Диляра Ахметова
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста «Мы-друзья Мойдодыра»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мы – друзья Мойдодыра» тематическая неделя.
Актуальность проекта :
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читатьВоспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Публикация «Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста „Мы-друзья Мойдодыра“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- «Мойдодыр», Чуковский К.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребё нку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Тип проекта : групповой, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 1-2 недели.
Цель: Развитие культурно-гигиенических навыков в игровой форме; создание у детей положительного отношения к одеванию, умыванию, приёму пищи; приобщение родителей к творческому взаимодействию с детским садом.
Задачи:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей (навыки мытья рук, правила одевания и раздевания, навыки культуры еды, умение пользования носовым платком).
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
4. Развивать игровые умения (отражать в игре процессы умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета).
5. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
6. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель, помощник воспитателя, родители.
В процессе работы были использованы следующие методы:
Наглядные методы: наблюдения, показ иллюстраций и картин, личный пример.
Словесные методы: пояснение, объяснение, рассказ, чтение художественных произведений, стихов, потешек, поговорок.
Исследовательские методы:опыты, проблемные вопросы, наблюдения.
Игровые методы: дидактические игры, сюжетные игры, подвижные игры.
Работа с родителями: оформление стенда, попок- передвижек, консультации «Как привить детям культурно – гигиенические навыки»,«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности», провидение родительского собрания.
Прогнозируемый результат:
- повышение уровня освоения и знаний культурно-гигиенических навыков;
- эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
- укрепление связей между детским садом и семьей.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
- разработка плана проекта;
- подбор методической литературы;
- разработка конспектов НОД, сценариев развлечений;
- подбор литературных произведений на тему;
- ИКТ, выбор видеоматериала;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии) ;
- подготовка разного вида изобразительного материала для продуктивной деятельности.
Этапы работы
1 этап подготовительный: определение целей, задач; составление плана работы с детьми в разных видах деятельности, взаимодействие с родителями; разработка содержания проекта.
2 этап выполнение: совместная работа детей, воспитателей, родителей.
3 этап заключительный. Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей; совместный досуг- «Вечер загадок Мойдодыра» (Приложение 6);презентация проекта.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ НОД 15 мин, объем в 1 половину дня 30 мин, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА 10- 15 мин.
План проекта «Мы- друзья Мойдодыра»
(реализация по видам деятельности)
Виды обр. областей одержание которых включено в проект. Задачи
Формы организации совместной взросло-детской деятельности Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями
Непосредственно-образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах
«Чтение художественной литературы» Способствовать восприятию и пониманию текста, поддерживать эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.
Ознакомление с произведением К. Чуковского, С. Я Маршака; воспитание КГН. Чтение художественной литературы:
«Мойдодыр»,
«Что такое хорошо, что такое плохо»
Игры ситуации:
«Купание куклы»,
«Накормим куклу»
Игра-опыт:
«Чистим зубы»
Заучивание потешек. Д. И «Водичка, водичка», «Вымой руки»
Поместить в развивающую среду сундучок «Мойдодыра» с предметами личной гигиены.
Беседа : «Использование потешек в воспитании культурно- гигиенических навыков».
«Познание»
Поддерживать и развивать интерес к обследованию предметов и действиям с ними.
НОД «Да здравствует мыло душистое»
Привлечь внимание к худ. слову во время режимных моментов «Будет мыло пениться и грязь куда то денется»,
«От водички, от водички». Игры- экспериментирования (с водой, мылом, зубными щётками и пастой) Информация для родителей на тему:
«Как ухаживать за молочными зубами»
«Безопасность»
Развивать интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения. Игра- беседа «Дети умываются» с использованием сюжетных картинок. Ситуативные разговоры и речевые ситуации:
«Зачем нужно, чтобы вода была чистой?»
«Что будешь мыть, вначале руки или лицо? Почему?»
Д. упр. «Как мы моем чисто руки и лицо». Алгоритмы мытья рук. Обеспечить условия игры «Искупаем куклу», «Уложим куклу спать». Наглядная информация для родителей на тему:
«Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста» (оформление стенда)
«Коммуникация»
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; обогащение словаря. Беседа по прочитанному стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»
Ситуация «Где тут прячется вода? Выходи, водица, мы пришли умыться» Разговоры и речевые ситуации:
«Старайся выглядеть опрятно»
«Перед едой мой руки с мылом»
«Учись пользоваться вилкой и ложкой»
«Умей есть не спеша и аккуратно»
«Не балуйся за столом»
«Не привередничай и ешь все, что дают в детском саду»
«Помогай нянечке накрывать на стол (убирать посуду со столов)»
Внести иллюстрации к стихотворению А. Барто «Девочка чумазая».
Д/игра «Что нужно кукле!»
Подсказать игровые приёмы, с помощью которых можно поддерживать интерес к выполнению гигиенических процедур.
«Художественное творчество»
Формировать умение изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные в разных направлениях.) Аппликация с элементами рисования «Мойдодыр» :
1. Учить детей создавать шуточные композиции, изображать разными способами «грязные пятна». Рисовать по представлению средства для купания: мыло, мочалку, полотенце.
2. Активизировать и обогатить технику рисования.
3. Развивать воображение, воспитывать аккуратность. Знакомить детей с необходимостью ухода за одеждой.
Упр. «Лодочка» Раскрашивание иллюстраций художника О,Р. Гофман «Дружи с водой»
Консультация для родителей на тему:
«Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».
«Здоровье»
Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей; воспитание КГН; формирование начальных представлений о ЗОЖ.
НОД «Мое здоровье — мое богатство»
Рассказ-рассуждение
«О полезных для здоровья продуктах и не очень»
Беседы- напоминания о культуре гигиены.
Д. игра- «Носики-курносики»
Рассматривание картинок иллюстраций, книг открыток по теме: «Культура поведения за столом».
Разыгрывание сюжета:
«Кто из гостей ведет себя неправильно?» Организовать для родителей: круглый стол со специалистами по вопросам правильного питания.
«Труд» Приобщать к самообслуживанию, способствовать развитию самостоятельности. Чтение рассказа В. М. Федяевской «Помошники»
Моделирование с помощью картинок:
«Правильно моем руки, лицо, шею»
Хоз. бытовой труд «Постираем кукле платье»
Занятие «Фонтанчики» Д/Игра «оденемся на улицу» : создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самообслуживания. Поручение родителям:
изготовить тренажёр с разными застежками (кнопки, пуговицы, шнуровка, карабины, крючочки, липучки)
«Социализация»
Формировать начальные представления о здоровье и зож. НОД «Как нужно ухаживать за собой» Утренние беседы с детьми «Что вредно, что полезно для здоровья»
Д/Игра «Умывалочка». С/Р. игры «Мамины помощники»
Д/Игра «Чистоплотные дети» Прочитать стихотворение К. И. Чуковского «Мойдодыр» (посмотреть мультфильм) и побеседовать о значении гигиенических навыков для здоровья.
«Физическое развитие»
Развивать внимание, бег, умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд. На прогулке:
I. «Слушай сигнал»
II. «Через ручеёк» (шнуры)
III. П. И «Самолёты» П. И «Зайка белый умывается»
Д. И «Мыльные перчатки»
Подвижная игра «Мы не скажем, а покажем»
Создавать условия для самостоятельной игровой и творческой деятельности.
Анкетирование родителей
«Музыка»
Знакомить детей с понятием «Здоровье», вызывать эмоционально- радостное состояние. Развлечение «Мы - друзья Мойдодыра»
Муз. игра «Кто умеет чисто
мыться». Создать условия самостоятельной деятельности: оформить иллюстрации, книжки по теме; разместить инструменты для игр- импровизации на инструментах. Родительское собрание презентация проекта
• Ежедневное использование физкультурных минуток;
• Использование пальчиковой гимнастики на занятиях и в свободной деятельности;
• Проведение подвижных игр на физкультурных занятиях и в свободной деятельности;
• Художественное слово, детский фольклор, загадки и т. д.