Татьяна Васильевна Глазистова
Проект «Память. Сталинградская битва»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Память»
Группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет № 6
Срок реализации:
1 месяц (февраль 2019)
Выполнила:
Глазистова Татьяна Васильевна
1 кв. категория
В вашей семье и под вашим
руководством растет будущий граж-
данин. Всё, что совершается в стра-
не, через вашу душу и вашу мысль
должно приходить к детям.
А. С. Макаренко
Публикация «Проект „Память, Сталинградская битва“» размещена в разделах
Цель проекта : Создание условий для формирования у детей духовно-патриотических качеств и гражданской ответственности за сохранение исторической памяти о героическом прошлом Отечества и родного края, о событиях и людях.
Задачи проекта :
1. Знакомство детей с историей великой Сталинградской битвы;
2. Способствовать развитию поисковой деятельности детей и родителей в рамках исторического прошлого семьи, Родины;
3. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны средствами приобщения к произведениям искусства;
4. Способствовать развитию физических качеств, как силу, выносливость, ловкость.
Срок реализации: 1 месяц.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Актуальность: Время быстротечно. Как мало осталось в живых участников Великой Отечественной войны. Даже дети войны уходят один за другим, унося с собой столько не сказанного о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. Именно благодаря героизму, мужеству советских людей, мы еще раз доказали всему миру, что «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» (Александр Невский) и на долгие десятилетия отбили всякую охоту переступать наши границы! Пронесем сквозь годы память о тех, кто ценой жизни сохранил её для потомков. Будем помнить!
Стратегия реализации проекта.
I этап - Рождение проблемы.
Большое значение для познавательного, социально-личностного, нравственного и патриотического развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с событиями, происходящими в годы Великой Отечественной войны.
Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с историей нашей страны.
Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенность в себе. Важно сформировать первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Детям предлагается обсудить вопрос «Что такое война? Почему мы должны хранить память о ней?» Выслушав разные версии, предлагаю поговорить об этой теме дома с родителями.
II этап – Мероприятия проекта
Мероприятия Задачи
Рассказ воспитателя «Сталинградская битва» Познакомить детей с историей великой Сталинградской битвы; о трудностях людей (взрослых и детей, переживших артобстрел в августе 1942 года и отвоевавших свой город
«Песни тех военных лет» Способствовать проявлению активного интереса к песням военных лет, широко отражающих военное прошлое.
Чтение стихотворения В. Попова «Отец и сын» Развивать интерес к художественной литературе; желание вникнуть в смысл произведения; выразить свое личное мнение.
«Письма с фронта» (чтение солдатских писем); рассматривание памятника «Мать-патриотка», «Наши матери» (из книги «Бессмертие подвига») Развивать любознательность, интерес к художественному слову; поощрять попытки самостоятельно придумать объяснение поступкам людей.
Игра «Солдатская каша» Развивать воображение, реализовать его в игре; адекватно проявлять свои чувства.
Спортивный праздник «Мы будем Родине служить» Развивать в игровой деятельности подвижность, выносливость, умение соревноваться в команде; воспитывать будущих защитников Родины.
Работа с родителями
• Консультация «Как рассказать ребенку о войне».
• Совместная деятельность родителей и детей «Нет войне. Мы мирные люди» (рисунки)
• Вовлечение родителей в поисковую деятельность «Мои родные в годы войны» (сбор информации о годах участия в боевых действиях ВОВ, о наградах. Заинтересовать родителей темой проекта; побуждать к совместным действиям вместе с ребенком;
способствовать желанию детей к познанию истории Родины, ее защитников в тяжелые военные годы.
III этап – заключительный
Предполагаемые результаты:
Дети узнают историю страны;
Узнают о фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников ВОВ, их фронтовых и трудовых подвигах);
Проявят интерес к произведениям искусства военных лет;
Повысят интерес к спортивным играм.
Литература
1. «Лаборатория педагогического мастерства» автор-составитель В. Лампман, С. Попова
2. «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» Авторы-составители: Н. Леонова, Н. Неточаева.
Рассказ воспитателя «Сталинградская битва»
Звуковое сопровождение – музыка из песни «Журавли» (Я. Френкель)
«Отгремела война,
Уже давно историей стала,
А никак не отпустит
Тревожную память бойца.
От фугасок и мин
Мы очистили наши кварталы,
Но какой же сапер
Разминирует наши сердца»
(Виктор Кочетков)
Наша беседа, ребята, посвящена мужественным и суровым дням Великой отечественной войны, тем страшным годам, когда гитлеровская армия, охваченная диким стремлением поработить народы всего земного шара, решила превратить его в единое фашистское государство.
В эти суровые годы войны на берегах Волги развернулась ожесточенная битва с фашистским захватчиками. 200 дней и ночей у стен Сталинграда происходило величайшее в истории сражение. Солдаты стояли насмерть, защищая каждый дом, каждую улицу.
Земля мамаева кургана была тогда черной. Черным был снег, перемешаны взрывами с землей. «Ни шагу назад!» - дали клятву защитники города Сталинграда.
Ожесточенные и кровопролитные бои шли на Сталинградском плацдарме днем и ночью, гремели взрывы бомб и снарядов.
В чудовищном хаосе огня и раскаленного металла на дыбы вставала сама земля.
23 августа немецкие танки ворвались в Сталинград. Здания рушились, падали стены, плавился асфальт улиц и площадей. Немцы были уверены, что Сталинград падет. Гитлер хвастал : «Мы штурмуем Сталинград и возьмем его!»
Но защитники города удерживали город любой ценой; «Выстоять и победить!»
Бои шли за каждый лом, за каждый этаж.
«Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед»…
И они победили! Город сражался так смело, что о нем теперь знают все люди земли!
Память о битве на великой реке Волге сохраняется из поколения в поколение благодаря памятникам, мемориалам, музеям.
После войны люди очистили город от горелого камня и обломков, построили новый и прекрасны город который называется сейчас Волгоград.
-Как вы думаете почему, почему его так назвали?
(город на Волге)
Я прочитаю всем стихотворение об очень важном месте города Волгограда, где шли самые ожесточенные бои во время Сталинградской битвы, - это место Мамаев курган:
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина.
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Всё надеется сыночка увидать.
Заросли травой степной глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придёт, не скажет: «Мама, я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой».(В. Боков)
Вечная слава защитникам Сталинграда, которые являются для всего мира примером стойкости, мужества и героизма!
Давайте почтим память погибших солдат отдавших свою жизнь за наше мирное небо минутой молчания.
(минута молчания)
«Помните!
Через века, через года!
Помните»
О тех, кто уже не придет никогда,
Помните!
(дети в память о защитниках Родины выпускают в небо воздушные шары).
(Приложение – презентация «Сталинградская битва. Мамаев курган»)
Песни тех военных лет
Идет война – до песен ли?
Зачем они в страшное военное время? Выжить бы, но надо выстоять и победить. И народ поет военные песни. Песни о войне - это песни о родине, о встрече и разлуке, об утрате и надежде. Песни которые свяжут ниточкой эти две, такие непохожие, военную и мирную жизни.
И эта нить времени не прервётся, пока будут петь военные песни.
С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня я расскажу вам о военных песнях, об их судьбах. Казалось бы, какие песни, когда идет война? Но солдаты пели. Песни были нужны всем: с песней солдаты шли в бой, с песней отдыхали на привале. А в тех, кто их ждал домой с войны, песни вселяли надежу, что их близкие и родные вернуться к ним невредимыми.
Звучит песня «Священная война»
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!
Эта песня написана в 1941 году. Стихи к песне написал Лебедев – Кумач. В тот же день они были напечатаны в газетах, стали звучать по радио. Услышав их, композитор Александров создал музыку. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам.
«Кто сказал, что надо бросить
песню на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне… (А. Твардовский)
Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.
- Дети, а вы знаете песни которые написаны о войне?
- А откуда вы их знаете? (ответы)
А вот с этой песней бойцы отправлялись на фронт. Стоит зазвучать этой песне, как сами возникают воспоминания: на перроне вокзала молодые юноши и девушки, уходившие на войну.
С этой песней и сейчас, в наше время отправляются в армию наши ребята.
Звучит песня «Прощание славянки»
Этот марш не смолкал на перронах
когда враг заслонял горизонт.
С ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт.
Он Москву отстоял в сорок первом,
В сорок пятом шагал на Берлин,
Он солдатом прошел до Победы
По дорогам нелегких годин.
И если в поход
Страна позовет
За край наш родной
Мы все пойдем в священный бой! (2 раза)
Шумят в полях хлеба.
Шагает Отчизна моя
К высотам счастья,
Сквозь все ненастья —
Дорогой мира и труда.
И если в поход
Страна позовет
За край наш родной
Мы все пойдем в священный бой!
«Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза»
Эти знакомые строки вовсе и не предназначались для песни. Эти строки из письма солдата. Невидимая нить любви связывала тогда тех кто воевал тех кто ждал.
Звучит песня «В землянке» (музыка Листова, слова Суркова)
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой
А знаменитая песня «Катюша» стала поистине народной и бессмертной. «Катюшей» назвали и самое грозное оружие той войны. В словах этой песни слова любви и дружбы. Любовь к родной земле.
Предлагаю детям спеть песню «Катюша» (музыка Блантера, слова Исаковского)
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой, ты песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед.
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит как она поет,
Пусть он землю сбережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Пусть он землю сбережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.
И час ПОБЕДЫ настал!
Когда мы слышим знакомую мелодию песни «день победы» никто не остается равнодушным. Нередко слезы наворачиваются на глаза. Авторы этой песни- композитор Давид Тухманов и поэт Владимир Харитонов. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия победы. Эта песня звучит везде. Ветераны считают ее своей фронтовой.
Чтение стихотворения В. Попова «Сын и отец»
«Сегодня будет день воспоминаний,
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день воспоминаний
О подвигах и доблестях отцов»
Мы никогда не видели разрушенных фашистами городов, не слышали воя сирены, извещавших о военной тревоге. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война - история.
Я хочу прочитать вам стихотворение Вячеслава Попова «Сын и отец»
Я отца попросил:
— Расскажи, как сражался,
Как поганых фашистов
В боях убивал.
Но отец о войне
Говорить отказался,
Только брови нахмурил
И тихо сказал:
— Ты что думаешь, сын,
Убивать очень просто?
Так в кино лишь бывает
И то не всегда.
— Но ведь это ж враги!
Я б их всех шашкой острой
Покрошил, если б только
Был взрослым тогда.
— Да, то были враги,
Но они тоже люди,
И у каждого дома
Детишки и мать.
Их погнали, как скот,
К нам фашисты-паскуды
И заставили силой
Всех нас убивать.
Но уж тут кто кого.
Жить нам тоже хотелось,
Да к тому же свой дом нам
Пришлось защищать.
На войне было все –
Кровь, жестокость и смелость.
И поверь, нелегко мне
Войну вспоминать.
Вопросы к детям:
1) Что вы почувствовали прослушав это стихотворение?
2) Прав ли сын в своих раздумьях?
3) Что сказали бы вы, зная, что враг пришел на нашу землю?
Ребята, мы живем с вами в мирной стране, где не грохочут танки, не рвутся снаряды. Мы с печалью и благодарностью вспоминаем своих героев, всех их, отдавших юность, сердце, помыслы, великому подвигу и победивших фашизм.
«Грозы прошли, годы прошли,
Время слезы стирает,
Но никогда в сердце людском
Прошлое не умирает»
Письма с фронта
Солнце светит,
Пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава…
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Звонкой мирной тишиной. (М. Садовский)
Ребята, послушаем тишину мира.
В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машины, чьи то шаги. Мирная тишина…
В ней не слышно звука выстрелов, рев танков. Но … было время, когда фашистская Германия напала на нашу мирную страну.
«И встал народ! Услышав клич земли,
На фронт солдаты родины ушли.
С отцами рядом были их сыны,
И дети шли дорогами войны.»
И провожали матери сыновей своих на бой кровавый (Рассматривание иллюстраций их книги «Бессмертие подвига»
Провожали с надеждой, что вернуться их сыны, мужья невредимыми. Ждали весточки с фронта.
Радовались получив простой треугольничек. Ведь эти треугольнички связь любви тех кто воевал и тех, кто ждал родных с победой.
Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына ее почитать.
На страницах застыли года.
Двадцать два ему будет всегда.
"Мама, я здоров и живой. "
А наутро последний бой.
Мелодия песни «В землянке»
Шли солдаты на Запад,
По дорогам войны,
Выпадал среди залпов,
Может час тишины.
И тогда на привале,
Опустившись в окоп,
Люди письма писали
Тем, кто был так далёк!
Читаем письма треугольники:
1)Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.
2)Дорогие, мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах.
Вспоминаю я поле, речушку.
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.
Все они верили, что разобьют враг и вернутся домой, но не всем суждено было вернуться назад. Сколько их погибло! Скольких не дождались домой.
Вот это письмо пришло без адреса, давайте прочтем его:
«Вы живые, знайте,
Что с этой земли мы уйти не хотели и не ушли,
Мы стояли насмерть у Волги реки. Мы погибли, чтобы жили вы!
Горит дрожащая свеча (зажигается свеча)
Не дунь на пламя сгоряча.
А ты, волшебный огонек,
О чем бы нам поведать мог?
Посмотрите, дети на горящую свечу. На что похож огонек пламени? (ответы детей). Где еще вы могли смотреть на пламя и думать о чем-то таинственном, важном? (ответы детей). Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата. Почему могила так называется? (ответы детей). Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, погибших на поле битвы во время войны. У Кремлевской стены, в Москве захоронен прах одного из таких солдат. Поэтому на надгробном камне написано: «Имя твое неизвестно». А что значит вторая часть надписи: «Подвиг твой вечен» (ответы детей). Эта надпись означает, что люди всегда будут помнить, что погибшие солдаты защищали Родину, своих родных и близких, своих детей и внуков.
«Дни весны наступающей им уже не даны,
На минуту встаньте товарищи,
В память всех не пришедших с войны»
Игра «Солдатская каша»
Воспитатель. – Ребята, хочу поговорить с вами о солдатской каше, которая помогла нашим воинам выстоять и разгромить врагов. Как вы думаете, ребята, какая каша считается самой солдатской?
Дети перечисляют названия каш.
Воспитатель. Самая солдатская каша – перловая. Оказывается, на Руси каша известна с глубокой древности, а само название «каша» имело значение «пиршество».
Давайте покажем нашим гостям, как правильно сварить кашу.
Дети встают в круг – «горшок». Договариваются, кто чем будет – «молоком», «солью», «сахаром», «крупой».
Все (хором).
Раз, два, три,
Кашу нашу, горшок, вари! (Идут по кругу, хлопая в ладоши)
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Наливаем молоко… (Ребенок – молоко входит в круг)
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Насыпаем соли мы… (Ребенок – соль входит в круг)
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Насыпаем сахара… (Ребенок – сахар входит в круг)
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Насыпаем мы крупу… (Ребенок – крупа входит в круг)
Каша варится: «Пых-пых!» (Идут в круг)
Для друзей и для родных. (Идут из круга)
Каша варится, пыхтит, (Идут в круг)
Вкусным запахом дразнит. (Идут из круга)
А теперь все друг за другом (Бегают кто куда)
Размешаем кашу кругом!
И попробуем-ка нашу (Ведущий раздает всем
Вместе сваренную кашу! тарелочки и ложки)
Её вместе поедим, (Гостей тоже угощают)
Всех, всех кашей угостим. (Встают у своих стульев)
Ведь варилась-то – «пых-пых» - (Громко говорят слова
Для друзей и для родных. и показывают на кашу)
Воспитатель. Молодцы, детишки – девчонки и мальчишки! Показали, как кашу варить.
Консультация «Как рассказать ребенку о войне»
Для чего это нужно? Родители часто переживают о том, что страшные рассказы о войне могут стать причиной ночных кошмаров. И действительно, не стоит малышам объяснять все подробности боевых действий. Следует дозировать информацию, учитывая возраст ребенка. При этом знание исторических событий, гордость за страну – основа патриотического воспитания. Дети должны помнить героизм предков, их подвиги.
Зачем детям рассказывать о войне? Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка. Мальчику рассказ о боевых действиях поможет сформировать образ мужественного и смелого героя. Девочки больше заинтересуются женскими ролями во время войны – заботой о детях, раненых солдатах. Рассказы о ратных подвигах помогают развить чувство патриотизма, гордости за свою страну и народ. За один раз поведать ребенку об Отечественной войне сложно. Поэтому лучше всего разделить беседу на несколько частей.
Как рассказать ребенку о войне? Следует учитывать возрастные особенности при составлении плана беседы. Самым маленьким можно прочитать небольшие стихи о войне, рассказать о медалях и наградах. Старших детей заинтересуют техника, оружие, подвиги героев. Для наглядности родителям стоит сводить ребенка в музей или к памятнику боевой славы. Зрительное восприятие усилит понимание героического подвига страны, поможет осознать недопустимость военных действий в будущем.
В старшем дошкольном возрасте уже можно заострить внимание на том, что взрослые и дети не жалели своих жизней. Они под пулями рисковали собой, пытаясь принести стране победу.
Родители о войне
Почти в каждой семье есть свои истории о дедушках и бабушках, которые участвовали в боевых действиях или трудились в тылу. Можно показать семейные фотографии, ордена ветеранов. Главное в таком разговоре – искренность.
Советы родителям: как рассказать детям о войне
-Рассказывать о войне следует простым, лаконичным языком. Чем младше ребенок, тем понятнее и доступнее должна быть информация.
--Не нужно пытаться рассказать все и сразу. Лучше разделить разговор на несколько частей. Об оружии поговорить в музее, о героизме – у памятника, о благодарности – создавая подарок ветерану.
-Детям старшего возраста обязательно нужно максимально правдиво доносить информацию о некоторых нюансах войны. Родителю следует быть готовым к нелицеприятным вопросам. Если нет желания отвечать сразу, предупредите ребенка, что он все узнает, но позднее.