Папки-передвижки

Проект на тему: «Развитие креативного потенциала личности педагога»

Татьяна Субботина
Проект на тему: «Развитие креативного потенциала личности педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

. В сфере ДОУ происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования, внедрение достижений научной мысли в практику.

Источником творческой самореализации личности в развитом коллективе является внутриколлективная жизнь, традиции, богатство психоэмоциональных отношений, психологический климат. Основной задачей является создание условий для творческого преобразования педагогической системы ДОУ, условий для инновационных процессов, направленных на улучшение педагогической деятельности коллектива. Внедрение инновационных технологий сопряжено с рядом противоречий, одним из которых является стремление системы к сохранению стабильного положения. Ведь при создании нового, внедрении новшеств происходит разрушение стереотипов, сложившегося порядка вещей.

Публикация «Проект на тему: „Развитие креативного потенциала личности педагога“» размещена в разделах

Особенно сложная ситуация возникает, когда в коллективе необходимы преобразования, которые не для всех членов коллектива будут благоприятны. Такие ситуации грозят развалом единства, возникновением конфликтных ситуаций. Во избежание конфликтов при внедрении инновационных технологий необходимо своевременно и профессионально подготовить для этого почву.

Создавая условия для проявления творческой активности личности, необходимо иметь ввиду, что она имеет чётко выраженную социальную обусловленность. С позиций деятельно-отношенческого подхода одним из основных условий следует назвать психологические установки на творчество, отношение к творческим проявлениям как к ценности. На творческую продуктивность педагогов непосредственно влияет мотивация. Ведущим мотивом, по мнению психологов, является интерес к творческой деятельности. Механизм интереса включает в себя удовлетворение потребности в переживаниях, а интенсивно переживается только новое, поэтому деятельность, движимая интересом, должна носить поисковый, творческий характер. Однообразие убивает эмоции, интересу всегда нужна новизна. В основе интереса лежит природная потребность человека в эмоциональном насыщении. Творческая деятельность движима непосредственным мотивом, т. е. нацеленным на процесс, именно такая деятельность приносит человеку наибольшее удовлетворение,, именно к такой деятельности будет у человека наибольшая склонность, в данном случае имеются ввиду склонности и способности к педагогической деятельности, направленной на развитие креативности дошкольников.

Анализ диагностических исследований.

Оценка психологического климата в коллективе.

Свойства:

1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения.

2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии.

3. В отношениях между группами внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание.

4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности.

5. Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, искренне участие всех членов коллектива.

6. С уважением относятся к мнению друг друга.

7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как собственные.

8. В трудные минуты коллектива происходит эмоциональное единение: «Один за всех, все за одного»

9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители.

10. Коллектив активен и полон энергии.

11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им.

12. Совместные дела увлекают всех., велико желание работать коллективно.

13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту.

Вывод: существенных отклонений в показателях, характеризующих психологический климат в коллективе – не выявлено. Оценить его можно на уровне выше среднего.

В целом коллектив активен, для него характерны доброжелательные взаимоотношения, уважение к мнению других. Небезразличны успехи неудачи товарищей, а также всего коллектива.

Наибольшим индексом выражены свойства (7, 4, 13, 12) «Достижения и неудачи переживаются как свои собственные», «Членам коллектива нравится вместе проводить время», «В коллективе существует справедливое

В связи с этим необходимо продолжать уделять особое внимание совместным организационным мероприятиям, традициям празднования юбилейных и праздничных дат, которые высоко оценивают члены коллектива. отношение ко всем членам», «Совместные дела увлекают всех»

Методика «Оценка уровня творческого потенциала» позволила выявить достаточно высокий уровень творческого потенциала. Выше среднего чуть выше среднего имеет половина коллектива, высокий уровень – 50%

Выявление способности педагогов к саморазвитию и определение психологических барьеров педагогической деятельности по методике «Барьеры педагогической деятельности» позволило сделать следующие выводы:

-Для всего коллектива главным стимулирующим фактором в развитии и обучении служит интерес к работе. Среди факторов, стимулирующих развитие доминируют также доверие и повышение профессиональной компетентности на курсах (94%0, пример и влияние коллег – значимый фактор для 89%.

Довольно высокие показатели получили такие стимулы, как проводимая методическая работа в детском саду-72%, пример руководителей 72%.

Основным фактором, препятствующим развитию для большинства педагогов являются ограниченные ресурсы, стеснённые жизненные обстоятельства. Для 33% значима роль собственной инерции как препятствующего фактора, а также разочарование от прошлых неудач.

- выявление способностей к саморазвитию позволило сделать выводы о том, что 72% педагогов занимаются свои профессиональным развитием и имеют положительные результаты, 87% воспитателей обращают внимание на обратную связь;, чтобы лучше узнать и оценить себя, 78% педагогов испытывают стремление изучить себя, 89% воспитателей много читают, анализируют свои чувства и верят в свои возможности.

Данные выводы дают основание предполагать, что ри определённых условиях большинство членов коллектива способны выйти на уровень активного саморазвития. Педколлектив в большинстве своём делает все возможное для своего активного развития и верит в свои возможности, в занятия профессиональным развитием в условиях внедрения инновационных программ и технологий, однако предстоит изыскивать нетрадиционные формы работы с педколлективом с учётом выявленных факторов и в целях развития креативности мышления каждого члена коллектива.

Технологическая карта проекта

Содержание Пояснения

Название проекта «Развитие креативного потенциала личности педагога»

Тип Социально-психолого-педагогический

Организатор,

куратор проекта Педагог-психолог

Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе

Участники Педагоги ДОУ, администрация

Целевая группа Педагоги ДОУ

Масштаб Долгосрочный, многопроектный

Основания для разработки проекта, проблема Изменение социально-экономических условий в стране влечёт за собой изменение социального заказа общества в системе образования. В условиях изменившегося социального заказа возникает необходимость изменения стиля взаимодействия с детьми, использование новых методов и приёмов, способствующих реализации креативного потенциала ребёнка

Цель Полное раскрытие творческого потенциала, природных способностей воспитанников и воспитателей в их взаимосвязи, создание доброжелательной творческой атмосферы, где учитывались бы интересы педагогов, создавались условия для проявления самостоятельности, инициативы, творчества.

Задачи 1. Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах развития креативности;

2. Приведение в систему научно-методической базы развития креативности (дидактических материалов, методических пособий); систематизация и обобщение целенаправленной работы по развитию креативного потенциала дошкольников;

3. Создание единой системы мониторинга развития креативности (анкетирования, тестирования, программ наблюдения) для всех участников педагогического процесса (администрации, воспитателей, родителей, детей)

4. Достижение необходимого уровня взаимодействия педагогов и детей в развитии креативного потенциала дошкольников

Стратегии и механизмы реализации Составление рабочих перспективных планов, отдельных проектов по направлениям, назначить ответственных, определить сроки

Ожидаемые результаты Количественные: в проекте примут участие 39 педагогов ДОУ и администрация

Качественные: повышение % педагогов обладающих высоким уровнем инновационного потенциала, повышение компетентности педагогов в вопросах развития креативных способностей дошкольников, овладение современными способами познания и развития ребёнка.

План реализации проекта

Направления работы Содержание деятельности Сроки выполнения

Работа с педколлективом 1. Микроисследование, анкетирование педагогов

. цель: выявление положительных достижений и возможных затруднений воспитателей в вопросах развития креативности (Анкета профессионального роста)

2. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств (автор Гиппиус С.)

3. Школа молодого специалиста при УИМЦ «Обновление дошкольного образования»

4. Занятие с педагогами по развитию толерантности

5. Тренинг «Развитие творческого потенциала педагога»

6. «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе –основа эффективности участников

7. Семинар «Креативность дошкольников и методы её развития»

8. Лекция «Творческий потенциал педагога - важнейшее условие развития креативности дошкольника»

9. Дискуссия «Исследовательские умения и навыки – одно из звеньев успешного развития креативности дошкольников»

10. Тренинг по снятию эмоционального напряжения

11. Семинары-практикумы «Качество педагогической деятельности по развитию креативности дошкольников» (обмен опытом)

12. Информационный мониторинг 2 раза в год

В течение года

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Апрель

По запросам педагогов

Май

Методическое сопровождение 1. Организация предметно-развивающей среды

2. Создание картотеки игр по развитию творческого мышления детей

3. Подбор научно-методической по данной теме.

4. Обработка материалов диагностических исследований.

5. Разработка и организация тренинговых занятий

6. Подбор материалов для консультаций.

7. Методические разработки мероприятий, игр.

8. Составление учебно-методических комплектов с использованием ИКТ.

9. Создание проектов

10. Систематическая организация выставок и обзоров методической литературы по вопросам развития креативности. В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Анкета.

Что, на ваш взгляд является наиболее значимым для Вашего профессионального роста?

В зависимости от степени значимости оцените факторы в пределах от 1 до 4 баллов.

1. Обучение на курсах повышения квалификации.

2. Пример и влияние преподавателей на курсах повышения квалификации.

3. Пример и влияние коллег по работе.

4. Возможность экспериментирования и участия в методической работе ДОУ.

5. Пример и влияние администрации и старшего воспитателя.

6. Организация труда в ДОУ и условия работы.

7. Заработная плата.

8. Внимание администрации к проблемам воспитателей.

9. Принцип распределённой ответственности между администрацией и педагогами.

10. Доверие со стороны администрации и ставшего воспитателя.

11. Использование инновационных технологий.

12. Занятия самообразованием.

13. Интерес к работе с детьми.

14. Взаимодействие с родителями детей.

15. Принцип распределённой ответственности между родителями и педагогами.

16. Возможность получения признания в коллективе.

Оценка.

1 группа факторов. (4 балла, стимулирующих Ваше саморазвитие, тесно связана с мотивами Вашей профессиональной деятельности и педагогическими установками.

2 группа факторов (3 балла) относится к категории «поддерживающих» Ваш интерес.

3 группа факторов (2 балла) зависит от психологической обстановки в коллективе ДОУ и действует на Вас опосредованно.

4 группа факторов (1 балл) – индеферентные (безразличные) для Вас факторы.

Занятия с педагогическим коллективом : «Толерантность в образовательном учреждении»

1.1. ЗНАТЬ, ЧТОБЫ… (диагностика толерантности среди педагогов)

Цель информационная: осмысление понятия «толерантность» и осознание влияния проявления толерантности и/или агрессивности в собственном поведении на поведение учащихся.

Цель диагностирования: оценка уровня личной агрессивности.

Подготовила педагог-психолог МДОУ ЦРР-детский сад № 17 «Ладушки»

г. Вольска Саратовской области

Содержание

Для будущих и уже работающих учителей и всех, кто имеет отношение к образованию, было бы очень полезно

проверить свой собственный уровень толерантности и

определить меру своего понимания других, отличающихся

от них самих людей.

Из материалов ЮНЕСКО

- Добро и зло… Вечные темы. Темы сказок, мифов, искусства, религии… Темы жизни. Современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще характеризуют как общество повышенной агрессивности. Мультфильмы (увы, боевики и триллеры, детективы, компьютерные игры – все то, чем окружены современные дети, и чем они заполняют свой досуг, - пропитано агрессией. И этому, к сожалению, учат взрослые. А добро? Современные подростки вместо чтения книг предпочитают играть в компьютерные игры, вместо посещения театра смотрят бои без правил, приключенческие фильмы вытеснены боевиками; они поклоняются лишь своим кумирам, проводят время на тусовках. Это их свобода выбора. Обязательным осталось только посещение школы, где процесс образования идет на фоне воспитания; где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов. Именно в школе нужна терпимость в отношении друг друга, невзирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения, ко всему, что может вызвать агрессию.

Поэтому толерантности нужно учить. Учить принимать других такими, какие они есть. Терпимо относиться к самобытности, умно разрешать конфликты, творчески преобразовывать различия.

- Тема нашей встречи «Знать, чтобы…»

Перефразируем известное высказывание «Дети любят отраженной любовью» в актуальное для нас: «Дети ведут себя так, как ведем себя мы». Мы знаем «как надо», но увы! Разрешаем себе то, что запрещаем детям: «Мы же взрослые…»

Кроме того, в поведении много нюансов. Каких? Определим это с помощью теста.

Опросник Баса – Дарки (в адаптации Л. Г. Почебут) (приложение 1)

- Современное общество вошло в 21 век с глобальными кризисами, угрожающими существованию человечества вообще. Самые страшные среди них не энергетический, экономический, экологический, а кризисы человеческого фактора:

- культ потребления;

- повальная невротизация.

Существенная доля наших душевных сил уходит на защитные переживания, на повышенную заботу о себе. На заботу о других людях у нас остается гораздо меньше душевных сил.

Современный человек делается все более эгоцентричным, замкнутым в себе.

Многие исследователи согласны с английским социологом Г. Вильсоном в том, что современное насилие в подавляющем большинстве случаев – это своеобразная форма невротического протеста личности против различного рода стрессовых факторов и условий социальной жизни, в которых ей трудно адаптироваться.

Поэтому агрессивность можно рассматривать как проявление дезадаптации.

Агрессивные действия выступают в качестве:

1) средства достижения какой-нибудь значимой цели;

2) способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

- Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешности деятельности.

Агрессивные действия всегда вредоносны. Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности в своей правоте. Нередко агрессивное поведение выражается в грубых, оскорбительных, насмешливых или язвительных словах. Такого рода агрессивные слова порой воспринимаются даже более болезненно, чем агрессивные действия.

- Целесообразно агрессивное поведение рассматривать как противоположное адаптивному.

Значит, именно поведение адаптивное следует считать гуманистической панацеей воспитания (речь идет о таком качестве, как толерантность).

Толерантность стало кросскультурным понятием.

- На мировом уровне уже давно цели образования соотносятся с культурной толерантностью.

Описать толерантность довольно трудно, возможно из-за того, что в разных языках и даже в официальных языках ООН она определяется по-разному.

Tolepancia (исп.) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения

Tolepange (фр.) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Tolepange (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительность

Tolepante (англ. терпеть) – допускать, разрешать (осуществление практики, действия, поведения, предоставлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их и при этом не допускать дискриминации.

Kuan rong (кит.) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным

Tasamul (араб.) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение) расположенность к другим.

Толерантность, терпимость (рус.) – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо/кого-либо) т. е. допускать, принимать, существование чего-то, кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

- В каждом из этих определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Вместе с тем каждое выражает сущность толерантности: требование уважать права других («иных») быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда всем, в том числе и себе самому.

- Для того чтобы стать местом, где взаимоотношения строятся на основе толерантности, школа должна придерживаться определенных принципов.

Такими принципами, по мнению Фонда Анны Франк (Нидерланды, являются:

1. Ответственность школы за воспитание толерантности

2. Позитивное отношение к национальному своеобразию

3. Развитие понимания другого

4. Поликультурное образование

5. Внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей.

6. Создание позитивной атмосферы в школе

- Предлагаю посмотреть и сравнить новозеландскую модель (одобренная и принятая ЮНЕСКО, в которой представлены формы модели поведения в толерантном и интолерантном группах. (Приложение 2)

- Нужно помнить: чтобы создать благоприятную для развития толерантности атмосферу, учителя должны понимать невербальный язык, влияющий на межличностные отношения :

- позитивное влияние – улыбка, кивание, поднятие брови, подмигивание, внимательный взгляд, распахнутые руки, рукопожатие, аплодисменты;

- негативное влияние – хмурость, взгляд из-под полуприкрытых век, враждебный взгляд, пристальный, насмешки, скрещенные на груди руки;

поза «руки в боки», взгляд, направленный в сторону во время ответа

ученика.

- Поведение учителя многое говорит ученикам о том, как учитель относится к ним на самом деле, между тем мы не отдаем себе отчета в том, какие у нас манеры при общении с учениками.

Необходимо постоянно контролировать свой стиль общения с учащимися.

Учитель – это сама душа процесса образования.

Профессиональная компетенция и индивидуальные способности учителя определяют успех любого учебного курса

Эффективно работающий по развитию толерантности учитель должен:

- воспитывать с любовью и во имя любви;

- воспитывать в духе мира;

- вовлекать в процесс воспитания родителей и сообщество;

- поощрять совместную деятельность;

- признавать значимость и способности, а также уважать чувства и позиции каждого;

- формировать чувство справедливости;

- избегать жестких иерархических отношений;

- создавать свободную и демократичную атмосферу в классе;

- не допускать проявлений авторитаризма и манипулирования;

- быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности;

- воспитывать сопричастность;

- быть примером для детей и сообщества;

- показывать, что достижение и сохранение мира действительно возможно;

- уметь слушать;

- выражать одобрение относительно того, что сделано;

- поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения;

- давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы.

- На семинаре учителей стран Азии были сформулированы сходные педагогические задачи.

«Мы считаем учителя душой образовательного процесса по двум основным причинам. Во-первых, именно учитель благодаря своему опыту создает условия для того, чтобы учащиеся усваивали знания. Столь же важным является и то, что ценности, установки, знания и навыки учителя создают атмосферу в классе, а также предопределяют результаты всего, что там происходит».

Как душа дает телу необходимую жизненную энергию, так и учитель дает ученикам энергию для усвоения ценностей и понимания сути взаимоотношений. Обучение миру и толерантности зависит от наличия атмосферы и сотрудничества в классе. А такая атмосфера создается толерантными и миролюбивыми учителями.

- В определении уровня толерантности два полюса:

- агрессия

- доброжелательность.

- Насколько Вы добры, поможет определить тест с одноименным названием.

ТЕСТ «ДОБРЫ ЛИ ВЫ?» (приложение 3)

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказал вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это не так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шуточки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «ДА» на вопросы 1,3,4,7,11

и за ответ «НЕТ» на вопросы 2,5,6,8,9,10,12.

Более 8 очков. Вы добры, любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

Менее 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее…

Заключение:

- Истоки толерантности – в принятии общечеловеческих ценностей, ценностей добра, любви, справедливости.

Это то, что стремятся привить детям родители.

Это то, о чем постоянно, напоминаем им мы, учителя.

Это то, что все мы ЖДЕМ от окружающих.

Публикации по теме:

10 заповедей творческой личности 10 заповедей творческой личностиРекомендации для творческой личностиСпособности имеют удивительное свойство развиваться,поэтому необходимо.

Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности.Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Формирование социальной компетентности как фактор развития детской одаренности. Среди самых интересных и загадочных явлений природы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект на тему: «Развитие креативного потенциала личности педагога»
Опубликовано: 26 марта 2012 в 10:57
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект на тему: «Развитие креативного потенциала личности педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Субботина (УИ 5571) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД