Перепелятникова Татьяна Николаевна
Проект по формированию финансовой грамотности «Путешествие в денежное царство» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Название конкурсной работы:
Познавательно - игровой проект по формированию финансовой грамотности «Путешествие в денежное царство» в старшей группе «Лучики»
Ф. И. О. автора: Перепелятникова Татьяна Николаевна
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 26 «Солнышко» г. Светлоград
Занимаемая должность: воспитатель
Публикация «Проект по формированию финансовой грамотности „Путешествие в денежное царство“ в старшей группе» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2024
Адрес организации: Ставропольский край, Петровский район, г. Светлоград, улица Калинина 71
г. Светлоград, 2024 г.
Паспорт проекта.
Проект по формированию финансовой грамотности в старшей группе
«Лучики».
Название проекта : «Путешествие в денежное царство».
Вид проекта : групповой.
Тип: познавательно - игровой.
Место реализации проекта : Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 26 «Солнышко» г. Светлоград Петровского городского округа.
Участники проекта : дети, педагог, родители (законные представители) воспитанников.
Возраст детей: старшей группы 5–6 лет; группа состоит из 10 человек.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Срок реализации проекта :
Актуальность проекта :
На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние до того, как они научаться их считать. Рекламные акции, широко пропагандирующие индустрию развлечений, целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Каждый из нас сталкивался с капризами детей перед магазином игрушек, попытки выманить, любой ценой желаемый объект… Этого можно избежать, если с детства ребенок получает элементарные представления о доходах и расходах семьи. Следовательно, необходимо уже с дошкольного возраста начать работу, как в семье, так и в детском саду по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом.
Проблема: Дети моей группы понимают, что деньги нужны для того, чтоб что-то купить, но реальную природу денег
они недопонимают, а именно, связи между работой и заработком,
затратами и сбережениями; понятие цена денег и умение
правильно принимать финансовые решения.
Цель проекта :
Формирование у детей дошкольного возраста представлений об экономических понятиях: потребности, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Задачи:
Образовательная.
Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
Способствовать развитию мыслительных операций и логического мышления.
Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Развивающая.
1. Развивать у детей любознательность в познавательной деятельности.
Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
Развивать овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Ресурсы: Для реализации прока были использованы икт технологии; создан мини музей «Такие разные деньги»; пополнение развивающей среды по теме проекта. Рассматривание картинки и обсуждение «Обмен, что такое – бартер». Подготовлен раздаточный материал для сюжетно ролевых игр». Подготовлена художественная литература по теме проекта.
Структура проекта :
1этап – Констатирующий:
• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
• Знакомство родителей с задачами и темой проекта «Денежное царство».
• подбор художественной литературы по теме проекта.
• подбор необходимого оборудования и пособий для практических заданий детей.
• создание развивающей еды по теме проекта.
2 этап – Формирующий : реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный: Коллективная аппликация «Денежная сказка».
Работа с родителями, консультация. Расскажем ребёнку о деньгах. Финансовая грамотность детей.
Основное содержание проекта : Показ и обсуждение презентаций по теме проекта; чтение пособий, рассматривание картинок и беседы по содержанию проекта, сюжетно ролевые игры, дидактические игры, рассматривание денежных знаков различного происхождения, рисование коллективных и индивидуальных работ, организация сюжетно ролевых игр в игровых зонах, организация дидактических игр и свободной деятельности.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познание», ОО «Развитие речи», ОО Социально – коммуникативное развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».
План реализации проекта :
Запланированное мероприятие Дата проведения Ответственный за проведение мероприятия
- Беседа с детьми на тему «Зачем нам нужны деньги».
- Сюжетно ролевая игра –
«Магазин игрушек»; «Супермаркет»; «Банк».
- Экономические сказки - по материалам практического пособия Смоленцевой А. А. «Мужик и Медведь».
- Создание мини музея –
«Такие разные деньги». Воспитатель: Перепелятникова Т. Н.
Просмотр презентации -
«Как появились деньги».
- Аппликация в свободной деятельности – Коллективная работа «Жила-была денежка».
- Рассматривание денежных знаков различного происхождения, различного времени, раритетной коллекции. Воспитатель: Перепелятникова Т. Н.
- Просмотр презентации - «Путешествие денежки».
- Сюжетно – ролевая игры - «Автозаправка»; «Аптека».
- Беседа с детьми на тему «Где дом для денег».
- Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
- Рисование – «Куда мы тратим деньги». Воспитатель: Перепелятникова Т. Н.
- Просмотр презентации -
«Как делают деньги».
- Дидактическая игра - «Купи для мамы подарок».
- Решение проблемной ситуации - «Если нет денег, то, как их можно заработать».
- Рисование в свободной деятельности. Нарисуй деньги, карточки для похода в магазин.
- Самостоятельные игра с настольно дидактическим пособием «Лептбук по финансовой грамотности».
- Организация выставка детско – родительских рисунков ««Финансовая грамотность глазами детей». Воспитатель: Перепелятникова Т. Н.
- Рассматривание и обсуждение картин «В магазине, на рынке».
- Рисование – Придумай свою денежку и нарисуй её.
- Рассматривание картинки и обсуждение «Обмен, что такое – бартер».
- Знакомство с пословицами и поговорками по теме проекта. Воспитатель: Перепелятникова Т. Н.
• Ожидаемый результат. Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
• овладение предметными умениями: понимание и правильное использование экономического термина «деньги»;
• представление о роли денег в обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• проведение элементарных финансовых расчётов;
• умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т. д.);
• повышение самооценки, чувства собственного достоинства (чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях, механизм здесь таков: поступок – последствия – осознание – понимание – развитие – психологическая зрелость – новый, уже более зрелый поступок);
• познание себя (иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали – все это ведет к рефлексии);
• умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.
Список использованных литературных источников
1. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
2. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
4. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.
6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
7. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
8. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.
Интернет ресурсы