Лучший педагог года

Формирование у дошкольников активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру. Проект «Огород на окне»

Татьяна Григорьева
Формирование у дошкольников активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру. Проект «Огород на окне»

Актуальность

Чем сильнее процессы урбанизации, тем дальше человек отдаляется от природы. Он живет, не замечая красоту окружающего мира. А люди, не способные ценить простые радости жизни, преимущественно несчастные люди, больше напоминающие биороботов. Живут, размножаются, но им не дано испытать настоящие чувства. А несчастные сами, они не способны сделать счастливыми других. Казалось бы, несущественные мелочи, но это впечатление обманчиво. Вот поэтому так важно приучать наших ребятишек с детства любить природу, учить их стремиться создать что-то важное и интересное своими руками. В этом может помочь огород на подоконнике в детском саду.

Публикация «Формирование у дошкольников активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру, Проект „Огород на окне“» размещена в разделах

Ввиду чрезвычайной загруженности родителей, на дошкольное учреждение ложится основной труд по воспитанию детей и формированию у них общественно значимых качеств личности, к которым относится трудолюбие, чувство ответственности, взаимовыручки, умение ладить с коллективом, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективной работы, развивать чувство самоконтроля и так далее. Как ни странно, но огород на подоконнике в ДОУ может помочь в воспитательных целях.

Экологическое и трудовое воспитание являются очень важными разделами программы работы детского сада. Экологическое воспитание предполагает формирование у детей активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру. Проще сказать, детей учат не просто любить природу, но и видеть проблемы, находить способы их решения, нести ответственность за свои поступки, быть образцом для других. Этому прекрасно может поспособствовать огород на подоконнике в детском саду. Трудовое воспитание также должно помогать формированию определенных практических навыков, необходимых для успешного осуществления различных видов деятельности.

Целеполагание

Проблема:

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель проекта :

Формировать у детей познавательный интерес к растениям (лук) через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Задачи проекта :

1. Вызвать у детей интерес к объекту – луку, через проектно – исследовательскую деятельность, стихи, загадки и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

2. Дать знания, что растения живые их сажают, поливают, выращивают из луковицы.

3. Расширить знания и представления детей о полезных свойствах лука, его строении и условиях, необходимых для роста.

4. Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.

5. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

6. Получить положительные эмоции от полученных результатов.

7. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

8. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Результаты:

1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из луковицы.

2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.

3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Этапы реализации проекта

1 ЭТАП – подготовительный (1 неделя)

Приобретение необходимого оборудования (изготовление контейнеров, земля, удобрения, посадочный материал). Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

2 ЭТАП – исследовательский (3 недели)

Методы работы с детьми:

• Наблюдение за ростом растений, проведение опытов.

• Уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы)

• Фиксирование результатов в рисунках - аппликациях.

Ознакомление в процессе исследования с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки.

• Рассматривание иллюстрации, картины.

Проведение НОД:

- «Посадка лука»

- по рисованию: «Однажды хозяйка с базара пришла…» (с использованием трафаретов)

- по лепке: «Лучок»

- по аппликации (кружковая работа) «Зеленый лук»

Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек:

- Проведение беседы - исследование: «Узнаем, какая земля?». Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая.

- Проведение опыта - эксперимента: «Вода и растения». Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений. Материал, оборудование: контейнер с землей и проросшим луком, который регулярно поливают и стаканчик с землей и луковицей не поливается совсем.

-Проведение опыта- эксперимента: «Солнце и лучок».

Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.

Материал, оборудование: контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, другой поместили в темное место)

- Проведение опыта – эксперимента: «Человек и лук». Цель: Выявить насколько луку необходим уход человека. Материал, оборудование: контейнер с землей и луком, который дети поливают, рыхлят, выбирают солнечное место, другой - стаканчик с землей и луковицей не поливают, не рыхлят землю, не ухаживают, поставили в темное место.

• Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Лото Дары лета», «Что сажают в огороде», «Чья это тень», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний».

• Создание мини-энциклопедии «Лук от семи недуг».

• Презентация для детей «Зелёные витамины» (использование лука в пищу).

Методы работы с родителями:

• обсуждение темы проекта;

• оказание помощи в процессе создания мини-огорода в группе;

• консультация для родителей «Здоровье всему голова»;

• демонстрация презентации для родителей «Огород на окне».

3 ЭТАП – заключительный

Проведение анализа и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Мониторинг проекта

Вопросы для проверки знаний:

Какая по форме луковица?

Какого цвета она?

Покатайте луковицу на ладошке, пожмите ее. Какая она на ощупь?

Какой лук на вкус?

Покажите, где донце у луковицы.

Покажите, откуда будет расти зеленый лук.

Как мы будем ухаживать за луком?

Критерии оценки ответов на вопросы:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Уровни развития:

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Ресурсы, необходимые для осуществления проекта

Материальные:

• Земля;

• Контейнер и два стаканчика;

• Лейка;

• Луковицы;

• Палочки для рыхления ;

Человеческие:

Количество взрослых, участвующих в проекте : 2 педагога

Количество воспитанников, участвующих в проекте :10 детей младшей группы.

Риски

Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства

Заключение

Наблюдая за развитием и ростом лука, мы сделали выводы:

Для правильного роста и развития лука необходимы: вода, свет, тепло, воздух, земля, в которой находятся все питательные элементы.

• Растения питаются, дышат, пьют воду.

• Им нужны хорошие условия. В таких условиях они не болеют, не вянут, а радуют нас.

• На них приятно смотреть, ими мы любуемся.

Живые организмы похожи между собой: растения, животные, человек – все питаются, двигаются, дышат воздухом, растут и размножаются, не могут жить без хороших природных условий.

Выгонка репчатого лука на перо не требует больших физических затрат. Нет необходимости создавать для его выращивания особых условий, он отлично растет в комнате. Достаточно посадить луковицу в банку с водой или в контейнер с землей и через 3 недели можно снимать урожай. В луке содержатся полезные для организма человека витамины, способствующие устранению заболеваний и укреплению иммунной системы человека.

Для развития познавательной активности детей использованы серия опытов - экспериментов для решения различных исследовательских задач. Все опыты -эксперименты зафиксированы в рисунках-аппликациях, работах по лепке.

Использование художественного творчества позволили приобщить к изобразительному искусству. Развитию воображения, формированию творческого образного мышления, развитию мелкой моторики, детского творчества.

В процессе проекта формировались умения детей отвечать на вопросы по поводу процесса посадки лука.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.

Вся эта работа помогла мне разнообразить познавательный процесс с детьми. Различные задания доставили удовольствие детям. Вследствие этой работы, считаю все поставленные задачи выполненными. Мною принято решение продолжать исследовательские действия с другими овощными культурами, с привлечением родителей в проектную деятельность.

Используемая литература:

1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М. ; Просвещение, 1992

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001

3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Часть1 СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004

4. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М. ; Просвещение, 1992

5. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?» М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002

Публикации по теме:

Подворье группы «Рябинка» — идеи для оформления огорода на подоконнике.Подворье группы «Рябинка» — идеи для оформления огорода на подоконнике. «В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты Окутывает дрожь. Куда, журча, ручей бежит, Прозрачнее стекла,.

Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду В конце ХХ века на одно из первых по знаменитости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру. Проект «Огород на окне»
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 10:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД