Папки-передвижки

Проект «Мы — русичи, мы — россияне»

Ольга Рыбакова
Проект «Мы — русичи, мы — россияне»

Представление проекта «Мы – Русичи, мы - Россияне»

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» Старинная мудрость.

Музыкальный руководитель: Рыбакова Ольга Александровна.

Возраст:подготовительная группа№7

Вид проекта : Краткосрочный, познавательный, творческий.

Участники проекта : Воспитатели, музыкальный руководитель, дети и их родители.

Срок реализации:сентябрь-ноябрь 2015г.

Публикация «Проект „Мы — русичи, мы — россияне“» размещена в разделах

Разделы программы:Проект разработан по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Охватывает такие образовательные направления как: познавательное, речевое развитие, физическое, социально- коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.

Цель проекта :

Познакомить детей с истоками русской народной культуры. Закрепить знания детей о России,о символике, о русском национальном костюме. Воспитывать в детях любовь к своей Родине. Вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа.

Задачи:

1. Развивать духовно – патриотическое воспитание и образование детей.

2. Получить представление о возникновении государства Российского, о верности народа Отечеству своему, о Богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта предков.

3. Обогатить знания детей любовью к Отчизне, вызывать стремление быть похожими на наших предков, любить и уважать семью.

4. Развивать любовь и понимание окружающей природы, наблюдать взаимосвязь явлений природы с древними русскими праздниками и событиями. Развивать историческую память, представление о доброте и красоте.

5. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к ее народной культуре и людям, создающим её. Воспитывать любовь к своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре русского народа через знакомство с обычаями, праздниками обрядами.

6. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в фольклорных праздниках и развлечениях, изготовлению поделок.

7. Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей, развития музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления).

8. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав, праздников. Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движений.

Актуальность:

Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

• В «Концепции дошкольного воспитания»(1989г.)говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня.

Родина, Отечество, Отчизна. Какие красивые, звучные слова. Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. Родина бывает разная, но у всех она одна!

- С чего начинается наша Родина? У каждого она начинается с чего-то своего, личного. Великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши». Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Человек – сын родной земли – живущий, кормящийся её щедротами, дышащий единым дыханием с природой, обычаями, поверьями, сказаниями. Поэтому, ознакомление детей с копилкой народной мудрости должно начинаться с детского сада. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет без духовности. Поэтому мною и выбрано это направление по работе с детьми.

Основные приоритеты:

• Создание атмосферы национального быта

• Широкое использование фольклора

• Изучение народных традиций и праздников

• Знакомство с русскими народными играми, танцами, песнями, хороводами,русскими народными инструментами.

Способы реализации:

• ознакомить детей и воспитателей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;

• провести цикл занятий и мероприятий по теме;

• организовать выставку детских работ;

подготовить совместными усилиями детей и родителей праздники:

«Капустная вечеринка», «День матери», «Мы и Россия едины»

систематизировать литературный и иллюстрированный материал по темам: народные праздники, одежда русичей, пословицы и поговорки о Родине,, народные подвижные игры, богатыри на Руси;

Подготовить презентации по темам: «Святая Русь», «Главные символы страны»,«Флаг России», «Народные инструменты, «Богатыри земли русской», «Мой город любимый», «Одежда русичей»

Предполагаемый продукт проекта :

мероприятие «Мы и Россия - едины»;

выставка творческих работ детей «Флаг России» «Хоровод дружбы»;

«Осенняя фантазия».

Фотоотчет- презентация по проекту.

Реализация проекта

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:

• Тема 1. «Наша страна Россия»

Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: глобус.

• Тема 2. «Главный город нашей страны»

Программное содержание: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, фотографии.

• Тема 3. «Государственные символы России»

Программное содержание: познакомить детей с государственными символами нашего государства.

Оборудование: экран, видеоролик о флаге и символике государства

• Тема 4. Русские народные инструменты»

Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости, иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

Предварительная работа: чтение сказок народов России.

• Тема 5. «Русские народные промыслы», «Изба»

Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

Обогатить словарь детей словами: хохлома; филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы; палехские шкатулки.

Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов.

• Тема 6. «Мой город любимый»

Программное содержание: познакомить с достопримечательными местами нашего города, воспитание патриотические чувств к родному краю.

Оборудование и материалы: экран, презентация «Мой город»

2. Презентации на темы:

1. Главные символы страны

2. Русские народные инструменты

3. «Святая Русь»

4. «Мой город»

5. «Богатыри земли русской и их оружие»

6. «Одежда русичей»

3. Изобразительная деятельность детей:

Рисование на темы:

- «Где я был летом»;

- «Осень золотая»;

- «Впечатления после праздника «Капустная вечеринка»

Лепка:

- «Моё любимое животное»;

- «Флаг России»

Аппликация:

- «Орнаменты для сарафанов и кокошников».

Конструирование:

-конструирование слов из лего : Родина, Россия

4. Игровая деятельность детей:

Дидактические игры:

- «Правлославные праздники»

«Русские народные инструменты»

- «Узнай наш флаг (герб)»;

- «Чей костюм?»;

- «С какого дерева листок»;

- «Чей хвост, чья голова»;

Подвижные игры:

- «Капустка»;

- «Передача платочка»

- «Заря-заряница»;

- «Плетень»;

- «Каравай».

5. Чтение художественной литературы:

• Сказки народов России

• Стихи о России,

- В. Лебедев-Кумач «Москва»;

- С. Михалков «Кремлёвские звёзды»; «Россия»

У. Трутнев «О Родине»

Заучивание пословиц и поговорок о Капусте, маме, дружбе.

Беседа с детьми об истории праздника: «День народного единства».

ОСНОВНОЙ ЭТАП

6. Песни и пляски:

песня «Как наша Россия прекрасна»

хоровод «Вейся, вейся капустка» «Кадриль»,

Танецсполотнами «Русь моя»

«Оркестр ложкарей»

слушание: Струве «Моя Россия», «Гимн России» Александрова

Пословицы, поговорки о капусте, Родине, матери.

7. Участие родителей в реализации проекта :

- сбор материала для оформления книги : «Книжка – капуста»

Выставка поделок «Осенняя фантазия», Хоровод дружбы» фотовыставка

«Пусть всегда будет мама»

- Повышение интереса к работе ДОУ

- Активное участие в конкурсах, выставках, праздниках

8. Консультации для родителей :

«Патриотическое воспитание дошкольников»

«Воздвиджение- история праздника»

«День народного единства»

«Приобщение к русским народным традициям»

«Народные подвижные игры»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

-оформление выставки поделок «Капустная фантазия»

- фото выставка «Моя мама лучшая на свете»

- Интегрированное занятие «Мы и Родина – едины»

-Народный праздник «Капустная вечеринка»,

- Праздник «День матери»

-Фотоотчет попроэкту «Мы – русичи, мы - Россияне»

Ожидаемый результат:

Приобщать детей к русской культуре нужно с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть русского народа.

Таким образом, можно заключить, что образовательная цель данного проекта состоит в приобщении детей ко всем видам русского народного фольклора.

Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребё нком общечеловеческих ценностей:культурных, социальных, моральных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир бытовой народной культуры.

В результате проделанной работы по проекту ожидаем воспитания дошкольников на конкретных исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Важно дать понять ребёнку, что русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой, вековыми традициями. Дети должны знать о своём культурном прошлом, старинных праздниках, традициях, фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети творчески смогут применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности, способны организовать свою деятельность. Детинаучатся сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы, смогут выступать перед аудиторией, уважительно относятся к культуре и истории своего народа.

Список литературы:

О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. «Детство-пресс»,2000г.

Знакомство детей с русским народным творчеством: /Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «Детство-пресс», 2004.

Красна изба (М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова –СПб. :»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004

Русские народные праздники М. Ю. Картушина

Солнечный круг О. А. Ботякова «Детство-пресс»,2004

Фольклорные праздники С. И. МерзляковаЕ. Ю. Комалькова (Москва 2001г.)

Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ – В-«Учитель», 2007г

ДавыдоваО. И. Проекты в работе с семьёй. - М. : ТЦ «Сфера» 2012г.

Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.

Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста /Дошкольная педагогика 2006, № 6

Интернет - ресурсы

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Мы — маленькие Россияне»Сценарий праздника «Мы — маленькие Россияне» «Мы - маленькие Россияне» Звучит тихая музыка. («Моя Россия» Непоседы, на фоне музыки дети заходят в зал. Воспитатель: «Добрый день, дорогие.

«Мы-россияне». Сценарий праздничной программы, посвященной Дню России «МЫ – РОССИЯНЕ» (сценарий праздничной программы, посвященной Дню России) ЦЕЛЬ: прививать любовь к Родине; воспитывать чувства патриотизма,.

«Мы-россияне», сценарий родительского собрания по патриотическому воспитанию в старшей группе Мы – россияне. В зал под музыку входят 2 команды. Воспитатель: Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы собрались сегодня здесь,.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Мы — россияне» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе Тема: Мы - россияне. Форма проведения: викторина. Цель: обобщить и.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне» Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе: Составила: воспитатель МДОУ «Детский сад №25», г. Кириши, Бабашева.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект по ЗОЖ ПРОЕКТ «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ» ТЕМА: «Досуговое мероприятие, одна из форм работы с родителями» Выполнила: воспитатель.

Проект «Этот День Победы!» (проект и планирование на неделю). Проект «Этот День Победы!» Подготовительная группа № 10. Вид проекта: - информационно-практико-ориентированный проект (по виду деятельности);.

Работа детского объединения «Мы-россияне» Из опыта работы руководителя детского объединения «Мы – Россияне», действующего на базе МБДОУ д/с №14 «Олененок» г. Минеральные воды, Куловой.

Стенгазета «Мы — россияне». Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Родная страна»Стенгазета «Мы — россияне». Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Родная страна» Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для того, чтобы расширить знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мы — русичи, мы — россияне»
Опубликовано: 16 июня 2016 в 20:58
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД