Лучший педагог года

Использование малых стихотворных форм и сюжетных игр в физическом развитии детей раннего возраста

Ольга Николаевна Зеленевская
Использование малых стихотворных форм и сюжетных игр в физическом развитии детей раннего возраста

Севостьянова Галина Петровна, Зеленевская Ольга Николаевна

ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», г. Тамбов

Особые условия жизни – отсутствие близких людей, дефицит получаемых впечатлений, постоянное пребывание в коллективе, недостаточное общение с взрослыми – все это влияет на поведение, формирование двигательных умений, эмоциональное и речевое развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка. Нарушения координации движений, отсутствие ловкости, задержка в развитии мелкой моторики, замедленное развитие психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения, – неспособность переносить освоенное и виденное раннее в самостоятельную деятельность ведет к нарушениям в развитии игровых действий и игры в целом. Игра – ведущий вид деятельности детей раннего возраста. В игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. Педагоги нашего учреждения, занимаясь по различным направлениям (физическому, сенсорному, речевому и др.) в воспитании и развитии детей раннего возраста, зачастую сталкиваются с проблемой поиска необходимых, а иногда и специфичных игровых средств, приемов для формирования или корригирования той или иной функции организма ребенка, поддержания интереса малышей к предлагаемой деятельности.

Публикация «Использование малых стихотворных форм и сюжетных игр в физическом развитии детей раннего возраста» размещена в разделах

Многолетний опыт работы и наблюдения за детьми, воспитывающимися в нашем учреждении и имеющими те или иные отклонения в развитии, показал целесообразность и эффективность использования таких игровых приемов, как малые стихотворные формы и сюжетная игра в физическом развитии. Предлагаемая игровая форма имеет свои особенности и зарекомендовала себя на итоговых комплексных занятиях, физкультурных развлечениях и спортивных праздниках.

Вся деятельность основана на игровом сюжете игры-путешествия, например, «В гости к зверятам», «Путешествие в лес», «Едем на машине» и др. К каждому сюжету подбираются задачи, средства и методические приемы обучения и готовятся стихотворные тексты и рифмовки, которые педагог читает наизусть. Текст соответствует не только сюжету, но и тем движениям, которые мы планируем показать или закрепить у детей. В содержание включаются стихи детских писателей, считалки, поговорки, а также рифмовки, стишки собственного сочинения: «Вот у нас в руках морковки, продолжаем тренировки!» или «Зайка к деткам прискакал, возле Коли прыгать стал, прыг-скок, прыг-скок, догони меня, дружок!» и т. п.

Рассмотрим на примере конкретного занятия «В гости к Зайке» возможность использования указанного выше игрового приема.

Во вводной части физкультурного занятия текст решает не только коррекционно-развивающие задачи (коррекция осанки, профилактика плоскостопия, но и психологические (активизирует внимание, вызывает интерес к предлагаемой деятельности или персонажу, создает эмоционально-положительный настрой). Например: «Стоит в поле теремок. Вот дорожка к нему ведет. Кто, кто в теремочке живет?» Дети идут по коррекционной дорожке, по ребристой доске. Побуждаем детей к действию – конкретно, к правильной ходьбе, с соблюдением осанки. Далее у педагога в руках появляется сюжетный персонаж – мягкая игрушка Зайка, к голове которой пришита резиночка. Педагог, двигая игрушкой вверх-вниз за резинку, привлекает внимание детей, вызывает улыбку и речевые реакции.

В основной части – стихотворный текст выполняет несколько функций:

1) помогает формированию психических процессов и воздействует на общую моторику –

«Ручки все мы поднимаем

а потом их опускаем,

хлопнем мы над головой,

спрячем ручки за спиной»

2) способствует формированию слухового восприятия, звуковой культуры речи; дети чувствуют темп, ритм и мелодику языка; некоторые могут запомнить и повторять слова из текста – «Раз – присядка, два – прыжок и опять присядка, а потом опять прыжок – заячья зарядка!»;

3) является организатором одной из форм активного отдыха детей, дает установку на предстоящую деятельность;

4) является хорошим стимулом для проявления эмоциональных качеств;

5) облегчает формирование двигательных навыков – «Чтоб до зайки нам дойти, надо мостик перейти»

В зависимости от поставленных коррекционно-развивающих задач и планируемых основных видов движений мы используем игру «Угадай-ка!» (первоначальное представление о движении). Педагог показывает имитационное движение и говорит: «Кто так прыгает, угадай-ка?. (говорит сам или ответ детей) Зайка!». Побуждаем детей попрыгать вместе с Зайкой. Игра проводится с целью осознанности выполнения двигательного элемента. Затем – игра «Повторяй-ка» (совершенствование навыка) : «Вот как прыгает наш Зайка, ну, скорее повторяй-ка!» Педагог дает задание на выполнение прыжков с продвижением вперед и осуществляет контроль над качеством выполнения упражнения, активизируется внимание на конечный результат. Игра «Поиграй-ка» закрепляет двигательные навыки. В данном случае педагог предлагаем детям попрыгать с продвижением вперед по плоскостным коврикам и собрать морковку.

«Вышли зайки в огород!

Вот морковка здесь растет,

Ты морковку собери

и в корзинку отнеси.

Поскорей, бери, неси!»

В заключительной части данного занятия стихотворная форма помогает подготовить детей к его завершению и плавному переходу к другому виду деятельности: «До свиданья, Зайка! Ждем тебя опять, будем мы с тобою бегать и играть!» Далее выполняется спокойная ходьба с дыхательными упражнениями:

Мы немножко отдохнем,

Друг за другом все пойдем.

Будем медленно дышать,

Ручки кверху поднимать.

Раз-два, раз-два, - отдыхает детвора»

Познавательный материал (имитация движений животных, птиц, насекомых, сказочных персонажей, а также комплексные задания («пройти по дорожке и принести только одну морковку») используемые на занятии по физическому развитию в сочетании с малыми стихотворными формами и сюжетной игрой расширяют кругозор ребенка, обогащают его представления о явлениях природы и быта. Использование малых стихотворных форм и сюжетной игры в физическом развитии детей раннего возраста создает условия и имеет все возможности для решения педагогических и коррекционных задач. Это является важным шагом к повседневному, непроизвольному росту интереса у детей к культуре физического развития.

Л и т е р а т у р а

1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. : Просвещение, 1983 г.

2. Доскин В. А., Макарова З. С. Реабилитация детей Домах ребенка. М. : Владос-Пресс, 2007г

3. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей М. : Просвещение, 1987г.

4. Синкевич Е. А., Большева Т. В. Физкультура для малышей. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2005г.

5. Тонкова-Ямпольская Р. В. и др. Оздоровительная и воспитательная работа в Доме ребенка М. : Просвещение, 1989г.

Публикации по теме:

Формирование речевых способностей детей раннего возраста средствами малых форм фольклораФормирование речевых способностей детей раннего возраста средствами малых форм фольклора .

Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 216 город Уфа Республика Башкортостан «Использование.

Использование хакасской игры «Хазых» в физическом развитии детей дошкольного возраста Использование хакасской игры «Хазых» в физическом развитии дошкольного возраста. С древнейших времен и по сей день, люди играли и играют.

Использование игр в развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Легкость,.

Использование малых фольклорных форм в целях развития инициативы Использование малых фольклорных форм в целях развития инициативы Фольклор в переводе с английского означает – народная мудрость. «Начало.

Использование разнообразных мячей в физическом развитии дошкольника Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №15 «Дружба» г. Новокубанска, муниципального образования Новокубанский.

Применение малых фольклорных форм в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста детей занимались А. П. Илькова Н. П. Кузьмина, Н. И. Политова, А. В. Соболева Воздействие фольклора на психическое развитие детей раннего возраста.

Проект в старшей группе «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Огромный поток заимствованных терминов из иностранных языков, ворвался в жизнь не только взрослых, но и детей, что угрожает красивому, живому.

Статья на тему: Использование нетрадиционных форм в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста. В жизни каждой семьи и в жизни воспитателя наступает однажды радостный момент: подросший малыш с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом.

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста при формировании к-г навыков Программное содержание: - в доступной форме, через использование УНТ, учить детей проявлять уважение к своему здоровью; учить видеть недостатки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых стихотворных форм и сюжетных игр в физическом развитии детей раннего возраста
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 11:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД