наталия дмитриева
Проект «Осень золотая» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ гимназия №4 (Дошкольное отделение №2)
Экологический проект во второй младшей группе
г. о Подольск Московская область
2022г.
Методический паспорт
Тема проекта : «Осень золотая».
Публикация «Проект „Осень золотая“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
Экологический педагогический проект «Осень золотая» для реализации в системе общего дошкольного образования, направленный на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.
Руководитель проекта : воспитатель Дмитриева Н. С.
Исполнитель проекта : МОУ гимназия №4 (Дошкольное отделение №2)
Г. Подольск Московская область.
Юридический адрес исполнителя проекта : Г. Подольск, Московская область ул. Южный проезд дом 6.
Адресация проекта : проект предназначен воспитателям младших групп.
Проблема:
низкий уровень сформированности экологических представлений у дошкольников.
Дети этого возраста мало ознакомлены с изменениями в природе.
Цель проекта :
создать условия для знакомства с характерными особенностями осенних изменений в природе.
Причина: у детей группы маленький жизненный опыт и знания о природе, низкий уровень сформированности экологических представлений. Дети этого возраста недостаточно ознакомлены с изменениями в природе в осенний период, с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т. д.
Задачи:
1. Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, отмечать характерные особенности времени года – осени.
2. Расширять знания детей о влиянии различных природных факторов на изменения в живой природе.
3. Расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире.
4. Учить детей любоваться красотой природы.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Благополучатели проекта : дети второй младшей группы (3-4г.)
Тип: краткосрочный (октябрь месяц, исследовательский, игровой, творческий, на уровне ДОУ
Ожидаемые результаты: Обогатятся и расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах; пополнится словарный запас детей; дети научатся видеть красоту природы, любоваться ей и заботиться о ней.
Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Исполнители основных мероприятий: воспитатели, музыкальный руководитель.
Пояснительная записка
Актуальность:
Дети нашей группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и запас знаний; плохо знают сезонные особенности родного края; дети незнакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе; не могут ответить на интересующие вопросы: «Почему падает листва?», «Зачем и куда улетают птицы?», «Куда прячутся насекомые?».
Проект поможет детям найти эти ответы через практическую, исследовательскую деятельность, через эмоциональное восприятие, через прямой контакт с природой.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе.
В наше время, все чаще ставится вопрос об охране окружающей среды, об охране природы, которая нас окружает. Одна из важнейших задач для нашего общества прививать любовь и уважение к родной природе с самого раннего детства. Поэтому мы, взрослые, должны помочь малышам увидеть мир природы, который нас окружает в жизни, и научить ребенка беречь его.
Гипотеза проекта :
Проект поможет глубже и ярче изучить основные признаки осени, пополнить свои знания о родной природе. Дети научатся ценить и беречь природу. Улучшаться взаимоотношения между взрослыми и детьми, детьми между собой в процессе выполнения коллективных работ.
Методы проекта :
Наглядные: наблюдения, фотографии, картины, книги, и т. д.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, прослушивание песен об осени
Исследовательские: поиск материалов, продуктивная деятельность.
Игровые: Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, спортивные игры, пальчиковые игры.
Итоговое мероприятие: выставка детских работ «Осеннее дерево», музыкальное развлечение.
Содержание проекта :
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
Составление плана совместной работы с детьми, музыкальным работником и родителями.
Украшение группы.
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми, подбор художественной литературы, иллюстраций по теме, музыкальный репертуар, изготовление атрибутов, обогащение развивающей среды.
Сотрудничество с родителями:
1. Совместно с детьми собрать природный материал для изготовления поделок;
2. Дома вместе с детьми изготовить поделки из природного материала для выставки в детском саду;
3. Совершить родителям с детьми прогулки в осеннем лесу, парках, понаблюдать за явлениями в природе.
4. Папка -передвижка «Одежда детей в осенний период»
Музыкальный руководитель совместно с воспитателями:
Развлечение «Осеннее приключение».
Основной этап (практический)
Беседы: «Осень золотая», «В осеннем лесу», «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Сезонная одежда», «Что растет в саду», «Жизнь животных с наступлением осени».
Составление рассказов об осени.
Речевые игры:
«Разные вопросы» (Что растет на ветке? Где растут ветки? Кто живет на дереве? и т. д.) «Один и много» (дождь – дожди, гнездо – гнезда, сосулька – сосульки, лист – листья, насекомое – насекомые, дерево – деревья и т. д.)
Рассматривание картин:
И. Шишкин «Золотая осень», Исаак Левитан «Золотая осень», «Прогулка в лесу», «Уборка урожая», «Осень в деревне».
Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с осенью.
Экскурсии по территории детского сада с целью выявления признаков осени.
Наблюдения на прогулке:
- рассматривание листьев клена, рябины, березы;
- наблюдение за состоянием погоды; за небом; солнцем и т. д.
- наблюдение за цветами (астра, бархатцы, георгины).
- наблюдение за птицами;
- наблюдение за насекомыми;
- одежда осенью.
Рассматривание иллюстраций, обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Чтение художественной литературы:
Потешки:
Одеваемся дружок.
Листопад, листопад.
Осень, осень не спеши.
Чтение Р. Н. С. «Вершки и корешки», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Степанов «Был у зайца огород», В. Сутеев «Яблоко», Е. Бацева «Сказка про фрукты». Заучивание стихов об осени : «Вот и осень наступила».
Загадывание загадок о фруктах.
Художественное творчество:
Рисование:
«Осенний листок»
«Осеннее дерево»
«Осенний букет»
Аппликация:
«Овощи на тарелке»
«Грибы»
«Рябинка»
Лепка:
«Птичка»
«Яблоки»
Труд. Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Дидактические игры:
«Когда это бывает?», «Чей след?», «Что за птица?», «Назови растение», «Кто что ест?», «Грибы», «Овощи и фрукты», «Что растет на грядке?», «Подскажи словечко», «Назови ласково».
Сюжетно ролевая игра:
«Магазин. Овощи и фрукты».
Физическая культура.
Подвижные игры:
«Осенние ласточки», «Найди пару!», «Солнышко и дождик!», «У медведя во бору», игра-соревнование «Собираем урожай», «Съедобное, несъедобное».
Малоподвижные игры:
«1,2,3 – признаки осени назови» (с мячом).
Цель:
Упражнять в броске и ловле мяча. Закреплять признаки осени.
Спортивное развлечение «Осень к нам пришла»
Музыка.
Хороводные игры: Осень в гости к нам пришла.
Слушание П. И. Чайковского «Времена года».
Разучивание песен об осени, слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса», «Дождь».
Пляска с листочками, хоровод «Что нам осень принесла», песни: «Осенняя» А. Александрова, «Дождик» (кап-кап, тук-тук).
Пальчиковые игры.
«Мы капусту рубим», «Падают листья», «Это деревья в лесу…», «Этот пальчик в лес ходил».
Дыхательная гимнастика:
«Листья шелестят», «Сдуй листочек», «Сдуй капельку», «Листопад».
Заключительный
1. Выставка поделок в раздевалке «Осень золотая», выполненных родителями с детьми дома.
2. Развлечение «Осеннее приключение».
3. Выставка детских работ на тему «Осеннее дерево»
Итоги проекта :
1. Сформированы представления об осени (сезонных изменениях в природе, одежде людей)
2. Закреплены первичные представления о сборе урожая: овощей, фруктов, грибов, ягод. О пользе заготовке их на зиму.
3. Собирая и рассматривая на прогулке разноцветные листья, дети закрепили умение сравнивать их по форме и величине.
4. Расширились представления детей о домашних животных и птицах, особенностях поведения лесных зверей и птиц осенью.
5. Знают правила поведения в природе и частично применяют на практике.
6. Итоговый осенний праздник принёс детям много положительных эмоций!
Использованные ресурсы:
1. Громова О. Е. «Дидактические материалы по развитию речи детей 3-4 лет. Стихи о временах года и игры».
2. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Пр. и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005
3. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет».
4. Алябьева Е. А. «Итоговые дни по лексическим темам».
5. Селихова Л. Г. «Ознакомление с природой и развитие речи».
6. Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки».
7. Интернет - помощник: международный образовательный портал Maam.