Получи документы

Проект «Байкал — жемчужина Сибири»

Любовь Анатольевна Казарина
Проект «Байкал — жемчужина Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Сформировать у детей представления о родном крае, о местонахождении Байкала (внешний вид, география, климат, вода); об уникальности озера Байкал; о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.

Разработка проекта:

1. Важность данной темы.

2. Условия: подбор наглядного материала, дидактических игр, конспекты занятий, итогового мероприятия.

3. Перспективный план реализации проекта.

4. Эффективность проделанной работы согласно перспективному плану.

5. Особенность представлений и отношений дошкольников к озеру Байкал.

6. Подбор литературы о родном крае и озере Байкал.

Публикация «Проект „Байкал — жемчужина Сибири“» размещена в разделах

7. Подбор аудио-видео материала об озере Байкал.

8. Подбор наглядного материала: иллюстрации, карты, глобус, плакаты с животным и растительным миром.

Актуальность:

Наш родной край знаменит озером Байкал, который уникален по своей структуре, географии, окружающей его флоре и фауне. Пожалуй, это единственное место на Земле, наполненное чистейшей пресной водой, которой можно напоить весь мир. Задача человечества сохранить чистоту воды, сберечь окружающую природу Байкала, разумно пользоваться ее недрами. С малых лет надо научить ребенка познавать природу, любить и оберегать ее.

Проект «Мой Байкал» рассчитан на 3 недели и состоит из трех блоков:

1. Все о Байкале

2. Глубины Байкала

3. Роль человека в охране озера Байкал.

Задачи первого блока «Все о Байкале»:

Формировать представления детей об истории возникновения, о природных особенностях Байкала, о его внешнем виде. Развивать эстетические восприятия, чувства любви и гордости.

Задачи второго блока «Глубины Байкала»:

Знакомить с растительным и животным миром озера Байкал. Формировать представления детей о взаимосвязи флоры и фауны как экосистемы. Формировать патриотические чувства.

Задачи третьего блока «Роль человека в охране озера Байкал»

Формировать представления детей о бережном обращении с природой. Учить прогнозировать негативные последствия воздействия человека на экологию озера Байкал. Учить отражать свое отношение к Байкалу в художественной деятельности, игре, в труде.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Понимание того, что мы живем в крае, который славится красивейшим и чистейшим в мире озером Байкал.

Знания об озере Байкал, о его живой и неживой природе.

Практическая деятельность по охране и о бережном обращении с природой.

Перспективное планирование по реализации проекта

Тема 1 блока: «Все о Байкале»

Цель: Дать детям представление о расположении озера Байкал на карте и глобусе. Познакомить с флорой и фауной озера, с людьми. Рассказать об уникальности. Учить использовать в речи понятия – уникальность, неповторимость, чистота. Воспитывать интерес, гордость, любовь к родному краю.

Беседа «Мы с тобой Байкал друзья»

Задачи: Закрепить знания детей о местоположении Байкала, истории происхождения озера. Развивать чувство удивления, восторга.

Методы и приемы:

1. Дидактическая игра «Что это такое»

Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается.

«Солнце» - горячее, яркое, круглое, лучистое;

«Ветер» - подвижный, сильный или слабый, может гнать облака;

«Звери» - подвижные, большие или маленькие, меховые, дикие;

«Дерево» - неподвижное, высокое, горючее, дает дом птицам и белкам;

«Земля» - черная, рыхлая, питательная, в ней норки;

«Байкал» - большой, глубокий, прозрачный, могучий, дает дом омулю, нерпам.

2. Знакомство с картой, глобусом. Рассматривание иллюстраций из серии картин «Байкал»

Вопросы:

- Как называется этот предмет? (Глобус)

- Что есть на планете Земля? (ответы детей)

- Кто знает об этом голубом «месяце» на карте? (ответы детей)

3. Дидактическая игра с мячом «Воздух, вода, земля»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока», ребенок должен ответить на «воздух» и бросить мяч обратно.

Нерпа, сорока, бабочка, медведь, омуль, чайка, изюбр.

4. Практическая работа на «стене творчества» (коллаж)

Нарисован силуэт Байкала. Дети вырезают животных, птиц, растения из предложенных журналов, газет и наклеивают вокруг силуэта Байкал.

Тема 2 блока: «Глубины Байкала»

Цель: Способствовать формированию первичных представлений о содержании животного и растительного мира на Байкале. Формировать представления о зависимости роста и развития животных от среды обитания.

1. Чтение «Изюбренок Тишка и его друзья», журнал «Сибирячок» № 4 2003 г.

Вопросы:

- Почему так любит изюбренок Байкал?

- Какие целебные травы вы знаете? (дети называют)

2. Беседа «Уникальная байкальская вода»

Задачи: Дать представления об особенностях байкальской воды: цвет, вкус, качество, прозрачность, температура, мировой запас.

Опыты: Дегустация воды из Байкала. Сравнение подсоленной и из под крана (хлорированной) на вкус.

3. Беседа «Глубины Байкала»

Задачи: Систематизировать, уточнить знания детей о флоре и фауне Байкала. Формировать представления о взаимосвязи флоры и фауны озера Байкал.

Методы и приемы: Рассказать об особенностях и взаимосвязи животного мира и растительности.

- Каких вы знаете животных и расскажите о них (использовать модель)

- Расскажите о растительном мире Прибайкалья. (Классификация растений)

4. Дидактическая игра «Береги природу»

На доске картинки с изображением леса, воды, солнца, мухи, медведя, чайки, луны, рыбы. Воспитатель убирает одну из картинок, что произойдет с оставшимися животными или объектам. Например, убирает рыбу – что будет с остальными животными, с человеком, растениями.

Подвести детей к понятию, что все в мире взаимосвязано, и надо каждый из объектов беречь.

5. Практическая часть. Роспись байкальских камней.

Задачи: Закреплять навыки рисования кистью, красками. Учить детей отображать на камнях образ животного.

Тема 3 блока: Роль человека в охране озера Байкал.

1. Беседа «Люди, живущие вокруг Байкала».

Задачи: Оживить и закрепить знания детей о Байкале, как экосистеме, о свойствах и качествах воды в озере. Дать знания о трудовой деятельности людей – рыбаки - завод по выпуску байкальской воды, - туризм.

Методы и приемы:

- Показать макет Байкала, схемы, модели «пищевых цепочек»

- Познакомить с особенностями жизни и деятельности людей, населяющих Прибайкалье. Рассказать об этносе. Рассмотреть иллюстрации. Рассказать о рыбаках на Байкале и рыбозаводе.

- Посмотреть отрывки видеоматериала «Колодец планеты».

2. Дидактическая игра «Что будет»

Воспитатель задает ситуацию для обсуждения детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо проявлять чувство меры и беречь природу. Например: Что будет, если один мальчик бросит в озеро пустую консервную банку? А два мальчика? А три? А миллион мальчиков?

3. Беседа «Не губите Байкал»

Задачи: Дать детям представления об основных негативных воздействиях на озеро Байкал человеком (загрязнение заводами, туристам, браконьерство); знания о правилах поведения на Байкале. Учить делать выводы, прогнозировать о последствиях негативной деятельности человека на экологию Байкала. Воспитывать сочувствие, сопереживание.

Методы и приемы:

- Показ иллюстраций о негативных воздействиях человека на экологию.

- Рассказ о писателях и поэтах А. Ольхоне, В. Распутине, Сергееве.

- Рассказ о работе ученых в Лимнологическом музее по изучению озера.

4. Практическая часть: «На страже Байкала» - рисование сюжетных картинок о защите Байкала.

5. КВН «Байкал – жемчужина Сибири»

Цель: Выявить знания детей о Байкале, полученные в этом проекте; отношение детей к познаваемому материалу о Флоре и Фауне Байкала. Воспитывать любовь, бережное отношение, желание участвовать в защите Байкала.

Методические приемы: Ведущий Сибирячек выделяет две команды, назначает капитанов и проводит конкурсы.

1. «Вопрос-ответ» (Примерный перечень вопросов)

Б - Самое глубокое озеро в мире.

Л - Этот прибор измеряет глубину.

Т - Куда помещают грузы на судне.

М - Самая высокая часть корабля.

А - Морской бой двух кораблей, сцепленных для захвата.

А – Единственная река, вытекающая из Байкала.

А – Плывущая ледяная гора-глыбы.

А – Аппарат из баллона со сжатым воздухом и маски со шлангом.

Л – Хвойное дерево, которое судя по названию лиственное.

Г – Прозрачная рыбка Байкала.

Н – Байкальский тюлень

Ч – Птица, которая питается рыбой

Я – Нужен для остановки судна.

2. Рассказывание стихов о Байкале

3. Собрать целую картинку их фрагменты на тему «Байкал»

4. Командная игра «Поймай рыбку»

5. Склеить фигурку нерпы стр. 29 «Сибирячок» (Практическая часть)

Литература для чтения детям:

1. «Муравей и голубка» Л. Н. Толстой (пересказ, стр. 13 Родничок. : Тула. 1998

2. «Мишка» В. Хайрюзов. Сибирячок №4,2003

3. «Что я видел» Б. Житков, стр. 72 Хрестоматия. 1

4. «Дремучий медведь» Н. К. Паустовский, стр. 86 (разработки)

5. «Серебряное эхо» А. Горбунов, стр. 4. г. Иркутск, 2006

6. «Стеклянная рыбка» М. Сергеев из книги «Море синее - Байкал»

7. «Ты был на Байкале» стихотворение Н. Ярославцев. Сибирячок №4, 2003 г.

8. «Байкал» стихотворение Ц. Жимбиев. Сибирячок №3, 2002 г.

Публикации по теме:

«Славный, седой, грозный Байкал». Викторина для воспитателей Викторина для воспитателей. В ходе викторины ведущий задает вопросы и дает несколько вариантов ответов. Участник, знающий ответ на вопрос,.

Путешествие на Байкал!Путешествие на Байкал! Давно мечтала увидеть своими глазами знаменитое озеро Байкал. И вот мечта сбылась - летом побывала на Байкале! Описать его великолепие просто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Байкал — жемчужина Сибири»
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 14:03
+149Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Байкал — жемчужина Сибири»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Анатольевна Казарина (УИ 304758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 100.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД