Папки-передвижки

Проект «Байкал — жемчужина Сибири»

Любовь Анатольевна Казарина
Проект «Байкал — жемчужина Сибири»

Цель: Сформировать у детей представления о родном крае, о местонахождении Байкала (внешний вид, география, климат, вода); об уникальности озера Байкал; о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.

Разработка проекта:

1. Важность данной темы.

2. Условия: подбор наглядного материала, дидактических игр, конспекты занятий, итогового мероприятия.

3. Перспективный план реализации проекта.

4. Эффективность проделанной работы согласно перспективному плану.

5. Особенность представлений и отношений дошкольников к озеру Байкал.

6. Подбор литературы о родном крае и озере Байкал.

Публикация «Проект „Байкал — жемчужина Сибири“» размещена в разделах

7. Подбор аудио-видео материала об озере Байкал.

8. Подбор наглядного материала: иллюстрации, карты, глобус, плакаты с животным и растительным миром.

Актуальность:

Наш родной край знаменит озером Байкал, который уникален по своей структуре, географии, окружающей его флоре и фауне. Пожалуй, это единственное место на Земле, наполненное чистейшей пресной водой, которой можно напоить весь мир. Задача человечества сохранить чистоту воды, сберечь окружающую природу Байкала, разумно пользоваться ее недрами. С малых лет надо научить ребенка познавать природу, любить и оберегать ее.

Проект «Мой Байкал» рассчитан на 3 недели и состоит из трех блоков:

1. Все о Байкале

2. Глубины Байкала

3. Роль человека в охране озера Байкал.

Задачи первого блока «Все о Байкале»:

Формировать представления детей об истории возникновения, о природных особенностях Байкала, о его внешнем виде. Развивать эстетические восприятия, чувства любви и гордости.

Задачи второго блока «Глубины Байкала»:

Знакомить с растительным и животным миром озера Байкал. Формировать представления детей о взаимосвязи флоры и фауны как экосистемы. Формировать патриотические чувства.

Задачи третьего блока «Роль человека в охране озера Байкал»

Формировать представления детей о бережном обращении с природой. Учить прогнозировать негативные последствия воздействия человека на экологию озера Байкал. Учить отражать свое отношение к Байкалу в художественной деятельности, игре, в труде.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Понимание того, что мы живем в крае, который славится красивейшим и чистейшим в мире озером Байкал.

Знания об озере Байкал, о его живой и неживой природе.

Практическая деятельность по охране и о бережном обращении с природой.

Перспективное планирование по реализации проекта

Тема 1 блока: «Все о Байкале»

Цель: Дать детям представление о расположении озера Байкал на карте и глобусе. Познакомить с флорой и фауной озера, с людьми. Рассказать об уникальности. Учить использовать в речи понятия – уникальность, неповторимость, чистота. Воспитывать интерес, гордость, любовь к родному краю.

Беседа «Мы с тобой Байкал друзья»

Задачи: Закрепить знания детей о местоположении Байкала, истории происхождения озера. Развивать чувство удивления, восторга.

Методы и приемы:

1. Дидактическая игра «Что это такое»

Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается.

«Солнце» - горячее, яркое, круглое, лучистое;

«Ветер» - подвижный, сильный или слабый, может гнать облака;

«Звери» - подвижные, большие или маленькие, меховые, дикие;

«Дерево» - неподвижное, высокое, горючее, дает дом птицам и белкам;

«Земля» - черная, рыхлая, питательная, в ней норки;

«Байкал» - большой, глубокий, прозрачный, могучий, дает дом омулю, нерпам.

2. Знакомство с картой, глобусом. Рассматривание иллюстраций из серии картин «Байкал»

Вопросы:

- Как называется этот предмет? (Глобус)

- Что есть на планете Земля? (ответы детей)

- Кто знает об этом голубом «месяце» на карте? (ответы детей)

3. Дидактическая игра с мячом «Воздух, вода, земля»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока», ребенок должен ответить на «воздух» и бросить мяч обратно.

Нерпа, сорока, бабочка, медведь, омуль, чайка, изюбр.

4. Практическая работа на «стене творчества» (коллаж)

Нарисован силуэт Байкала. Дети вырезают животных, птиц, растения из предложенных журналов, газет и наклеивают вокруг силуэта Байкал.

Тема 2 блока: «Глубины Байкала»

Цель: Способствовать формированию первичных представлений о содержании животного и растительного мира на Байкале. Формировать представления о зависимости роста и развития животных от среды обитания.

1. Чтение «Изюбренок Тишка и его друзья», журнал «Сибирячок» № 4 2003 г.

Вопросы:

- Почему так любит изюбренок Байкал?

- Какие целебные травы вы знаете? (дети называют)

2. Беседа «Уникальная байкальская вода»

Задачи: Дать представления об особенностях байкальской воды: цвет, вкус, качество, прозрачность, температура, мировой запас.

Опыты: Дегустация воды из Байкала. Сравнение подсоленной и из под крана (хлорированной) на вкус.

3. Беседа «Глубины Байкала»

Задачи: Систематизировать, уточнить знания детей о флоре и фауне Байкала. Формировать представления о взаимосвязи флоры и фауны озера Байкал.

Методы и приемы: Рассказать об особенностях и взаимосвязи животного мира и растительности.

- Каких вы знаете животных и расскажите о них (использовать модель)

- Расскажите о растительном мире Прибайкалья. (Классификация растений)

4. Дидактическая игра «Береги природу»

На доске картинки с изображением леса, воды, солнца, мухи, медведя, чайки, луны, рыбы. Воспитатель убирает одну из картинок, что произойдет с оставшимися животными или объектам. Например, убирает рыбу – что будет с остальными животными, с человеком, растениями.

Подвести детей к понятию, что все в мире взаимосвязано, и надо каждый из объектов беречь.

5. Практическая часть. Роспись байкальских камней.

Задачи: Закреплять навыки рисования кистью, красками. Учить детей отображать на камнях образ животного.

Тема 3 блока: Роль человека в охране озера Байкал.

1. Беседа «Люди, живущие вокруг Байкала».

Задачи: Оживить и закрепить знания детей о Байкале, как экосистеме, о свойствах и качествах воды в озере. Дать знания о трудовой деятельности людей – рыбаки - завод по выпуску байкальской воды, - туризм.

Методы и приемы:

- Показать макет Байкала, схемы, модели «пищевых цепочек»

- Познакомить с особенностями жизни и деятельности людей, населяющих Прибайкалье. Рассказать об этносе. Рассмотреть иллюстрации. Рассказать о рыбаках на Байкале и рыбозаводе.

- Посмотреть отрывки видеоматериала «Колодец планеты».

2. Дидактическая игра «Что будет»

Воспитатель задает ситуацию для обсуждения детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо проявлять чувство меры и беречь природу. Например: Что будет, если один мальчик бросит в озеро пустую консервную банку? А два мальчика? А три? А миллион мальчиков?

3. Беседа «Не губите Байкал»

Задачи: Дать детям представления об основных негативных воздействиях на озеро Байкал человеком (загрязнение заводами, туристам, браконьерство); знания о правилах поведения на Байкале. Учить делать выводы, прогнозировать о последствиях негативной деятельности человека на экологию Байкала. Воспитывать сочувствие, сопереживание.

Методы и приемы:

- Показ иллюстраций о негативных воздействиях человека на экологию.

- Рассказ о писателях и поэтах А. Ольхоне, В. Распутине, Сергееве.

- Рассказ о работе ученых в Лимнологическом музее по изучению озера.

4. Практическая часть: «На страже Байкала» - рисование сюжетных картинок о защите Байкала.

5. КВН «Байкал – жемчужина Сибири»

Цель: Выявить знания детей о Байкале, полученные в этом проекте; отношение детей к познаваемому материалу о Флоре и Фауне Байкала. Воспитывать любовь, бережное отношение, желание участвовать в защите Байкала.

Методические приемы: Ведущий Сибирячек выделяет две команды, назначает капитанов и проводит конкурсы.

1. «Вопрос-ответ» (Примерный перечень вопросов)

Б - Самое глубокое озеро в мире.

Л - Этот прибор измеряет глубину.

Т - Куда помещают грузы на судне.

М - Самая высокая часть корабля.

А - Морской бой двух кораблей, сцепленных для захвата.

А – Единственная река, вытекающая из Байкала.

А – Плывущая ледяная гора-глыбы.

А – Аппарат из баллона со сжатым воздухом и маски со шлангом.

Л – Хвойное дерево, которое судя по названию лиственное.

Г – Прозрачная рыбка Байкала.

Н – Байкальский тюлень

Ч – Птица, которая питается рыбой

Я – Нужен для остановки судна.

2. Рассказывание стихов о Байкале

3. Собрать целую картинку их фрагменты на тему «Байкал»

4. Командная игра «Поймай рыбку»

5. Склеить фигурку нерпы стр. 29 «Сибирячок» (Практическая часть)

Литература для чтения детям:

1. «Муравей и голубка» Л. Н. Толстой (пересказ, стр. 13 Родничок. : Тула. 1998

2. «Мишка» В. Хайрюзов. Сибирячок №4,2003

3. «Что я видел» Б. Житков, стр. 72 Хрестоматия. 1

4. «Дремучий медведь» Н. К. Паустовский, стр. 86 (разработки)

5. «Серебряное эхо» А. Горбунов, стр. 4. г. Иркутск, 2006

6. «Стеклянная рыбка» М. Сергеев из книги «Море синее - Байкал»

7. «Ты был на Байкале» стихотворение Н. Ярославцев. Сибирячок №4, 2003 г.

8. «Байкал» стихотворение Ц. Жимбиев. Сибирячок №3, 2002 г.

Публикации по теме:

«Славный, седой, грозный Байкал». Викторина для воспитателей Викторина для воспитателей. В ходе викторины ведущий задает вопросы и дает несколько вариантов ответов. Участник, знающий ответ на вопрос,.

Путешествие на Байкал!Путешествие на Байкал! Давно мечтала увидеть своими глазами знаменитое озеро Байкал. И вот мечта сбылась - летом побывала на Байкале! Описать его великолепие просто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Байкал — жемчужина Сибири»
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 14:03
+149Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 100.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД