Лидия Шищенко
Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
на тему
«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей»
Разработчик:
воспитатель
Шищенко Лидия Алексеевна
Вторая младшая группа
г. Балахна
2017г.
Вид проекта : Краткосрочный, педагогический.
Участники: дети, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Срок реализации: 1 неделя
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Публикация «Проект „Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
(Сократ)
Правильная, выразительная речь- портрет человека.
Речь- это не прирожденный дар.
Все начинается с детства…
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интерес.
В. А. Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Малые формы фольклора широко используются в современной педагогической работе: каждый педагог обращается в своей работе к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм
Актуальность
Современные дети отличаются слабым речевым развитием, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать -речевую деятельность дошкольников. Ведь именно этот возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Значимость проекта :
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое значение для развития речи воспитанников младшей группы.
Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.
Цель: приобщение детей к истокам народной культуры: развитие речи детей, средствами малых фольклорных форм.
Задачи:
Развивающие :
Развивать любознательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры;
Развивать монологическую и диалогическую речь
- Развитие мелкой моторики;
Расширять словарный запас, активизировать познавательное и умственное развитие;
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному языку. Окружить детей теплотой добрых чувств;
Воспитание дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
Образовательные:
Познакомить с фольклорными произведениями ( устным народным творчеством: потешки, прибаутки);
Приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведения;
Формировать грамматический строй речи.
Методы:
Словесные: беседы, рассказывание, чтение, пальчиковые игры, словесные игры.
Игровые: Внесение игрушки, обыгрывание игрушки, создание игровой ситуации, сюрпризность, эмоциональность. Хороводные, пальчиковые, подвижные, дидактические игры.
Наглядные: иллюстрации, альбомы, мультимедийные пособия. Кукольный, настольный театры, фланелеграф, показ с называнием (это
петушок).
В своей работе по развитию речи детей я использую следующие формы совместной деятельности:
Беседы, занятия;
Режимные моменты;
Игровая деятельность;
Наблюдения;
Театрализованная деятельность;
Досуговая деятельность;
Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
Индивидуальная работа с детьми.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
Подборка фольклорного материала, адекватно возрасту детей;
Составление картотеки потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов;
Изготовление альбома – передвижки по пословицам и поговоркам;
Подборка иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями. Создание книжного уголка в соответствии с возрастом.
Основной этап:
На основном этапе в группе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.
Выставка книг с различными жанрами фольклора;
Чтение и рассматривание иллюстраций;
Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном;
Совместное создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям;
Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
Показ театров с использованием русских народных персонажей;
Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.
Заключительный этап:
Выступление на педагогическом совете;
Пополнение развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.
Предполагаемые результаты:
Развитие у детей диалогической формы речи;
Формирование умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора»;
Выпуск буклета для родителей «Влияние фолклора на речь дошкольника».
1 день (понедельник)
Приветствие: «Пришли дети в детский сад…»;
Беседа с детьми «Надо, надо умываться по утрам и вечерам… «
Д/ упражнение: «Научи мишку правильно умываться».
К, Г, Н, «Водичка, водичка умой мое личико…»;
П/ игра:»Этот пальчик дедушка…»
Завтрак: «Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку…»;
Одевание:«Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять…»;
Наблюдение: за водой.
Игры с водой «Мотылек-ветилек,
Принеси нам ветерок…»
Подвижная игра «Пузырь»
Чтение художественного произведения К. Чуковского «Мойдодыр».
К. Г. Н. «За обедом не сори,
Насорил — так убери…»;
Перед сном:«Вот лежат в кроватке
Розовые пятки…»
Подьем:«На кота потягушки,
На дитя порастушки…»;
К. Г. Н. «Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.»;
Худ. слово:«Вот и полдник подошел, Сели дети все за стол.»;
Практическая деятельность: Рисование:«Украсим полотенца».
Просмотр мультемедийной презентации «Дети моют ручки».
Сюжетно-ролевая игра «Умоем куклу Катю»,
2 день (вторник)
П/ игра: «Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные…»;
Беседа»О мыльной пене»
К. Н. Н. «Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой…»;
П/ игра:»Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри…»
Худ. слово:«Каша вкусная дымится, Леша кашу есть садится»;
Одевание: «Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.»;
Наблюдение за мыльной пеной.
И /упражнение»Воды обыкновенной
. в стаканчик набери…»
Опытническая деятельность:»Разложи пену по формочкам.»
П/игра по желанию детей.
Худ. слово: «Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!
Чтобы силы были, супчик мы сварили…»;
Перед сном:«Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай…».
Подьем: «Тишина у пруда
Не качается вода.»
К. Г. Н. «Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки.»;
К. Г. Н. «А у нас есть ложки
Волшебные немножко…»;
Игр. /ситуация Стираем платочки для куклы Кати.»
Практическая деяельность:Рисование «Мыльные пузыри»
П/И «Стучит бренчит по улице – Фома едет на курице…».
3 день (среда)
Худ. слово: «Это что тут за рев?
Уж не стадо ли коров?»;
Рассматривание иллюстраций о погоде.
К. Г. Н. «Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды…»;
Обыгрывание заклички на музыкальных инсрументах
П/И «Наши алые цветки
Раскрывают лепестки…»;
Одевание: «Дети в садик собирайтесь!
Петушок пропел давно…»;
Наблюдение за погодой. Худю слово «И если туча бурая закроет небосвод…»
Наблюдение за бабочкой: 4. Бабочка - коробочка,
Ветер или дождь!
Полетишь - так ветер,
Упадешь - так дождь!
И/упражнение «Поймай бабочку».
П/игра «Помоги пчелке.»/ цвет/
К. Г. Н. «Наш Сережа непосед,
Не доест никак обед…»;
Сон: «Байки-побайки,
Прискакали зайки…».
Подьем: «Мы спокойно отдыхали,
сном волшебным засыпали…»;
К. Г. Н. «Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый…»;
Игра м. под. 5. Здравствуй, ветер озорной…»
Полдник «На моей тарелочке
Рыженькая белочка…»;
П/И «Нос, рот, голова,
Уши, щеки, нос, глаза…».
Игр. / упражнение: «Путешествие кисточки»/
Практическая деятельность» Аппликация «Ах, какие здесь цветочки- разноцветные листочки!»/Ромашка, колокольчик/
Худ. слово:»Вот белая ромашка…»
«Синий колокольчик….»
4 день (четверг)
Прием «Что ты плачешь,
«ы» да «ы»,
Слезы поскорей утри…»;
Рассматривание иддюстраций в книгах.
Худ. слово «Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко…»
П/игра «Будем пальчики считать…»
Д/игра «Солнышко-ведрышко.»(скрепки)
К. Г. Н. «Теплая водичка
Умоет Тане личико…»;
Одевание «Старые ботиночки,
А в ботинках дырочки…»;
Наблюдение за солнцем.
Худ. слово «Кто лучистым, ярким светом…»
Под. Игра «Солнышко и дождик.»
Игра с зеркалом Солнечные зайчики.»
Чтение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко.»
«А КУДА ПОЕДЕМ ДНЕМ, ПЕРЕД СНОМ
Со станции Топтушкино…».
Подьем «Ребятки, просыпайтесь!
Глазки открывайтесь!»;
К. Г. Н. «Уж я косу заплету,
Уж я русу заплёту…»;
П/И «Мы - веселые ребята, любим мы играть.
Как приятно и полезно мячик покатать.»;
Практическая деятельность: Рисование «Солнышко»
«Мы рисуем солнышко с помощью ладошек.
Будет наше солнышко согревать нас крошек!»
Тетрализованая деятельность: Драматизация потешек.
П/И «Скачет зайка маленький
Около заваленки».
5 день (пятница)
Утро:
Прием «Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка…»;
Беседа о песке.
Худ. слово: «Он желтый и сыпучий.»
П/игра «Это сказка репка…»
К. Г. Н. «Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем…»;
Завтрак «Это - ложка,
Это - чашка….»;
Одевание «На мою малышку
Наденем мы штанишки…»;
Наблюдение за песком.
Конструирование из песка.
Опытническая деятельность: Сырой-сухой.
П/игра «Песчинки и ветер»
Создание мини книжки: «Любимые потешки»
Обед «Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед»;
Сон «Тишина у пруда,
Не качается вода…».
Подьем «Потягуни — потягушечки
Потягуни — потягушечки…»;
К. Г. Н. «Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу…»;
«Дубы, дубочки,
Пеку блиночки…»;
П/И «По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам…».
Практическая деятельность: «В гости Фея пришла и песочек принесла.»
Рисование песком на стекле «Солнышко»
Литература:
1. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
3. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.