Надежда Костерина
Применение малых фольклорных форм в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
детей занимались А. П. Илькова Н. П. Кузьмина, Н. И. Политова, А. В. Соболева Воздействие фольклора на психическое развитие детей раннего возраста и дошкольников отражено в ряде работ (В. П. Аникин, Е. В. Жулина, Т. Д. Зинкевич-Ястигнеева, Н. Н. Палагина, М. Н. Языкова, Ю. Г. Илларионова, Т. С. Комарова, Л. И. Павлова, Л. Е. Тумина, М. Ф. Фадеева, Л. Б. Фесюкова, О. Л. Князева, Г. П. Шинкарь.
Публикация «Применение малых фольклорных форм в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
А мы попробовали использовать малые фольклорные формы в речевом развитии детей раннего возраста, разработан перспективный план, система занятий по использованию малых фольклорных форм в речевом развитии детей
Ведущая идея: применение малых фольклорных форм улучшит речевое развитие детей.
На первом этапе работы мы обследовали особенности речевого развития воспитанников по методике О. С. Печора, Пантюхиной. Результаты обследования представлены на экране.
Вывод: Большинство детей были невнимательны, принимали только те малые фольклорные формы, которые требовали активных от ребёнка движений, сопровождались показом ярких игрушек, предметов, картинок. Самостоятельные действия при чтении воспитателем потешки, сказки, пении песенки, были невыразительные, бедные, однообразные. В случае прекращения общения эти дети могли вернуться к негативным эмоциям.
Чтобы решить возникшие проблемы мы поставили перед собой следующие задачи и цель работы:
Цель: Развивать речь детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи:
1. Вызвать интерес у детей к средствам малых форм фольклора.
2. Формировать активный и пассивный словарь
3. Формировать обиходно-бытовую лексику.
4. Формировать элементарные фразы.
5. Воспитать интерес к общению, речи.
Поэтому, одним из этапов нашей работы стала организация целенаправленного взаимодействие с семьёй.
Выбрать основные направления нам помогли такие формы работы, как: анкетирование, опрос, беседы - в результате которых мы получили информацию об использовании фольклора в семейном воспитании, в развитии речи об отношении родителей к малым формам фольклора.
Было установлено, что большинство родителей:
• использует малые фольклорные формы в семейном воспитании, в основном, это колыбельные песни и сказки;
• поддерживают работу детского сада по ознакомлению детей с произведениями устного народного творчества.
На основном этапе мы выстроили свою работу в следующих направлениях: использование малых фольклорных форм в режимных моментах и на прогулке, в организованной деятельности детей.
С раннего возраста ребёнок откликается на такие формы фольклора как : потешки, заклички, прибаутки, припевки, колыбельные песенки, которые развлекают, успокаивают, радуют малышей. Ведь недаром народная мудрость гласит, что интересно, то лучше запоминается и сохраняется в памяти. Поэтому работая с детьми мы всегда читаем наизусть потешки, поём колыбельные песенки, сказки, диалоги, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включаем их в повседневный разговор с детьми. Жизнь малышей- это прежде всего питание, прогулки, гигиенические процедуры, сон. Все знают как конечно же не просто бывает воспитателю наладить контакт с детьми в адаптационный период, а ребёнку войти в новый непривычный для него детский мир. Непросто, но задача облегчается если воспитатель умело использует потешки на все случаи жизни
Таким образом, проделанная нами работа позволяет сделать следующие выводы:
1) Возросший интерес детей к малых фольклорным формам. Они помогли взрослым наладить эмоциональный контакт с детьми, способствовали развитию у них самостоятельности, уверенности в себе
2) Развитие активной речи детей.
3) Появление в речи прилагательных, местоимений и наречий.
4) Повышение интереса к общению со взрослыми и детьми.
5) Повышение педагогического опыта и интереса родителей к развитию своих детей.
То есть, главным результатом нашей работы стало повышения уровня развития речи каждого ребенка средствами малых фольклорных форм.
Перспективы работы следующие:
• Продолжать работу по формированию интереса у детей к русскому народному фольклору в разных видах деятельности.