Приложение МААМ

Проект по формированию финансовой грамотности дошкольников «Всё о деньгах с героями сказок»

Кристина Антонюк
Проект по формированию финансовой грамотности дошкольников «Всё о деньгах с героями сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

по формированию финансовой

грамотности дошкольников

«Всё о деньгах с героями сказок

Для детей дошкольного возраста (3-5 лет)

Составители:

Антонюк К. С.

Шелестова О. Г.

Воспитатели средней группы

Кемерово

2022

Введение

Публикация «Проект по формированию финансовой грамотности дошкольников „Всё о деньгах с героями сказок“» размещена в разделах

Проект по формированию финансовой грамотности «Всё о деньгах с героями сказок» включает следующую информацию :

актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;

принципы реализации проекта;

цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;

сроки и этапы реализации проекта;

управление и обеспечение проекта;

ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;

планируемые мероприятия в рамках проекта;

заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию финансовой грамотности «Всё о деньгах с героями сказок» разработан в целях финансового просвещения детей младшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Данный проект будет реализован с воспитанниками МБДОУ №186 «Детский сад комбинированного вида» средняя группа.

Актуальность

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах : Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама, потребности, нормы жизни, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта : содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посрелдством разнообразных видов детской деятельности;

Совершенствовать коммуникативные качества детей;

Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Участники проекта :

дети средней группы (4-5 лет);

воспитатели группы;

родители.

Сроки реализации проекта : краткосрочный (в течение одной недели)

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный

Образовательные области, в содержание которых включен проект : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Этапы проекта :

1этап – Организационный:

изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Всё о деньгах с героями сказок».

подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта «Всё о деньгах с героями сказок» в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин".

Предполагаемые результаты

Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

- Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

- Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.

Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

План мероприятий по финансовой грамоте детей

День недели Вид деятельности

Понедельник «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Три поросенка»

Беседа: «Труд в жизни людей».

Пальчиковая гимнастика «Строим дом».

Заучивание пословиц и поговорок о труде и лени.

Чтение художественной литературы. С. В. Михалков «Три поросенка».

Дидактическая игра: «Что нужно для работы?»

Рассматривание книжек – самоделок «Профессии моей семьи»

Чтение художественной литературы. Заходер «Строитель», «Шофер», «Портниха».

Подвижные игры: «Самолет», «Цветные автомобили», «Поезд».

Хозяйственно-бытовой труд: полив растений, протирание листиков у комнатных растений, стирка одежды кукол, ремонт книг и т. д.

Просмотр развивающих мультфильмов по теме: «Профессии».

Вторник «Все работы хороши, выбирай на вкус»

(«Петушок и бобовое зернышко»)

Пальчиковые игры: «Строитель», «Почтальон».

Беседа: «Профессии разные нужны».

Одгадывание загадок о профессиях.

Чтение и обсуждение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Составление рассказа «Кем я хочу стать».

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Место работы», «Кто кем работает».

Чтение художественной литературы. С. Михалков «А что у вас?», Маяковский «Кем быть?»,

Проблемная ситуация: «Самая важная профессия».

Фотогазета «Труд моих родителей».

Рассматривание альбомов: «Профессии людей», «Инструменты», «Кем быть».

Экскурсия по детскому саду: «Профессии в детском саду».

Среда «Моя страна и моя семья»

«Теремок»

Беседа: «Что такое семья?», «Страна, где мы живем».

Вертуальная экскурсия по красной площади.

Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Наш дом».

Инсценировка русской народной сказки : «Теремок».

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Сюжет «Семейный праздник»

Чтение З. Александрова «Родина».

Лепка «Угощение для родных».

Хороводные русские народные игры.

Оформление выставки «Моя семья» в раздевалке. Обсуждение фотографий.

Слушание песен о семье «Пусть всегда будет солнце», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Лучше папы друга нет», «Бабушка моя».

Конструирование «Дом для большой и дружной семьи».

Дидактические игры: «Веселые матрешки», «Разрезные картинки».

Четверг «Деньги. Что это такое, откуда они берутся и зачем они нужны?

«Муха-Цокотуха»»

Беседа и презентация «Деньги».

Чтение художественной литературы. Чтение и обсеждение сказок о деньгах : К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», С. Михалков «Как старик корову продовал».

Беседа «Где можно заработать деньги

Лепка. Создаем деньги.

Игра-беседа: «Как люди обмениваются результатами своего труда при помощи денег?»

Оформление коллекции денег. Рассматривание современных денег.

Арифметические задачи «Как посчитать и проверить деньги

Демонстрация детям слайд-презентации «История денег».

Пятница «Путешествие в страну Экономию»

«Кот в сапогах»

Беседа: «Семейный бюджет».

Дидактическая игра: «Оцени поступок»

Чтение художественной литературы. Чтение и обсуждение: Ш. Перро «Кот в сапогах».

Дидактическая игра: «Маленький экономист».

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».

Рассматривание сюжетных картин: «На рынке», «В магазине».

Итоговое мероприятие: Сюжетно-ролевая игра: «Магазин».

Просмотр мультфильмов. Смешарики. Пинкод. Азбука финансовой грамотности.

Взаимодействие с родителями:

1. Консультация: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

2. Буклет для родителей «Подборка экономических игр для дошкольников «Экономика для детей и родителей».

3. Создание фотогазеты «Труд моих родителей».

4. Буклет: Семейный бюджет. Рациональное планирование расходов.

5. Привлечь родителей к подготовке атрибутов к итоговому мероприятию: СРИ «Магазин».

6. Папка передвижка: «Как воспитать маленького патриота».

7. Фотовыставка: «Моя семья».

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

авторитетные качества человека– хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,

правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Список использованных литературных источников

1. Аменд А. Ф., Саламатов А. А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 55.

2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.

3. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.

4. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.

5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

7. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.

8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.

9. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.

10. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

https://e.stvospitatel.ru/

приложение № 1

Игры с экономическим содержанием

Игра «Хочу - надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п. ; игровое поле.

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Правила: Дети подбирают инструменты (картинки, которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.

«Магазин игрушек»

Цель:Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

«Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов, когда другие игроки оказываются на этих полях.

приложение № 2

Конспект занятия по финансовой грамотности

«Семейный бюджет».

Воспитатель: Антонюк К. С.

Тема: «Семейный бюджет и дети».

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.

Материалы: картинки с изображением расходов и доходов семьи, дидактическая игра: «Маленький экономист», Кот в сапогах.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям закончить стихотворение:

Чтоб продукты потреблять,

В платьях ярких щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Надо всё это …. (купить!

В. : За все товары мы платим деньги. А откуда берутся деньги?

Дети : Мама и папа работают и получают зарплату.

В. : Что такое зарплата?

Ответы детей.

В. : Правильно, это деньги, которые родители получают за свой труд.

А если человек состарился и не может работать, где он берёт деньги на покупки?

Ответы детей.

В. : Да, пенсия – это деньги, которые государство платит пожилому человеку за то, что он честно работал, когда был молодым. У нас государство помогает тем, кто уже не работает – пожилым людям, и тем, кто ещё не работает – детям. Это называется дотация на детей. Вы подрастёте, окончите школу, поступите в институт или университет, а государство будет вам помогать, платить деньги за то, что вы учитесь. Это называется стипендия.

Дети рассматривают картинку: «Семейные доходы» и делают вывод, что всё это является доходом семьи.

В. : Правильно, все деньги, которые поступают в бюджет семьи, называются доходами. Но в каждой семье есть не только доходы, но и расходы.

Дети рассматривают картинку «Семейные расходы».

Расходы - это деньги, потраченные на потребности семьи.

Подумайте и скажите, на что приходится семье тратить деньги?

Обычно этот вопрос не вызывает у ребят затруднений, с помощью наводящих вопросов дети приходят к выводу, что деньги в семье расходуются на продукты, одежду и обувь, транспорт, культурные и бытовые нужды.

В. : Теперь вы знаете, что такое семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

Раздаётся стук в дверь, входит Кот в сапогах.

П. : Здравствуйте, ребята! Я узнал, что семейный бюджет изучаете, вот я и решил к вам за помощью обратиться. Мой друг Винни решил подсчитать, хватит ли денег до следующей зарплаты, но у него случилась беда: блокнот, в котором он делал записи о бюджете, рассыпался на отдельные листочки. Помогите нам разобраться, где доходы, а где расходы семьи.

Дидактическая игра «Блокнот».

Воспитатель читает записи на листочках из блокнота, дети говорят, какая это часть бюджета, и раскладывают листочки на две группы – доходы и расходы.

«Заработная плата папы – 200 руб.»

«Купили хозяйственную сумку – 5 руб.»

«Истратили на продукты – 30 руб.»

«Пенсия бабушки – 100 руб.»

«Заплатили за свет – 6 руб.»

«Купили билеты в театр – 8 руб.»

«Зарплата мамы – 150 руб.»

«Заплатили за телефонные переговоры – 10 руб.»

«Купили новые колёса для автомобиля – 10 руб.»

«Заплатили за ремонт холодильника – 7 руб.»

Кот в сапогах благодарит детей.

Дидактическая игра «Маленький экономист»

Итог занятия:

В. : О чем вы сегодня узнали? О чем мы размышляли? Как вы думаете, где мы применим полученные знания? Поделитесь своими знаниями с родителями, братьями и сестрами. Теперь вы можете помочь им сберечь деньги для какой-нибудь большой и важной покупки.

Кот в сапогах прощается с детьми и благодарит их за полученные знания.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Воспитатель предлагает детям пересчитать свои деньги и потратить их в «Магазине».

Дети соотносят количество монет с ценой товара и покупают один предмет или несколько.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги»Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги» Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе "Моя первая копилка". Цель: формирование у детей среднего дошкольного.

Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группыДидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы. Табунщик Евгения Викторовна Цель:.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники» Хочется поделиться с коллегами и родителями,которые посещают мою страничку, о том, что мы с воспитанниками начали проект по финансовой.

Проект по финансовой грамотности «Моя реклама» в старшей группеПроект по финансовой грамотности «Моя реклама» в старшей группе С целью формирования представлений о рекламе – как продукте деятельности человека, как средства сообщения информации о различных товарах,.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Работа педагогического коллектива ДОУ по повышению финансовой грамотности дошкольников Выступление на РМО на тему: «Работа педагогического коллектива ДОУ по повышению финансовой грамотности дошкольников»«Ценности, закладываемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию финансовой грамотности дошкольников «Всё о деньгах с героями сказок»
Опубликовано: 20 июля 2022 в 14:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по формированию финансовой грамотности дошкольников «Всё о деньгах с героями сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Антонюк (УИ 528429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД