Татьяна Иваненко
Проект «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский двухнедельный проект для детей среднего возраста: «Народная игрушка»
Участники: дети средней группы,родители, педагог
Автор проекта: воспитатель
Проблема: Недостаточные представления детей о народной игрушке, народных промыслах, народных играх.
Публикация «Проект „Народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Актуальность: Всем известно, во что играют наши современные дети – в игрушки иностранного производства. Выбор детей можно понять, когда постоянно по телевидению рекламируют, например, кукол которые могут летать или роботы – трансформеры, конечно же, каждому ребенку захочется такую игрушку, тем более что такая игрушка есть у других детей. Они идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. А это немаловажно. Через знакомство с народно - прикладным искусством происходит ознакомление с историей, культурой своего народа. Если рассказать ребенку во что играли наши бабушки и дедушки, из чего мастерили игрушки … мы незаметно пробудим познавательный интерес у ребенка и таким образом, приобщим к традициям, к культуре наших предков, воспитываем в детях нравственно - патриотические чувства - уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Цель:
Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству.
Задачи:
Дать представление о народной игрушке, народных промыслах и
народных играх;
Познакомить детей с народно- прикладным искусством.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Имеют представления о народных игрушках, их видах, о народно- прикладном искусстве.
Умеют изготавливать глиняные игрушки.
Устойчивый познавательный интерес к народным игрушкам.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
2. Создание необходимых условий для реализации проекта;
3. Перспективное планирование проекта;
4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме;
5. Создать развивающею среду для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей;
6. Подобрать художественную литературу;
Работа с детьми:
1. Опрос детей : «Что ты знаешь о народных игрушках?» (См. приложение)
2. Беседы:
«Во что играли ваши пробабушки и продедушки?»
«Кто и как изготавливал народные игрушки?».
3. Рассматривание открыток о народных игрушках
4. Слайды – «Из каких материалов и как изготавливают предметы декоративно – прикладного искусства?»
5. Сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «Идем в музей» Воспитывать бережное отношение к вещам. Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой игрушкой).
Работа с родителями:
1. Анкетирование «Что знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»
2. Консультация: «Народная игрушка»
Основной этап.
Работа с детьми:
1. Беседы: «В какие мне нравится играть игрушки?»
2. «Слайды – «В гости к дымковской игрушке»
3. Заучивание потешек о матрешке.
Потешка с движением.
Дуйте в дудки (показывают игру на дудочке)
Бейте в ложки! (вытянув руки вперед, ударяют ладонь об ладонь)
В гости мы идём к матрёшке (шагают на месте)
Кукла деревянная (руки «фонарики»)
Матрёшечка румяная! (щёчки гладят кулачками)
Потешка о матрёшке.
1. Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Мартёшка вышла в юбочке.
2. На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
- Выходи, Бурёнушка!
- Выхожу, Матрёнушка!
3. Ходят куры в стороне
Позыбали обо мне,
4. Декоративное рисование: «Дымковская уточка»
5. Дидактические игры: «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?»
6. Пальчиковые игры «Матрёшки», «Дымковские барышни»
7. Физкультминутки «Любуемся игрушками, Уточка»
8. Дыхательная гимнастика «Дуем, задуваем»
9. Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота».
Работа с родителями.
1. Консультации: «Нужны ли ребенку народные игрушки?»,
«Как знакомить ребенка с декоративно – прикладным искусством?»
2. Рассмотреть вместе с детьми картинки, иллюстрации народной игрушки
3. Подбор мультфильмов, документальных фильмов по теме.
4. Беседы с детьми по теме.
5. Заучить с детьми стихотворение
Заключительный этап
1. Оформление альбома «Народные игрушки»
2. Создание мини – музея «Народная игрушка»
3. Оформление выставки детских работ.
Приложение
Опрос детей: «Что ты знаешь о народных игрушках?»
1. Знаешь ли ты, с какими игрушками играли раньше? Какие народные игрушки ты знаешь?
2. Выбери среди игрушек, стоящих на столе, ту, которая тебе нравится больше всего. (матрешка, флюгер-вертушка, игрушка-забава, свистулька, дымковская игрушка)
Ты знаешь как с ней можно играть?
3. У тебя дома есть народные игрушки