Суханова Светлана Борисовна
Проект «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Перелетные птицы»
Данный проект представляет собой организацию самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых по представленной теме.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь и способствуют формированию характера.
Публикация «Проект „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Творческое название «Играя, учимся познавать мир птиц, - отвечает специфике внедрения проекта.
Известно, что все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными.
Использование занимательных игр помогает избежать утомляемости у детей и повысить интерес к выполнению тех или иных заданий.
Тип проекта : информационный, творческий.
Сроки исполнения: краткосрочный, неделя (пять дней).
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Направление: «Познавательно развитие».
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная, музыкально – художественная.
Актуальность проекта :
Началу проекта послужила необходимость дать детям представления о перелетных птицах, об их повадках.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Проблема:
- недостаточное знание детей о перелётных птицах;
- в семье не достаточно уделяют внимание бережное отношение к живой природе.
Идеи проекта :
• Развитие познавательных способностей дошкольника и родителя.
• Проявление интереса детей.
• Подготовка родителя к сотрудничеству с воспитателем и ребёнком.
Проект опирается на научные принципы её построения (в соответствии с ФГОС).
- Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
- Опора на внутреннюю мотивацию: с учётом опыта ребёнка, создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.
- Погружение каждого ребё нка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.
Цель проекта :
Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.
2. Уточнить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, подвести к усвоению понятия «перелетные птицы».
3. Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.
Гипотеза:
Если расширять и обогащать представления детей о перелетных птицах, посредством занимательных игр, то у них несомненно пополнится багаж знаний и будут развиваться мыслительные процессы и речевая деятельность
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие:
Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.
Закрепить представление о внешнем виде, частях тела. Воспитывать интерес к
живой природе, бережное отношение к птицам.
Речевое развитие:
Активировать в речи названия птиц и птенцов.
Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.
Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.
Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.
Социально-коммуникативное развитие:
Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.
Развивать ролевое взаимодействие.
Художественно-эстетическое развитие:
Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.
Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
Физическое развитие:
Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения
Ожидаемые результаты:
1. Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о перелётных птицах;
2. Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им (изготовление кормушек, книжек-малышек)
3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению отношений между родителями и детьми;
4. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
5. Активное участие родителей в реализации проекта.
.
Взаимодействие с родителями: предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за перелётными птицами, посмотреть и обсудить мультфильмы о перелётных птицах, сделать книжки – малышки о птицах, кормушки для птиц.
Схема реализации проекта.
Этапы проекта :
1 этап: подготовительный.
1. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, презентаций иллюстрационный материал по данной проблеме.
2. Оформление папки Лепбук по теме «Перелетные птицы»
3. Изготовление дидактических игр.
4. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности.
5. С помощью «метода трех вопросов» выявить знания детей о перелетных птицах.
6. Составить план мероприятий по областям, подобрать материал для продуктивной деятельности.
№ Образовательная
область Содержание
1. Познавательное развитие
Беседы: «Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются?».
«Птицы зиму переживут – весной песни запоют!», «Кто весной к нам прилетел?»
Прослушивание пения птиц в аудиозапаси
Дидактические игры: «Кто где зимует?», «Кто лишний?», «Разложи по порядку»
Игровые упражнения «Чей хвост у кого?»,
«У кого кто?»,«Кто о ком заботиться?»,
«Кто кем станет?», «Назови одним словом».
Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Весенняя сказка», «Гадкий утёнок».
Рассматривание иллюстраций и альбома с изображением перелетных птиц.
Рассматривание иллюстраций «Как дети делали скворечник»
Просмотр презентации «Перелетные птицы»
Викторина «перелетные птицы»
2. Социально-коммуникативное развитие Словесные игры: «Назови ласково», «Назови детёныша». «Один-много». «Кто как говорит».
Дидактические игры: «Расскажи о птице»,
«Улетает -не улетает», «Узнай птицу по описанию».
Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
3. Речевое развитие Чтение рассказов Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Н. Романова «Котька и птичка», Л. Толстой «Хотела галка пить», Е. Чарушина «Воробей», «Почему Тюпа не ловит птиц», В. Бианки «Чей нос лучше»,В. Флинт «Птичий календарь».
Разучивание стихотворений о птицах : «Скворец»
Загадывание загадок о перелетных птицах;
4. Художественно-эстетическое развитие
Аппликация «Скворечник».
Рисование «Перелетные птицы».
Лепка «Грачи прилетели!»
Рисунки на асфальте «Птицы».
Трафареты птиц и образцы схем рисования птиц.
5. Физическое развитие
Подвижные игры: «Птицы в гнездышках», «Филин и пташки». «Перелетные птицы», «Гуси», «Коршун», «Утка – Гусь», «Пчелка и ласточки». Игра с мячом «Поймай и назови».
Упражнение «Отгадай и присядь»
Физкультминутка: «Лебеди летят», «Птица», «Аист».
Пальчиковая игра: «Пришла весна», «Ласточка», «Птички»
Игры с прищепками «Одень перышки птички».
Игровое упражнение на развитие дыхания «Подуй на птичку».
2 этап: реализация проекта.
• Проведение бесед с детьми (см приложение №1).
• Проведение дидактических, сюжетно-развивающих игр (см приложения №2).
• Чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц и поговорок; загадывание загадок по теме (см приложение №3).
• Рассматривание картин, рисование рисунков по данной теме (см приложение №4).
• Наблюдение за птицами на участке детского сада (см приложения №5).
• Лепка из пластилина «Перелётные птицы».
• Совместная работа детей с родителями
• Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, просмотр и обсуждение мультфильмов
• Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике).
• Конкурс рисунков на асфальте «Птицы».
• Изготовление книжек-малышек совместно с родителями.
•
3 этап: результаты проекта.
Систематизировать знания детей о перелетных птицах.
Прививать у детей интерес к словотворчеству.
Игра – викторина «Перелетные птицы» (см приложение №6).
Выставка детских работ «Птицы в парке» (из пластилина).
Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в весенний период (изготовление кормушек, скворечников).
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие родителей в реализации проекта :изготовление родителями вместе с детьми книжек-малышек по теме «Перелетные птицы»
Выводы. В ходе реализации проекта у детей возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями; расширились знания и представления об особенностях жизни перелетных птиц; увеличился словарный запас по данной теме: дети в результате проведённой работы получили много новой информации о перелётных птицах. Узнали о их жизни, о повадках и различиях птиц. С большим удовольствием лепили и раскрашивали птиц. Принимали участие в изготовлении кормушек, книжек-малышек, что помогло укрепить взаимоотношения родителей и детей. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами, сообщениями о птицах, приготовленными родителями, виде папки лепбук. Главный результат проекта - это усвоение детьми, что все: и дети, и взрослые должны помогать птицам. Они стали более отзывчивыми и добрыми. В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц (постройка кормушек, скворечников, подкармливание птиц). Таким образом, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение в процессе работы.
Литература:
1. Литература:
2. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.
3. О. И. Крупенчук Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом ЛИТЕРА, 2005. – 208 с.
4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. М. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (средняя группа)/ Авт. -сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2013 – 415 с.
5. Черенкова Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Изд-во «ДОМ. XXI век», 2007г. – 154 с.
6. Т. С. Шорыгина «Птицы. Какие они?»-Москва 2002г.
7. М. А. Поваляева Развитие речи при ознакомлении с природой» - Ростов на Дону: «Феникс» 2002г.
8. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Грамматика в играх и картинках. Весна» Санкт – Петербург : «Паритет» 2005г.
9. Н. В. Алешина «Ознакомление с окружающим» (средняя группа). Москва 2000г.
10. В. Бианки Оранжевое горлышко. Издательство «Стрекоза – Пресс», 2001.
11. В. Бианки Чей нос лучше? Издательство «Малыш», 1984.
12. Н. Сладков Азбука леса: рассказы, сказки, миниатюры. - Смоленск: Русич, 2000.
13. Ю. Гордеев «Птицы тайги». Средне – Уральское книжное издательство, 1985.