Надежда Бородина
Проект «Насекомые» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Насекомые – самая многочисленная группа животных. Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Детям хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Но большинство современных детей редко общаются с природой. Проект поможет узнать детям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Проект направлен на то, чтобы дети научились беречь и любить окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они могут летать, ползать по потолку вниз головой, бегать по воде… Кроме того они способны ни с того ни с сего больно ужалить или незаметно заползти под одежду. Но насекомые могут превратиться из опасных страшилок в забавных и интересных друзей, если начать с ними общаться и творчески подойти к знакомству с ними. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг… Любое насекомое, независимо от его размеров и роли в природе при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Поэтому эта тема важна и актуальна.
Публикация «Проект „Насекомые“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа.
Цель:
Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Ожидаемый результат:
- дети овладеют обобщающим понятием «Насекомые», будут знать и называть насекомых ;
-будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- узнают о пользе, которую приносят людям и растениям;
- сформируется интерес к насекомым и бережное отношение к ним;
- развивается умения рассуждать, наблюдать;
-развивается речь у детей, активного словаря;
-сформируется у детей интерес к экспериментальной деятельности.
1 этап. Постановка проблемы:
Во время наблюдения детьми в группе за насекомым : мухой, часть детей выражали радость и интерес, другие пугались. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожить насекомое, мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о насекомых очень скудные. Отсюда возникли вопросы: «Нужны ли насекомые нам и в природе? Какие насекомые живут рядом с нами? Как насекомые зимуют? Приносят они пользу или вред? Почему уничтожают насекомых? Где можно взять информацию по теме?» Итогом беседы, её логическим завершением стало возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых. Решили с детьми, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых.
2 этап. Работа по проекту :
Декабрь.
1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме, составление альбома.
2. НОД: «Кто такие насекомые?»
3. Исследовательская деятельность: «Знакомые и незнакомые насекомые»
4. Беседа: «Как уберечься от опасных насекомых, первая помощь при укусах»
5. Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Комарик»
6. Вечер загадок о насекомых.
Январь
1. Наблюдение за полётом вертолёта, сравнение со стрекозой.
2. Объяснение крылатых выражений: «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», Он и мухи не обидит».
3. Рисование «Насекомое по выбору»
4. Беседа: «Правила поведения в природе»(разработка моделей)
5. Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»
6. Слушание музыки Н, А, Римский-Корсаков «Полёт шмеля»
7. Упражнение на дыхание «Отправь бабочку в полёт"
Февраль.
1. Просмотр презентации «Насекомые -наши соседи»
2. Мини-игры на создание образа «Какое насекомое я изображаю?»
3. Беседа: «Как насекомые издают звуки»
4. Исследовательская деятельность: «Почему шмель жужжит, а комар пищит?»
5. Лепка: «Божья коровка»
«Стрекоза»
6. Организация выставки «Мир вокруг нас»
7. Театрализованное представление: «Спор насекомых»
8. Составление кроссворда с детьми.
В течение всего проекта :
1. Рассматривание фотографий, иллюстраций, энциклопедий с изображениями насекомых.
2. Ситуативные беседы по теме.
3. Творческие игры с насекомыми (муляжи)
4. Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Узнай чьё крылышко», «Что сначала, что потом», «Фантастическое насекомое»
5. Отгадывание ребусов и кроссвордов о насекомых. (индивидуально и по подгруппам)
6. Чтение художественной литературы:К. Чуковский «Тараканище», «Муха-цокотуха», С. Баруздин «Пчела».
3 этап. Заключительный.
1. Показали представление для детей подготовительной и старших групп «Спор насекомых», познакомили с первоначальными навыками экологически грамотного поведения в природе.
2. Организовали выставку совместно с детьми и родителями «Мир вокруг нас».
3. Составление кроссвордов с детьми.
4. Подготовлена презентация проекта и представлена на педчасе.
Вывод:
- Дети овладели обобщающим понятием «Насекомые», знают и называют насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
-Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- Узнали о пользе, которую приносят людям и растениям;
- У детей сформировался интерес к насекомым и бережного отношения к ним;
- Развилось умение рассуждать, наблюдать, развитие речи у детей, активного словаря;
-Сформировался интерес к экспериментальной деятельности.
Отчёт по проекту. (показан вместе с детьми)
Восп. : Мир детства- самый лучший мир
Наивный, добрый и счастливый.
Но ребёнок хочет быть большим,
Стремиться жить во взрослом мире.
Какие они современные дети?
Они- непоседы, хотят всё узнать,
Они смельчаки, очень любят играть.
Со временем в ногу шагают детишки!
Играют в компьютер, не слушают книжки.
Они принимают научный прогресс-
Играть в интернете, писать смс.
Они наизусть знают ролик рекламный,
Они понимают, кто в доме их главный.
И всё вроде здорово, просто и ясно-
А как же окружающий мир? Красота- не понятно…
Ведь ребё нок с рождения исследователь мира:
Солнце и дождь, радость и страх
Для него всё впервые.
Верим, дети сегодня активны
Любознательны, ищут ответы.
Мы не смотрим на это пассивно,
Помогут нам в этом проекты.
Представляем проект «Насекомые»
Почему эта тема?
Потому что в группе нашей
Возникла такая проблема:
Дети:
Как-то в группе наблюдали
И смотрели из окна.
Светило солнце, снег искрился.
Так быть должно, на улице зима.
Вдруг заметили на подоконнике движенье,
С радостью отметили : «Это ж муха делает круженье»
«Почему же раньше мы её не видели?»
«Наверное, когда-то мы её обидели»
«Что-то странное происходит с ней»
«Не летает, громко не жужжит»
«А спросим у взрослых, пойдём поскорей»
«Согласен, воспитатель нам всё объяснит»
Восп. : Вот так возник у нас проект,
Чтобы дети на вопросы услышали ответ.
Дети:
В результате мы узнали,
Что рядом с нами на планете
Живут удивительные существа-
Насекомые-их множество на этом свете.
Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с пылью.)
Презентацию смотрели:
«Ох, их сколько много
Пчёлы, бабочки и шмель
Перечислять так долго»
Потом дружно рисовали
И лепили, и играли.
Вот такой большой кроссворд
Вместе составляли.
Отдыхали мы так: вот
С пальчиками играли.
Нашу бабочку в полёт
В небо отправляли.
Также рассмотрели вертолёт.
Спросите вы: «Почему»
И обследовали стрекозу
Оказывается, у них одинаковый полёт.
За стрекозой наблюдали,
А потом вертолёт изобретали.
Проводили в группе эксперимент,
Расчёски были как помощник нам в тот момент.
«Почему же шмель жужжит, а комар пищит?»
Вывод сделали такой:
Шмель из-за веса тяжело летит,
Редко машет крыльями, потому- жужжит.
Издаё т высокий звук маленький комарик:
Часто, быстро машет он и летит как шарик.
То, что звук у насекомых издают их крылья,
Мы узнали раньше, вместе все беседуя.
Мамы, папы тоже помогали нам,
Вместе клеили, лепили, мастерили.
Выставку мы представляем вам.
А ещё мы рассуждали и друг другу объясняли
Почему так говорят:
«Комар носа не подточит»
«Какая муха тебя укусила»
«Тружусь как пчела»
«Сделать из мухи слона»
«Он и мухи не обидит»
Узнав так много всё о них
О том как удивительны они,
И как полезны, и нужны,
Ведь насекомые- это часть природы.
Решили всем об этом рассказать:
«Спор насекомых»
Бабочка: - Я - самая красивая. Посмотрите на мои крылышки – разве они не прекрасны! Недаром мною все любуются, поэты посвящают мне стихотворения, художники пишут с меня картины. Я – лучшее украшение природы!
Кузнечик: - Да, но ты не умеешь петь. Люди замолкают, чтобы послушать мое чудесное пение – стрекотание. Меня называют скрипачом. Я – чудесная скрипка природы!
Божья коровка: - Посмотрите на меня. Я не только красива, но и приношу пользу – уничтожаю тлей и тем сохраняю растения. Может, я не так прекрасна, как бабочка, и не умею петь, как кузнечик, зато я – нужнее вас.
Пчелка: - Все ерунда. Надо много работать, чтобы быть нужной. Я день-деньской собираю мед. Человек давно оценил мои заслуги и оберегает меня, строит для меня домики – ульи. Нужнее меня никого нет!
Комарик: - Нам особо нечем похвастаться.
Муха: - Да.
Муха и комар вместе: - Без нас, поверьте, природе тоже будет плохо.
Все насекомые (смех на разные голоса) : - Ха-ха, хи-хи.
Божья коровка: - От вас только вред.
Бабочка: - Недаром вас люди не любят.
Кузнечик: - Вы кусаетесь и болезни разносите.
Пчела: - Вы никому не нужны.
Комар: - Я кусаюсь не со зла, а чтобы род свой продолжить.
Муха: - И болезни я не специально разношу.
Комар и муха вместе: - Без нас многие животные погибли бы или голодали. Стрекозы, пауки, птицы, лягушки и даже ящерицы нас обожают. Значит, мы тоже нужны.
Пчела (после паузы) : - Получается, что все мы лучшие и нужные.
Божья коровка: - Да, и каждый в чем-то своем.
Бабочка: - А если кого-то совсем не станет, то плохо будет другим животным.
Кузнечик: - А от этого станет плохо и людям.
Комар и муха: - Если мы есть, значит, это надо природе.
Все насекомые дружно : - Мы – часть природы. Ребята, не обижайте нас!
Говорят и показывают:
«Не оставляйте мусор в лесу!»
«Не разоряйте муравейники»
«Не шумите в лесу»
«Не уничтожайте насекомых»
Природа мать им жизнь дала
У них у всех свои дела
Ты их увидишь на пути-
Не обижай, а отойди!
Без насекомых мир, друг мой
И одинокий и пустой…
(поклон)