Лучший педагог года

Проект «Лыжи — наши друзья»

Алёна Гадаева
Проект «Лыжи — наши друзья»

«Лыжи — наши друзья»

(на примере старшего дошкольного возраста)

Актуальность темы: Ходьба на лыжах является эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности детей, направлена на развитие физических качеств, таких как ловкость, быстрота, равновесие, гибкость, сила и выносливость. А возможность двигаться на воздухе – значит и закаляться. Дети привыкают соблюдать определё нные требования: быстро собираться на прогулку; помогать зашнуровать ботинки тем, кто отстает; выходить на улицу организованно; не кататься на встречу друг другу по одной лыжне.

Публикация «Проект „Лыжи — наши друзья“» размещена в разделах

Объект исследования: процесс физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: организация обучения ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста.

Проблема: На сегодняшний день развитие двигательной активности детей в ДОУ остаё тся на низком уровне: недостаточно спортивного оборудования, игрового материала в ДОУ; нет стойких навыков выполнения игровых действий спортивных игр и упражнений.

Гипотеза:

организация обучения старших дошкольников ходьбе на лыжах будет способствовать физическому развитию, если:

- будут обеспеченны условия: приобретено лыжное снаряжение, обеспечена правильная одежда детей;

- организована предварительная двигательная подготовка детей в помещении;

- обучение будет проводиться регулярно: 2 раза в неделю.

Цель исследования: раскрыть теоретические основы проблемы физического развития старших дошкольников, определить для детей старшего дошкольного возраста возможности двигательной деятельности и физических упражнений, которые можно рекомендовать для подготовки к выполнению ходьбы на лыжах в естественных условиях.

Задачи исследования:

1 На основе теоретического анализа психолого–педагогической литературы по проблеме исследования раскрыть сущность ключевых понятий «физическое развитие», «физическое воспитание», «физические качества».

2 Раскрыть значение обучения ходьбе на лыжах в воспитании ребёнка – дошкольника.

3 Изучить содержание и методику обучения старших дошкольников ходьбе на лыжах;

4 Исследовать влияние обучения ходьбе на лыжах на организм старших дошкольников;

5 Разработать рекомендации для детей старшего дошкольного возраста по организации и проведению подготовительных физических упражнений в помещении к обучению ходьбе на лыжах в естественных условиях.

Новизна исследования: в разработке рекомендаций по организации подготовительной работы в помещении и естественных условиях по обучению старших дошкольников ходьбе на лыжах.

Методы исследования: для решения поставленных задач используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ научной и психолого-педагогической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Перспективный план по обучению детей ходьбе на лыжах на период с сентября 2014г. по февраль 2015г.

[/b]

Зан Месяц Неделя Программные задачи

1. Сентябрь

2014Г 1-2 Обследование детей на гибкость позвоночника и стопы

2. Сентябрь

2014Г 3-4 Подбор экипировки для лыжных прогулок Подбор лыж для детей старшего дошкольного возраста.

3. Октябрь

2014Г 1-2 Учить координировать действия рук и ног в ходьбе по залу с лыжными палками.

4. Октябрь

2014Г 3-4 Закреплять координацию движения рук и ног (с лыжными палками) в условиях зала. Развивать умение обувать и шнуровать ботинки.

5. Ноябрь

2014 Г 1-2 Учить закреплять ботинки в креплениях. Основные виды движения на развитие вестибулярного аппарата.

6. Ноябрь

2014Г 3-4 Учить детей одевать и снимать лыжи в помещении.

Закреплять умение быстро одевать и снимать лыжи.

7. Декабрь

2014Г

1-2 Развивать чувство лыж и умения ходить скользящим шагом в естественных условиях.

Формировать интерес к ходьбе и скольжению на лыжах – скольжение на одной лыже, отталкиваясь другой по горизонтальной плоскости на улице.

8. Декабрь

2014Г 3-4 Учить детей идти скользящим шагом по лыжне с разным исходным положением для рук.

Закреплять умение детей координировать движения рук и ног (с лыжными палками) в естественных условиях.

9. Январь

2015Г 1-2 Учить детей идти ступающим шагом по лыжне. Формировать умение детей координировать движения рук и ног (с лыжными палками) в естественных условиях. Развивать выносливость детей в ходьбе на лыжах.

10. Январь

2015Г 3-4 Учить выполнять повороты переступанием в движении.

Закреплять умение детей идти ступающим шагом.

Развивать у детей выносливость, силу воли, выдержку, смекалку, находчивость.

11. Февраль

2015Г 1-2 Учить подниматься на горку ёлочкой, лесенкой.

Закреплять умение ходить на лыжах разными способами

Определить степень развития двигательных навыков сохранения равновесия на лыжах, умения выполнять различные повороты в движении.

12. Февраль

2015Г 3-4 Закреплять подниматься на горку разными способами.

Определить качество техники скольжения без палок и с палками, степень умения сохранять равновесие при спуске с гор и подъемах.

Ходьбу по учебной лыжне для детей организовывали обязательно на каждой прогулке в зимний период 2014 года. На этой лыжне отрабатывалось основные элементы техники передвижения. Каждое движение имеет свой, присущий только ему ритмический рисунок. Овладение чувством ритма позволяло выполнять движение с большей четкостью и легкостью. Кроме того, ритм придавал эмоциональную окраску движениям, обуславливал чередование физического напряжения и отдыха.

Для развития ритмичной ходьбы на лыжах иногда применяли бубен. Это помогало детям согласовывать свои движения с четкими ударами в бубен.

На основе проведенного обследования были получены результаты.

Умения подниматься на горку лесенкой выполнили уверенно – 6 детей, с помощью взрослого 2 ребенка;

подниматься на горку «елочкой» выполнили уверенно 6 детей, с помощью взрослого 2 ребенка;

умения навыка скользящего шага выполнили уверенно – 7 детей, с помощью взрослого 1 ребенок.

Эти дети, находясь в средней группе, совершенно не умели ходить на лыжах, за прошедший период: к концу старшей группы - достигли определённых успехов.

В завершении лыжного сезона провели повторное обследование детей на гибкость позвоночника и стопы, на равновесие. В этом случае мы использовали ту же методику, что и в констатирующем эксперименте.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что сохранение равновесия в ходьбе на лыжах - очень важная задача обучения детей ходьбе скользящим шагом по учебной лыжне с закругленными углами

Вывод:

1 начинать освоение разных способов передвижения лучше с предварительной подготовки детей в помещении (по методике инструктора по физической культуре О. Солодухиной;

2 Начинать с упражнений на координацию движения рук и ног.

3 Ввести работу на развитие и укрепление вестибулярного аппарата;.

4 Развивать умение быстро одевать и снимать лыжи.

5 Способствовать координации действий рук и ног в ходьбе по залу с лыжными палками.

6 Включать в занятие в помещении, ходьбу на лыжах с палками по ковру, сохраняя перекрёстную координацию движений. 7

7 Проводить упражнения на улице по разучиванию скользящего шага: передвигаться по лыжне без палок, заложив руки за спину, слегка наклонившись вперед и перенося вес тела с ноги на ногу.

Катание на лыжах широко используется во всем мире как исключительно полезное упражнение для детей самых разных возрастов, начиная с трех лет. Однако в практике отечественного дошкольного физического воспитания оно мало используется, несмотря на долгую российскую зиму. В век увлечённости взрослых и детей компьютерами, очевидна необходимость поиска новых, более эффективных средств и методов для улучшения здоровья детей дошкольного возраста.

Одним из таких средств является физическая активность детей в виде катания на лыжах. Методика обучения ходьбы на лыжах предусматривает применение хорошо разработанной системы спортивной подготовки, основанной на принципах доступности применяемых физических упражнений для людей разного возраста, системности и непрерывности процесса воздействий на организм ребенка.

В проведенном нами исследовании была применена диагностика детей по развитию равновесия и гибкости детей старшей группы.

Затем провели серию занятий на прогулке. В результате дети освоили разные виды ходьбы (скользящий шаг, выполнять повороты переступанием в движении, подниматься на горку лесенкой, елочкой, спускаться с горки) на лыжах в естественных условиях.

За этот период:

• проведена работа с родителями детей, посещающих группу, и пересмотрен подбор одежды детей для катания на лыжах;

• создана лыжная база в ДОУ;

• осуществлена система подготовки к катанию на лыжах в помещении;

• проведено на прогулке обучение дошкольников, по освоению навыков катания на лыжах.

На основании полученных результатов обследования строилось обследование развития физических качеств и двигательных навыков детей в контрольном эксперименте.

В результате:

• 87% детей освоил скользящий шаг;

• 78% детей освоил поднятие на горку «ёлочкой»;

• 80% детей освоил поднятие на горку «лесенкой».

У детей экспериментальной группы повысился уровень развития равновесия, гибкости стопы и позвоночника.

Таким образом, наш небольшой опыт показал, что

работу по обучению детей ходьбе на лыжах на занятиях в помещении необходимо начинать с упражнений на координацию движения рук и ног.

Вести работу на развитие и укрепление вестибулярного аппарата детей; умение быстро одевать и снимать лыжи; координировать действия рук и ног в ходьбе по залу с лыжными палками; ходить на лыжах с палками по ковру, сохраняя перекрёстную координацию движений.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Физические качества — ловкость и быстрота, их развитие» Подготовила и провела: инструктор по физической культуре МБДОУ №438 г. о. Самара Некрасова Елена Ивановна Развитие физических качеств – одна.

Презентация для педагогов «Нестандартное физкультурное оборудование» Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Лыжи — наши друзья»
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 20:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД