Тамара Каленова
Проект о взаимодействии воспитателя детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников «Румяные щёчки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Костромского муниципального района Костромской области «Детский сад села Шунга»
Проект
О взаимодействии воспитателя детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников.
«Румяные щёчки»
Воспитатель : Каленова Т. П.
Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.
Л. Н. Толстой
Публикация «Проект о взаимодействии воспитателя детского сада и семьи по физическому воспитанию дошкольников „Румяные щёчки“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
В последние годы одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка (закон Российской Федерации «Об образование в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования).
ФГОС определяет нам одно из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив.
Участники проекта : дети 4-5 лет, родители, воспитатель.
Вид проекта : физкультурно-оздоровительный.
Тип проекта : практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Актуальность:
Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.
Однако в силу сложившихся экономических причин, занятости на работе современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов. Но только при тесной поддержке родителей ДОУ может достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.
Очень часто педагоги-практики испытывают большие трудности в общении с родителями. И я столкнулась с этой проблемой. Как сложно было достучаться до пап и мам, как нелегко объяснить им, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним.
Ведь семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.
Разработав и пересмотрев проблему, мной был создан педагогический проект «Румяные щечки», для помощи в общение, воспитании и повышении компетенции родителей, через физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ.
Цель проекта : поиск и разработка современных форм сотрудничества воспитателя с родителями, как условие позитивного физического развития ребёнка и формирования родительской компетентности.
Задачи проекта :
• Внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;
• обучить родителей приёмом эффективного взаимодействия с ребёнком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата;
• повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
• оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка;
• расширить спектр средств и способов работы с родителями, стимулировать их, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия, способствовать укреплению доверительных отношений между воспитателем и родителей.
Условия взаимодействия воспитателя с родителями по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей:
• Взаимное доверие и уважение между педагогом и родителями;
• соблюдение такта, чуткость, отзывчивость по отношению родителям;
• учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;
• сочетания индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями групп;
• взаимосвязь разных форм работы;
• одновременная влияние на родителей и детей;
• обеспечение в работе с родителями в определённой последовательности, системы.
Предполагаемый результат:
Родители:
• Обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности;
• повышение интереса к жизни детского сада;
• повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей.
Дети:
• Снижение уровня заболевания;
• повышение уровня физической подготовленности;
• осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни.
Описание педагогического опыта:
В работе по реализации поставленной цели и задач я использую разнообразные формы работ, средств и методов.
Анкетирование.
Для получения объективной картины значимости физической культуры и спроса в семье, выясняю занимаются ли родители спортом, интересуются ли они спортивными достижениями ребёнка, а также стремятся ли они к привлечению детей к физической культуре.
Беседы.
Одной из форм работы с родителями считаю индивидуальные беседы. Беседы лаконичны значимы для родителей. Побуждают родителей к высказыванию. Обсуждаем характерные особенности ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а также рекомендую литературу по развитию движения у детей.
Консультация.
С целью консультации в моей работе является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешение проблемных вопросов.
Наглядно-информационные работы.
Для повышения компетенции родителей использую наглядно-информационные формы работы: вывешивание в приёмных групп консультации для родителей, папки с рекомендациями по обучению детей здоровье сберегающим технологиям: дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика, подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз, физкультминутки, релаксация и др. Папки пополняются в течение проекта.
Совместные занятия родителей и детей.
Провидение совместных физкультурных занятии родителей и детей, целью которых является формирование двигательных навыков у детей и обучение родителей. Такие занятия дают возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми, помогают создавать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности, снизить дефицит общения. Отличительная особенность совместных занятий детей и взрослых состоит в том, что взрослые помогают воспитателю и каждый из них тренер своего ребёнка. В результате отмечается повышение активности, занимающихся и высоко эффективность занятий. Дети старательно выполняют все движения, активны, самостоятельны, инициативны, стараются получить положительную оценку взрослых – не только педагога, но и в первую очередь родителей.
Организация выставок, совместных работ детей и родителей «Любим спортом заниматься», «Мы со спортом очень дружим», а также фотовыставок, которые отражают совместный физкультурный досуг взрослого и ребёнка. Спортивные праздники, развлечения и досуги
Отличительной особенностью спортивного праздника для детей является то что все они проходят при активном участие родителей, которые с удовольствием играют в игры, соревнуются с детьми и между собой. Семейные спортивные праздники проходят очень эмоционально, в них много шуток, юмора, соревновательного задора. Такие мероприятия укрепляют взаимоотношение взрослых и детей, наполняют их теплотой, способствуют повышению авторитета родителей. Содержание праздника включает эстафеты, игровые задания, подвижные игры, где взрослые выступают в паре с ребёнком, с группой детей. Игры отличаются своей динамичностью и простотой, так как рассчитаны на любой возраст участников и не требуют дополнительного времени на разучивания. Они интересны и доступны для дошкольников и их родителей, бабушек и дедушек. Будут практиковаться игры гендерного характера для мам и девочек, пап и мальчиков.
План работы с родителями по физическому воспитанию
Срок Название Формы и методы работы Задачи Ответственные
Ноябрь «Физическая культура и оздоровление»
«Подготовка одежды к занятиям по физкультуре в зале и на воздухе»
Рекомендации для родителей дошкольников по профилактике нарушения осанки и плоскостопия.
Анкетирование
Консультации
Консультация
(Для сайта ДОУ)
Выявить уровень знаний у родителей по физкультурно-оздоровительному направлению
Провести консультации по обеспечению температурного комфорта, рассмотреть связь сложности упражнений и виды одежды с температурой окружающей среды.
Разместить на сайте детского сада рекомендации для родителей. Воспитатель
Декабрь «Физическое воспитание ребёнка в семье»
«Спортивный калейдоскоп»
Стенды, папки – передвижки
Фото композиции, Коллаж.
Познакомить родителей с организацией здоровье сберегающей и физкультурно-оздоровительной работы дома
Установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной деятельности. Воспитатель
Январь «Мяч – полезная игрушка»
«Совместные занятия с родителями»
«Лыжи для здоровья» Консультация
Физкультурные занятия
Рекомендации
Познакомить родителей с комплексом физических упражнений для развития мелкой мускулатуры рук
Привлечение родителей к участию в организации физкультурных занятий, повышение детей к физической культуре
Дать рекомендации родителям, как нужно подобрать лыжный инвентарь для ребёнка Воспитатель
Февраль «Защитники Отечества»
«День Защитника Отечества»
«Влияние спортивных привычек на здоровье ребёнка» Фотовыставки, выставки рисунков детей
Физкультурно-музыкальный праздник
Консультация Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости и удовольствия от совместной деятельности
Доставить радость общения детям с родителями. Побуждать родителей к активному участию в празднике
Привлекать родителей к формированию интереса детей к физической культуре Воспитатель.
Воспитатель, музыкальный руководитель.
Март «Мой выходной день»
«Папа, мама закаляйтесь вместе с нами»
«Вспомним игры, которые играли родители» Выставка рисунков с родителями
Консультация
Изготовление масок, атрибутов к играм Установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной деятельности
Познакомить родителей с формами работы с детьми по приобщению здоровому образу жизни и заботе о собственном здоровье
Привлекать родителей к формированию интереса детей к физической культуре Воспитатель.
Апрель «Папа, мама и я – спортивная семья»
«Упражнение для профилактики осанки и плоскостопия» Спортивный праздник
Консультация Доставить радость общения детям с родителями. Побуждать родителей к активному участию в празднике
Расширить представления у родителей о формах физкультурно-оздоровительной работы на дому. Продемонстрировать упражнения для профилактики осанки и плоскостопия Воспитатель, музыкальный руководитель.
Воспитатель.
май «Мы здоровью скажем – ДА!»
«Движение и здоровье»
«Наши достижения» Фотовыставка, выставка рисунков
Консультация
Родительское собрание. Привлекать родителей к участию жизни ДОУ
Предложить родителям оценить, каким движением ребёнок отдаёт предпочтениям
Пропаганда здорового образа жизни
Подведение итогов физкультурно-оздоровительной работы. Составление плана работы на следующий учебный год Воспитатель.
В течение года индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей.
• Как устроить спортивный уголок в квартире
• Как правильно одевать ребёнка
• Сколько времени гулять с ребёнком
• Принципы закаливания
• Дыхательная гимнастика
Интернет: информация на сайте ДОУ
Список литературных и интернет источников
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника. –М., 1994, — 235 с.
2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. — М. : ТЦ Сфера, 2005. с.
3. Богарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста - М. : 2004.
4. Доронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М. : Просвещение, 2005. — 190 с.
5. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развиия. –М. ;ЛИНКА-ПРЕСС, 2001,-240с.
6. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника – М. : 2008.
7. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А. В. Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. — 143 с.
8. Сайт здравоохранения Российской Федерации: https://www.rosminzdrav.ru/
9. Инновационные формы работы ДОУ с семьями воспитанников Источник : https://festival.1september.ru/articles/582167./.
9. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи. Источник: https://refleader.ru/jgeqasjgeqas.html.