Людмила Андросова
Проект «Пернатые друзья» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Пернатые друзья»
Вид проекта : групповой, исследовательско-творческий, долгосрочный.
Участники проекта : воспитатели Андросова Л. С., Барыльникова Ю. А., дети 5-6 лет, родители воспитанников, музыкальный руководитель, воспитатель изодеятельности, инструктор по физкультуре.
1 Этап. Целеполагание
Публикация «Проект „Пернатые друзья“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший раздел последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе и школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Ребенок для себя узнает много нового о птицах, какую ценность они имеют в жизни людей, узнают, как правильно необходимо заботиться о птицах, беречь их.
Выбор темы «Птицы наши друзья» обусловлен пониманием педагогов и родителей значимости цели, поставленной в этом проекте. В современной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека к природе, высказать свое суждение по этой проблеме.
И мы с родителями должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям. Поэтому мы решили создать проект «Птицы наши друзья». Так как считаем, что одной из основных задач в решение этой проблемы является создание таких условий в обучении, в которых ребенок может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность, осознать экологическую ценность природы в ее единстве с человеком, умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие, а затем, в содействие.
Цель: Обучение дошкольников исследовательской деятельности по изучению представлений о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
1. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами.
2. Развивать у детей познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц, их способом передвижения и поведением в стаях.
3. Развивать исследовательскую деятельность дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
4. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.
5. Формировать представления детей о птицах.
6. Воспитывать осознанное, бережное, эмоциональное отношение к окружающему миру.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Повышение уровня экологической культуры дошкольников:
1. Сформированность разных видов отношений детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
3. Устойчивый интерес к представителям окружающего мира - птицам.
4. Навыки исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
6. Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы.
8. Совершенствование и пополнение экологической среды группы.
II Этап. Разработка проекта.
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по теме «Птицы».
3. Подобрать экспонаты, модель птиц.
4. Составить план работы по реализации проекта.
Ш Этап. Работа над реализацией проекта :
План реализации проекта
Разделы комплексной программы «Детство» Формы и методы работы ответственные Сроки
1 2 3 4
1. Ребенок входит в мир социальных отношений Беседа: «Беседа о птицах», «Почему птицы осенью улетают?», «Что мы знаем о птицах?», «Как птицы находят путь домой?», «Птицы весной»
Д/и «Что надо для гнезда», «Путаница. Дидактическое лото», "Кто где зимует?", "Раздели птиц на перелетных и зимующих", «Помоги птичке найти свой домик», «Кто как разговаривает?» воспитатели октябрь- апрель
2. Ребенок познает природный мир Экскурсии: «В парк», «По территории детского сада», «Птицы наши друзья», «Покормите птиц зимой», наблюдение за птичьими следами, наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках, рассматривание скворечника, наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем
воспитатели В течение года
3. Развиваем речь детей Составление творческих рассказов «Птицы зимой», «Мои лесные друзья», «Рассказы о птицах из личного опыта детей»; загадок «Загадки-отгадки». «Птичьи дома». Обучение детей вести ролевые диалоги. воспитатели декабрь - февраль
4. Ознакомление с художественной литературой Чтение и обсуждение сказок, рассказов, стихотворений: Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц», А. Прокофьев «Снегири», В. Стоянов «Воробей», Р. Бухараев «Кормушка», В. Приходько «Воробей», Г. Скребицкий «Весна в лесу», В. Берестов «О чем поют воробышки?», И. Белоусов «Ласточка»,
воспитатели В течение года
5. В игре ребенок развивается и познает мир. Сюжетно-ролевые игры: «На птичьем дворе», «Где обедал воробей?», «Птичье кафе».
Дид. и развивающие игры «», «Кто как передвигается?», ,«Кто как голос подает?», «Кто где живет?», «Один - много», «Птичья семейка» воспитатели В течение года
6. Театрализованная деятельность Инсценирование и драматизация сказок и произведений: «Русские народные потешки о птицах», «Перелетные птицы». воспитате
ли октябрь - январь
7. Изобразительное искусство (аппликация, лепка, рисование, конструирование) Изготовление поделок, макетов, рисунков в соответствии с темой мини-музея: «Раскрашивание силуэтов птиц», «Нарисуй синичку», «Следы птиц», аппликация «Снегирь», лепка «Птичка», «Воробей», «Сорока», «Вылепи какую хочешь птицу» воспитатели
воспитатель ИЗО В течение года
8. Ребенок и музыка Разучивание песен и танцев: «Голоса птиц», «Воробей» (сл. А. Чепцова, муз. В. Герчик, нар. Песенка «Ласточка», «Зима прошла» (сл. М. Клоковой, укр нар. песенка «Веснянка». Муз. руководитель В течение года
9. Приобщение к двигательной культуре Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «Большая птица», «Птички в гнездышках», «Гнезда с ножками»
Развлечения: «В гостях у весны», «Перелетные птицы», «Кто лучше знает птиц?», «Плавающее перо». Инструктор по физ. культуре февраль - май
10. Работа с родителями Анкетирование. Консультации. Беседы. Оформление фотоальбома (совместно с родителями). Совместное изготовление и развешивание кормушек и скворечника для птиц, подкормка птиц на участке детского сада (совместно с родителями, изготовление рекламы (дети-родители). воспитатели В течение года
4 Этап. Заключительный.
1. Создание макета
2. Показ открытого занятия «Дома птиц».