МААМ-картинки

Проект «Уголок леса в детском саду»

Татьяна Телегина
Проект «Уголок леса в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Название проекта : «Уголок леса в детском саду».

ФИО автора, должность, полное наименование учреждения: Проект выполнен творческой группой в составе: педагогом Телегиной. Т. В совместно с родителями и детьми. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» г. Усмани Липецкой области с приоритетным направлением в области экологии.

Публикация «Проект „Уголок леса в детском саду“» размещена в разделах

Проблема, на решение которой направлен проект : Недостаточные знания детей и взрослых о растительном мире родного края и зависимости развития растения от среды обитания. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.

Актуальность и значимость проекта : Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой, поэтому экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. И этим объектом могут быть деревья, растущие на территории детского сада. Дети и взрослые лучше знают и ориентируются в условиях жизни представителей животного мира, чем растительного. Зачастую они не знают название растений, не могут определить, в каких местах оно растет лучше, какому классу принадлежит, как оно называется, всегда ли оно полезно и безопасно. Уголок леса на территории дошкольного учреждения используется не только в декоративных, но в дидактических целях. Уход и наблюдение за растениями леса позволяет расширить знания дошкольников об их разнообразии, условиях жизни и развития, а также формирует чувство ответственности. Восприятие такого уголка вызывает у ребенка чувство восхищения, любви и привязанности к родной природе. С этого и начинается любовь к Родине.

Цели и задачи проекта :

Развивать познавательный интерес к растительному миру, формировать реалистические представления о природе.

Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения в природе.

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы своего края и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.

Сроки осуществления проекта : от 5 лет

Деятельность в рамках проекта :

Анализ материально-технических возможностей ОУ.

Повышение квалификации педагога по данной тематике (в разных формах)

Участие в конкурсах, акциях по экологической тематике на уровне района, города, области.

Сотрудничество с коллективами дошкольных учреждений, занимающихся проблемами экологического образования детей.

Экологическое просвещение родителей.

Ожидаемые результаты проекта :

Дети будут владеть нормами и правилами поведения в природе, от которой зависит их жизнь и здоровье.

Получат прочные знания детей и взрослых, прежде всего объектов живой и неживой природы своего края, с учетом его историко-географических, этнографических и этнокультурных особенностей

Содружество родителей и педагогов ОУ по вопросам экологической безопасности, правилах поведения в природе, в развитии чувства эмпатии к объектам природы своего региона

Повысят профессионализм педагога в области экологического образования, ландшафтного дизайна с учетом климатических особенностей региона

При положительных результатах проект может быть внедрен в систему дошкольных образовательных учреждений разного вида.

«Маленькое зернышко, посеянное в человеческой душе в годы раннего детства, становится в зрелые годы могучим деревом…»

«Красота родного края … — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет истоками красоту… Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» В. А. Сухомлинский

Экологическое образование человека начинается с детства. Стихийно оно осуществляется в семье, а направленно и постоянно – в дошкольном учреждении. Чем раньше начинаем знакомить маленького человека с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание оберегать растущее и живое. М. М. Камшилов писал: «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному поступку, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках».

Поскольку экологическое образование не является изолированным направлением (дополнительным предметом) в работе детского сада и имеет мировоззренческое значение, наш коллектив стремится к экологизации всего образовательного процесса. С этой целью на территории детского сада создан «Уголок леса». В нем собран растительный мир лесной зоны нашего региона. Здесь можно встретить и сравнить различные породы хвойных деревьев нашего края и лиственные, такие как береза. Это сосна, пихта, ель, можжевельник, которые легко уживаются с цветущими травянистыми растениями и составляют экосистему леса. Здесь дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. К самым ценным наблюдениям относятся наблюдения в весенне-летний период, когда природа просыпается после зимней спячки и появляются первые побеги, листочки, цветы, жучки, паучки.

Цветение же сосны у детей вызывает удивление и восторг. Подойдя, к дереву близко дети могут наблюдать, что хвоя длинная, ярко - или сизо-зеленая, прикрепляется попарно. Оказывается, у этого дерева есть мужские и женские колоски. Их можно различить по внешнему виду. Рассказываю детям, что сосна цветет в июне, плоды созревают на второй – третий год. Размножается семенами. В диком виде сосна обыкновенная произрастает почти по всей лесной зоне нашей страны. Из энциклопедической литературы совместно со мной и родителями дети узнают об использование сосны в народной медицине. Используемые части растения: Почки, хвоя, смола, деготь. Почки используются в качестве отхаркивающего, мочегонного, потогонного и дезинфицирующего средства. Сосновые почки являются составной частью грудных сборов, предназначенных для лечения воспалительных заболеваний дыхательных путей. В народной медицине отвар из сосновых почек применяют при водянке, бронхитах, воспалениях верхних дыхательных путей. Отвар употребляют также как желчегонное средство при воспалении желчного пузыря.

Из сосновой древесины получают терпентинное эфирное масло-скипидар, который обладает местным согревающим и антисептическим свойствами. Его применяют наружно в мазях и жидкостях для растираний кожи при невралгиях, миозитах, подагре, ревматизме, воспалительных заболеваниях легких и дыхательных путей, бронхоэктатической болезни.

Из сосновой хвои, содержащей большое количество витамина С, готовят витаминный настой. Активные фитонцидные вещества хвои обеззараживают окружающий воздух. Экстракт из хвои употребляют для ванн при лечении нервных и сердечнососудистых заболеваний.

Не менее полезным и интересным деревом в нашем уголке является пихта — хвойное вечнозеленое дерево. Хвоя душистая, мягкая, плоская, 1—2 см длины, темно-зеленая, блестящая. Шишки светло-коричневые (вначале красно-бурые, прямостоячие, направленные вверх. Цветет в мае — начале июня. Семена созревают в августе, осыпаются в сентябре — октябре. В качестве лекарственного сырья употребляют почки, хвою, молодые ветки и кору пихты. Кору собирают в течение всего года, почки и хвою—в марте — апреле, а молодые ветки — в мае — начале июня. Из хвои и молодых веток, а также из шишек пихты добывают пихтовое эфирное масло. В медицине оно иногда применяется при заболеваниях верхних дыхательных путей в виде ингаляций. Кора пихты употребляется в народе как наружное средство при ожогах. Свежие распаренные почки дерева прикладывают к зубам для снятия зубной боли. Отвар из молодых почек и игл пихты является витаминным напитком.

Наиболее распространенным деревом в наших лесах является ель, которая также растет в нашем детском саду.

По внешнему облику отличается от пихты более жесткой хвоей и шишками меньших размеров, направленными вниз.

Ель более морозостойка, менее требовательна к плодородию и влажности почвы, теневынослива. О ели в старину говорили «коли изба елова — сердце здорово». Ель – дерево хвойное. У неё вместо листьев иголки, они не опадают осенью, остаются зелеными на зиму. Ель – вечнозелёное дерево. Ствол у ёлки прямой. У молодого дерева он покрыт тонкой зеленоватой корой и иголками. У старой ели кора теряет иголки, становится темно – серой, шероховатой. Расположение веток у ели не такое, как у других деревьев. Самые длинные ветки – внизу ствола; чем выше расположена ветка, тем она короче. Дерево имеет форму конуса. На ветках взрослых ёлок можно увидеть продолговатые шишки, в них семена. Смола приятно пахнет.

Ель обыкновенную, можно по праву считать одним из самых древнейших деревьев на нашей планете. Ель относится к семейству сосновых и достигает высоты до 35-50 метров. Ствол, может достигать диаметра одного метра. Еще в старину ель считали деревом целителем. Все составные дерева целебны: смола, шишки, хвоя и молодые веточки. Для лечения бронхитов, пневмоний и бронхиальной астмы готовят отвар из шишек ели.

Представителем вечнозеленых кустарников нашего региона в уголке леса является можжевельник обыкновенный.

У него листья игловидные, жёсткие и колючие расположены на побегах. Живёт до 2000 лет. Можжевельник морозостоек и к почвам малотребователен. Зато очень чувствителен к загрязнению воздуха. Поэтому практически не участвует в озеленении городов.

Цветёт можжевельник весной. А уже спелые ягоды собирают с осени до начала зимы. В жару от кустов можжевельника распространяется сильный аромат. Ягоды имеют сладкий вкус со смолистым запахом. Их используют в кулинарии чаще для мясных блюд

Его также используют для приготовления рыбных маринадов. Раньше и капусту квасили с ягодами можжевельника, от чего ее вкус и аромат были намного лучше.

Можжевельник является лекарственным растением. Его ягоды помогают при воспалении почек и мочевого пузыря, заболеваниях печени, желудка и даже при кожных сыпях.

Интересные факты о можжевельнике обыкновенном: Можжевельник помогает надолго сохранить вкус и качество продуктов. Если веточку можжевельника положить в молоко, то оно дольше не скиснет. В бочках из можжевельника не портятся овощи, заготовленные на зиму. Можжевельник применяется человекам с давних времен. В Древней Греции и Риме считалось, что он может уберечь от змей. Индейцы Северной Америки с его помощью лечили раны и заболевания кожи, костей и суставов. Для этого больных клали в заросли можжевельника, где воздух насыщен целебными летучими веществами. Уже позже его применяли для борьбы с чумой и другими заразными болезнями. Например, во французских госпиталях можжевельник сжигали во время эпидемии оспы.

В Германии люди верили, что с тем, кто специально сломает ветки можжевельника, обязательно случится несчастье. Проходя мимо этого растения, нужно было снимать шляпу. Раньше путешественники на удачу вплетали в волосы маленькую веточку можжевельника.

Берё за является одним из самых распространенных деревьев: встретить ее можно где угодно – хоть в теплых странах, хоть в холодных северных округах. Берёзу есть за что любить, стройное белоствольное дерево с утонченной вязью листвы, испокон веков приносящее неоценимую пользу людям. А что мы знаем о берёзах?

Интересные факты о берё зах :

Всего насчитывается около 120 видов, она растет на большой территории. В нашей стране встречается не более 70 видов. Почки и листья берёзы активно применяются в медицине как жаропонижающее, бактерицидное, мочегонное и ранозаживляющее средство.

Слово «берёза» в праславянском языке является производным от глагола «белеть, светлеть». Большинство берёз вырастают до 30-45 метров при обхвате ствола до 150 сантиметров. Есть в этом роду и кустарники, едва приподнимающиеся от земли.

Что интересно, у маленького деревца кора темная, и только через несколько лет она светлеет. А есть виды, у которых кора коричневая, желтоватая, черная.

Кора берёз имеет белый цвет благодаря смолистому веществу бетулину. Оно защищает дерево от неблагоприятных внешних факторов, в том числе от паразитов.

Семена берёзы исключительно легкие – 5000 семян весят около 1 грамма, поэтому ветер способен отнести их на огромное расстояние от материнского дерева. Большинство берёз прекрасно переносит вечную мерзлоту и растет далеко за Полярным кругом. Берёзы могут расти практически на любой почве – влажной, болотистой, сухой и каменистой. Средняя продолжительность жизни берёз – около 100 лет, хотя некоторые деревья доживают до 400 лет и более. В древесине берёз живет жук-олень – самый крупный жук в Европе. Некоторые виды грибов растут исключительно под берёзами – это подберезовик, березовый белый гриб, черный груздь и розовая волнушка, а также часть разновидностей сыроежек. В прошлом берёзовые лучины часто использовались для освещения крестьянских изб, потому что эта древесина горит ярко, и при этом почти не коптит. Из берёзовой древесины делают лыжи, игрушки, фанеру и приклады для огнестрельного оружия. Капы (наросты, образующиеся на разных частях берез) благодаря красивому рисунку древесины используют для вырезания табакерок, портсигаров, шкатулок и декоративных деталей мебели.

Береста (берёзовая кора) — прекрасный материал для плетения корзин, лаптей, лукошек и коробов. В древности бересту использовали в качестве бумаги – она не боится влаги, благодаря чему до наших дней дошло множество записей XI—XV веков. Народности, населяющие Дальний Восток и Север, делают из бересты лодки и строят себе жилища (чумы). Берёзовый сок, сбор которого начинается после первой весенней оттепели, используют для приготовления разнообразных напитков. Одно крупное дерево способно дать больше ведра сока в день без вреда для себя. Согласно древним народным верованиям, запах берёзы помогает уберечься от сглаза и спасает от меланхолии. Считалось также, что берёзовый сок, собранный в определенные дни марта и апреля, способен очистить кровь. При разложении берёзовой листвы образуются вещества, стимулирующие рост других растений.

Одним из красивых деревьев нашего сада является рябина.

Рябина небольшое дерево (4-15 метров, высотой, листья состоят обычно из 11-19 листочков, с острыми зубчиками по краям. Кора гладкая и серая. Душистые цветы появляются на рябине в начале лета и привлекают множество пчел. Осенью листья рябин окрашиваются в оранжевый и багряный цвет, а зимой рябина украшена тяжелыми гроздьями ягод: красных, алых, желтых, розовых или коричневых.

Ягоды рябины немного горькие, но после первых заморозков, ягодки немного подмораживаются и становятся сладкими и полезными. Также ягоды ещё и лечебные, в них много витаминов (витамин С). Из плодов рябины варят варенье, компот, повидло, рябиновый мед, душистый и полезный. А еще из плодов рябины делали бусы.

А ведь ягодки рябины еще очень любят многие птицы и звери. Рябину любят свиристели и снегири, а упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики и белочки, бурундуки, любят полакомиться даже медведь и лось.

Ни один лес не мыслим без птиц, поэтому веду активную работу по привлечению пернатых в наш уголок леса. Каждый год в уголке леса сороки строят гнезда и выводят птенцов. Совместно с родителями сажаем деревья и делаем скворечники.

Заключение.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково - исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост почек, листьев, отметили роль как лекарственного сырья на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к деревьям. Данный проект способствовал развитию интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проведенной работе дети могут осознанно ответить на вопросы, почему необходимо бережно относиться к деревьям.

В общении с природой формируются лучшие качества маленького гражданина: доброе отношение к живому миру, привязанность к малой родине. Интересно и увлекательно детям открывать тайны природы и находить удивительные взаимосвязи живых организмов со средой обитания.

Ничем не заменить живого общения с природой, легкого прикосновения детских рук к травинкам, стебелькам растений, смотреть, как распускаются цветы и порхают над ними бабочки. Пусть побродят, отыщут что-то необычное для себя, погладят ствол дерева или потрогают пальчиком хвою сосны, елочки, пихты…

Любовь к родной природе, умение чувствовать ее красоту – это начало патриотизма, любви к Родине. Так в любви и заботе растет наш маленький уголок леса.

Литература

1. Бабынина Т. Удмуртский цветок в соцветии культур // Наука и школа – 2000-№10/11 с. 101

2. Богомолова З. А. Истоки жизни и вдохновения // Река судьбы – Ижевск: Удмуртия, 2001 с. 6-8

3. Дорощенко В. И. Там, где цветет италмас: этнокультурная история удмуртского народа: - Екатеринбург: СОМБ, 2008 – 36 с.

4. Краткий удмуртско-русский словарь, русско-удмуртский словарь/ Насибуллин Ш. – Ижевск: издательство УдГУ, 1995 – 366 с.

5. Кузименская В. В пору цветения италмаса // Встреча – 1966 № 9 с. 7-10

6. Новоселов В. Каталог «Удмуртия» - Ижевск: Премьера 1994 – с. 360

7. Петров М. Италмас. Ижевск: Удмуртия, 2000 – 55 с.

8. Энциклопедия живой природы. В 10 тт. Т. 3. – М. : ОЛМА-Пресс. ЭКСЛИБРИС, 2006. – 160 с

9. Рыжова Н. А. Деревья: от Акации до Ясеня - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», ТЦ «Сфера», 2006.-192с.

10. Рыжова Н. А. ПРОГРАММА «Наш дом –природа» - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», ТЦ «Сфера», 2005.-192с.

11. Корняева Г. А. Программа по краеведению для детей дошкольного возраста «Детям об Ижевске» / ГОУВПО «УдГУ», Ижевск, 2006.-196с.

12. Ботанический словарь. Справочная книга для ботаников, садоводов, лесоводов, фармацевтов, врачей, путешественников по России и вообще сельских жителей / Составилъ Н. Анненков. — СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1878. — С. 234.

13 Барабанов Е. И. Ботаника: учебик для студ. высш. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2006. — С. 341. — 448 с

14. Гроздова Н. Б., Некрасов В. И. Деревья, кустарники и лианы. —

М: Лесная промышленность, 1986

15. Гаммерман А. Ф., Гром И. И. Дикорастущие лекарственные

растения СССР. — Москва: Медицина, 1976.

16. Андронов Н. М., Богданов П. Л. Определитель древесных растений по листьям. — Л. : Издательство ленинград универститета, 1974.

Публикации по теме:

Физкультурный уголок в детском садуФизкультурный уголок в детском саду Физическое развитие - важный этап в становлении личности ребенка. Большую часть времени дети проводят в детском садике, поэтому идеальным.

Физкультурный уголок в детском садуФизкультурный уголок в детском саду Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно.

Уголок экспериментирования в детском садуУголок экспериментирования в детском саду Фотоотчет. Уголок экспериментирования в детском саду Иванова Елена Владимировна. Поставить эксперимент - это как срезать длинный обходной.

Книжный уголок в детском садуКнижный уголок в детском саду Книжный уголок в детском саду. Данный материал представляет опыт работы в детском саду воспитателя Тюнеевой Натальи Васильевны. Она постаралась.

Математический уголок в детском саду Математический уголок в детском саду Руководители уголка Воспитатели группы: Место размещения 2 младшая группа «Морячок» Цель Способствовать.

Уголок математики в детском садуУголок математики в детском саду Уголок математики в детском саду создается с целью стимулирования познавательной активности детей и побуждения их к различным видам деятельности.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Тревожная обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом указывает на необходимость формирования правосознания у взрослых и детей.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Всем известно,что самой уязвимой категорией участников дорожного движения являются дети. Максимально защитит их от возможной беды.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Огромную роль в воспитании детей имеет знание правил дорожного движения. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Уголок леса в детском саду»
Опубликовано: 13 марта 2024 в 09:06
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Уголок леса в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Телегина (УИ 584558) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД