Елена Брайнингер
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мой город Люберцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Одной, из составляющих духовно – нравственного воспитания является нравственно- патриотическое воспитание дошкольников. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой родины.
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Мой город Люберцы“» размещена в разделах
- Мой город. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Знакомство детей с родным краем формирует такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.
Для более успешной работы по патриотическому воспитанию мы взяли метод проекта. Проект—это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и взрослых.
Реализуя данное направление, следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному городу, познакомить с его историей и достопримечательностями.
Воспитывая у детей любовь к малой родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наш город Люберцы – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность города, помочь увидеть его неповторимость и красоту.
Проект «Мой город Люберцы» способствует не только духовно - нравственному воспитанию, но и развивает коммуникативные навыки.
Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.
Паспорт проекта «Мой город Люберцы»
Тип проекта : информационно – практико - ориентированный
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта : среднесрочный
Срок реализации проекта : четыре календарных месяца
Участники проекта : воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, учитель – логопед, родители воспитанников.
Актуальность: Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.
Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного города.
Поставив перед собой эту задачу, мы столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком наглядного и информационного материала для проведения занятий с детьми. Мы решили наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста в виде фотокниги «Люберцы – мой город родной»
Ожидаемый результат: повышение уровня знаний о родном городе, его достопримечательностях.
Цель проекта : формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории родного города Люберцы.
Задачи проекта :
Образовательные:
• расширять знания детей о родном городе Люберцы;
• закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности;
• формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
Развивающие:
• развивать внимание, память, речь, мышление, мелкую моторику, фантазию, творчество;
• развивать интерес к истории города, его прошлому и настоящему;
• стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации.
Воспитательные :
• воспитывать любовь к «Малой родине»;
• воспитывать чувство гордости за достижения людей, прославивших город Люберцы;
Социальные:
• способствовать активизации совместной деятельности родителей и детей в рамках реализации проекта.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап (февраль-март 2014 г.)
2. Основной этап работы (апрель - май 2014г.)
3. Заключительный этап (май 2014 г.)
Продукт проекта :
• Фотокнига «Люберцы – мой город родной»
• Итоговое занятие «Люберцы-частица большой Родины»
• Презентация проекта «Мой город Люберцы» на педагогическом совете ДОО.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.
2. Сбор и анализ методической литературы.
3. Подборка художественной литературы, иллюстраций, картин, слайдов, аудио и видеоматериала по темам занятий.
4. Подборка дидактических и речевых игр.
5. Разработка конспектов организационной образовательной и совместной партнерской деятельности детей и взрослых.
6. Проведение беседы с родителями на тему проекта.
7. Подборка тем и маршрутов целевых прогулок для детей с родителями.
2. Основной этап работы
Познавательное развитие:
Беседы:
• «Моя страна»
• «Москва – столица нашей Родины»
• «Мой родной город»
• «День рождения нашего города»
• «Самые красивые места нашего города»
• «Герои нашего города» (Ю. А. Гагарин, И. Н. Власов)
Организованная образовательная деятельности «Загадочный космос»»
Речевое развитие:
Развитие связной речи:
• Рассказ по картинке на тему: «Дом, в котором я живу»
• Рассказ по картинке на тему: «По дороге в детский сад»
• Рассказ по картинке на тему: «Путешествие по городу»
Организованная образовательная деятельность «Наш город. Моя улица»
Чтение художественной литературы:
• В. Степанов «Моя Родина Россия»
• М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний детства)
• К. Д. Ушинский «Наше Отечество»
• К. Паустовский "Моя Россия"
• З. Александрова «Родина»
• С. Михалков «Кремлевские звезды»
• П. Воронько «Лучше нет родного края»
• Г. Ладонщиков»Наша Родина»
• В. Степанов «Что мы Родиной зовем?»
Слушание стихотворений о Люберцах :
• Ю. Пронин «Мой город Люберцы»
• В. Юдаков «Люберцы»
• А. Рубцов-Младший «Люберцам»
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование:
• «Мой край родной» (техника Штампизм)
• «Весна в люберецком парке» (техника Паунтилизм)
• «Город Люберцы празднует День Победы»
• «Герб Люберецкого района»
• «Мой двор»
Совместная партнерская деятельность взрослых и детей «Загадочный космос» (техника Граттаж)
Аппликация:
• «Флаг России»
• «Флаг Люберецкого района»
• «Космические дали»
• Коллективная работа «Лучи дружбы»
Лепка:
• «Дерево под моим окном»
• «Детский сад»
• «Вечный огонь» (пластилинография)
Музыка:
• Слушание песни «С чего начинается Родина?» (слова М. Матусовского)
• Слушание гимна России
• Слушание гимна Люберецкого района
Социально – коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
«Собери картинки» (виды нашего города,
«Угадай по описанию»,
«Подбери словечко»
Сюжетно - ролевые игры:
«Путешествие по городу»
«Мы едем, едем, едем…»
«Экскурсия»
«Семья»
«Приглашаем в гости»
«А у нас во дворе»
Физическое развитие:
• Утренняя гимнастика (комплекс «Космонавты»)
• Игры – эстафеты
• Физкультминутки
• Дыхательная гимнастика
• Спортивный досуг ко Дню космонавтики
Организованная деятельность в режимных моментах:
Конструирование:
• «Моя улица» (из деревянного конструктора)
• «Дом, в котором я живу» (из мягких модулей)
• «Дорога в детский сад» (макет дороги)
• «Аллея Славы» (из бумаги)
Коллекционирование:
• Открытки с изображением города Люберцы (ретро)
• Открытки о Ю. Гагарине
Сотрудничество с родителями:
1. Консультация на тему: «Духовно – нравственное воспитание в ДОО и в семье»
2. Подборка тем и маршрутов целевых прогулок для детей с родителями с целью ознакомления с достопримечательностями родного города и проведения фотосъемки на их фоне.
3. Консультация для родителей «Организация экскурсии по городу во время выходных дней»
4. Экскурсия в музей имени Ю. Гагарина совместно с родителями
5. Посещение музея героя В. О. В. - Н. И. Власова в гимназии №5
6. Сбор фотографий «Я и мой город»
Заключительный этап
• Итоговое занятие «Люберцы-частица большой Родины»
• Создание фотокниги «Люберцы – мой город родной» с использованием фотографий, сделанных родителями во время целевых прогулок с детьми по достопримечательностям города.
• Презентация проекта «Люберцы» на педагогическом совете ДОО.
Рефлексия.
Проанализировав результаты диагностики, можем отметить, что у детей повысился интерес к истории родного города, его достопримечательностям, людям, которые в нем живут.
Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы фотоальбомом о нашем городе, «Люберцы – мой город родной».
Включение родителей в работу нашей группы детского сада сблизило их с детьми.
Приложение 1
Конспект
совместной партнерской деятельности взрослых и детей старшего дошкольного возраста по художественно – эстетическому развитию на тему: «Загадочный космос»
Авторы: воспитатели старшей
логопедической группы:
Е. В. Брайнингер Н. Н. Смирнова
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космосе и первом в мире космонавте Ю. А. Гагарине.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять и углублять представления детей о планетах солнечной системы, о полетах в космос.
• закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности;
• формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Развивающие:
• развивать внимание, память, речь, мышление, мелкую моторику, фантазию, творчество;
• расширять запас слов, связанных с понятием «Космос»
Воспитательные :
• воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, патриотизма.
Социальные:
• воспитывать умение прислушиваться к мнению товарищей.
Оборудование: модели планет на плакате, аудиозаписи, портрет Ю. А. Гагарина, глобус, деревянные палочки, салфетки.
Предварительная работа:
Беседы на темы: «Космос», «Первый космонавт»
Экскурсия в музей имени Ю. А. Гагарина
Рисование на тему: «Космические соседи»
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе
Подготовка листов для рисования техникой граттаж
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на ковре, на экране телевизора звездное небо, звучит космическая музыка.
Воспитатель : давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла ЛУНА, которая меняла свою форму.
Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы.
Давайте и мы с вами вспомним сейчас все, что мы знаем о космосе.
Кто же был первым космонавтом планеты?
(Первым космонавтом планеты был Ю. А. Гагарин).
Воспитатель :
С тех пор 12 апреля – день первого полета человека в космос, стал днем космонавтики.
А есть ли в нашем городе памятник космонавтам? (В нашем городе есть памятник Юрию Алексеевичу Гагарину).
А где он находится? (Он находится на Октябрьском проспекте, перед входом в музей)
Как называлась космическая ракета, на которой Гагарин поднялся к звездам? (Восток)
Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля!
Воспитатель :
Ребята, кто может попасть в отряд космонавтов? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Добавь слово»
Воспитатель : Космонавтом хочешь стать, должен много- много…
(Знать)
Воспитатель : Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (Труд)
Воспитатель : Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на (Планеты)
Воспитатель : Самый дружный будет наш
Наш веселый (Экипаж)
Воспитатель : Если в космос мы хотим
Значит скоро (Полетим)
Воспитатель :
Как называется окно в космическом корабле? (иллюминатор)
Что можно увидеть, если посмотреть в иллюминатор?
Загадки о космосе:
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной (Комета)
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический (Метеорит)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам (Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется (Земля)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый —
Знаю, то — не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце)
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу — серпом. (Луна)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)
Воспитатель :
Давайте мы нарисуем то, что увидел в иллюминатор Ю. А. Гагарин во время своего первого полета вокруг Земли.
Дети рисуют загадочный космос, используя уже знакомую им технику «граттаж».
Рефлексия: Ребята, вы молодцы, все справились с заданием. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Кто был первым в мире космонавтом? Где он учился? Где находится музей имени Ю. А. Гагарина? Что мы с вами рисовали? Интересное было путешествие?
Приложение 2
Конспект
итогового интегрированного занятия по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему :
«Люберцы -частица большой Родины»
Авторы: воспитатели старшей
логопедической группы:
Е. В. Брайнингер Н. Н. Смирнова
Цель: формирование чувства привязанности к своему родному городу, чувства патриотизма и любви к своей малой родине.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем городе.
• систематизировать знания детей о символике государства.
Развивающие:
• развивать память, коммуникативные навыки.
Воспитательные :
• воспитывать любовь к Родине, духовно - нравственные чувства.
Социальные:
• воспитывать доверие, доброту, готовность к сотрудничеству.
Предварительная работа:
Беседы: «Моя страна Россия», «Наша страна Россия», «Главный город нашей страны», «Герои нашего города».
Рассматривание карт России, города Люберцы.
Чтение и заучивание стихотворений о Родине, городе Люберцы.
Дидактические игры: «Составь картинку», «Подбери словечко», «Угадай по описанию»
Оборудование: флаг и герб России и города Люберцы, карта России, аудиозапись песни «С чего начинается Родина?», ватман для коллективной работы, цветная бумага, ножницы, клей, фотографии детей у достопримечательностей города, сделанные родителями во время целевых прогулок.
Ход занятия:
Воспитатель : Дети, как называется наша Родина? (ответы детей).
Наша Родина называется Россия. Она очень большая и красивая. Посмотрите на карту, действительно огромны просторы нашей Родины. Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. В одно и то же время где-то может идти снег, а где-то светить яркое солнце. Родина объединяет всех людей, живущих в нашей стране.
Послушайте песню Матусовского «С чего начинается Родина».
Воспитатель : о чём поётся в песне? С чего начинается Родина?
Ответы детей.
Правильно, с картинки в букваре, с песни, что пела нам мама, с хороших друзей. Каждый человек при слове Родина, вспоминает тот город, где он родился и вырос.
Прекрасно об этом написала поэтесса З. Александрова в стихотворении «Родина».
Дети читают стихотворение:
Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Под скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Воспитатель : хочется, ещё раз повторить последние строки стихотворения:
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
А, если я вас попрошу рассказать о Родине, о чём вы, расскажите?
Правильно, о самом дорогом и родном для вас месте, это о городе, в котором вы живёте, о детском садике, о своих друзьях, о родителях.
Как называется город, в котором вы живёте? (Люберцы)
Люберцы – это частица нашей страны, нашей Родины.
Наш земляк поэт, Гребенников Герман Алексеевич сочинил очень красивое стихотворение.
Дети читают стихотворение:
От Люберец берёт разбег Москва,
Крыло её – наш вечно юный город,
Мы имя «люберчане» носим гордо –
Во все края идёт о нас молва.
Она ликует радугой ковров,
Взмывает ввысь на грозных винтокрылах…
Исполнен град наш и красы и силы –
Гнездо творцов, бойцов и мастеров.
Воспитатель : этим стихотворением поэт подчёркивает важность нашего города для страны. У нас в городе есть заводы и фабрики, культурные центры, которые обеспечивают нашей Родине славу. Лучше о многозначности нашего города говорит герб Люберец.
Что такое герб?
Это знак, рассказывающий о том городе или стране, которым он является.
Вот посмотрите на герб нашего города (рассматривают герб).
Основой символ-это феникс, один из древнейших символов в истории человечества, символ возрождения, бессмертия и мужества. Возрождаясь из пламени, он становится с каждым разом сильнее. В гербе Люберец феникс символизирует жителей, благодаря которым округ растет и развивается. Это образ обновления, движения вперед.
Серебряная античная колона, на которой сидит феникс-это символ мудрости и те основы, которые заложили многих поколения, жившие на люберецкой земле.
Символика звезд комет многозначна. Это как символ высоких идеалов, так и символ безграничной научной мысли, звезда указывает на предприятия, связанные с космической и авиационной отраслью.
Поле щита, разделенное на изогнутые клинья, напоминающие вращение лопастей вертолетного винта, символизирует вертолетостроение.
Зубчатое колесо-символ промышленности и машиностроения.
Какие еще символы вы знаете? (флаг)
Флаг, разработанный на основе герба, языком символов и аллегорий отражает исторические, культурные и экономические особенности городского поселения.
Основная идея флага заключена в звезде с серебряным хвостом, имеющей многозначную символику. Взлетающая звезда аллегорически символизирует полёт в космос Юрия Алексеевича Гагарина, начавшего свой трудовой путь на люберецкой земле; звезда отражает безграничность научной мысли: образование и наука составляют основную часть производственного потенциала городского поселения; звезда, устремлённая ввысь, также указывает на зарождение и развитие в Люберцах вертолётостроения.
Остриё — символ вершины, ускорения, стремления вперёд.
Кайма острия составляет литеру «Л» — заглавную в названии города.
Голубой цвет (лазурь) — символ чести, духовности, возвышенных устремлений, небесных просторов — усиливает символику главной фигуры флага.
Красный цвет — символ трудолюбия, силы, мужества, красоты и праздника. Белый цвет (серебро) — символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Жёлтый цвет (золото) — символ творчества и интеллекта, богатства, стабильности, солнечного света.
Воспитатель : все вы побывали в разных местах нашего города и приняли участие в создании фотокниги «Люберцы – мой город родной» про достопримечательности Люберец.
Давайте посмотрим на фотографии и вспомним события, связанные с этими памятниками.
Дети показывают свои фотографии и рассказывают, где они побывали вместе с родителями.
Воспитатель : очень много людей внесли свой вклад в развитие и улучшение жизни в родном городе. Давайте и мы с вами будем беречь наш город и делать все возможное, чтобы город Люберцы процветал.
Предлагаю вам сделать фотоколлаж о нашем городе. С помощью чего мы можем передать наше хорошее весеннее праздничное настроение? (Дети вспоминают воздушные шары).
Из цветной бумаги дети вырезают воздушные шарики, приклеивают их на ватман, и на шарик наклеивают свою фотографию у памятного места города.
Фотоколлаж готов!
Рефлексия:
Ребята, посмотрите, какая красивая работа у нас получилась, вы молодцы!
Давайте вспомним, что мы называем малой родиной? Какая бывает символика? Какие знаменитые люди жили и живут в нашем городе?
Приложение 3
Методическое и дидактическое обеспечение проекта
1. Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» - М. : Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003;
2. Г. Н. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М. : издательство «Скрипторий», 2003; 2010;
3. М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева «Мониторинг патриотического воспитания в детском саду : методическое пособие» - М. : ДРОФА, 2010;
4. Т. А. Шорыгина «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание – М. : Прометей. Книголюб. 2005;
5. «С чего начинается Родина?» под ред. Л. А. Кондрыкинской
6. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева
7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2016.
Интернет ресурсы:
https://zanimatika.narod.ru Знаем и любим Россию
https://www.portal-slovo.ru/ Образовательный портал «Слово»
https:// 1september.ru Образовательный портал «Первое сентября»
https:// solnet/ru Детский портал «Солнышко».
nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников
netprint.ru Печать онлайн
Приложение 4
Фотокнига
«Люберцы – мой город родной»