Папки-передвижки

Применение методов ТРИЗ в речевом развитии детей 6–7 лет

Валентина Скрипник
Применение методов ТРИЗ в речевом развитии детей 6–7 лет

Актуальность

В дошкольном возрасте закладывается формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. Гин С. И. писала: «Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Публикация «Применение методов ТРИЗ в речевом развитии детей 6–7 лет» размещена в разделах

В результате диагностики выявились проблемы: у детей бедный

словарь, не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества,

устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения

между предметами и явлениями. Несомненно, при этом встала проблема

развития воображения, придумывания детьми рассказов, сказок, решения

творческих задач. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других. В процессе опроса педагогов установлено, что воспитатели не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности специального развития творческого воображения у детей. Также у воспитателей отсутствует знание проблемных методов. Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста, и недостаточными возможностями образовательного процесса в детском саду. Я попыталась разрешить данное противоречие и обратилась к созданию системы работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приёмов ТРИЗ.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий предназначенная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Для развития творческого потенциала детей я использую элементы ТРИЗ на базе типовой образовательной программы «От рождения до школы» (составители Арутюнян Л. Н., Сипачева Е. В., Губанова Н. В.) по которой работает наш детский сад. Данная программа направлена на воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Для достижения этого результата в своей работе я использую методику ТРИЗ. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой. На занятиях с элементами ТРИЗ, ребенок радуется первым творческим открытиям, ему некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии. Дети получают не только новые знания, но и проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи. Приучаю детей не следовать готовым образцам, а учу искать как можно больше собственных решений. Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т. е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.

Особенности работы по технологии ТРИЗ:

Организовать проведение игр и занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей.

Необходимо иметь специальную игрушку – героя занятий, который помогает воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться помогает с ее помощью существенно увеличить активность и заинтересованность детей. Основное требование при выборе Игрушки – необычность и оригинальность.

Проводить обучение не только коллективно, но и индивидуально на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.

В результате обучения у детей возникает положительное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении. В своей работе я использую гнома, изготовленного своими руками – гном противоречий Почемучка.

Умение обнаруживать противоречия и тем более разрешать их, может стать ключом к тайнам жизни, позволить ребенку не только формировать мышление, но и активно защищать свои позиции. Таким образом, эти игры являются подготовительным этапом для освоения более сложного содержания ТРИЗ. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй.

Особо сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказ по одной картине сначала воспитателя, как образец, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируется только количество предложений и развернутость. Главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей. Остальные при этом являются пассивными слушателями. Рассмотрим поэтапно методику составления рассказа (методика И. Н. Мурашковской)

На картине нарисовано много. Все объекты и предметы переплетаются, перекрывают друг друга, разнообразие форм не дает сосредоточиться. Как выделить что-то одно в этом пестром калейдоскопе? Переформулируем вопрос: Кто нарисован? Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется игра с «подзорной трубой». Теперь картина проясняется: глазок четко выделяет каждую деталь и дети называют, кто что обнаружил Дети стараются выискать что-то такое, чего другие еще не заметили. Идет охота за подробностями. На следующем этапе находим взаимосвязь между объектами. Принимаются любые ответы детей, даже фантастические. Далее использую прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. У человека 5 органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо – звук. То и другое может быть приятным и неприятным, резким – слабым. Язык ощущает вкус, рука – дает тактильные ощущения. То и другое дает информацию о признаках предмета, форме, частях. Глаз дает представление о тактильном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки о пространственном расположении объекта, размере, цвете. В этом на занятиях мне помогают гномы Нюх – Нюх, Ушастик и Глазастик. На следующем этапе предлагаю выбрать одного из героев и представить пошагово, что он делал раньше - до появления на картинке, что будет делать потом.

Для составления загадок с детьми, в своей работе использую методику А. А. Нестеренко «Страна загадок».

Для составления загадок предлагается три основных модели. Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1. Какой? Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект – цыпленок.

Детьми даются образные характеристики по заданным признакам

Какой? Кто (что) бывает таким же?

Желтый Солнце

Пищит Мышка

Пушистый Персик

После заполнения таблички предлагаю прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».Итоговая загадка про цыпленка «Желтый, как солнце; пищит, как мышка; пушистый, но не персик»

Модель 2. Что делает? Кто (что) делает так же?

Что делает? Кто (что) делает так же?

Скачет Лягушка

Задирается Мальчишка

Клюет Индюк

Итоговая загадка про цыпленка «Скачет, как лягушка; задирается, как мальчишка; клюет, но не индюк»

Модель 3. На что похоже? Чем отличается?

Для составления загадки выбран объект – гриб.

На что похоже? Чем отличается?

Мужичок Нет бороды

Домик Нет окон

Зонтик Тонкая ручка

Итоговая загадка про гриб «Похож на мужичка, но нет бороды; похож на домик, но нет окон; как зонтик, но на толстой ножке»

Загадки оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, а так же на познавательную активность дошкольников.

Так же в своей работе я использую пособие «Карандаши»,

а так же пособие «Да-Нет-Ка», которые изготовлены по методике ТРИЗ. Пособия стали универсальными: используются на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

Изготовление игр, пособий, демонстрационного материала не занимает много времени, подбирается из имеющихся в группе печатных пособий и игр. В своей работе использую вид Морфологического Анализа - Круги Луллия. Это пособие изготовлено из фанеры и пластинок. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания и сами определяют цель и правила игры. Пособие используется для приобретения знаний, умений и навыков дошкольников в рамках образовательных областях.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - используются круги с изображением звуков и предметов с этими же звуками (в конце, середине, начале слов).

Образовательная область «Познавательное развитие» - круги для игр с экологическим содержанием (животное и его жилище, животные и их детёныши, птицы и их хвосты, деревья и их листья, плоды и т. д., а также круги с изображением предметов разных размеров (больше – меньше и т. д., с цифрами (состав числа).

Образовательная область «Речевое развитие» - круги с изображением сказочных героев и их жилищ или предметов.

Работая на подготовительной группе, я разработала и реализовала проект «ТРИЗ как средство развития познавательной активности и воображения дошкольников». Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.

Используя ТРИЗ, я заметила, что у детей повысился уровень интеллектуальных способностей, памяти, внимания, воображения, речи, повысилась исследовательская активность детей. Познавательную и речевую деятельность я организовываю в форме диалога, это приемлемый и результативный способ. Использую вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Дети хорошо усвоили «тризовские» символы и с желанием выполняю задания с их использованием. Познакомившись с технологией ТРИЗ, дети научились находить выход из проблемных ситуаций. Решение проблемы стало творческое, оригинальное. Дети высказывают свои предположения, у них повысился уровень речевой активности. Считаю, что положительных результатов в работе с детьми можно достичь только в тесном взаимодействии с семьей. Через беседы и консультации познакомила родителей с технологией ТРИЗ. способствовало установлению контакта и дальнейшего тесного сотрудничества с родителями. Методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, познавательной и информационной потребностям, что особенно актуально в условиях реализации ГОС ДО, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.

Игры с гномом противоречий:

«Хорошо – плохо»

Цель: рассмотреть какой- либо предмет или явление и постараться найти как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо, а чем плохо.

Ход: воспитатель говорит слово дождь, а дети называют положительные свойства явления (растут растения, природа умывается и т. д.). Потом называют отрицательные свойства явления (одежда промокла, гулять нельзя)

«Помечтаем?»

Цель: формировать умение фантазировать с помощью приема преобразования размера.

Ход: дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике», «Я хотел бы стать большим, чтобы…». Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо».

"Мы великаны, мы крохи"

Цель: учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебников изменения размера.

Ход: детям предлагается превратиться в великанов, а затем обсуждается, какие предметы их окружают, как гулять, где жить, хорошо ли путешествовать (аналогично проводится игра с уменьшением героев). Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо».

«Что потерялось?».

Цель: формировать умение устанавливать недостающие свойства или части объекта.

Ход: ведущий называет объект. Дети обозначают его части или свойства. После этого объявляется «потеря». Дети обсуждают, что будет происходить, если, например, ступа Бабы Яги потеряет дно, а Соловей – разбойник – свист. Чем это хорошо, а чем плохо?

«Что было бы?»

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Ход: ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.

Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом. Например, у велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого?

Игра «Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять одни предметы на другие.

Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).

Игра «Кто (что) это такое может быть?»

Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические

пары. Например: - Что может быть, и горячим и холодным (одновременно).

Утюг, чайник, плита, человек, самовар и т. д.

«Подзорная труба».

Цель: учить Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше - до появления на картинке, что будет делать потом. детей выделять объекты, изображенные на картине.

Ход: детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

«Ожившие предметы»

Цель: развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

Ход: воспитатель предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

«Волшебный гость»

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.

Ход: в гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.

«Живые картинки»

Цель: учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Ход: воспитатель предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.

«Кто о чем говорит?»

Цель: учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.

Ход: воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».

«К нам пришел гном Нюх-Нюх»

Цель: учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.

Ход: воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами.

Предложить детям составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи».

«К нам пришел гном «Я ощущаю рукой»

Цель: учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.

Ход: дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками».

Игры с пособием «Карандаши»

«Парочки»

Цель: учить детей выделять и называть в объектах одинаковые по значению имена признаков.

Ход: для игры подбираются предметные картинки. Дети берут по две картинки, ищут в них одинаковое по значению имя признака и называют его. Если ребенок затрудняется, берет еще одну карточку до тех пор, пока не выделит и не назовет одинаковое по значению имя признака среди любых взятых картинок.

«Теремок»

Цель: закреплять названия имен признаков.

Ход: дети с воспитателем двигаются друг за другом вокруг стульчиков, приговаривая: «Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок. А в теремке живут имена признаков».

В теремок проходит тот ребенок, кто назовет любое имя признака.

Рекомендации воспитателю: если ребенок затрудняется назвать имя признака и никто из детей не может ему подсказать, воспитатель может помочь ребенку вспомнить, называя значения имени признака.

«Цепочка»

Цель: учить детей выделять признаки объектов.

Ход: воспитатель показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

«Угадай по описанию»

Цель: учить детей по описанию определять объект.

Ход: воспитатель показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения»

Цель: учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ход: воспитатель называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т. д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся - светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

Игры с пособием «Да – Нет – Ка»

«Числовая Да-Нет- Ка»

Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.

Ход:1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.

2. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20, а вы должны отгадать его.

3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».

Но детей сначала надо научить задавать вопросы.

Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т. е. находить цифру и

спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?

Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:

- Это больше 3? Меньше3?Снова делят часть:

- Это крайняя цифра? Первая? В середине?

Пространственная «Да – Нет- Ка»

(с игрушками, геометрическими формами)

Цель: обучение мыслительному действию.

Ход:1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

На стол выставляется 5(10,20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от

машины (машинка стоит посередине).

2. Плоскостная: на листе (доске) располагаются предметные картинки.

Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Дети: Это справа (слева) от середины?

Затем дети делят лист по горизонтали: Это ближе 9?дальше от меня?

«Да – Нет -Ка» на загаданное слово.

Цель: классификация объектов, учить находить задуманный предмет,

отсекая лишние признаки.

Ход: воспитатель загадывает предмет. Дети задают вопросы.

Это рукотворный мир? Нет. Это живая природа? Да.

Это транспорт? Да. Это водный транспорт? Нет.

Это железнодорожный транспорт? Да. Это поезд? Да.

«Да - Нет»

Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

Ход: воспитатель загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения.

Игры с пособием «Кольца Луллия»

«Имя признака»

Цель: учить детей выделять в объектах имена и значения признаков.

Ход: на первый круг выкладываются значки имен признаков, на второй – изображения объектов, предметные картинки. Рассматриваются любые сочетания «Имя признака - объект», ребенок определяет значение этого имени признака в объекте.

"Необычное место"

Цель. Учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.

Ход: на одном круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, комната, деревня, волшебный сад. На другом круге - картинки с изображением сказочных героев. "Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет". (Черепаха Тортилла живет в болоте.) "Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства". (Черепаха Тортилла живет в волшебном саду.) Воспитатель предлагает подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.

«Звуковые круги»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа, расширение и активизация словаря.

Ход: игры проводятся в паре или с подгруппой детей. На 1 круге картинки с изображением «звука»(насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш. ,на 2 круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук, который живёт в своей квартирке букве. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-triz_and99.pptx | 5864,49 Кб
 
Публикации по теме:

Использование моделирования в речевом развитии детей подготовительной группы Развитие речи детей – одна из главных задач подготовки к школе. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать.

Роль мелкой моторики в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование опорных наглядных средств в речевом развитии детей дошкольного возраста Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически.

Мастер-класс «Применение методов и приёмов ТРИЗ в формировании коммуникативной компетентности у старших дошкольников» Цель:знакомство педагогов с инновационной технологией ТРИЗ и её применением для формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников.

Начальный этап обучения связной речи детей с отклонениями от нормы в речевом развитии. Развитие речи занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. Связная речь является существенным показателем умственного развития.

Представление опыта работы «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста» "Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста" Слайд 1,2. Уважаемые председатель и члены жюри, разрешите.

Применение малых форм фольклора в речевом развитии у детей раннего возраста Работая с детьми раннего возраста, приходишь к выводу: для того чтобы правильно, грамотно организовать режимные моменты, провести игру.

Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Содержание. Ведение 3 ГлаваI. Обзор методик и научно методической литературы по применению пальчиковых игр для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение методов ТРИЗ в речевом развитии детей 6–7 лет
Опубликовано: 24 апреля 2016 в 08:51
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД