Ольга Антропова
Проект «Нижнетагильский поднос»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта
Актуальность проекта : В настоящее время утрачена такая нравственная ценность, как патриотизм. У детей слабо развит познавательный интерес к истории промыслов родного края, к мастерам, особенностям росписи.
Декоративно-прикладное искусство Урала для детей старшего дошкольного возраста определяется как эстетическая, духовно-нравственная ценность.
Один из наиболее ярких и самобытных видов декоративно-прикладного искусства на Урале – это лаковая живопись по металлу. Отрадно то, что искусство это не ушло в прошлое, а продолжает существовать уже более 260 лет.
Публикация «Проект „Нижнетагильский поднос“» размещена в разделах
Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству Урала стимулирует творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства, развивает эмоционально-чувственное восприятие произведений уральского декоративно-прикладного искусства в художественно-творческой деятельности, которая способствует творческому саморазвитию дошкольника.
Информационная карта проекта
Организация: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20», с. Троицкое.
Адрес: Свердловская область, Богдановичский район, с. Троицкое, ул. Ленина, дом 143.
Авторы: воспитатель Антропова О. В.
Вид, тип проекта : краткосрочный, информационно-творческий.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели.
Цель: Познакомить детей с одним из наиболее ярких и самобытных видов декоративно-прикладного искусства на Урале – лаковой живописью по металлу. Расширять знания детей об истории Уральского промысла, учить выделять характерные особенности, формировать эстетический вкус.
Задачи: Знакомить детей с работами мастеров, расширять знания о нижнетагильском промысле, формировать интерес и уважение к уральскому народному творчеству.
Расширять представления детей о многообразии изделий уральского декоративно-прикладного искусства.
Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов.
Воспитывать уважительное отношение к труду нижнетагильских мастеров, национальную гордость за мастерство уральского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
Закрепить умение детей расписывать «подносы» по мотивам нижнетагильской росписи.
Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах.
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Место проведения: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20», с. Троицкое
Сроки проведения: одна неделя
Возраст детей: 6 – 7 лет
Ожидаемые результаты:
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
- у детей расширятся знания об истории Уральского промысла;
- дети научатся расписывать «подносы» по мотивам нижнетагильской росписи;
- будет создан альбом «Нижнетагильские подносы».
План реализации проекта
1 этап – подготовительный.
Исходя из интереса детей, (возрастных возможностей) проводится обсуждение целей и задач проекта с детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной, организационно-практический.
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта :
- Беседа «Цветы на подносе» с использованием презентации.
- Мини-музей, выставка изделий народных промыслов «Нижнетагильские подносы».
- Рассматривание иллюстраций, фотографий «Нижнетагильские подносы».
- Дидактическая игра «Сложи узор».
- Декоративное рисование «Нижнетагильские подносы».
3 этап – заключительный (итоговый).
- Создание альбома «Нижнетагильский поднос».
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, иллюстрации, фотографии, готовые изделия «нижнетагильские подносы»; раскраски подносов, гуашь, акварельные краски, фломастеры, кисти.
Литература:
1. Бедник М. И. Цветы на подносе. – Санкт-Петербург, Художник РСФСР, 1986.
2. Ильин М. Русское народное искусство. – ЦК ВЛКСМ, Молодая Гвардия, 1959.
3. Клиентов А. Е. Народные промыслы России. – Москва, Белый город,2006.
4. Маёрова Ксения, Дубянская Ксения «Русское народное прикладное искусство». – Москва, Русский язык, 1990.
5. Интернет источники.
Приложение 1
Конспект занятия
декоративное рисование «Нижнетагильские подносы»
Программное содержание: обобщить знания детей об особенностях нижнетагильской росписи, элементах узора, колорите, композиции; учить составлять узор, заполняя середину и кайму; учить расписывать букет из крупных и мелких цветов; закреплять технические приемы рисования концом кисти мелких цветочков и бутонов, мазком - цветов и листьев; воспитывать индивидуальные творческие способности; воспитывать эстетический вкус, интерес к народным промыслам.
Материалы: нижнетагильские подносы, готовые раскраски подносов, гуашь, акварельные краски, фломастеры, кисти.
Предварительная работа: наблюдение за цветами, рассматривание открыток, чтение сказок и стихов о цветах.
Ход занятия
Воспитатель:
- Вот нижнетагильский черный, изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.
Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик усердно трудился.
Он долго шпаклевкой его грунтовал
И лаком поверхность не раз заливал.
Чтоб роспись художник нанес по металлу,
Фон черным на нем должен быть или алым.
Букеты цветов из сада и луга
Кисть живописца выводит по кругу.
- Скажите, ребята, а еще какой формы бывают подносы? (Ответы детей)
- Какого цвета может быть фон подноса кроме черного цвета?
- Какими узорами украшают художники нижнетагильские подносы?
- Где родина подносов?
- Как называют город, где изготавливают подносы?
- Назовите первых мастеров нижнетагильской росписи?
Воспитатель: «Основным мотивом нижнетагильской росписи является букет на черном лаковом фоне. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом».
Воспитатель показывает поднос и говорит, что сегодня дети будут учиться украшать поднос цветочным узором. Далее предлагает посмотреть в какой последовательности следует рисовать элементы узора.
Показ последовательности росписи узора.
С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционное расположение всех элементов узора и предлагает приступить к работе.
В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.
Готовые подносы воспитатель располагает на мольберте.
Воспитатель:
Когда за окном снегопад и мороз,
Живыми цветами усыпан поднос.
Посмотришь с улыбкой на дивный букет-
И кажется, лето нам шлет свой привет.
Спрашивает детей, где они могут быть использованы.