Раиле Хабеева
Проект «Овощи и фрукты — полезные продукты» для детей 4–5 лет
Проект : «Овощи и фрукты-полезные продукты"
Вид проекта :
1. По количеству участников – коллективный (8 детей);
2. По направленности – межпредметный (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»)
3. По приоритету метода – творческий;
4. По контингенту участников – смешанный (дети 4-5 лет);
5. По продолжительности – кратковременный
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Овощи и фрукты — полезные продукты“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Овощи и фрукты — полезные продукты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
Залог здоровья дошкольников - правильное питание.
С самого детства мы только и слышим – нужно есть свежие фрукты и овощи, в них много витаминов, они очень полезные. А почему? Этого никто не объясняет. Давайте разберемся, что нам это дает, и в чем состоит польза фруктов и овощей.
1. Поднимают настроение – Фрукты и овощи сродни шоколаду – содержат вещества (селен и фолевую кислоту, которые способствуют выработке эндорфинов. Если что-нибудь не задалось или у тебя грустное настроение – съешьте яблоко или банан, и настроение улучшится.
2. Дарят бодрость – Фрукты и овощи содержат много воды – одновременно спасают от голода, и от жажды, быстро усваиваются. Если нужен заряд бодрости – лучшего решения не найти.
3. Добавляют витаминов – Сколько фармацевты не бьются над созданием супервитаминок, а идеального баланса найти не могут. Невозможно в одной таблетке уместить витамины так, чтобы все они гармонично усваивались! С овощами и фруктами такой проблемы не возникает – все гармонично, все усваивается!
4. Делают умнее – Овощи и фрукты помогут сохранить ясность ума и отличную память: недавно опубликовали результаты исследования, в котором выяснили, что 6-8 фруктов и овощей в день помогают лучше запоминать и решать математические задачи.
Дети привыкли считать, что вкусная еда это – чипсы, сухарики, конфеты, а любимые напитки – это кола, спрайт, фанта. Они отказываются употреблять полезную еду – каши, овощи в любом виде, даже фрукты едят выборочно. Дети знают и ждут, что мама вечером после работы, снова купит им шоколадку, пачку чипсов, колу и т. д.
А так как основы здоровья закладываются в семье, мы решили обратить пристальное внимание родителей и детей на здоровое питание, на пищу, богатую витаминами - овощи и фрукты.
Важно донести до сознания детей пользу употребления в пищу овощей и фруктов для здоровья человека, т. е. привить детям основы здорового питания.
Участники проекта : дети среднего возраста, воспитатель, родители.
Проблема нашего исследования: Дети мало знают о витаминах, необходимых для здоровья человека, содержащихся в овощах и фруктах, их полезных свойствах и недостаточно употребляют в пище натуральные овощи фрукты, которые необходимы им для сохранения и укрепления своего здоровья
Объектом нашего исследования: овощи и фрукты
Предмет исследования: свойства овощей и фруктов
Гипотеза: если в жизни человека овощи и фрукты важны и незаменимы, то значит этот продукт необходимо регулярно употреблять
Цель работы: Формирование представлений о правильном здоровом питании среди детей и родителей, о пользе употребления овощей и фруктов для нормальной жизнедеятельности организма в течение всей жизни, о здоровом образе жизни.
Задачи:
Обучающие:
- Расширить представления детей об овощах и фруктах : названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости);
- Познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для здоровья человека;
- Систематизировать знания о месте произрастания овощей и фруктов.
Развивающие:
- Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру;
- Формировать у детей представления о взаимосвязи здоровья и правильного питания;
- Формировать у детей умения перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и развивать творческие способности в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- Формировать у детей представления о взаимосвязи здоровья и правильного питания;
- Формировать культуру питания детей, желание бережно относиться к своему здоровью;
- Приобщать родителей и детей к совместной творческой деятельности.
Методы исследования:
Практические: опыты, эксперименты, наблюдения.
Наглядные: рассматривание иллюстраций из журналов, книг, энциклопедий, поиск информации в интернет ресурсах.
Словесные: знакомство с новыми терминами, беседы, чтение, обсуждение, обобщение подобранного материала.
Обработка полученной информации.
Материалы и оборудование:
Информационные: литературные источники, интернет источники
Человеческие: воспитанники 5-6 лет, родители (лица, их заменяющие)
Финансовые: затраты на материалы для оформления папки – передвижки
Материально- технические : компьютер, принтер
Практическая значимость: Материалы проекта могут быть использованы педагогами и родителями (законными представителями)
Ход исследования
1 этап: Подготовительный
- Создание предметно-развивающей среды
- Подбор литературы и иллюстративного материала по выбранной теме
- Подбор дидактических и настольно-печатных игр
- Наглядный материал для родителей (папка-передвижка «Овощи и фрукты - полезные продукты»)
- Подготовка консультации для родителей на тему “Здоровое питание - здоровый ребенок»
2 этап: Основной
Познавательное развитие
- Игровая ситуация «Помоги разложить овощи и фрукты по разным корзинам»
- Беседа «Какие витамины содержатся в овощах и фруктах»
- Беседа «Здоровый образ жизни»
- Беседа «Что можно приготовить из овощей и фруктов»
- Игровая ситуация: «Угадай, что это?», «Соленая или свежая?» (развитие осязания и вкусовых рецепторов)
- НОД «Путешествие во фруктовый сад» (В рамках реализации проекта по развитию речи)
Социально-коммуникативное развитие
- Дидактические игры: «Аскорбинка и ее друзья» (знакомство детей с витаминами, «Найди витаминам дом» (распределить витамины по овощам и фруктам,«Загадки с грядки»(силуэтное изображение овощей и фруктов, «Четвертый лишний»(развитие логического мышления, «Веселые поварята» (варим борщ и компот, «Чудесный мешочек» (угадывание овощей и фруктов на ощупь, «Узнай по вкусу», «Фруктовое домино», «Узнай блюдо», пазлы «Овощи и фрукты», «Подбери по цвету», «Найди пару»
Речевое развитие
- «Какой сок?», Какое варенье?», «Какой джем?» (Согласование окончаний имён прилагательных и существительных)
- «Назови ласково»(употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов) «Наши загадки»(составление описательных загадок об овощах и фруктах)
- «Один –много» (окончание существительных) - «Найди по описанию» (развитие связной речи)
- «Что где растет? (употребление предлогов)
- Разучивание стихотворений: Ю. Тувим «Овощи», разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, загадок
- Чтение: Сказка Д. Родари «Приключения Чиполино», белорусская народная сказка «Пых», С. Михалков «Спор овощей»,«Про девочку Юлю, которая плохо кушала», В. Сутеев «Мешок яблок», Г Сапгир «Загадки с грядки», С. Маршак «Синьор Помидор», В. Коркин «Что растет на нашей грядке?», Л. Зильберг «Полезные продукты».
- Театрализованная деятельность на празднике осени. (Инсценировка «Посадил дед репку»)
Художественно-эстетическое развитие
- Аппликация «Заготовки на зиму - Лепка «Овощи в тарелке»
- Пластилинография «Фруктовый сад»
- Коллективная работа «Витамины в овощах и фруктах»
- Раскраски «Овощи и фрукты» - самостоятельная деятельность детей Физическое развитие
- Подвижные игры: «Огуречик, огуречик», «Огородник» «Баба сеяла горох», «Царь Горох», «Овощи и фрукты», «Вершки и корешки»
- Хороводные игры: «Кабачок», «Урожай», «Яблоня», «По малину в сад пойдем», «Здравствуй, Осень».
- Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», «Овощи», «Капуста», «Варим, варим мы компот», «Наша грядка», «Мы стоим на огороде», «Яблоко», «У Лариски- две редиски, «Фрукты», «У девочки Ариночки овощи в корзиночке», «Огород»
3 этап: Заключительный
- Презентация детьми книжек-малышек по теме: «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Презентация по теме «Овощи и фрукты-полезные продукты»
В ходе презентации сообщается предмет, объект, цели, задачи, гипотезу по теме исследования.
Что такое витамины? Это вещества, необходимые для поддержания здоровья. Этих веществ много в овощах и фруктах. В каких именно? Познакомимся с некоторыми из них.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Яблоки — самый ценный фрукт из наших плодов. Свежие яблоки у нас не переводятся почти целый год. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями.
Есть в саду зелё ном чудо:
Листья ярче изумруда,
Серебристые цветы
И, как солнышко, плоды.
Лимон богат аскорбиновой кислотой, то есть витамином С, который повышает сопротивляемость организма к болезням, особенно простудам. Вот почему врачи рекомендуют лимон как профилактическое средство от гриппа.
Летом — в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою — в бочке,
Крепкие, солёные.
Огурцы на 96 % состоят из воды.
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а.
«Лук победный».
«Лук от семи недуг».
Лук и чеснок с давних пор славились своими
лечебными свойствами. В этих овощах большое
количество витамина С. Вдыхание паров лука и
чеснока хорошо помогает при кашле, ангине,
при насморке. Оба эти растения служат нам
и пищей, и лекарством.
«Нужнее всех из овощей
для винегретов и борщей.
Из урожая нового
красавица лиловая»
Свекла принадлежит к числу самых
полезных овощей. В ней много
аскорбиновой кислоты (витамина С) и витамина В. Если мы хотим сохранить в свекле больше витаминов, то её надо есть сырую.
«Привязан кустик к колышку, на кустике – шары,
Бока подставив солнышку, краснеют от жары»
Помидор, или томат, попал к нам из Южной
Америки. Сначала томат служил для украшения
клумб и подоконников. Затем его стали выращивать
как лекарственное растение, и только потом он
поселился на огородах и его стали употреблять
в пищу. В помидорах содержатся витамины С и В.
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен Витамин А.
Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться по пустякам, вам нужен
Витамин В.
Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен Витамин С.
Вот какие полезные овощи и фрукты! Про них даже пословицы и поговорки придумали!
1. Если будешь есть морковку, будешь бегать стометровку.
2. Если съешь ты огурец, будешь просто молодец!
3. Положи лимончик в чай - выпей витаминный рай!
4. Овощи и фрукты - самые витаминные продукты!