Наталья Кононова
Проект ПДД «Безопасная дорога для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дети – это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Статистика утверждает, что именно они, не умея управлять своим поведением в экстренной ситуации, предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся обстановке на проезжей части, становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.
Избежать трагедии можно лишь воспитав человека соблюдающего правила дорожного движения, грамотного пешехода, а в будущем и
дисциплинированного водителя.
Публикация «Проект ПДД „Безопасная дорога для детей“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
С раннего возраста необходимо сформировать у детей навыки правильного поведения на дороге, научить серьёзно и ответственно воспринимать ПДД, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Так же важно чтобы повседневная тренировка внимания дошкольников в ДОУ сочеталась с личным примером родителей.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной задачей общества, требующей решения, при всеобщем участии, и самыми эффективными методами. Способствовать этому будет работа над данным проектом.
Тип проекта :
Творческо-информационный, краткосрочный (10 дней).
Участники проекта :
Дети средней группы, родители, сотрудник полиции.
Место проведения:
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко».
Цель проекта :
Сформировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи:
- Систематизировать знания детей по безопасности дорожного движения.
- Продолжать знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
- Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
- Привлекать родителей воспитанников к реализации данного проекта, повышать их сознательность в постоянном соблюдении правил дорожного движения – быть примером для детей.
Объект исследования:
Дорожные знаки, правила дорожного движения.
Ожидаемые результаты:
• Дети в соответствии с возрастом знают правила дорожного движения, дорожные знаки;
• Умеют применять знания ПДД при движении на улицах села, предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них;
• Родители воспитанников владеют знаниями об особенностях обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге;
• Повысилась сознательность родителей в соблюдении правил дорожного движения.
Список используемой литературы:
«Как обеспечить безопасность дошкольников» Белая К. Ю.
Программа «Светофор» Данилова Т. И.
«Дошкольникам о правилах дорожного движения» Степанкова Э. Я.
«Осторожные сказки. Безопасность для малышей» Шорыгина Т. А.
«Путешествие в страну дорожных знаков» Калашникова О. В.
«Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» Саулина Т. Ф.
Подготовительный этап
1. Постановка проблемы перед детьми: «Зачем нужно знать Правила дорожного движения?»
2. Обсуждение проблемы, довести до детей важность проблемы : «Если мы не будем соблюдать ПДД, то будет беда!»
3. Подбор методической литературы, наглядного материала, игр, информации через интернет для проведения ОД и итогового музыкально-спортивного квеста.
Основной этап
Мероприятия с детьми:
1. Беседа с детьми «Безопасный переход». Приложение 1.
2. Чтение сказки: «Спор на дороге». Приложение 2.
3. Прогулка около территории детского сада со знакомством дорожных знаков, разметки, тротуара, бордюра, с участием сотрудника полиции. Приложение 3.
4. Итоговый музыкально – спортивный квест «Знаток ПДД», с участием сотрудника полиции. Приложение 4.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- Консультация: «Как научить ребёнка не попадать в типичные дорожные «ловушки»» - размещение в музыкальном уголке и в группе. Приложение 5.
- Памятка для родителей – водителей: «Правила перевозки детей в автомобиле» - размещение в музыкальном уголке и в группе. Приложение 6.
Приложение 1
Беседа с детьми «Безопасный переход»
Цель:
Продолжать формировать представление дошкольников о безопасности дорожного движения.
Задачи:
- Познакомить с понятиями: пешеход, проезжая часть, тротуар, бордюр.
- Научить различать подземный, наземный, надземный переходы.
- Закрепить знания о передвижении пешехода по проезжей части.
Музыкальный руководитель:
Ребята, вы, конечно, знаете, что по улицам нашего села движется большое количество машин.
- Где же ходят пешеходы? (По тротуарам.)
- А кто такие пешеходы? (Пешеход – это человек, идущий пешком, методом ходьбы.)
Улицы разделены между водителями машин и пешеходами. Пешеходы ходят по тротуарам, а транспорт движется по проезжей части улицы.
- А что такое тротуар? (Тротуары - это дорожки, отделённые от проезжей части невысоким каменным ограждением - бордюром.)
Обязательно запомните, ходить нужно всегда именно по тротуару, и не в коем случаи не передвигаться по бордюру, так как с него можно легко упасть на проезжую часть.
Теперь представьте себе, что вам нужно перейти на другую сторону улицы. Для этого нужно воспользоваться правилами перехода, давайте их вспомним.
- Какие бывают переходы через улицу? (подземный, наземный, надземные).
Переходы бывают нескольких видов:
1. Подземный переход, часто встречается в городах, он обозначается таким знаком. (Показ знака.)
Вот подземный переход:
По нему идёт народ.
Переход прекрасный,
Тем, что безопасный!
В подземный переход нужно спуститься по лестнице, пройти по длинному тоннелю, расположенному под землей, и по другой лестнице подняться наверх. Вы окажетесь на противоположной стороне улицы.
2. Надземный переход, он тоже встречается в больших городах с широкими дорогами. (Показ знака).
Этот знак довольно прост-
Пешеход идёт на мост.
Тут поднялся – там сошёл,
Безопасно, хорошо!
Это застеклённые тоннели, поднятые на опорах высоко над улицей. Чтобы перейти через улицу по надземному переходу, нужно подняться по лестнице, пройти в тоннеле над проезжей частью и спуститься по другой лестнице.
3. Наконец, наземный пешеходный переход, он встречается и в нашем селе.
- Как обозначается пешеходный переход? (Его обозначают белыми полосками.) (Показ знака).
- Как его называют? («Зебра»).
Эта «зебра» не живая.
И детей и взрослых ждёт.
Пешеходам помогает,
Через улицу ведёт.
При переходе через улицу по наземному переходу пешеходам помогает светофор. Что же такое светофор и когда он появился на городских улицах? Первый светофор поставили сначала на железной дороге, а потом в 19 веке в столице Англии, городе Лондоне, его установили на городских улицах. У первого светофора было два сигнала — зеленый и красный. Сигналы светофора меняли вручную. В начале 20 века появились трехцветные электрические светофоры.
- Как помогает пешеходам и водителям светофор? (Он показывает, когда можно переходить дорогу пешеходам или ехать машинам, а когда нужно стоять и ждать).
- Какие сигналы светофора вы знаете? (красный, желтый, зелёный).
- Что же означают его цвета? (красный – стой, жёлтый – жди, зелёный – иди)
Светофор - друг пешехода,
Он стоит у перехода.
Он сигналы подаё т:
Ждать или идти вперёд.
Если вспыхнет красный свет,
Значит, перехода нет.
Если желтый - стой и жди,
А зеленый свет - иди!
Есть ещё несколько правил при переходе через дорогу.
Если у вас загорелся зелёный свет, не нужно сразу бежать, а сначала внимательно посмотрите по сторонам, проверьте, все ли машины уже остановились. И только убедившись, что все водители пропускают пешеходов, спокойно перейдите через дорогу.
При переходе через улицу, где нет светофора и зебры, нужно посмотреть сначала налево, а потом направо, и только потом переходить через дорогу.
Нельзя переходить дорогу, если едет машина, а вам кажется что она ещё очень далеко. Помните, у автомобиля очень большая скорость, всего за несколько секунд он может оказаться рядом с вами.
Так же нельзя выбегать на проезжую часть из-за густых кустов и высоких сугробов. Самое опасное, когда ни водитель, ни пешеход не видят друг друга до самого последнего мгновения.
А сейчас давайте вспомним, что мы с вами сегодня изучили.
- Какие виды переходов вы знаете?
- Сколько сигналов у светофора?
- Можно ли переходить через улицу, если горит красный свет?
- Можно ли переходить через улицу, если горит зеленый свет?
- Почему нельзя стоять на краю тротуара?
- Почему нельзя выходить на проезжую часть из-за машины, куста, дерева или сугроба?
Приложение 2
Сказка: «Спор на дороге»
Однажды поссорились между собой сигналы светофора.
- Я главный - сказал красный огонёк, потому что, когда я загораюсь, все останавливаются и не смеют двигаться дальше.
- Нет, я главный - сказал желтый огонёк, когда я загораюсь, все готовятся к движению – и пешеходы и машины.
- А когда я загораюсь - сказал зеленый огонёк, все начинают движение. Значит, я самый главный и все должны мне подчиняться.
Долго они так спорили, мигали своими огоньками и не видели, что твориться на дороге. А там была самая настоящая неразбериха – машины наезжали на пешеходов, не уступали дорогу друг другу, разбивая фары, и царапая кабины; пешеходы тоже шли, не дожидаясь, когда проедет транспорт. На перекрестке машины столпились в кучу, сигналили, мигали фарами. Даже если кто-то хотел уступить дорогу, то у него ничего не получалось – не дороге произошел затор.
- Что же мы натворили? - сказал красный сигнал светофора, увидев, что происходит на дороге.
- Неужели все это из-за нас? - удивился желтый сигнал.
- Нужно срочно исправлять положение и наводить порядок! - утвердительно произнес зеленый сигнал.
Огоньки начали, как и прежде, зажигаться по очереди – красный, желтый, зеленый. Долго они наводили порядок на дороге, и только когда движение было восстановлено, облегченно произнесли:
Мы, сигналы, все важны,
На дороге все нужны.
С тех пор они больше никогда не спорили и всегда загорались по очереди.
Ребята, а мы с вами должны запомнить, что означают сигналы светофора, и всегда слушаться их команды. Давайте вспомним, что же означает красный свет? (Стоп) Жёлтый? (Приготовится к движению) Зелёный? (Можно идти)
Приложение 3
Прогулка около территории детского сада.
Цель:
Наглядно познакомить детей со знаками и разметкой около территории детского сада.
Задачи:
- Учить детей свободно ориентироваться вокруг территории детского сада.
- Закрепить умение понимать значение некоторых дорожных знаков.
- Развивать внимательность, мышление, память.
- Воспитывать культуру поведения на проезжей части с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Знак «Въезд запрещён» - запрещает въезд всех машин.
«Тротуар» - это дорожка для пешехода, отделённая от проезжей части бордюром.
«Бордюр» – это невысокое каменное ограждение.
«Проезжая часть» – участок дороги для движения машин.
Знак «Пешеходный переход» – показывает участок проезжей части, выделенный пешеходу для безопасного перехода через дорогу.
Также место для перехода указывает чёрно-белая или жёлто-белая разметка «Зебра»
«Светофор пешеходного перехода» - мигающий жёлтый сигнал, используется для дополнительного привлечения внимания к пешеходному переходу.
Знак «Осторожно дети» - предупреждает о местах с большим количеством детей.
Знак «Стоянка» - указывает на площадку для машин.
Знак «Уступи дорогу» - означает, что нужно уступить дорогу всем машинам.
Приложение 4
Итоговый музыкально-спортивный квест «Знатоки ПДД»
Цель:
Обобщить, закрепить знания дошкольников по правилам дорожного движения, полученные при изучении проекта.
Задачи:
- Формировать навыки пространственной ориентировке (назад, вперёд, влево, вправо).
- Развивать наблюдательность детей, расширять знания об улице, дороге, перекрёстке.
- Учить детей определять, кто правильно выполнил правила, а кто их нарушил.
- Научить дошкольников соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по улице.
Ход мероприятия:
Под музыку дети входят в музыкальный зал, украшенный дорожными знаками.
Ведущий:
Ребята, а вы любите искать сокровища? (Да) Сегодня я предлагаю вам отправиться на поиски волшебной шкатулки правил дорожного движения. Для этого нам нужно собрать карту, кусочки которой спрятаны за знаками, и забрать которые можно только выполнив задание. В конце маршрута нужно собрать все детали в общую картинку, и найти шкатулку с сюрпризом. Преодолеть непростые испытания, можно лишь зная правила безопасного поведения на дорогах. Вы готовы проверить свои знания?
Ребё нок:
О правилах движенья
Знаем всё на свете
Задавайте нам вопросы
Мы на них ответим.
Ведущая:
Что бы найти первое задание, нужно отгадать за каким знаком оно прячется.
1 Загадка:
Этот знак совсем не сложный
Но зато такой надёжный.
Помогает он в пути
Нам дорогу перейти. (Пешеходный переход)
Ведущая и дети подходят к знаку «Пешеходный переход», на нём читают задание.
Ведущая:
Первое задание – Блиц-Викторина «Запрещается – разрешается» :
• Переходить дорогу на красный свет /запрещается;
• Кататься на самокате во дворе /разрешается;
• Кататься на самокате по проезжей части /запрещается;
• Вести велосипед за руль по пешеходному переходу /разрешается;
• Ездить на велосипеде, не держась за руль /запрещается;
• Переходя дорогу посмотреть сначала налево, затем направо /разрешается;
• Ехать на самокате и петь песню /запрещается;
• Уважать правила дорожного движения /разрешается
Ведущая:
Молодцы! С блиц - викториной справились, и вы получаете первую деталь от карты. Ищем следующее задание, слушаем загадку.
2 Загадка:
Я хочу спросить про знак,
Нарисован он вот так.
В треугольнике ребята,
Со всех ног бегут куда-то. (Осторожно, дети)
Ведущая и дети подходят к знаку «Осторожно, дети!», на нём читают задание.
Ведущая:
Ты, дружок, не торопись!
На самокате прокатись.
На конусы не наезжай -
Осторожно объезжай.
Игра: «Весёлый самокат!»
Дети на самокате, по очереди проезжают змейкой между конусами.
Ведущая:
Молодцы, аккуратно объехали препятствия, и за это вы получаете вторую деталь карты. Отгадываем следующую загадку.
3 Загадка:
Шли из сада мы домой,
Видим знак на мостовой:
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет! (Велосипедная дорожка)
Ведущая и дети подходят к знаку «Велосипедная дорожка», читают задание.
Ведущая:
Чтобы двигаться вперед,
Срочно нужен переход.
Чёрно-белые полоски
Нарисуем очень просто.
Игра: «Собери пешеходный переход»
Детям необходимо выложить пешеходный переход из чёрных и белых полосок.
Ведущая:
Пешеходный переход вы легко собрали. Давайте вспомним, какие ещё бывают переходы? (Подземный, надземный.) А кто может их показать? (дети показывают знаки пешеходных переходов на стене.) Молодцы, вы получаете ещё одну деталь карты, и слушаем следующую загадку.
4 Загадка:
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждёт.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. (Остановка транспорта)
Ведущая и дети подходят к знаку «Остановка транспорта», на нём читают задание.
Ведущая:
Знаки важные, дорожные –
Компас взрослых и ребят.
Дети! Будьте осторожны,
Выполняйте, что они вам говорят!
Игра «Найди пару»
Играющим раздаются картинки дорожных знаков. Под музыку дети двигаются по залу, как только музыка прекращается, каждый должен найти себе пару с такой же картинкой. Каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожный знак.
5 Загадка:
Если ты устал в дороге,
Если ехать далеко.
Отдохни шофёр немного,
Место здесь отведено! (Место отдыха)
Ведущая и дети подходят к знаку «Место отдыха», на нём читают задание.
Ведущая:
Вы тоже немножко отдохните,
Музыкальный номер покажите!
Песня: «Этот мир состоит из пешеходов»
Ведущая:
Спасибо ребята за музыкальную паузу, за неё вы тоже получаете деталь от карты. А у нас ещё загадка.
6 Загадка:
Ни во двор, ни в переулок,
Ни в пустячный закоулок,
Не проехать тут никак -
Не позволит этот знак. (Въезд машинам запрещен)
Ведущая и дети подходят к знаку «Въезд запрещён», на нём читают задание.
Ведущая:
Будем мы сейчас играть.
Дорожные знаки собирать.
Игра: Собери дорожный знак»
Дети берут рамочки от знаков (треугольник, прямоугольник, круг)
и накладывают на картинку соответствующего знака.
Ведущая:
Дорожные знаки собраны, вы получаете новую деталь. И стараемся отгадать следующую загадку.
7 Ведущая:
Если нужно позвонить,
Вам в дороге срочно.
Этот знак на телефон,
Вам укажет точно. (Телефон)
Ведущая и дети подходят к знаку «Телефон», на нём читают задание.
Ведущая:
Ребята, что бы узнать следующее задание, нам нужно позвонить. Как вы думаете, кто может задать вопрос по правилам дорожного движения? Конечно же, сотрудник ГИБДД. Давайте позвоним Владиславу Вячеславовичу, и попросим нам помочь.
Ведущая звонит сотруднику полиции по видео связи.
Ведущая:
Здравствуйте, Владислав Вячеславович!
Сотрудник полиции:
Здравствуйте, ребята!
Ведущая:
Владислав Вячеславович, мы сегодня с ребятами ищем сокровища правил дорожного движения. Но не можем найти последнее задание, чтобы получить деталь от карты. Может, Вы нам поможете?
Сотрудник полиции:
Конечно, помогу! Вам нужно ответить на мои вопросы.
Ведущая:
Мы готовы, задавайте!
Сотрудник полиции:
Сколько сигналов у светофора?
Дети:
Три!
Сотрудник полиции:
Какого они цвета?
Дети:
Красный, жёлтый, зелёный.
Сотрудник полиции:
Что они означают?
Дети:
Красный – стой, жёлтый – жди, зелёный иди.
Сотрудник полиции:
Молодцы! Можете забрать деталь от карты.
Ведущая:
Спасибо Вам большое, До свиданья!
Молодцы, ребята! Фрагмент карты вы заслужили. А что бы ещё раз закрепить значения сигналов светофора, давайте поиграем.
Игра: «Три огонька у светофора».
Когда горит зелёный сигнал светофора, все под музыку танцуют, жёлтый - останавливаются, смотрят по сторонам, красный – замерли.
Ведущая:
Ребята, вот и закончились наши задания, давайте теперь собирать карту.
Дети и ведущая собирают карту на доске, ведущая читает маршрут к сокровищам.
Ведущая:
Сначала вы друг другу улыбнитесь, (Ведущая и дети улыбаются друг другу.)
Потом покрепче за руки возьмитесь. (Ведущая и дети берутся за руки.)
Затем по залу змейкой вы пройдитесь, (Ведущая и дети идут змейкой по залу.)
И дружно все остановитесь. (Ведущая и дети останавливаются.)
Посмотрите вправо, (Ведущая и дети смотрят вправо)
Влево загляните. (Ведущая и дети смотрят влево)
И под зелёной пальмой,
Сокровище найдите! (Под пальмой находят шкатулку с медалями «Знаток ПДД»)
Под музыку ведущая награждает детей медалями.
Ведущая:
На этом наше «путешествие» по правилам дорожного движения заканчивается. Я надеюсь, что вы их хорошо усвоили и будите применять на проезжей части.
Под музыку дети уходят из зала.
Приложение 5
Как научить ребёнка не попадать
в типичные дорожные «ловушки»
Главная опасность – стоящая машина!
Стоящая машина опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.
Умейте предвидеть скрытую опасность!
Для перехода через дорогу нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.
И у светофора можно встретить опасность!
Сегодня на дорогах мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения : мчатся на высокой скорости, игнорируют сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зелёный сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают та: «Машины ещё стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.
Приложение 6
Памятка для родителей – водителей
Правила перевозки детей в автомобиле
Всегда пристёгивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребёнку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется Вами, то оно будет способствовать формированию у ребёнка привычки пристёгиваться ремнём безопасности.
Ремень безопасности для ребёнка должен иметь адаптер по его росту
(чтобы ремень не был на уровне шеи)
Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле, занимать самое безопасные места в автомобиле : середину и правую часть заднего сиденья.
Не высовываться из окон, не выставлять руки или какие-либо предметы.
Учите ребёнка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.
Приложение 7
Итог тематического проекта по ПДД
«Безопасная дорога для детей»
На минувшей неделе в средней группе № 2 детского сада «Солнышко» завершился творческо-информационный, краткосрочный проект по ПДД «Безопасная дорога для детей».
Поставленные задачи при реализации проекта были достигнуты.
Дети познакомились с такими знаками как: «Телефон», «Место отдыха», «Парковка», с понятием «Светофор пешеходного перехода». Повторили значения ранее изученных знаков «Въезд запрещён», «Уступи дорогу», «Главная дорога», «Осторожно дети», «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Ремонтные работы».
На прогулке с приглашённым сотрудником ГИБДД, воспитанники практически применяли полученные знания, рассказывали значение встречающихся дорожных знаков. Хорошо ориентировались около территории детского сада.
На заключительном спортивно-развлекательном квесте: «Знатоки ПДД» показали знания правильного поведения на улице, уверенно справлялись с проблемными ситуациями на имитированной проезжей части.
Можно сделать вывод, что в процессе работы над проектом у детей средней группы сформировались основы безопасного поведения на улице, знания правил дорожного движения.