Татьяна Шайсламова
Проект «Будущий ученик»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Шайсламова Татьяна Виталиевна, воспитатель
Поступление в школу – очень важный момент в жизни ребенка. В этот период формируются не только базовые знания, но и идет интенсивное личностное развитие, ребенок учится учиться, в результате чего у него создается стойкое отношение не только к обучению, но и к самому себе. К сожалению, часто приходится сталкиваться с разочарованием и нереализованными желаниями.
Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка наличия сформированности
базисные компетентностей готовности к школе:
Публикация «Проект „Будущий ученик“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
• Эмоциональная (способность дошкольника выдерживать нагрузки, не бояться новых ситуаций, быть уверенным в себе и своих силах, способность выдерживать разочарования)
• Социальная (чувствовать себя членом группы, понимать значение правил и соблюдать их)
• Когнитивная (любознательность и интерес к учению, умение использовать знания на практике)
• Моторная (координация системы глаз-рука, доска-тетрадь)
Проведя детальный анализ каждого компонента, нами были выявлены проблемы, которые могут служить препятствием при социализации и адаптации в школе:
• не способность выдержать разочарование, преодолевать трудности;
• неумение слушать других;
• не достаточное развитие произвольности психических процессов: внимания, мышления, речи, воображения, восприятия, памяти; и как следствиене достаточный уровень самоорганизации;
В связи с этим определили
Цель педагогического проекта «Будущий ученик» :формирование базисных компетентностей готовности к школе.
В процессе реализации проекта с будущими первоклассниками мы решаем следующие задачи:
• развивать у детей способности выдерживать чувства разочарования, преодолевать трудности;
• формировать навыки умения слушать других, принимать чужое мнение;
• самостоятельно добывать знания для успешного обучения
• развивать произвольность психических процессов: внимания, мышления, речи, воображения, восприятия, памяти для укрепления самоконтроля
Предполагаемый результат: сформированность базисных компетентностей готовности к школе у детей 6-7 лет. Уровень готовности к обучению в школе не ниже 93%, мотивация к учебной деятельности сформирована у всех детей – 100%. Достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования не ниже 95%.
Условия реализации проекта :
На первом этапе проекта (диагностическом, организовали первичное выявление уровня готовности детей к обучению в школе. Изучали методическую литературу по данному направлению. Пополнили РППС группы необходимыми пособиями, картотекой игровых ситуаций, играми для детей, памятками, рекомендациями для родителей.
На втором, практическом этапедля достижения положительного результата реализации педагогического проекта, реализовали ряд детско-взрослых проектов :
-«В гости в школу» в рамках которого организовали экскурсию, выставку детских работ «Школа глазами дошкольников»,составили фотоальбом. Был проведен познавательный вечер «Школьная форма», фотовыставка «Наши родители - ученики».
-«Школьные правила» проводились беседы, чтение, рассматривание картины «Опять двойка» (художник Ф. П. Решетников,просмотр мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» и др.
-«Собери портфель» результатом, реализации которого, стало создание уголка школьника, выставка «Школьные принадлежности», игры и др.
Работа над детско-родительскими проектами проходит в несколько этапов:
1. Сначала, выбирается тема, определяется план. Наиболее эффективным способом, на наш взгляд, является метод «трех вопросов» : Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы будем это делать? Тем самым начинается поиск форм реализации, разрабатывается содержание, определяются направления деятельности.
2. Далее, организовывается совместная творческая, поисковая, практическая деятельность педагога, родителей и детей. Весь собранный материал систематизируется и оформляется в виде мультимедийных презентаций, тематических альбомов.
3. Реализация и презентация результатов на тематических выставках, познавательных вечерах воспитанниками. Этот этап всегда самый интересный. Вызывает у детей наивысший эмоциональный всплеск.
Наиболее интересным моментом в проекте «Собери портфель», было создание уголка школьника. При проведении выставки «Школьные принадлежности», каждый ребенок принеспредмет, необходимый для обучения в школе, и совместно с родителями презентовал его, рассказывая, что это, о правилах пользования, о функциональном назначении. В результате получился очень познавательный и содержательный вечер, где некоторые детисделали открытие, что игрушки в школу брать нельзя.
В рамках проекта - «Школьные правила» совместно с психологом был разработан альбом со схемами правил поведения на уроках, во время перемены, при обращении к учителю, взаимоотношениях со сверстниками. Организованы мини-тренинги с проигрыванием основ поведения для будущей социализации детей («Что делать?», «Кто прав?», «Чем закончится эта история?» и др).
Для развития произвольности психических процессов: внимания, мышления, речи, воображения, восприятия, памяти для укрепления самоконтроля, еженедельно проводятся коррекционно-развивающие занятияс детьми с использованием дидактических и развивающих игр: «Играем и учимся», «Готов ли ты к школе?», «Цветные слова».
Для развития способностей выдерживать чувства разочарования, преодолевать трудности, недовольство использовали любые возникающие ситуации. Например, при участии воспитанников в спартакиаде (наши воспитанники не заняли призовые места, некоторым из них потребовалась психологическая помощь, так как результаты соревнований не соответствовали ожиданиям детей. Педагог-психолог познакомила их со способами снятия эмоционального напряжения и настроила на преодоление трудностей.
Для включения родителей, в качестве полноправных участников в проектную деятельность, в начале учебного года на организационном родительском собрании ознакомили родителей с проектом, планом его исполнения в течение года. В октябре месяце прошла традиционная родительская конференция «Скоро в школу», в ходе которой родители воспитанников получили практические советы по подготовке ребенка к поступлению в школу от учителейМАОУ «СОШ № 2», МБОУ «СОШ № 5». Кроме того, педагогами ДОУ были освещены вопросы психологической и речевой готовности к школьному обучению, а так же развитию познавательной активности старших дошкольников в проектной деятельности, что актуально при обучении в школе.
Сегодня можно говорить о следующих результатах реализации проекта :
РППС группы пополнилась альбомами «Правила школы», «Школьная форма», «Школьные принадлежности», «В гости в школу», уголок школьника, в котором имеются школьные принадлежности. Картотека проблемных ситуаций для проигрывания с детьми.
Для родителей подготовлены консультации «Учим детей общаться», «Семейный отдых», «Что нужно школьнику», «Из опыта семейного воспитания».
Психолого-педагогические наблюдения показывают, что дети при общении вежливо обращаются друг к другу, умеют разрешать спорные ситуации: могут вежливо отказаться или уступить. Сознательно подходят к роли будущего ученика с его правами и обязанностями.
Перспективу видим в следующем
Согласно плана, в апреле этого года будет реализован детско-родительский проект «Дорога в школу», результатом которого будут планы-схемы движения детей от дома до школы.