Получи документы

Начальный этап обучения связной речи детей с отклонениями от нормы в речевом развитии.

Ольга Борисовна Белянина
Начальный этап обучения связной речи детей с отклонениями от нормы в речевом развитии.

Развитие речи занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. Связная речь является существенным показателем умственного развития ребенка.

Публикация «Начальный этап обучения связной речи детей с отклонениями от нормы в речевом развитии,» размещена в разделах

Связная речь – это способность ребенка логически развивать свою мысль, оперируя достаточным запасом словаря и необходимым уровнем грамматического строя. Связная речь – есть умение развернуто и последовательно передавать содержание какого-либо текста, картины, того, что ребенок видел или слышал. Овладение навыками связной речи – процесс чрезвычайно сложный.

Вопросы формирования связной речи у детей дошкольного возраста,рассматривались в работах Л. П. Федоренко, Т. А. Ладыженской, Ф. А, Сохина, Б. М. Гриншпуна, Т. Б. Филичевой и др. Описаны методические положения и рекомендации, которые позволяют эффективно проводить работу по формированию связной речи у дошкольников. Однако, многолетний опыт наблюдения и обучения детей с отклонениями от норм в речевом развитии показал, что на начальном этапе обучения традиционно принятые в логопедической работе виды упражнений оказываются недоступными большинству детей.

Поэтому многолетняя практика привела к поиску и выбору методики начального обучения связной речи, которая облегчает, направляет и ускоряет процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Мы решили остановиться и ограничиться начальным этапом обучения связной речи – диалогической речью, используя ее преимущества перед монологической.

Методику начального обучения связной речи (диалогическую речь) решили построить на основе речевых моделей, используя технологию речевого моделирования.

Единицей связной речи, указывает А. Н. Гвоздев, является предложение. Следовательно, связная речь по форме есть прежде всего более или менее развернутое предложение.

Начальной формой связной речи является диалог. Диалог – это вопросно-ответная речь, беседа двух лиц.

Выбрав диалогическую речь, как начальный этап развития связной речи, мы руководствовались следующим:

1. Диалогическая речь - проста и лаконична по форме, конкретна и эмоциональна по содержанию.

2. Способствует систематизации, активизации и закреплению лексического материала на синтаксической основе.

3. Диалогическая речь – первая ступень для выработки навыка построения предложения и усвоения в нем необходимого порядка слов и интонации.

4. Диалогическая речь позволяет использовать интонационно-мелодическое разнообразие при постановке вопросов.

5. Диалогическая речь позволяет эффективно вести работу по всем трем компонентам речи : фонетика, лексика, грамматический строй.

6. Диалогическая речь позволяет многократно повторять определенные фразы-образцы, что приводит к созданию у детей так называемого «речевого стереотипа», который формируется на основе речевого моделирования.

Таким образом, в центре внимания становятся речевые модели.

Модельное обучение дает возможность в сравнительно короткий срок научить детей нескольким десяткам простых фраз, которые являются исходной основой для дальнейшего развития речи. Метод модельного обучения используется на первых порах в качестве одного из важных видов упражнений.

Простое предложение – это и есть так называемая модель, модельная фраза, костяк, каркас, который может всегда наполняться новым лексическим содержанием.

Чтобы автоматизировать модель в памяти детей, необходимы хоровые и индивидуальные многократные повторения. Для полной автоматизации навыка пользования любой моделью, необходимо не менее 500 повторений, при помощи которых у детей вырабатывается динамический стереотип.

На начальном этапе обучения связной речи мы спроектировали четыре рабочих модели:

1. Модель типа «П+С» (подлежащее+сказуемое)

2. Модель типа «П+С+Д» (подлежащее+сказуемое+дополн.)

3. Модель типа «П+С+Обст» (подлежащее+сказуемое+обстоят.)

4. Модель типа «П+С+Д+Обст»

(подлежащее+сказуемое+дополнение+обстоятельство)

Стало быть, единицей связной речи при обучении стала модельная фраза, которую необходимо закрепить по определенным формам, т. е. вопросам, используя вопросно-ответный метод.

Мы спроектировали две модели вопросительного предложения, по которым закрепились модельные фразы.

1. Вопросительное предложение с вопросительным словом типа: «Кто это?», «Кто читает книгу?», «Что делает девочка?»

Мы называем этот тип вопроса – общий вопрос.

2. Вопросительное предложение без вопросительного слова типа: «Разве это книга, «Разве девочка читает книгу?»

Мы назвали этот тип вопроса – вопрос-подсказка.

Образовался комплекс вопросов и ответов, который в обобщенном виде мы представим так:

Вопрос: Ответ:

1. Модель типа «П+С»

1. Общий вопрос

Кто (что) это?

Что делает девочка?

2. Специальный вопрос-подсказка

Разве это девочка? - Да, это девочка.

Разве девочка рисует? - Да, девочка рисует.

2. Модель типа «П+С+Д»

Что рисует девочка?

Разве девочка рисует цветы? - Да, девочка рисует цветы.

3. Модель типа «П+С+Обст»

Когда, где (и др. вопросы) рисует девочка?

Разве девочка рисует в альбоме? - Да, девочка рисует в альбоме.

4. Модель типа «П+С+Д+Обст»

Кому, где, что (и др. вопросы) рисует девочка?

Разве девочка рисует цветы в альбоме? - Да, девочка рисует цветы в альбоме.

Эти вопросы являются той структурной группой, по которой формируется ядро связной речи. Основное внимание было направлено на отработку синтаксических структур по моделям № 2, 3, 4. Модель № 1 не представляет трудности в формировании речевых навыков для детей с отклонениями в речевом развитии, поэтому вся работа по этой модели сводилась к расширению и уточнению словаря.

Алгоритм обучения.

На начальном этапе обучения логопед знакомит детей с формой вопроса и ответа. Вопрос задается либо по картинке, либо по предметам, взятым из окружающей, но непременно конкретной действительности, либо по демонстрируемым действиям. Ответ дается сначала хором, а потом индивидуально. Ведущими на этом этапе обучения при ответе являются две обобщающие формы суждений: утвердительная и отрицательная, равные утвердительным и отрицательным предложениям.

Логопед, показывая картинку, предмет или действие предмета, ставит общий вопрос: «Что делает мальчик?». После небольшой паузы вопрос конкретизируется: «Разве мальчик играет.

Дети отвечают: «Да, мальчик играет».

В этом случае с помощью простого утвердительного суждения дети овладевают той формальной основой, которая побуждает ребенка к продолжению речи в направлении, указанном в вопросе. Структура этого предложения простая, фактически она состоит из утвердительного слова «Да», а также из повторения подлежащего и сказуемого, данных в вопросе.

В зависимости от темы, проходимой по программе подлежащее и сказуемое меняются, т. е. вместо слов «мальчик играет» подставляются другие – «корова мычит», «собака лает».

Простая по форме, эмоциональная по содержанию, такая структура вопросов способствует уточнению и закреплению целого ряда действий и состояний предметов, а также и модели типа «подлежащее – сказуемое».

Далее логопед ставит вопрос не соответствующий названному логопедом действию. Например, логопед показывает картинку, на которой мальчик спит, но вопрос ставит так: «Разве мальчик рисует. Дети после соответствующего обучения и уточнения значения слов, должны ответить: «Нет, мальчик не рисует, а спит».

Снимая с макета дерева яблоки, логопед спрашивает: «Что мы сорвали с дерева?». Пауза. «Разве мы сорвали груши. Дети отвечают: «Нет, мы сорвали не груши, а яблоки».

В этом случае на место простого утвердительного суждения приходит уже сложное суждение, сопряженной с работой мысли ребенка, который должен произвести отбор и выделение того, что нужно отрицать, а что утверждать. Следовательно, предложенную структуру фразы ребенок не просто механически повторяет, а ориентируется на нее опираясь на известный смысл.

В такой же последовательности, идя от простого к более сложному ребенок овладевает разными структурами модельных фраз.

Итак, используя вопросно-ответный метод обучения (вопрос-подсказку, логопед учит ребенка овладевать навыками построения разных моделей предложения. Причем всякий раз данная речевая модель наполняется новым лексическим материалом, при этом идет овладение умением изменять части речи по грамматическим категориям.

Продемонстрируем, как уточняется и активизируется словарь по теме «Посуда» и закрепляются предлоги «в», «на».

Вопросы: Ответы:

«Разве котлеты жарят в сковороде? «Да, котлеты жарят в сковороде.»

«Разве суп варят в кастрюле?» «Да, суп варят в кастрюле.»

Логопед по разному располагает предметы. Дети определяют их место и отвечают на вопросы логопеда.

«Разве кастрюля стоит на столе?» «Да, кастрюля стоит на столе.»

«Разве кастрюля стоит на плите?» «Да, кастрюля стоит на плите.»

Положив ложечку в кастрюлю, в сковородку, в чашку, в стол:

«Разве ложка лежит в столе «Да, ложка лежит в столе.»

«Разве ложка лежит в чашке «Да, ложка лежит в чашке.»

Положив ложку в стол, спросить:

«Разве ложка лежит на столе?» «Нет, ложка лежит не на столе,

а в столе.»

Положив половник на стол:

«Разве половник лежит в столе?» «Нет, половник лежит не в столе,

а на столе.»

И, наконец, можно еще усложнить вопрос, если дети справляются с предыдущими заданиями.

Поставив тарелку на стол, а стакан в стол:

«Разве тарелка стоит в столе, «Нет, тарелка стоит не в столе, а

а стакан на столе?» на столе, а стакан стоит не на

столе, а в столе.»

Таким образом, формирование навыков связной речи по моделям рассчитано не столько на механические упражнения, автоматизирующие речь, как на работу мысли.

Модельное обучение диалогической речи – первоначальное звено в общей системе обучения детей связной речи. Последующее обучение проводится обычным путем, с использованием разнообразных приемов и методов.

Предложенный путь проектирования речевых моделей и введения их в активную речь детей на начальном этапе формирования навыков связной речи, как средство общения и развития мышления, оказался оправданным, эффективным, так как способствовал своевременной коррекции звукопроизношения, расширению и активизации словаря детей, формированию лексико-синтаксических отношений между членами предложения.

Литература:

1. Глухов В. П., Формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2002.

2. Гриншпун Б. М., Селиверстов В. И., Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. //Дефектология. 1988, № 3.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - С. -П., 2001.

5. Ткаченко Т. А., Логопедическая тетрадь. Формирование и

развитие связной речи. - С. -П., 1998.

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Подготовка к школе детей с

общим недоразвитием речи в условиях специального детского

сада. - М., 1993. Ч. I, II.

7. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Под. ред. Т. В. Волосовец, - М., 2007.

8. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина, - М., 1984.

Публикации по теме:

Формирование связной речи дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине Актуальность: Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только.

Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель 1младшей группы №2 Эрендженова Мария.

Консультация «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии в процессе ознакомления с окружающим миром» Актуальным сейчас является поиск эффективных путей коррекционной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. У умственно отсталых дошкольников.

Использование коллажей в развитии связной речи детей с ОНР.Использование коллажей в развитии связной речи детей с ОНР. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких.

Использование мнемотехники в развитии связной речи детейИспользование мнемотехники в развитии связной речи детей Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок.

План работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию» Воспитатель Мингалиева Люция Караметдиновна Средняяя группа МБДОУ детский сад №35 Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного.

Консультация «Родителям о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».

Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии посредством обогащения сенсорного опыта Пояснительная записка. Дошкольный возраст — это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя,.

Занятие по физкультуре для детей 5–6 лет с отклонениями в развитии речи «Идем в гости» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Активизировать фантазию, развивать творческие способности в процессе двигательной деятельности. 2. Тренировка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Начальный этап обучения связной речи детей с отклонениями от нормы в речевом развитии.
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 18:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД