Формирование у дошкольников активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру. Проект «Огород на окне»

Татьяна Григорьева
Формирование у дошкольников активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру. Проект «Огород на окне»

Актуальность

Чем сильнее процессы урбанизации, тем дальше человек отдаляется от природы. Он живет, не замечая красоту окружающего мира. А люди, не способные ценить простые радости жизни, преимущественно несчастные люди, больше напоминающие биороботов. Живут, размножаются, но им не дано испытать настоящие чувства. А несчастные сами, они не способны сделать счастливыми других. Казалось бы, несущественные мелочи, но это впечатление обманчиво. Вот поэтому так важно приучать наших ребятишек с детства любить природу, учить их стремиться создать что-то важное и интересное своими руками. В этом может помочь огород на подоконнике в детском саду.

Ввиду чрезвычайной загруженности родителей, на дошкольное учреждение ложится основной труд по воспитанию детей и формированию у них общественно значимых качеств личности, к которым относится трудолюбие, чувство ответственности, взаимовыручки, умение ладить с коллективом, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективной работы, развивать чувство самоконтроля и так далее. Как ни странно, но огород на подоконнике в ДОУ может помочь в воспитательных целях.

Экологическое и трудовое воспитание являются очень важными разделами программы работы детского сада. Экологическое воспитание предполагает формирование у детей активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру. Проще сказать, детей учат не просто любить природу, но и видеть проблемы, находить способы их решения, нести ответственность за свои поступки, быть образцом для других. Этому прекрасно может поспособствовать огород на подоконнике в детском саду. Трудовое воспитание также должно помогать формированию определенных практических навыков, необходимых для успешного осуществления различных видов деятельности.

Целеполагание

Проблема:

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель проекта:

Формировать у детей познавательный интерес к растениям (лук) через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Задачи проекта:

1. Вызвать у детей интерес к объекту – луку, через проектно – исследовательскую деятельность, стихи, загадки и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

2. Дать знания, что растения живые их сажают, поливают, выращивают из луковицы.

3. Расширить знания и представления детей о полезных свойствах лука, его строении и условиях, необходимых для роста.

4. Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.

5. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

6. Получить положительные эмоции от полученных результатов.

7. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

8. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Результаты:

1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из луковицы.

2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.

3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Этапы реализации проекта

1 ЭТАП – подготовительный (1 неделя)

Приобретение необходимого оборудования (изготовление контейнеров, земля, удобрения, посадочный материал). Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.

2 ЭТАП – исследовательский (3 недели)

Методы работы с детьми:

• Наблюдение за ростом растений, проведение опытов.

• Уход за посаженными растениями (полив, рыхление почвы)

• Фиксирование результатов в рисунках - аппликациях.

• Ознакомление в процессе исследования с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки.

• Рассматривание иллюстрации, картины.

• Проведение НОД:

- «Посадка лука»

- по рисованию: «Однажды хозяйка с базара пришла…» (с использованием трафаретов)

- по лепке: «Лучок»

- по аппликации (кружковая работа) «Зеленый лук»

• Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения – человек:

- Проведение беседы - исследование: «Узнаем, какая земля?». Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая.

- Проведение опыта - эксперимента: «Вода и растения». Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений. Материал, оборудование: контейнер с землей и проросшим луком, который регулярно поливают и стаканчик с землей и луковицей не поливается совсем.

-Проведение опыта- эксперимента: «Солнце и лучок».

Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.

Материал, оборудование: контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, другой поместили в темное место)

- Проведение опыта – эксперимента: «Человек и лук». Цель: Выявить насколько луку необходим уход человека. Материал, оборудование: контейнер с землей и луком, который дети поливают, рыхлят, выбирают солнечное место, другой - стаканчик с землей и луковицей не поливают, не рыхлят землю, не ухаживают, поставили в темное место.

• Организация и проведение дидактических игр для закрепления знаний об овощах: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Лото Дары лета», «Что сажают в огороде», «Чья это тень», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Угадай на вкус», «Угадай по запаху», «Четвертый - лишний».

• Создание мини-энциклопедии «Лук от семи недуг».

• Презентация для детей «Зелёные витамины» (использование лука в пищу).

Методы работы с родителями:

• обсуждение темы проекта;

• оказание помощи в процессе создания мини-огорода в группе;

• консультация для родителей «Здоровье всему голова»;

• демонстрация презентации для родителей «Огород на окне».

3 ЭТАП – заключительный

Проведение анализа и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Мониторинг проекта

Вопросы для проверки знаний:

Какая по форме луковица?

Какого цвета она?

Покатайте луковицу на ладошке, пожмите ее. Какая она на ощупь?

Какой лук на вкус?

Покажите, где донце у луковицы.

Покажите, откуда будет расти зеленый лук.

Как мы будем ухаживать за луком?

Критерии оценки ответов на вопросы:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Уровни развития:

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Ресурсы, необходимые для осуществления проекта

Материальные:

• Земля;

• Контейнер и два стаканчика;

• Лейка;

• Луковицы;

• Палочки для рыхления ;

Человеческие:

Количество взрослых, участвующих в проекте: 2 педагога

Количество воспитанников, участвующих в проекте:10 детей младшей группы.

Риски

Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства

Заключение

Наблюдая за развитием и ростом лука, мы сделали выводы:

• Для правильного роста и развития лука необходимы: вода, свет, тепло, воздух, земля, в которой находятся все питательные элементы.

• Растения питаются, дышат, пьют воду.

• Им нужны хорошие условия. В таких условиях они не болеют, не вянут, а радуют нас.

• На них приятно смотреть, ими мы любуемся.

• Живые организмы похожи между собой: растения, животные, человек – все питаются, двигаются, дышат воздухом, растут и размножаются, не могут жить без хороших природных условий.

Выгонка репчатого лука на перо не требует больших физических затрат. Нет необходимости создавать для его выращивания особых условий, он отлично растет в комнате. Достаточно посадить луковицу в банку с водой или в контейнер с землей и через 3 недели можно снимать урожай. В луке содержатся полезные для организма человека витамины, способствующие устранению заболеваний и укреплению иммунной системы человека.

Для развития познавательной активности детей использованы серия опытов - экспериментов для решения различных исследовательских задач. Все опыты -эксперименты зафиксированы в рисунках-аппликациях, работах по лепке.

Использование художественного творчества позволили приобщить к изобразительному искусству. Развитию воображения, формированию творческого образного мышления, развитию мелкой моторики, детского творчества.

В процессе проекта формировались умения детей отвечать на вопросы по поводу процесса посадки лука.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.

Вся эта работа помогла мне разнообразить познавательный процесс с детьми. Различные задания доставили удовольствие детям. Вследствие этой работы, считаю все поставленные задачи выполненными. Мною принято решение продолжать исследовательские действия с другими овощными культурами, с привлечением родителей в проектную деятельность.

Используемая литература:

1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М. ; Просвещение, 1992

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001

3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Часть1 СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004

4. Саморукова П. Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М. ; Просвещение, 1992

5. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002

Публикации по теме:

Подворье группы «Рябинка» — идеи для оформления огорода на подоконнике.Подворье группы «Рябинка» — идеи для оформления огорода на подоконнике. «В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты Окутывает дрожь. Куда, журча, ручей бежит, Прозрачнее стекла,.

Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду В конце ХХ века на одно из первых по знаменитости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование у дошкольников активной жизненной позиции по отношению к окружающему миру. Проект «Огород на окне»
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 10:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Знакомство с ПДД в младшей группе» (вторая группа раннего возраста)
Фотоотчет «Знакомство с ПДД в младшей группе» ( вторая группа раннего возраста) Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим...
Конспект по художественно-эстетическому развитию «Щенок». Используемые технологии:...
Цель: Формирование умения детей рисовать в технике «сухая кисть» методом тычка, осваивая цветовую палитру: дополнительных цветов ( оранжевый) и оттенков (...
Загадки о посуде
Варю я пищу вашу К обеду - суп и кашу. ( Кастрюля) "Ш-ш-ш, - шипит картошка, - Подлейте маслица немножко". Вот это жар, вот это да! Раскалена (...
Уголок ИЗО в группе: помогаем детям раскрыть творческий потенциал
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию вариант оформления уголка изобразительной деятельности Тематические зоны в группе — обязательное...
Фотоотчёт «Посткроссинг. Привет из Рязани»
По крутому яру заросли кипрея, Глину подмывает гибкая Ока, И за ровным лугом вдаль и чуть левее, Нам Рязань открылась, но не вся пока. ( Сергей...