Любовь Анатольевна Казарина
Проект «Байкал — жемчужина Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать у детей представления о родном крае, о местонахождении Байкала (внешний вид, география, климат, вода); об уникальности озера Байкал; о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.
Разработка проекта:
1. Важность данной темы.
2. Условия: подбор наглядного материала, дидактических игр, конспекты занятий, итогового мероприятия.
3. Перспективный план реализации проекта.
4. Эффективность проделанной работы согласно перспективному плану.
5. Особенность представлений и отношений дошкольников к озеру Байкал.
6. Подбор литературы о родном крае и озере Байкал.
Публикация «Проект „Байкал — жемчужина Сибири“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Байкал. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
7. Подбор аудио-видео материала об озере Байкал.
8. Подбор наглядного материала: иллюстрации, карты, глобус, плакаты с животным и растительным миром.
Актуальность:
Наш родной край знаменит озером Байкал, который уникален по своей структуре, географии, окружающей его флоре и фауне. Пожалуй, это единственное место на Земле, наполненное чистейшей пресной водой, которой можно напоить весь мир. Задача человечества сохранить чистоту воды, сберечь окружающую природу Байкала, разумно пользоваться ее недрами. С малых лет надо научить ребенка познавать природу, любить и оберегать ее.
Проект «Мой Байкал» рассчитан на 3 недели и состоит из трех блоков:
1. Все о Байкале
2. Глубины Байкала
3. Роль человека в охране озера Байкал.
Задачи первого блока «Все о Байкале»:
Формировать представления детей об истории возникновения, о природных особенностях Байкала, о его внешнем виде. Развивать эстетические восприятия, чувства любви и гордости.
Задачи второго блока «Глубины Байкала»:
Знакомить с растительным и животным миром озера Байкал. Формировать представления детей о взаимосвязи флоры и фауны как экосистемы. Формировать патриотические чувства.
Задачи третьего блока «Роль человека в охране озера Байкал»
Формировать представления детей о бережном обращении с природой. Учить прогнозировать негативные последствия воздействия человека на экологию озера Байкал. Учить отражать свое отношение к Байкалу в художественной деятельности, игре, в труде.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Понимание того, что мы живем в крае, который славится красивейшим и чистейшим в мире озером Байкал.
Знания об озере Байкал, о его живой и неживой природе.
Практическая деятельность по охране и о бережном обращении с природой.
Перспективное планирование по реализации проекта
Тема 1 блока: «Все о Байкале»
Цель: Дать детям представление о расположении озера Байкал на карте и глобусе. Познакомить с флорой и фауной озера, с людьми. Рассказать об уникальности. Учить использовать в речи понятия – уникальность, неповторимость, чистота. Воспитывать интерес, гордость, любовь к родному краю.
Беседа «Мы с тобой Байкал друзья»
Задачи: Закрепить знания детей о местоположении Байкала, истории происхождения озера. Развивать чувство удивления, восторга.
Методы и приемы:
1. Дидактическая игра «Что это такое»
Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается.
«Солнце» - горячее, яркое, круглое, лучистое;
«Ветер» - подвижный, сильный или слабый, может гнать облака;
«Звери» - подвижные, большие или маленькие, меховые, дикие;
«Дерево» - неподвижное, высокое, горючее, дает дом птицам и белкам;
«Земля» - черная, рыхлая, питательная, в ней норки;
«Байкал» - большой, глубокий, прозрачный, могучий, дает дом омулю, нерпам.
2. Знакомство с картой, глобусом. Рассматривание иллюстраций из серии картин «Байкал»
Вопросы:
- Как называется этот предмет? (Глобус)
- Что есть на планете Земля? (ответы детей)
- Кто знает об этом голубом «месяце» на карте? (ответы детей)
3. Дидактическая игра с мячом «Воздух, вода, земля»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока», ребенок должен ответить на «воздух» и бросить мяч обратно.
Нерпа, сорока, бабочка, медведь, омуль, чайка, изюбр.
4. Практическая работа на «стене творчества» (коллаж)
Нарисован силуэт Байкала. Дети вырезают животных, птиц, растения из предложенных журналов, газет и наклеивают вокруг силуэта Байкал.
Тема 2 блока: «Глубины Байкала»
Цель: Способствовать формированию первичных представлений о содержании животного и растительного мира на Байкале. Формировать представления о зависимости роста и развития животных от среды обитания.
1. Чтение «Изюбренок Тишка и его друзья», журнал «Сибирячок» № 4 2003 г.
Вопросы:
- Почему так любит изюбренок Байкал?
- Какие целебные травы вы знаете? (дети называют)
2. Беседа «Уникальная байкальская вода»
Задачи: Дать представления об особенностях байкальской воды: цвет, вкус, качество, прозрачность, температура, мировой запас.
Опыты: Дегустация воды из Байкала. Сравнение подсоленной и из под крана (хлорированной) на вкус.
3. Беседа «Глубины Байкала»
Задачи: Систематизировать, уточнить знания детей о флоре и фауне Байкала. Формировать представления о взаимосвязи флоры и фауны озера Байкал.
Методы и приемы: Рассказать об особенностях и взаимосвязи животного мира и растительности.
- Каких вы знаете животных и расскажите о них (использовать модель)
- Расскажите о растительном мире Прибайкалья. (Классификация растений)
4. Дидактическая игра «Береги природу»
На доске картинки с изображением леса, воды, солнца, мухи, медведя, чайки, луны, рыбы. Воспитатель убирает одну из картинок, что произойдет с оставшимися животными или объектам. Например, убирает рыбу – что будет с остальными животными, с человеком, растениями.
Подвести детей к понятию, что все в мире взаимосвязано, и надо каждый из объектов беречь.
5. Практическая часть. Роспись байкальских камней.
Задачи: Закреплять навыки рисования кистью, красками. Учить детей отображать на камнях образ животного.
Тема 3 блока: Роль человека в охране озера Байкал.
1. Беседа «Люди, живущие вокруг Байкала».
Задачи: Оживить и закрепить знания детей о Байкале, как экосистеме, о свойствах и качествах воды в озере. Дать знания о трудовой деятельности людей – рыбаки - завод по выпуску байкальской воды, - туризм.
Методы и приемы:
- Показать макет Байкала, схемы, модели «пищевых цепочек»
- Познакомить с особенностями жизни и деятельности людей, населяющих Прибайкалье. Рассказать об этносе. Рассмотреть иллюстрации. Рассказать о рыбаках на Байкале и рыбозаводе.
- Посмотреть отрывки видеоматериала «Колодец планеты».
2. Дидактическая игра «Что будет»
Воспитатель задает ситуацию для обсуждения детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо проявлять чувство меры и беречь природу. Например: Что будет, если один мальчик бросит в озеро пустую консервную банку? А два мальчика? А три? А миллион мальчиков?
3. Беседа «Не губите Байкал»
Задачи: Дать детям представления об основных негативных воздействиях на озеро Байкал человеком (загрязнение заводами, туристам, браконьерство); знания о правилах поведения на Байкале. Учить делать выводы, прогнозировать о последствиях негативной деятельности человека на экологию Байкала. Воспитывать сочувствие, сопереживание.
Методы и приемы:
- Показ иллюстраций о негативных воздействиях человека на экологию.
- Рассказ о писателях и поэтах А. Ольхоне, В. Распутине, Сергееве.
- Рассказ о работе ученых в Лимнологическом музее по изучению озера.
4. Практическая часть: «На страже Байкала» - рисование сюжетных картинок о защите Байкала.
5. КВН «Байкал – жемчужина Сибири»
Цель: Выявить знания детей о Байкале, полученные в этом проекте; отношение детей к познаваемому материалу о Флоре и Фауне Байкала. Воспитывать любовь, бережное отношение, желание участвовать в защите Байкала.
Методические приемы: Ведущий Сибирячек выделяет две команды, назначает капитанов и проводит конкурсы.
1. «Вопрос-ответ» (Примерный перечень вопросов)
Б - Самое глубокое озеро в мире.
Л - Этот прибор измеряет глубину.
Т - Куда помещают грузы на судне.
М - Самая высокая часть корабля.
А - Морской бой двух кораблей, сцепленных для захвата.
А – Единственная река, вытекающая из Байкала.
А – Плывущая ледяная гора-глыбы.
А – Аппарат из баллона со сжатым воздухом и маски со шлангом.
Л – Хвойное дерево, которое судя по названию лиственное.
Г – Прозрачная рыбка Байкала.
Н – Байкальский тюлень
Ч – Птица, которая питается рыбой
Я – Нужен для остановки судна.
2. Рассказывание стихов о Байкале
3. Собрать целую картинку их фрагменты на тему «Байкал»
4. Командная игра «Поймай рыбку»
5. Склеить фигурку нерпы стр. 29 «Сибирячок» (Практическая часть)
Литература для чтения детям:
1. «Муравей и голубка» Л. Н. Толстой (пересказ, стр. 13 Родничок. : Тула. 1998
2. «Мишка» В. Хайрюзов. Сибирячок №4,2003
3. «Что я видел» Б. Житков, стр. 72 Хрестоматия. 1
4. «Дремучий медведь» Н. К. Паустовский, стр. 86 (разработки)
5. «Серебряное эхо» А. Горбунов, стр. 4. г. Иркутск, 2006
6. «Стеклянная рыбка» М. Сергеев из книги «Море синее - Байкал»
7. «Ты был на Байкале» стихотворение Н. Ярославцев. Сибирячок №4, 2003 г.
8. «Байкал» стихотворение Ц. Жимбиев. Сибирячок №3, 2002 г.