задача воспитателя вместе с родителями помочь детям приобрести этот опыт.
•преобладание детей с невысоким социометрическим статусом;
•низкий уровень групповой сплоченности;
• низкий уровень благополучия в группе.
Для того чтобы исправить эти проблемы необходимо:
•Создать в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.
•Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы, найти для них поручения, где они раскрыли бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное им действие или поступок.
•Распределить между воспитанниками поручения.
•Планировать работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.