Ольга Рыбакова
Проект «Мы — русичи, мы — россияне»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление проекта «Мы – Русичи, мы - Россияне»
«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» Старинная мудрость.
Музыкальный руководитель: Рыбакова Ольга Александровна.
Возраст:подготовительная группа№7
Вид проекта : Краткосрочный, познавательный, творческий.
Участники проекта : Воспитатели, музыкальный руководитель, дети и их родители.
Срок реализации:сентябрь-ноябрь 2015г.
Публикация «Проект „Мы — русичи, мы — россияне“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Разделы программы:Проект разработан по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Охватывает такие образовательные направления как: познавательное, речевое развитие, физическое, социально- коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.
Цель проекта :
Познакомить детей с истоками русской народной культуры. Закрепить знания детей о России,о символике, о русском национальном костюме. Воспитывать в детях любовь к своей Родине. Вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа.
Задачи:
1. Развивать духовно – патриотическое воспитание и образование детей.
2. Получить представление о возникновении государства Российского, о верности народа Отечеству своему, о Богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта предков.
3. Обогатить знания детей любовью к Отчизне, вызывать стремление быть похожими на наших предков, любить и уважать семью.
4. Развивать любовь и понимание окружающей природы, наблюдать взаимосвязь явлений природы с древними русскими праздниками и событиями. Развивать историческую память, представление о доброте и красоте.
5. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к ее народной культуре и людям, создающим её. Воспитывать любовь к своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре русского народа через знакомство с обычаями, праздниками обрядами.
6. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в фольклорных праздниках и развлечениях, изготовлению поделок.
7. Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей, развития музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления).
8. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав, праздников. Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движений.
Актуальность:
Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
• В «Концепции дошкольного воспитания»(1989г.)говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня.
Родина, Отечество, Отчизна. Какие красивые, звучные слова. Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. Родина бывает разная, но у всех она одна!
- С чего начинается наша Родина? У каждого она начинается с чего-то своего, личного. Великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши». Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Человек – сын родной земли – живущий, кормящийся её щедротами, дышащий единым дыханием с природой, обычаями, поверьями, сказаниями. Поэтому, ознакомление детей с копилкой народной мудрости должно начинаться с детского сада. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет без духовности. Поэтому мною и выбрано это направление по работе с детьми.
Основные приоритеты:
• Создание атмосферы национального быта
• Широкое использование фольклора
• Изучение народных традиций и праздников
• Знакомство с русскими народными играми, танцами, песнями, хороводами,русскими народными инструментами.
Способы реализации:
• ознакомить детей и воспитателей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
• провести цикл занятий и мероприятий по теме;
• организовать выставку детских работ;
• подготовить совместными усилиями детей и родителей праздники:
«Капустная вечеринка», «День матери», «Мы и Россия едины»
• систематизировать литературный и иллюстрированный материал по темам: народные праздники, одежда русичей, пословицы и поговорки о Родине,, народные подвижные игры, богатыри на Руси;
• Подготовить презентации по темам: «Святая Русь», «Главные символы страны»,«Флаг России», «Народные инструменты, «Богатыри земли русской», «Мой город любимый», «Одежда русичей»
Предполагаемый продукт проекта :
мероприятие «Мы и Россия - едины»;
выставка творческих работ детей «Флаг России» «Хоровод дружбы»;
«Осенняя фантазия».
Фотоотчет- презентация по проекту.
Реализация проекта
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:
• Тема 1. «Наша страна Россия»
Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: глобус.
• Тема 2. «Главный город нашей страны»
Программное содержание: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, фотографии.
• Тема 3. «Государственные символы России»
Программное содержание: познакомить детей с государственными символами нашего государства.
Оборудование: экран, видеоролик о флаге и символике государства
• Тема 4. Русские народные инструменты»
Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости, иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.
Предварительная работа: чтение сказок народов России.
• Тема 5. «Русские народные промыслы», «Изба»
Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Обогатить словарь детей словами: хохлома; филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы; палехские шкатулки.
Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов.
• Тема 6. «Мой город любимый»
Программное содержание: познакомить с достопримечательными местами нашего города, воспитание патриотические чувств к родному краю.
Оборудование и материалы: экран, презентация «Мой город»
2. Презентации на темы:
1. Главные символы страны
2. Русские народные инструменты
3. «Святая Русь»
4. «Мой город»
5. «Богатыри земли русской и их оружие»
6. «Одежда русичей»
3. Изобразительная деятельность детей:
• Рисование на темы:
- «Где я был летом»;
- «Осень золотая»;
- «Впечатления после праздника «Капустная вечеринка»
• Лепка:
- «Моё любимое животное»;
- «Флаг России»
• Аппликация:
- «Орнаменты для сарафанов и кокошников».
• Конструирование:
-конструирование слов из лего : Родина, Россия
4. Игровая деятельность детей:
• Дидактические игры:
- «Правлославные праздники»
«Русские народные инструменты»
- «Узнай наш флаг (герб)»;
- «Чей костюм?»;
- «С какого дерева листок»;
- «Чей хвост, чья голова»;
• Подвижные игры:
- «Капустка»;
- «Передача платочка»
- «Заря-заряница»;
- «Плетень»;
- «Каравай».
5. Чтение художественной литературы:
• Сказки народов России
• Стихи о России,
- В. Лебедев-Кумач «Москва»;
- С. Михалков «Кремлёвские звёзды»; «Россия»
У. Трутнев «О Родине»
Заучивание пословиц и поговорок о Капусте, маме, дружбе.
Беседа с детьми об истории праздника: «День народного единства».
ОСНОВНОЙ ЭТАП
6. Песни и пляски:
песня «Как наша Россия прекрасна»
хоровод «Вейся, вейся капустка» «Кадриль»,
Танецсполотнами «Русь моя»
«Оркестр ложкарей»
слушание: Струве «Моя Россия», «Гимн России» Александрова
Пословицы, поговорки о капусте, Родине, матери.
7. Участие родителей в реализации проекта :
- сбор материала для оформления книги : «Книжка – капуста»
Выставка поделок «Осенняя фантазия», Хоровод дружбы» фотовыставка
«Пусть всегда будет мама»
- Повышение интереса к работе ДОУ
- Активное участие в конкурсах, выставках, праздниках
8. Консультации для родителей :
«Патриотическое воспитание дошкольников»
«Воздвиджение- история праздника»
«День народного единства»
«Приобщение к русским народным традициям»
«Народные подвижные игры»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
-оформление выставки поделок «Капустная фантазия»
- фото выставка «Моя мама лучшая на свете»
- Интегрированное занятие «Мы и Родина – едины»
-Народный праздник «Капустная вечеринка»,
- Праздник «День матери»
-Фотоотчет попроэкту «Мы – русичи, мы - Россияне»
Ожидаемый результат:
Приобщать детей к русской культуре нужно с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть русского народа.
Таким образом, можно заключить, что образовательная цель данного проекта состоит в приобщении детей ко всем видам русского народного фольклора.
Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребё нком общечеловеческих ценностей:культурных, социальных, моральных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир бытовой народной культуры.
В результате проделанной работы по проекту ожидаем воспитания дошкольников на конкретных исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Важно дать понять ребёнку, что русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой, вековыми традициями. Дети должны знать о своём культурном прошлом, старинных праздниках, традициях, фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети творчески смогут применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности, способны организовать свою деятельность. Детинаучатся сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы, смогут выступать перед аудиторией, уважительно относятся к культуре и истории своего народа.
Список литературы:
О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. «Детство-пресс»,2000г.
Знакомство детей с русским народным творчеством: /Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «Детство-пресс», 2004.
Красна изба (М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова –СПб. :»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004
Русские народные праздники М. Ю. Картушина
Солнечный круг О. А. Ботякова «Детство-пресс»,2004
Фольклорные праздники С. И. МерзляковаЕ. Ю. Комалькова (Москва 2001г.)
Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ – В-«Учитель», 2007г
ДавыдоваО. И. Проекты в работе с семьёй. - М. : ТЦ «Сфера» 2012г.
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста /Дошкольная педагогика 2006, № 6
Интернет - ресурсы