Папки-передвижки

Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей»

Лидия Шищенко
Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

на тему

«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей»

Разработчик:

воспитатель

Шищенко Лидия Алексеевна

Вторая младшая группа

г. Балахна

2017г.

Вид проекта : Краткосрочный, педагогический.

Участники: дети, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Срок реализации: 1 неделя

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Публикация «Проект „Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей“» размещена в разделах

(Сократ)

Правильная, выразительная речь- портрет человека.

Речь- это не прирожденный дар.

Все начинается с детства…

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интерес.

В. А. Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Малые формы фольклора широко используются в современной педагогической работе: каждый педагог обращается в своей работе к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм

Актуальность

Современные дети отличаются слабым речевым развитием, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать -речевую деятельность дошкольников. Ведь именно этот возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Значимость проекта :

Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое значение для развития речи воспитанников младшей группы.

Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры: развитие речи детей, средствами малых фольклорных форм.

Задачи:

Развивающие :

Развивать любознательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры;

Развивать монологическую и диалогическую речь

- Развитие мелкой моторики;

Расширять словарный запас, активизировать познавательное и умственное развитие;

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родному языку. Окружить детей теплотой добрых чувств;

Воспитание дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

Образовательные:

Познакомить с фольклорными произведениями ( устным народным творчеством: потешки, прибаутки);

Приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведения;

Формировать грамматический строй речи.

Методы:

Словесные: беседы, рассказывание, чтение, пальчиковые игры, словесные игры.

Игровые: Внесение игрушки, обыгрывание игрушки, создание игровой ситуации, сюрпризность, эмоциональность. Хороводные, пальчиковые, подвижные, дидактические игры.

Наглядные: иллюстрации, альбомы, мультимедийные пособия. Кукольный, настольный театры, фланелеграф, показ с называнием (это

петушок).

В своей работе по развитию речи детей я использую следующие формы совместной деятельности:

Беседы, занятия;

Режимные моменты;

Игровая деятельность;

Наблюдения;

Театрализованная деятельность;

Досуговая деятельность;

Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

Индивидуальная работа с детьми.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап:

Подборка фольклорного материала, адекватно возрасту детей;

Составление картотеки потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов;

Изготовление альбома – передвижки по пословицам и поговоркам;

Подборка иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями. Создание книжного уголка в соответствии с возрастом.

Основной этап:

На основном этапе в группе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.

Выставка книг с различными жанрами фольклора;

Чтение и рассматривание иллюстраций;

Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном;

Совместное создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям;

Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.

Показ театров с использованием русских народных персонажей;

Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.

Заключительный этап:

Выступление на педагогическом совете;

Пополнение развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.

Предполагаемые результаты:

Развитие у детей диалогической формы речи;

Формирование умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора»;

Выпуск буклета для родителей «Влияние фолклора на речь дошкольника».

1 день (понедельник)

Приветствие: «Пришли дети в детский сад…»;

Беседа с детьми «Надо, надо умываться по утрам и вечерам… «

Д/ упражнение: «Научи мишку правильно умываться».

К, Г, Н, «Водичка, водичка умой мое личико…»;

П/ игра:»Этот пальчик дедушка…»

Завтрак: «Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку…»;

Одевание:«Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять…»;

Наблюдение: за водой.

Игры с водой «Мотылек-ветилек,

Принеси нам ветерок…»

Подвижная игра «Пузырь»

Чтение художественного произведения К. Чуковского «Мойдодыр».

К. Г. Н. «За обедом не сори,

Насорил — так убери…»;

Перед сном:«Вот лежат в кроватке

Розовые пятки…»

Подьем:«На кота потягушки,

На дитя порастушки…»;

К. Г. Н. «Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.»;

Худ. слово:«Вот и полдник подошел, Сели дети все за стол.»;

Практическая деятельность: Рисование:«Украсим полотенца».

Просмотр мультемедийной презентации «Дети моют ручки».

Сюжетно-ролевая игра «Умоем куклу Катю»,

2 день (вторник)

П/ игра: «Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать -

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…»;

Беседа»О мыльной пене»

К. Н. Н. «Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли теплою водой…»;

П/ игра:»Открываем колпачки,

Выдуваем пузыри…»

Худ. слово:«Каша вкусная дымится, Леша кашу есть садится»;

Одевание: «Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.»;

Наблюдение за мыльной пеной.

И /упражнение»Воды обыкновенной

. в стаканчик набери…»

Опытническая деятельность:»Разложи пену по формочкам

П/игра по желанию детей.

Худ. слово: «Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!

Чтобы силы были, супчик мы сварили…»;

Перед сном:«Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай…».

Подьем: «Тишина у пруда

Не качается вода.»

К. Г. Н. «Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки.»;

К. Г. Н. «А у нас есть ложки

Волшебные немножко…»;

Игр. /ситуация Стираем платочки для куклы Кати.»

Практическая деяельность:Рисование «Мыльные пузыри»

П/И «Стучит бренчит по улице – Фома едет на курице…».

3 день (среда)

Худ. слово: «Это что тут за рев?

Уж не стадо ли коров?»;

Рассматривание иллюстраций о погоде.

К. Г. Н. «Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды…»;

Обыгрывание заклички на музыкальных инсрументах

П/И «Наши алые цветки

Раскрывают лепестки…»;

Одевание: «Дети в садик собирайтесь!

Петушок пропел давно…»;

Наблюдение за погодой. Худю слово «И если туча бурая закроет небосвод…»

Наблюдение за бабочкой: 4. Бабочка - коробочка,

Ветер или дождь!

Полетишь - так ветер,

Упадешь - так дождь!

И/упражнение «Поймай бабочку».

П/игра «Помоги пчелке.»/ цвет/

К. Г. Н. «Наш Сережа непосед,

Не доест никак обед…»;

Сон: «Байки-побайки,

Прискакали зайки…».

Подьем: «Мы спокойно отдыхали,

сном волшебным засыпали…»;

К. Г. Н. «Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый…»;

Игра м. под. 5. Здравствуй, ветер озорной…»

Полдник «На моей тарелочке

Рыженькая белочка…»;

П/И «Нос, рот, голова,

Уши, щеки, нос, глаза…».

Игр. / упражнение: «Путешествие кисточки»/

Практическая деятельность» Аппликация «Ах, какие здесь цветочки- разноцветные листочки!»/Ромашка, колокольчик/

Худ. слово:»Вот белая ромашка…»

«Синий колокольчик….»

4 день (четверг)

Прием «Что ты плачешь,

«ы» да «ы»,

Слезы поскорей утри…»;

Рассматривание иддюстраций в книгах.

Худ. слово «Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко…»

П/игра «Будем пальчики считать…»

Д/игра «Солнышко-ведрышко.»(скрепки)

К. Г. Н. «Теплая водичка

Умоет Тане личико…»;

Одевание «Старые ботиночки,

А в ботинках дырочки…»;

Наблюдение за солнцем.

Худ. слово «Кто лучистым, ярким светом…»

Под. Игра «Солнышко и дождик.»

Игра с зеркалом Солнечные зайчики.»

Чтение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко.»

«А КУДА ПОЕДЕМ ДНЕМ, ПЕРЕД СНОМ

Со станции Топтушкино…».

Подьем «Ребятки, просыпайтесь!

Глазки открывайтесь!»;

К. Г. Н. «Уж я косу заплету,

Уж я русу заплёту…»;

П/И «Мы - веселые ребята, любим мы играть.

Как приятно и полезно мячик покатать.»;

Практическая деятельность: Рисование «Солнышко»

«Мы рисуем солнышко с помощью ладошек.

Будет наше солнышко согревать нас крошек!»

Тетрализованая деятельность: Драматизация потешек.

П/И «Скачет зайка маленький

Около заваленки».

5 день (пятница)

Утро:

Прием «Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка…»;

Беседа о песке.

Худ. слово: «Он желтый и сыпучий.»

П/игра «Это сказка репка…»

К. Г. Н. «Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем…»;

Завтрак «Это - ложка,

Это - чашка….»;

Одевание «На мою малышку

Наденем мы штанишки…»;

Наблюдение за песком.

Конструирование из песка.

Опытническая деятельность: Сырой-сухой.

П/игра «Песчинки и ветер»

Создание мини книжки: «Любимые потешки»

Обед «Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед»;

Сон «Тишина у пруда,

Не качается вода…».

Подьем «Потягуни — потягушечки

Потягуни — потягушечки…»;

К. Г. Н. «Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу…»;

«Дубы, дубочки,

Пеку блиночки…»;

П/И «По кочкам, по кочкам,

По маленьким дорожкам…».

Практическая деятельность: «В гости Фея пришла и песочек принесла.»

Рисование песком на стекле «Солнышко»

Литература:

1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

3. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

Публикации по теме:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредствам малых форм фолклора» Актуальность Время наше сложное – это время социальных.

Использование малых стихотворных форм и сюжетных игр в физическом развитии детей раннего возраста Севостьянова Галина Петровна, Зеленевская Ольга Николаевна ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов Особые.

Педагогический проект «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста» Педагогический проект на тему: «Использование малых фольклорных форм в разговорной речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта:.

Народные игры для развития мелкой и общей моторики. Приложение 3 к проекту «Использование малых форм фольклора» Народные игры для развития мелкой и общей моторики Игра «катание на карусели» (народная) Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Проект в старшей группе «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Огромный поток заимствованных терминов из иностранных языков, ворвался в жизнь не только взрослых, но и детей, что угрожает красивому, живому.

Развитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных формРазвитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм Данная тема на сегодняшний день очень актуальна. Развитие компьютеризации, низкопробной литературы, безграмотное говорение с экранов телевизора,.

Роль малых фольклорных жанров в развитии речи младших дошкольников Роль малых фольклорных жанров в развитии речи младших дошкольников. Развитие речи младших дошкольников на сегодняшний день является одной.

Статья на тему: Использование нетрадиционных форм в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста. В жизни каждой семьи и в жизни воспитателя наступает однажды радостный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом.

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста при формировании к-г навыков Программное содержание: - в доступной форме, через использование УНТ, учить детей проявлять уважение к своему здоровью; учить видеть недостатки.

Выступление на ГПО «Методика использования малых фольклорных форм» «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова» К. Д. Ушинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей»
Опубликовано: 5 апреля 2017 в 19:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Шищенко (УИ 189039) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД