Елена Немкина
Проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Публикация «Проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей.
Задачи проекта :
Для работы с детьми
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
• Наблюдения за ростом растений;
• Беседы о значении овощей в жизни человека;
• Опытно-экспериментальную деятельность.
2. Воспитывать бережное отношение к растениям.
3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4. Формировать коммуникативные навыки.
Для работы с родителями
1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2. Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога
1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
4. Помогать детям добывать знания.
5. Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Время реализации проекта : 1 месяц.
Участники проекта : воспитатель, дети младшей группы, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Для детей: Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Принципы реализации проекта :
Принцип развития – ориентация на развитие личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
Принцип диалогического общения – открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
Принцип доступности – организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
Принцип системности – решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Формы реализации проекта :
Формы работы с детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки, оформление фотоальбомов.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Этапы реализации проекта :
I этап – установочный
-Диагностирование детей, анализ полученных результатов;
-Анкетирование родителей;
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
II этап – подготовительный
-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.
-Составление плана работы над проектом.
- Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
-Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
III этап (реализация проекта) - познавательно-исследовательский
Познавательная деятельность Трудовая деятельность Наблюдения,
экспериментальная деятельность Чтение художественной литературы Игровая деятельность Продуктивная деятельность Работа с родителями
Март Беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»,
«Какие растения можно вырастить на подоконнике». Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.
Игры – путешествия «Разноцветные плоды растений»
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Во саду ли, в огороде».
Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями.
Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Посадка семян укропа и петрушки, луковиц.
1.«Земля – какая она».
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
2. «Семена растений отличаются друг от друга»
Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга. 3.«Земля и растение»
Цель: Выявить насколько земля необходима для роста растений.
4.«Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для прорастания фасоли и роста растений.
5. Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке?».
Заучивание: А. Прокофьева «Огород» П/и «Огуречик»,
д/и «Что растет на огороде»,
«Четвертый лишний», «Найди пару»,
«Собери из частей целое». Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла».
Изготовление табличек - указателей с названиями растений Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).
Подготовка земли, материала для творческого оформления огорода.
Беседы «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений».
НОД «Посадка лука».
Рассказ воспитателя «Витамины в овощах». Посев семян томатов, перца.
Полив и уход за растениями на «огороде». 1.«Солнце и растения».
Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений.
2.«Тепло и растение» Цель: выявить потребности растения в тепле. Составление рассказов и сказок о луке «Как лучок появился на грядке»
Чтение: А. Барто «Морковный сок», русской народной сказки «Вершки и корешки» Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
Хороводная игра «Урожайная» Лепка овощей из пластилина.
Конструирова- ние из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов» Изготовление масок овощей для инсценировки «Огородная – хороводная».
Консультация для родителей «О луке – детям».
Составление рассказов об овощах по моделям.
Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание.
Пикировка рассады томатов, перца. 1.«Человек и растение».
Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком. Чтение отрывков из книги Д. Родари «Приключения Чипполино»,
Ю. Тувим «Овощи» Д/ и: «Ботаническое лото», «Найди овощ по описанию», «Отгадай по вкусу».
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». Аппликация «Лук».
Рисование «Помидоры в банке».
Оформление мини выставки «Наш урожай». Семейное оформление мини-энциклопедии «Чудо польза лука».
Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»
Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе.
Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Посев укропа, петрушки, моркови и гороха на грядках в огороде.
Высадка окрепшей рассады томатов и перца на огород. Чтение: И. Токмакова «Купите лук»,
Э. Успенский «Как капусту растили» Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол».
Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».
Д/и «Что сначала, что потом» Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике».
Акция «День добрых дел» (субботник по озеленению участка)
Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Маша и медведь. Витамин роста»
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.