Полякова Сивильда Славиковна
Проект «Насекомые вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта Полякова Сивильда Славиковна, ГБПОУ КГТиТ №41, ДО "Семицветик"
Проект «Насекомые вокруг нас»
Тип: творческо-познавательный
Участники: воспитатель группы, дети трех-четырех лет, их родители
Продолжительность: краткосрочный (сентябрь-октябрь)
Актуальность:
Публикация «Проект „Насекомые вокруг нас“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Дети в 3-4 года начинают активно познавать мир. Им становится интересно всё, что они видят. Малыши задают вопросы и стремятся получить на них ответы. И уже достаточно часто они пытаются найти эти ответы самостоятельно. Зачастую эти попытки несут несколько разрушительный характер. В своём желании познать непознанное, объяснить необъяснимое ещё для них, они срывают цветы, листья, ловят, а иногда и давят насекомых. Мир насекомых в первую очередь из всего живого мира привлекает малышей - для них это некий иной очень интересный мир, который существует рядом с людьми. Поэтому заложить задатки гуманного отношения к живому, поддержать малыша в его желании делать маленькие открытия, показать, насколько бесконечно интересен и разнообразен вокруг мир, логично как раз с привычного, но в тоже время незнакомого для малыша мира насекомых.
Гуляя летом в саду, во дворе своего дома, на даче, дети постоянно видят самых разных насекомых. И реакция ребят была разной. Одни проявляют самый живейший интерес, другие, наоборот, испытывают нешуточный страх. Есть и дети, которые стремятся скорее раздавить увиденных улитку или шмеля.
Прежде чем начинать работу по знакомству детей с классом насекомых, стоит провести простейшую диагностику, с целью определить уровень знаний детей в этой области. Самый доступный вид такой диагностики в этом возрасте это беседа.
В группе была проведена беседа на эту тему. В ходе обсуждения с детьми предложенных вопросов стало понятным, что знания воспитанников в этой области минимальны. У детей возникли затруднения в ответе на такие ключевые вопросы, доступные для понимания в их возрасте, как:
«Зачем насекомые живут рядом с нами?»
«Можем ли мы жить без насекомых?»,
«Что случится, если насекомых не станет? (Можно ли убивать насекомых)» Будет ли больно муравьишке, если на него наступить?
Стало понятно, что необходимо расширять знания детей в этой области. А самым оптимальным вариантом такой работы может стать проект, в создании которого воспитанники будут принимать самое непосредственное участие.
Наступило время провести подготовительную работу: сформулировать цель, поставить задачи, по возможности спрогнозировать результат, продумать методы исследования вопроса доступными для детей методами.
Самое главное, что должно быть заложено в цель проекта, это сформировать у воспитанников начальные представления о жизни насекомых, заложить стремление заботиться о сохранении природы, о каждом самом маленьком существе, живущем рядом с нами.
Отсюда следуют задачи данного проекта:
1. Развивать характерное в таком возрасте желание детей познавать окружающий мир;
2. Сформировать начальные представления о насекомых: бабочек, муравьев, гусениц, пчел, кузнечиков, о их организации, вариантах передвижения;
3. Учить опознавать таких насекомых в рассказах взрослых, находить их на иллюстрациях, рисунках, сделанных взрослыми непосредственно при ребёнке, картинках - пазлах, составленных из 2-4 частей, правильно называть данные виды.
4. Воспитывать умение видеть прекрасное рядом, заботливо, бережно относиться к насекомым.
5. Познакомить с правилами поведения при встрече с разными насекомыми, учить спокойно вести себя вблизи них, соблюдать осторожность.
Планируемый результат:
Дети узнают и определяют насекомых (бабочка, муравей, кузнечик, гусеница, божья коровка, комар, муха и т. д.).
Обладают знаниями о некоторых особенностях (какова форма тела, сколько ног, есть ли крылья, способах передвижения (ползает, прыгает, летает, издаваемых звуках (жужжит, тренькает, звенит).
Владеют обобщающим понятием «насекомые».
Методы исследования:
Наглядные (наблюдения в природе, просмотр мультфильма, презентаций).
Словесные (беседы, чтение литературы, демонстрация пальчиковых игр, сопровождающихся потешками, присказками).
Практические (аппликации, рисование, лепка)
Достигнуть запланированного результата без участия родителей невозможно. Ребенка необходимо «окунуть» в изучаемый мир, а это можно сделать только в том случае, если дети слышат, видят, размышляют на данную тему не только в саду, но его дома.
Таким образом, работа с родителями преследует следующую цель:
привлечь родителей к активному сотрудничеству в реализации проекта.
Помочь родителям получить четкое представление о том, что предстоит им сделать в рамках проекта, могут консультации по следующим темам:
«Как научить ребенка любить природу»;
«Что надо делать, если насекомое укусило ребенка».
Для каждого ребенка важно, чтобы рядом с ним были родители, помогали и поддерживали его в любых видах деятельности. Поэтому в рамках данного проекта предполагается совместное участие родителей и детей в конкурсе рисунков «Насекомые малышки – наши меньшие братишки».
Работа над проектом разбита на три этапа:
I этап - подготовительный.
В рамках этого этапа следует:
1. Изучить методическую литературу и подобрать иллюстрированный материал.
2. Сформулировать цели и задачи проекта.
3. Определить содержание, методы, формы работы с воспитанниками.
4. Подготовить материалы, игрушки и разные необходимые предметы для игровой деятельности.
5. Подобрать энциклопедическую и художественную литературу, начать читать детям рассказы, стихи, загадки.
6. Собрать материалы для организации разного вида деятельности: познавательной, продуктивной и исследовательской.
7. Изготовить дидактические игры для детей.
II этап - основной.
Именно тут идет работа непосредственно с детьми по всем намеченным направлениям, при этом каждое такое направление преследует четко поставленную цель.
Развитие речи
• Беседа: «Интересные букашки»
Цель: рассмотреть с детьми насекомых на картинке. Обсудить, где живут, как передвигаются. При этом обращать внимание на артикуляцию детей. Помнить, что для этого возраста важно не только правильно назвать, рассказать, но и показать жестами действия рассматриваемого насекомого.
• Беседа: «Не мешай летать и ползать, тогда и они тебя не тронут».
Цель: научить детей правильно вести себя при встрече с насекомыми. Объяснить, что существуют ядовитые, жалящие насекомые.
• Звуковые особенности речи «Полетели пчелки в поле».
Цель: обучение чёткому и правильному звукоподражанию.
• Дыхательное упражнение «Подуй легко на бабочку»
Цель: развитие правильного речевого дыхания.
• Пальчиковая гимнастика: «Пчела», «Насекомые над лугом», «Трудолюбивая пчелка», «Насекомые», «Осы», «Муравей», «Жук»,
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. Координация речи с движением, становление общих речевых навыков.
Знакомить ребенка с родной природой можно и через книги, мультфильмы, различные наглядные материалы, в том числе и медийные.
Это и рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. При этом дети не должны быть пассивными, они сами называют действия, какие совершают насекомые на картинках (летают, ползают, прыгают).
Исследование с детьми макета муравейника. В ходе работы воспитатель должен стимулировать детей, чтобы они не только давали ответы на вопросы воспитателя, но и задавали свои. (Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы – всё это притащили муравьи. Маленькие дырочки – это ходы. Далеко ли ходили муравьишки в поисках иголок, стебельков).
Коллективный просмотр мультфильма по произведению В. Сутеева «Под грибом».
Знакомство с презентацией «Бабочки-красавицы», «Муравей»
Художественная литература. Совместное чтение с обсуждение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха»,
стихотворений «Бабочка» И. Ефремов, «Божья коровка» Ф. Грубин, «Муравьи» С. Михалков.
Художественное творчество. Каждый ребенок стремится воплотить свое представление о том, что видит вокруг. Поэтому важной частью проекта является художественное творчество воспитанников:
лепка «Пятнышки для божьей коровки», «Гусеничка», «Пчёлка», «Сделай бабочку яркой», «На листочке гусеница»;
рисование штампами «Бабочка –красавица»;
аппликации «Муравьишкин домик», «Бабочка».
Познание. Ребенок познает мир через игру. В проект включены дидактические игры:
- «Сложи картинку. Картинки половинки»;
- «Отыщи бабочку»;
- «Логическая цепочка из жуков» (большие, маленькие);
- «Собери гусеницу»;
- «Найди два одинаковых жука»;
- Игра с песком «Муравейник Мы построим».
Физическая культура. Ребенок постоянно двигается, это неотъемлемая часть его жизни. Организовать и направить ребенка, сделать так, чтобы он двигался с пользой как для своего физического, так и умственного развития – вот еще одна цель этого проекта. Она реализуется через следующее:
-комплекс утренней зарядки: «Насекомые»,
-познавательные игры: «Улитка, ползи со мной рядом по дорожке», «Соревнования кузнечиков», «Цветочки и бабочки», «Паучки».
III этап - Заключительный.
Целью данного этапа - подвести итоги, проанализировать успехи и недостатки, продумать и наметить следующую тему для проектной деятельности.
Организация выставки работ воспитанников – это способ наглядно показать то, чего достигли воспитанники, участвуя в проекте.
Вывод:
Закончена большая работа. Благодаря разработке и реализации этого проекта получен определенный опыт в организации подобной деятельности у воспитателя. Дети получили первые знания о насекомых, начальный опыт самостоятельного добывания знаний. Они стали добрее и внимательнее к окружающему. Им понравилось быть исследователями, наблюдателями. Воспитанники получили возможность совершенствоваться в разных видах творчества. Родители осознали необходимость участвовать в жизни группы, увидели творческий рост своего ребенка.