Кангина Ирина
Проект «Театрализованная деятельность — первое приобщение дошкольников к миру искусства и импровизации»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Театрализованная деятельность – первое приобщение дошкольников к миру искусства и импровизации».
Театр как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребёнка и формированию правильной модели поведения в современном мире. При этом дошкольники
Публикация «Проект „Театрализованная деятельность — первое приобщение дошкольников к миру искусства и импровизации“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
являются как зрителями театрального действа, так и его участниками.
Занятия в театральном кружке, организованном в дошкольном учреждении, способствуют развитию социальной уверенности воспитанников, формированию позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности.
В настоящее время в обществе резко повысился социальный престиж
интеллекта и научного знания, поэтому взрослые стремятся дать детям как можно больше различных знаний и не развивают у них способность думать, чувствовать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления отодвигает эмоционально – духовную сущность ребёнка на второй план. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники
10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но всё реже умеют восхищаться и сопереживать, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а современные игрушки и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых
Первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в процессе игр со сверстниками.
Существует и другая важная проблема, которая волнует педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают срывы, страхи, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного внимания, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. И всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно
связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выгодский).
С древних времён различные формы театрального действа служили самым
наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца,
литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого человек радоваться
и переживать вместе с ним.
Так, с целью развития социальной уверенности детей посредством
театрального искусства в МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида№1»
г. Балаково, Саратовской области музыкальным руководителем Кангиной Ириной Юрьевной был создан театральный кружок «Арт – фантазия».
Сверхзадача данного проекта заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Задачи данного проекта
- развивать эстетические способности детей;
- воспитывать у детей готовность к творчеству;
- развивать сферу чувств, соучастие, умение сопереживать;
- активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
- обеспечить взаимосвязь с разнообразными видами деятельности :
музыкой, художественной литературой, изобразительной деятельностью;
- совершенствовать коммуникативные качества личности детей через
обучение вербальным и невербальным видам общения;
- приобщать детей к театрально- исполнительской деятельности;
- развивать у детей воображение, музыкальность, выразительность,
способность к пластической импровизации в соответствии с характером
и настроением музыкальных произведений.
Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей группы без
какого-либо отбора (наполняемость групп – 15 детей, с учётом специфики
работы учреждения).
Форма одежды облегчённая, желательно спортивная; обязательна мягкая балетная обувь или чешки. Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность от 30- 40 минут. Индивидуальная работа
и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик
и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных
на развитие психомоторных эстетических способностей детей. Если игра
для ребёнка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся
в виде проблемных ситуаций. Ход занятий характеризуется эмоциональной
насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через
коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной
детям форме, основываясь на сюжетном построении.
В основу реализации театрально- игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.
Занятия могут быть построены по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как погодные условия, психическое состояние и настроение детей. Они могут начинаться или с музыкальных и немузыкальных пластических игр и упражнений, или с занимательных игр,
в результате которых дети делятся на необходимое педагогу для дальнейшей работы количество групп. С этой же целью можно использовать
весёлые считалки, когда дети без помощи взрослого выбирают водящего
или участников очередного задания или этюда.
Успешность и результативность театральных занятий зависят конечно же от сотрудничества музыкального руководителя (или театрального педагога) с логопедами, воспитателями групп.
Большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно- изобразительная деятельность, поэтому необходимо взаимодействие с преподавателями изодеятельности, которые могут с
детьми создавать эскизы декораций и костюмов к спектаклям.
Кроме того, театральные игры с успехом могут быть использованы на
занятиях по художественной литературе, на физкультурных и даже математических.
Перспективный план занятий с детьми состоит из пяти разделов:
1-й раздел – «Театральная игра» ( игры этого раздела делятся на два вида:
общеразвивающие и специальные театральные игры).
2-й раздел - «Ритмопластика» (сюда включены ритмические, музыкальные
игры на развитии свободы и выразительности телодвижений)
3-й раздел- «Культура и техника речи» (игры и упражнения на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть пра-
вильной артикуляцией, чёткой дикцией).
4-й раздел - «Основы театральной культуры» (овладение дошкольниками
элементарными знаниями и понятиями театрального искус-
ства).
5-й раздел – «Работа над спектаклем».
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Вид проекта : творческий.
Организация проекта
Постановка проблемы : педагоги обсуждают тему театра, делают отбор
видов театра. С детьми проводится беседа о театре (Что такое театр? Что
такое декорации? Какие правила поведения в театре? Кто работает в театре)
Исследовательский этап (сентябрь, май)
- анкетирование родителей;
- опросник для детей ( цель: определение их отношение к проведение
к проведению театральных игр, ритмопластики в условиях детского
сада).
- диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков.
- обобщение и анализ полученных данных.
Организационный этап (сентябрь)
- составление перспективного плана театрализованной деятельности
в старшей группе с учётом возрастных особенностей детей, наличия в
группе детей с ограниченными возможностями (нарушение функций
опорно-двигательного аппарата).
- разработка различных видов совместной деятельности (типовой,
репетиционный).
Практический этап (октябрь – апрель)
- создание картотеки и тематики художественной литературы;
- подбор музыкального репертуара;
- оформление родительского уголка;
- создание костюмов, декораций;
- организация посещений театров города;
- показ постановок для детей детского сада и родителей;
- изготовление театральных афиш, пригласительных билетов;
- организация выставки детских работ «Чудо – сказка».
Заключительный этап.
Подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, мониторинг развития музыкально- творческих способностей детей.
В ходе реализации проекта у детей появилась доброжелательность и
контактность в отношении со сверстниками, развился интерес к сценичес-кому искусству. Воспитанники стали увереннее водить хороводы, импрови-
зировать игры- драматизации, выразительнее читать наизусть диалогический
стихотворный текст, принимать активное участие в театральных постановках,
концертах. У ребят улучшились координация движений, чувство ритма.
Итак, очевидно, что театрализованная деятельность позволяет педагогам
успешно решать многие педагогические задачи!
Литература:
1) «Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников», Э. Г. Чурилова, Москва,
ВЛАДОС, 2001г.
2) «Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражне-
ния, сценарии», Творческий центр, Москва, 2009г.