София Мошкова
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «От народных традиций до истоков добра»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Название проекта : «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» 2. Творческое название проекта : «От народных традиций до истоков добра» 3. Проблема. Как в условиях современного общества привить детям старшего дошкольного возраста духовно-нравственные ценности на основе народных традиций.
4. Актуальность
Публикация «Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников „От народных традиций до истоков добра“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди вс реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. На современном этапе в соответствие c введением ФГОС ДО одним из направлений познавательного развития предусматривается формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного возраста. Русские народные традиции - одна из составных частей культурного наследия русского народа, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д.
В настоящее время для нашего общества стало актуально обращение к истории, опыту прошлого, истокам, их осмысление. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
5. Цель проекта : создание условий и системы работы в области развития духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе народных традиций.
6. Задачи реализации проекта :
Образовательные:
- Формировать первоначальные представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов;
- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в рамках инновационного проекта.
- Разработать методические материалы для организации работы по духовно-нравственному воспитанию детей (конспекты организованной образовательной деятельности, досугов, сюжетно-ролевых игр, организации предметно-пространственной среды);
- Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно - образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх.
Развивающие:
- Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Воспитательные :
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
- Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;
- Воспитывать любовь и уважение к истории, культуре, обычаям и традициям русского народа.
7. Участники проекта : Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
8. Вид проекта : познавательно-творческий.
9. Основные формы организации проета :
Организация ООД воспитателя с детьми (окружающий мир, восприятие художественной литературы и фольклора, рисование, лепка, аппликация)
Народные праздники, развлечения, досуги.
Экскурсии, викторины.
Самостоятельная деятельность детей.
Работа с родителями по оснащению предметно-развивающей среды.
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
10. Формы работы с родителями:
Консультации для родителей
Информация на стенде
Папка-передвижка
Памятка, буклеты.
Совместная работа с детьми
Индивидуальная работа с родителями (организация тематических досугов, развлечений)
Участие в выставках, конкурсах, акциях.
11. Методы и приемы:
1. Наглядные:
- рассматривание иллюстраций;
- демонстрация презентаций, мультфильмов, познавательных видеороликов;
- показ образца.
2. Словесные:
- чтение и рассказывание литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- рассказы детей по иллюстрациям;
- объяснение;
- заучивание закличек, песен, стихов.
3. Практические:
- моделирование
- творческие упражнения (самостоятельная деятельность детей)
4. Игровые:
- Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;
- Подвижные, малоподвижные игры;
- Игры-забавы, игры-драматизации.
12. Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник :
здоровьесберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, пальчиковая гимнастика. ействия педагога с детьми
информационно-коммуникативные технологии
игровые технологии
использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности.
13. Методическое обеспечение:
1. Артюхова И. С., Антонова М. В. Россия – наш общий дом. Моя Мордовия. - М. : ООО «Русское слово - учебник»,2017.-96с.
2. Беляева Н. Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы/Под ред. д-ра ист. наук проф. В. И. Козлова; Мордов. гос пед ин - т. - Саранск 2000.-260с.
3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1999. - 168 с.
4. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» - Саранск. : Мордовское книжное издательство,2011г.
5. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края : программа, конспекты занятий / авт. – сост. Тимофеева Л. О., Волохова Н. Н. - Волгоград: Учитель, 2015г. -173с.
Интернет-источники :
1. https://slavyanskaya-kultura.ru
2. https://www.ethnomuseum.
Приложение.
1. Картотека народных игр.
14. Реализация образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
15. Этапы реализации проекта
I этап: Подготовительный этап (Срок с 1.09.2019 г. по 31.09.2019 г.)
Деятельность педага:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор и создание слайдов, презентаций, мультфильмов.
- подбор материалов для продуктивной деятельности детей;
- создание и подбор картотек по теме проекта;
-подбор наглядно-дидактических пособий, атрибутов для музыкально-художественной и игровой деятельности.
Совместная деятельность:
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
определение круга актуальных задач.
II этап: Практико-ориентированный этап ( Срок: с 1.10.2019 г. по 10.05.2020 г.) :
- реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
- формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.
III этап: Заключительный (обобщающий) этап ( Срок: с 10.05.2020 г. по 31.05.2020 г.) :
- мониторинг эффективности системы работы по формированию представлений у воспитанников о русских традициях посредством народной культуры;
- проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
- обобщение и распространение опыта внедрения данной системы через участие в педагогических конференциях, практических семинарах. Публикации в СМИ, участие в профессиональных конкурсах;
- отчет о реализации проекта на педагогическом совете.
16. Ожидаемые результаты:
1. Расширение кругозора детей о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, о многообразии русского народа;
2. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю;
3. Формирование представлений о культуре и обычаях своего народа;
4. Усвоение детьми морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага;
5. Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу;
6. Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма;
7. Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т. д. ;
8. Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности;
9. Обогащение родительского опыта по формированию представлений у воспитанников о традициях русского народа.
Дорожная карта проекта «От народных традиций до истоков добра»
№
Содержание
Сроки
Ответственный
Подготовительный этап
Работа с детьми
1.
Диагностика (Определение уровня знаний детей по теме проекта).
сентябрь
Воспитатель
2.
Беседа с детьми «Что такое традиция?»
сентябрь
Воспитатель
3.
Показ презентации «Народные традиции» Обсуждение темы проекта, задач с детьми.
сентябрь
Воспитатель
Работа с участниками проекта
1.
Разработка плана мероприятий на год
сентябрь
Воспитатель
2.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
сентябрь
Воспитатель
3.
Подбор необходимой литературы по данной теме.
сентябрь
Воспитатель
Работа с родителями
1.
Информация на стенде. Знакомство родителей с целью и задачами проекта.
сентябрь
Воспитатель
2.
Подбор и изготовление необходимого материала для реализации проекта.
сентябрь
Воспитатель
Практический этап
Работа с детьми
ООД «Мой родной город»
Просмотр видеофильма «Ой ты Русь – матушка».
Беседа «Матушка – Осенины».
Рассказ о празднике «Покров Пресвятой Богородицы» и традициях, связанных с этим праздником.
Беседа «Хлеб – всему голова»
Игра-хоровод «Капустинские хороводы» Чтение К. Паустовский «Тёплый хлеб»
ООД «Путешествие в прошлое: знакомство с жилищем, бытом русского народа»
Игра – забава «Бояре».
Просмотр презентации «Труд крестьян».
октябрь
Воспитатель
Беседа на тему: «День народного единства»
Просмотр презентации «Русский национальный костюм»
Рисование «Распись мордовской рубахи».
ООД "Путешествие в историю русской национальной одежды"
Декоративное рисование: «Украшение фартука»
Дидактическая игра «Наряди матрёшку»
Рассматривание иллюстраций «Русский национальный костюм».
Дидактические игры: «Дома разных народностей».
Пальчиковая гимнастика «Матрешки».
Ноябрь
Воспитатель
Знакомство детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец».
Беседа «Посуда вчера и сегодня»
Изготовление предметов домашнего обихода в технике папье-маше (чугунок, посуда).
Просмотр мультфильма «Волшебная птица».
Сюжетно-ролевая игра «Магазин промыслов». Дидактическая игра «Определи элементы узора».
ООД «Путешествие в мир народной игрушки»
Мастер-класс «Изготовление тряпичной куклы»
Рассказ о празднике «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».
Декабрь
Воспитатель
Беседа «Рождественские посиделки»
Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов, колядок.
ООД «Рождественские традиции на Руси».
Оригами «Ангел».
Русская народная игра «Золотые ворота — круговые».
Рассказ К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы» Г. Скребицкий «Четыре времени года»;
Подвижная игра «Салки» (русская народная игра)
Игра – викторина «Зимние забавы на Руси»
Январь
Воспитатель
Просмотр презентации: «Богатыри на Руси».
Беседа «Рассказ о русских традициях – проводы в армию»
Беседа: «Масленица, обычаи и традиции».
Заучивание хороводных песен: «На горе-то калина», «Землюшка-чернозем», «А я по лугу», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок».
Разучивание частушек «Как на масляной недели».
Лепка из соленого теста каравая, кулича.
Подвижная игра «Мельница».
Спортивные состязания «Смелые, сильные, ловкие».
Февраль
Воспитатель
Беседа «Встреча весны на Руси»
Презентация «Фольклор – народная мудрость».
Знакомство с произведением С. Михалкова «Как мужик корову продавал» и его инсценировка.
Игра - драматизация «У колодца».
Разучивание песни- заклички «Жаворонушки, прилетите - ка»
Фольклорный праздник «Весенние посиделки»
Рисование «Птица в городецкой росписи»
Дидактическая игра «О чем говорят пословицы?»
Русская народная игра «Золотые ворота — круговые».
Март
Воспитатель,
муз. руководитель
Русская народная игра «Верба-вербочка», «Заря-заряница»
«Что такое Пасха?» беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций.
Беседа и разыгрывание ситуации: «Как Марьюшка детей растила».
Аппликация: «Пасхальная открытка».
Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.
Роспись «Пасхальное яйцо»
Рассказ о еде наших предков «Щи да каша – пища наша».
Экскурсия в мордовский национальный музей.
Апрель
Воспитатель
Рассказ воспитателя и муз. руководителя о гуслях, ложках, трещетках. Слушание звучания инструментов.
Пересказ русской народной сказки «Как аукнется – так и откликнется».
Хороводная игра «Семик, девки, да и троица».
Аппликация «Берёза – символ Святой Троицы».
Игры с ведущим (водящим) : «Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке».
Праздник «Троица – зеленые святки»
Май
Воспитатель
Работа с участниками проекта
Консультация: «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры».
Октябрь
Воспитатель
Консультация «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»
Декабрь
Воспитатель
Консультация «Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Февраль
Воспитатель
Картотека народных игр для дошкольников.
Апрель
Воспитатель
Работа с родителями
Акция «Сделай коллаж о традициях своей семьи»
Консультация для родителей: «Развитие нравственных качеств личности дошкольников посредством приобщения к народной культуре»
Оказание помощи в создании мини-музея «Русская изба».
октябрь
Воспитатель
Консультация: "Народное искусство и детское творчество"
Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций, созданию русского народного костюма.
ноябрь
Воспитатель
Консультация: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Оформление тематической папки-передвижки «История игрушки на Руси».
декабрь
Воспитатель
Выставка семейных работ «Рождественская открытка».
январь
Воспитатель
Буклет «Как праздновать масленицу»
февраль
Воспитатель
Выставка книг «Русские народные сказки».
март
Воспитатель
Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
Экскурсия в мордовский национальный музей
Конкурс на лучший рецепт каши моей бабушки
апрель
Воспитатель, родители
Экскурсия к вечному огню
май
Воспитатель, родители
Список использованной литературы: 1. Богомолова М. И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей : Учебно-методическое пособие. - Тольятти, 2018. 2. Ботякова О. А. и др. Российский Этнографический музей – детям: Методическое пособие. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 3. Бударина Т. А., Корепанова О. Н., Куприна Л. С., Маханева О. А., и др. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. 4. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду» СПб «ДЕТСТВО ПРЕСС»2018. 5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб. Детство-Пресс, 2016. 6. Лунина Г. В. «Воспитание детей на традициях русской культуры». - СПб, 2015. 7. Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., Николаева С. Р., и др. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 8. Парамонова Л. А. Истоки : Примерная образовательная программа дошкольного образования. - 5-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2014. 9. Покровский Е. А. Русские народные игры : Образовательные проекты. – М. : Сфера, 2017. 10. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М. : ТЦ «Сфера», 2015. 11. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - Москва. Скрипторий, 2013. 12. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.