Папки-передвижки

Проект «Наследие семьи Малаховых. Ознакомление с гончарным ремеслом в ДОУ»

Ольга Лукина
Проект «Наследие семьи Малаховых. Ознакомление с гончарным ремеслом в ДОУ»

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, то, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Глава 1. Значение патриотического воспитания в современных условиях

1.1Аннотация.

Представленный материал является наглядным примером внедрения регионального компонента в образовательную программу МБДОУ «Детский сад №10» г. Меленки. Педагогический проект "Наследие семьи Малаховых" предлагает детям старшего дошкольного возраста познакомиться с историей зарождения гончарного ремесла Малаховых в селе Коровино Меленковского района Владимирской области.

Публикация «Проект „Наследие семьи Малаховых, Ознакомление с гончарным ремеслом в ДОУ“» размещена в разделах

Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.

1.2. Актуальность выбранной темы

Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Мы считаем, что эта тема актуальна, потому что забываются древние обычаи и традиции нашего края. Гончарное ремесло – это искусство изготовления посуды и разных предметов из глины. Глина является самым доступным и долговечным материалом. В наше время особенно важно то, что глина - экологически чистый материал. Предметы, изготовленные из глины и обожженные на огне, могут долго хранится, являются нужными в хозяйстве. Не многие знают, что еда, приготовленная в глиняной посуде, вкусная, ароматная и полезная.

В требованиях ФГОС ДО целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, направлены на овладение ребёнком познавательно – исследовательской деятельности, владение установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; проявление любознательности, интереса причинно-следственными связями, обладание начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою малую Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

1.3. Паспорт проекта

Сроки проекта : сентябрь 2015 - май 2017г. (долгосрочный)

Проект по содержанию : исследовательско – творческий, рассчитан на детей 5-7лет.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Гипотеза

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его духовно-нравственных и патриотических чувств.

Новизна Все новое – это хорошо забытое старое. Глина природный материал, доступный многим, но постепенно современные материалы, например, пластилин, вытесняют ее как более доступные.

Создавая собственную маленькую скульптуру из глины, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации; дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

Цели и задачи проекта :

Цель проекта :

Ознакомление детей с одним с народным ремеслом семьи Малаховых с. Коровино (гончарное, актуализация внимания на сохранении народных традиций и передачи опыта от поколения к поколению.

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

1. создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народного декоративно -прикладного искусства, с историей их возникновения ( окружающая сред: игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);

2. развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус;

3. сформировать методы, формы и приемы организации и проведения образовательной деятельности по теме «Наследие семьи Малаховых».

4. способствовать раскрытию творческого потенциала детей в опробовании различных способов и материалов на практике.

5. привлекать родителей к совместному с детьми творческому процессу.

6. способствовать формированию интереса к традициям и культурно-историческому наследию семьи Малаховых с. Коровино Меленковского района.

7. воспитывать уважительное отношение к народным мастерам, любовь к своей малой Родине. Развивать желание лепить игрушку своими руками.

Развитие личности ребенка на основе соприкосновения с народной глиняной игрушкой.

Результат

-физически здоровая, с устойчивым интересом к здоровому образу жизни;

-самодостаточная (эмоционально благополучная) с хорошим художественно-эстетическим вкусом;

-полноценная духовно-нравственная, компетентная, а главное – созидающая личность человека.

Ожидаемый результат:

у детей расширятся и систематизируются знания о гончарном ремесле семьи Малаховых, о глине. Дети выяснят какими свойствами обладает глина, каких цветов она бывает, как, и для каких целей использует глину человек, как нужно выбирать и готовить для работы глину, какие инструменты используются в работе с глиной. Дети и родители при работе над проектом получат положительные эмоции.

Предполагаемый результат:

в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к народному декоративно-прикладному искусству у них появится желание больше узнать о творчестве народных мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей гончарного ремесла, сформируется у детей уважение и любовь к малой Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

1.4. Основное содержание проекта.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап.

• Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

• Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.

• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

Основной этап – познавательный, практический.

• Проведение тематических занятий, оформление выставок народного быта. Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.

• Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).

• Экскурсия в историко-краеведческий музей, в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет.

• Выставка художественного творчества по мотивам народных росписей, игрушек.

• Чтение сказок, былин и литературных произведений.

• Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок.

• Разучивание русских народных игр.

Заключительный этап – презентация проекта.

• Фотовыставка «Мы народные умельцы».

• Представление материалов проекта педагогам.

• Презентация проекта родителям.

1.5. Условия реализации проекта по развитию патриотического воспитания дошкольников.

• Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;

• Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)- тематический блок, тема;

Интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

Результат:

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;

• Единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;

• Использование системы мониторинга (психолого - педагогической диагностики) : сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

В холле ДОУ был организован выставочный стенд «Вернисаж», где регулярно проводятся выставки детских работ в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности, совместных работ детей и родителей. В музыкальном зале выставляются на отдельных столиках творческие работы детей и родителей к праздникам «День Матери», «День Защитников Отечества», «День Победы», где проводятся экскурсии для детей младшего, среднего возраста. Для создания и просмотра презентаций в музыкальном зале имеется мультимедийный проектор, также имеется телевизор, фотоаппаратура, музыкальный центр.

Для реализации данного проекта;

- использовали художественно-развивающую среду в детском саду;

- разработали календарно- тематический план деятельности детей;

-изучили учебно - методические пособия;

-подобрали материалы и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, энциклопедии, тематические картины, иллюстрации, дидактические пособия костюмы для детей, игрушки.

1.6. Мероприятия с педагогами, родителями и детьми для реализации проекта

Для успешной реализации задач предусматривается взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.

При работе с детьми использовались такие формы и методы работы: Приглашение в путешествие.

• Создание проблемной ситуации.

• Мини – музей.

• Гостиная.

• Совместная проектная деятельность.

• Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.

• Конкурсы рисунков и поделок.

• Конкурсы стихов.

• Анализ нравственных качеств.

• Ручной труд, экспериментирование.

• Беседа.

• Театрализация.

• Экскурсии.

• Изготовление подарков.

«Уроки доброты».

• Выставки и экспозиции.

• Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).

• Сказки.

• Развлечения, досуги, праздники, концерты.

• Инсценировки, театрализации.

• Выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не нужно!».

• Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.

При работе с родителями использовались такие формы работы как:

• Анкетирование родителей «Гончарное ремесло-это

• Индивидуальные консультации, беседы.

• Внутрисадовый смотр-конкурс для педагогов «Центр патриотического воспитания».

• Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».

• Выставки «Мой любимый город Меленки», «Самое красивое место в нашем городе», «День Победы», «Наши Защитники Отечества», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду» и др.

• Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы, создание рисунков, аппликаций).

• Совместное создание взросло-детских проектов «История родного города. Краеведение «Мой город вчера и сегодня».

• Оформление информационного стенда (газета ДОУ «Планета Детства») : рубрика «Художественная литература о наших Защитниках Отечества», «Художники о подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).

• Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».

«Встреча с интересными людьми».

Глава 2. Практическая часть проекта.

2.1. Перспективное планирование

Тема Цель

Что такое народная культура России. Экскурсия. Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски).

Русские народные сказки. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Вызвать интерес к народной сказке. Познакомить с предметами домашнего обихода, упоминаемыми в сказках.

Дать понятие о добре, зле. Развивать нравственные чувства у детей.

Знакомство с русскими народными традициями и обычаями.

Русский самовар и чаепитие на Руси Познакомить детей с самоваром, искусством чаепития и хлебосольства на Руси.

Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям.

Знакомство с русским национальным костюмом. Познакомить детей с русским народным костюмом. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои сказки, песни, костюмы. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Русские народные игры. Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Труд и ремесла на Руси. Продолжать знакомить детей с историческим наследием. Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.

Русские народные игрушки. Познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки как символа русского народного искусства.

Игрушка – матрешка. Познакомить с внешним обликом, особенностями росписи матрешек (колорит, композиция, элементы). Учить рисовать растительный узор в стиле Полхов-Майданской росписи, используя акварель. Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Золотая хохлома. Золотая хохлома. Рисование.

Расширять представления о хохломском промысле; учить рисовать отдельные элементы хохломской росписи; формировать умение работать концом кисти, развивать воображение.

Сказочная гжель. Расширять знания об истории гжельского промысла. Помочь освоить простые элементы росписи, воспитывать уважение к народным умельцам.

Филимоновские игрушки - свистульки.

Познакомить с творчеством филимоновских мастеров. Показать особенности лепки филимоновской игрушки; учить добиваться точности в передаче формы; развивать моторику рук.

Богородские игрушки. Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке.

Дымковские игрушки.

Дымковский конь. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковского коня. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, учить соединять части фигурки.

Городецкие игрушки. Познакомить детей с изделиями городецких мастеров. Освоение простейших элементов городецкой росписи. Продолжать формировать умение работать концом кисти.

Искусство Жостова.

Жостовский букет. Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – жостовская роспись. Знакомство с элементами жостовской росписи, закреплять умение работать кистью.

Знакомство с «Русской избой» Познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формировать представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.

Развлечение «Русская ярмарка»

Выставка художественного творчества «Народные игрушки»

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Для решения этой задачи мы проработали план взаимодействия с социумом города, организуем экскурсии в краеведческий музей, в гончарную мастерскую с. Коровино. В детском саду во второй половине дня организован кружок для детей старшей и подготовительной к школе группе «Волшебная глина», также задачи патриотического воспитания решаются в играх, в труде, в быту.

2.2. Перспектива дальнейшего развития проекта.

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.

На этом наша работа не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:

• издать сборник методических рекомендаций по организации работы с глиной, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;

• организовать на базе дошкольного учреждения муниципальную инновационную площадку «Использование природного материала в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

• Участвовать в международных проектах и интернет конкурсах детского творчества.

Этот проект имеет все шансы на дальнейшее существование и расширение контингента участников образовательного процесса, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в дополнительном образовательном учреждении.

2.3. Результативность:

в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к народному декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать виды декоративно – прикладного искусства, научились создавать глиняные игрушки своими руками.

Таким образом, тема народного декоративно - прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Публикации по теме:

Конспект для детей подготовительной групп «Культурное наследие семьи Замятина» Конспект для детей подготовительной группы на тему : «Культурное наследие семьи Замятина» Подготовила воспитатель: МБДОУ д/с № 3 Таранова.

Сценарий развлечения «День семьи» в День семьи, любви и верности в ДОУ Сценарий развлечения «День семьи» Цель: формирование понятия ценности доброжелательных семейных отношений средствами игр, конкурсов, песен.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Знакомство с Гончарным мастерством»Конспект непрерывной образовательной деятельности «Знакомство с Гончарным мастерством» Конспект непрерывной образовательной деятельности. Возрастная группа: старшая. Тема: “ ЗНАКОМСТВО С ГОНЧАРНЫМ МАСТЕРСТВОМ. Изготовление глиняного.

Проект «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним» Цель: Создать условия по приобщению детей к истокам народной культуры Задачи: 1. Создать систему работы по приобщению детей старшего дошкольного.

Проект родительского собрания «Взаимодействие семьи и ДОУ» ПРОЕКТ Родительское собрание "Взаимодействие семьи и ДОУ" Цель: Укрепить доброжелательное сотрудничество между педагогом и родителями. Задачи:.

Совместная работа ДОУ и семьи. Проект «Театр и мы» Одной из задач ДОУ является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Родители и педагоги ДОУ должны стать.

Ранняя профориентация в ДОУ. Педагогический проект «Трудовая слава нашей семьи» Педагогический проект «Трудовая слава нашей семьи» Участники проекта: воспитанники подготовительной группы ДОУ, родители и члены семей.

Рекомендации социальному педагогу, воспитателю ДОУ по составлению индивидуальных характеристик воспитанников ДОУ и семьи Содержание рекомендаций по деятельности социального педагога: 1. Тип семьи. 2. Задачи, направления деятельности. 3. Технологии. 4. Прогнозируемый.

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи» Взаимодействие ДОУ и семьи Автор: Бикташева Галина Алексеевна, старший воспитатель МАДОУ №21, г. Кемерово Ребенок подрастает и поступает.

Взаимодействие ДОУ и семьи по ОБЖ «Взаимодействие ДОУ и семьи по ОБЖ» Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Наследие семьи Малаховых. Ознакомление с гончарным ремеслом в ДОУ»
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 14:38
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД