Лариса Белюнова
Проект «Наши имена» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта
Дети старшей группы, воспитатель, родители группы.
Паспорт проекта
Тип проекта – информационно-практический.
По предметно-содержательной области – развитие культуры речи и воспитание толерантности.
По характеру участия – ребенок – участник.
По продолжительности – краткосрочный.
По количеству участников – групповой.
Форма представления проекта – презентация.
Цель проекта
Публикация «Проект „Наши имена“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Воспитание речевой культуры и толерантности у детей старшего дошкольного возраста, в условиях поликультурной среды.
Задачи проекта
• Познакомить детей с историей возникновения имен.
• Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
• Совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
• Заложить основу для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, образности.
• Обогащать, расширять и активизировать словарь детей.
• Содействовать развитию чувства собственного достоинства, любознательности, пытливости ума.
• Воспитывать уважение к имени другого человека.
• Воспитание проявления терпимости, уважения традиций и культуры других народов;
• Приобщить родителей к проблеме развития речевой культуры детей и воспитания толерантности.
Гипотеза
Я предполагаю, что малые формы фольклора будут способствовать развитию речевой культуры детей пяти-шести лет и воспитания межэтнической толерантности.
Этапы проекта
1. Подготовительный (сентябрь)
Диагностика межличностных отношений в группе.
2. Основной (октябрь- ноябрь)
Работа с детьми
Занятия с детьми на тему:
1.«Зачем человеку имя?»
2.«Имя, фамилия,
отчество»
3.«Что означают имена»
4.«Что означает имя ребенка?»
5.«Чтение белорусской народной сказки «Аленка»
6.«Чтение чувашской народной сказки «Бедный Илюш».
7. Занятие по психогимнастике
по мотивам башкирских богатырских сказок.
8.«Тайны моего имени».
9.«Будь всегда достоин имени своего».
10. Рисование на тему: «Мой лучший друг».
Совместная деятельность вне занятий
- беседы:
«Любим ли мы своё имя?», «Зачем человеку имя?», «Как правильно знакомиться?»,
«Значение имени».
- чтение народных сказок:
«По-щучьему велению»,
«Крошечка-Хаврошечка»,
«Елена Премудрая»,
«Урал Батыр»,
«Луна и Зухра»,
«Абрай-батыр»,
«Ирендык»,
«Андрей - всех умней».
- заучивание потешек, скороговорок, пословиц, дразнилок с именами.
- малоподвижные и подвижные игры:
«Этикет знакомства»,
«Не говори – Да и Белый»,
«Путаница»,
«Наши имена»,
«Комплименты»,
«Кто позвал тебя - узнай»,
«Найди пару»,
«Наши имена»,
«Собери цветок»
- народные игры:
«Бабушка Маланья»
«Иванка»,
«У Мазаля»,
«Тимербай»,
«Махасик»,
«Где был, Иванушка?».
-организация элементарной поисковой деятельности и исследовательской работы.
Работа с родителями
- консультация на тему:
«Воспитание детского этикета».
- беседы с родителями на темы:
«Как относиться к имени ребенка?»,
«Воспитание в поликультурной среде».
- анкета:
«Имя ребенка»
- организация исследовательской работы родителей с детьми.
Приглашение бабушек и дедушек на «живое общение» с детьми в музей национальных культур.
3. Заключительный (декабрь)
Диагностика межличностных отношений в группе.
Результативность
1. Благодаря целенаправленной работе у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок. Речь детей стала более образной, выразительной.
2. В результате проведения комплексно-игровых занятий, бесед, игр и тд. ; отношения между детьми стали более открыты, доброжелательными. Ведь наши симпатии и антипатии к человеку часто рождаются от того, как мы воспринимаем то или иное имя. Проведя эту работу, мы помогли детям воспринять своё имя положительно, почувствовать в нём силу и уверенность. Имя будет придавать им решимость и наполнять верой в себя.
3. Опыт работы показывает необходимость привлечения семьи ребенка к обучению и воспитанию детей. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл. Активно участвовали в поисковой деятельности.
Вывод
Таким образом, используя фольклорные формы народов Республики Башкортостан при развитии речевой культуры дошкольников мы формируем у детей этническую эдентичность и толерантные установки на общение с другими народами.