Проект «Мы — русичи, мы — россияне»

Ольга Рыбакова
Проект «Мы — русичи, мы — россияне»

Представление проекта «Мы – Русичи, мы - Россияне»

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» Старинная мудрость.

Музыкальный руководитель: Рыбакова Ольга Александровна.

Возраст:подготовительная группа№7

Вид проекта: Краткосрочный, познавательный, творческий.

Участники проекта: Воспитатели, музыкальный руководитель, дети и их родители.

Срок реализации:сентябрь-ноябрь 2015г.

Разделы программы:Проект разработан по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О. Л. Князева, М. Д. Маханева.Охватывает такие образовательные направления как: познавательное, речевое развитие, физическое, социально- коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.

Цель проекта:

Познакомить детей с истоками русской народной культуры. Закрепить знания детей о России,о символике, о русском национальном костюме. Воспитывать в детях любовь к своей Родине. Вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского народа.

Задачи:

1. Развивать духовно – патриотическое воспитание и образование детей.

2. Получить представление о возникновении государства Российского, о верности народа Отечеству своему, о Богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта предков.

3. Обогатить знания детей любовью к Отчизне, вызывать стремление быть похожими на наших предков, любить и уважать семью.

4. Развивать любовь и понимание окружающей природы, наблюдать взаимосвязь явлений природы с древними русскими праздниками и событиями. Развивать историческую память, представление о доброте и красоте.

5. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к ее народной культуре и людям, создающим её. Воспитывать любовь к своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре русского народа через знакомство с обычаями, праздниками обрядами.

6. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в фольклорных праздниках и развлечениях, изготовлению поделок.

7. Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей, развития музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления).

8. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав, праздников. Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движений.

Актуальность:

Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

• В «Концепции дошкольного воспитания»(1989г.)говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня.

Родина, Отечество, Отчизна. Какие красивые, звучные слова. Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. Родина бывает разная, но у всех она одна!

- С чего начинается наша Родина? У каждого она начинается с чего-то своего, личного.Великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши». Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Человек – сын родной земли – живущий, кормящийся её щедротами, дышащий единым дыханием с природой, обычаями, поверьями, сказаниями. Поэтому, ознакомление детей с копилкой народной мудрости должно начинаться с детского сада. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше,как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет без духовности. Поэтому мною и выбрано это направление по работе с детьми.

Основные приоритеты:

• Создание атмосферы национального быта

• Широкое использование фольклора

• Изучение народных традиций и праздников

• Знакомство с русскими народными играми, танцами, песнями, хороводами,русскими народными инструментами.

Способы реализации:

• ознакомить детей и воспитателей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;

• провести цикл занятий и мероприятий по теме;

• организовать выставку детских работ;

подготовить совместными усилиями детей и родителей праздники:

«Капустная вечеринка», «День матери», «Мы и Россия едины»

систематизировать литературный и иллюстрированный материал по темам: народные праздники, одежда русичей, пословицы и поговорки о Родине,, народные подвижные игры, богатыри на Руси;

Подготовить презентации по темам: «Святая Русь», «Главные символы страны»,«Флаг России», «Народные инструменты, «Богатыри земли русской», «Мой город любимый», «Одежда русичей»

Предполагаемый продукт проекта:

мероприятие «Мы и Россия - едины»;

выставка творческих работ детей «Флаг России» «Хоровод дружбы»;

«Осенняя фантазия».

Фотоотчет- презентация по проекту.

Реализация проекта

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:

• Тема 1. «Наша страна Россия»

Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: глобус.

• Тема 2. «Главный город нашей страны»

Программное содержание: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, фотографии.

• Тема 3. «Государственные символы России»

Программное содержание: познакомить детей с государственными символами нашего государства.

Оборудование: экран, видеоролик о флаге и символике государства

• Тема 4. Русские народные инструменты»

Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости, иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

Предварительная работа: чтение сказок народов России.

• Тема 5. «Русские народные промыслы», «Изба»

Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.

Обогатить словарь детей словами: хохлома; филимоновская, богородская, дымковская игрушки; жостовские подносы; палехские шкатулки.

Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов.

• Тема 6. «Мой город любимый»

Программное содержание: познакомить с достопримечательными местами нашего города, воспитание патриотические чувств к родному краю.

Оборудование и материалы: экран, презентация «Мой город»

2.Презентации на темы:

1. Главные символы страны

2. Русские народные инструменты

3. «Святая Русь»

4. «Мой город»

5. «Богатыри земли русской и их оружие»

6. «Одежда русичей»

3.Изобразительная деятельность детей:

Рисование на темы:

- «Где я был летом»;

- «Осень золотая»;

- «Впечатления после праздника «Капустная вечеринка»

Лепка:

- «Моё любимое животное»;

- «Флаг России»

Аппликация:

- «Орнаменты для сарафанов и кокошников».

Конструирование:

-конструирование слов из лего : Родина, Россия

4.Игровая деятельность детей:

Дидактические игры:

- «Правлославные праздники»

«Русские народные инструменты»

- «Узнай наш флаг (герб)»;

- «Чей костюм?»;

- «С какого дерева листок»;

- «Чей хвост, чья голова»;

Подвижные игры:

- «Капустка»;

- «Передача платочка»

- «Заря-заряница»;

- «Плетень»;

- «Каравай».

5.Чтение художественной литературы:

• Сказки народов России

• Стихи о России,

- В. Лебедев-Кумач «Москва»;

- С. Михалков «Кремлёвские звёзды»; «Россия»

У. Трутнев «О Родине»

Заучивание пословиц и поговорок о Капусте, маме, дружбе.

Беседа с детьми об истории праздника: «День народного единства».

ОСНОВНОЙ ЭТАП

6.Песни и пляски:

песня «Как наша Россия прекрасна»

хоровод «Вейся, вейся капустка» «Кадриль»,

Танецсполотнами «Русь моя»

«Оркестр ложкарей»

слушание: Струве «Моя Россия», «Гимн России» Александрова

Пословицы, поговорки о капусте, Родине, матери.

7. Участие родителей в реализации проекта:

- сбор материала для оформления книги : «Книжка – капуста»

Выставка поделок «Осенняя фантазия», Хоровод дружбы» фотовыставка

«Пусть всегда будет мама»

- Повышение интереса к работе ДОУ

- Активное участие в конкурсах, выставках, праздниках

8.Консультации для родителей :

«Патриотическое воспитание дошкольников»

«Воздвиджение- история праздника»

«День народного единства»

«Приобщение к русским народным традициям»

«Народные подвижные игры»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

-оформление выставки поделок «Капустная фантазия»

- фото выставка «Моя мама лучшая на свете»

- Интегрированное занятие «Мы и Родина – едины»

-Народный праздник «Капустная вечеринка»,

- Праздник «День матери»

-Фотоотчет попроэкту «Мы – русичи, мы - Россияне»

Ожидаемый результат:

Приобщать детей к русской культуре нужно с раннего детства. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть русского народа.

Таким образом, можно заключить, что образовательная цель данного проекта состоит в приобщении детей ко всем видам русского народного фольклора.

Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей:культурных, социальных, моральных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир бытовой народной культуры.

В результате проделанной работы по проекту ожидаем воспитания дошкольников на конкретных исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Важно дать понять ребёнку, что русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой, вековыми традициями. Дети должны знать о своём культурном прошлом, старинных праздниках, традициях, фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети творчески смогут применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности, способны организовать свою деятельность. Детинаучатся сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы, смогут выступать перед аудиторией, уважительно относятся к культуре и истории своего народа.

Список литературы:

О. Л. Князева, М. Д. Маханева.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. «Детство-пресс»,2000г.

Знакомство детей с русским народным творчеством: /Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб.: «Детство-пресс», 2004.

Красна изба (М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова –СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004

Русские народные праздники М. Ю. Картушина

Солнечный круг О. А. Ботякова «Детство-пресс»,2004

Фольклорные праздники С. И. МерзляковаЕ. Ю. Комалькова (Москва 2001г.)

Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ – В-«Учитель», 2007г

ДавыдоваО. И. Проекты в работе с семьёй. - М.: ТЦ «Сфера» 2012г.

Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.

Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста /Дошкольная педагогика 2006, № 6

Интернет - ресурсы

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Мы — маленькие Россияне»Сценарий праздника «Мы — маленькие Россияне» «Мы - маленькие Россияне» Звучит тихая музыка. («Моя Россия» Непоседы, на фоне музыки дети заходят в зал. Воспитатель: «Добрый день, дорогие.

«Мы-россияне». Сценарий праздничной программы, посвященной Дню России «МЫ – РОССИЯНЕ» (сценарий праздничной программы, посвященной Дню России) ЦЕЛЬ: прививать любовь к Родине; воспитывать чувства патриотизма,.

«Мы-россияне», сценарий родительского собрания по патриотическому воспитанию в старшей группе Мы – россияне. В зал под музыку входят 2 команды. Воспитатель: Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы собрались сегодня здесь,.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Мы — россияне» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе Тема: Мы - россияне. Форма проведения: викторина. Цель: обобщить и.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне» Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе: Составила: воспитатель МДОУ «Детский сад №25», г. Кириши, Бабашева.

Проект «Кто я?»Проект «Кто я?» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 23.11.15г -11.12.15г (среднесрочный) Участники проекта: Воспитатели, дети и.

Проект по ЗОЖ ПРОЕКТ «ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ» ТЕМА: «Досуговое мероприятие, одна из форм работы с родителями» Выполнила: воспитатель.

Проект «Этот День Победы!» (проект и планирование на неделю). Проект «Этот День Победы!» Подготовительная группа № 10. Вид проекта: - информационно-практико-ориентированный проект (по виду деятельности);.

Работа детского объединения «Мы-россияне» Из опыта работы руководителя детского объединения «Мы – Россияне», действующего на базе МБДОУ д/с №14 «Олененок» г. Минеральные воды, Куловой.

Стенгазета «Мы — россияне». Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Родная страна»Стенгазета «Мы — россияне». Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Родная страна» Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для того, чтобы расширить знания.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проект «Мы — русичи, мы — россияне»
Опубликовано: 16 июня 2016 в 20:58
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июня. День фокусов на МААМ

Волшебству, которое дарят нам иллюзионисты, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с профессией фокусника и научить их...

24 июня. Фестиваль панамок на МААМ

Кепки, шляпки, панамки в жаркую и солнечную погоду детям не просто нужны, а необходимы. Почему так важно не забывать о головном уборе знойным летним днём? Откуда взялось такое название: «панамка»?...


Горячие темочки