Получи документы

Проект по музыкальному воспитанию «Формирование представлений о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении»

Любовь Тренина
Проект по музыкальному воспитанию «Формирование представлений о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении»

Тема: «Формирование представлений о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении».

Вид проекта : тематический, групповой, комплексный.

Цель проекта : дать представления о многообразии мира музыкальных инструментов.

Задачи:

Публикация «Проект по музыкальному воспитанию „Формирование представлений о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении“» размещена в разделах

1. Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов.

2. развивать у детей музыкальный слух, желание слушать классическую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.

3. Создавать необходимую предметно-развивающую музыкальную среду.

Предполагаемый результат :

В результате реализации проекта :

1. Дети познакомятся с ударными, духовыми, струнными, клавишными музыкальными инструментами.

2. Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической музыки, готовность к творчеству.

Краткое описание проекта :

Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к музыке; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.

В результате реализации проекта у детей сформируются представления о многих музыкальных инструментах, их звучании и происхождении. И как вершина творческого достижения – их участие в увлекательной викторине с вопросами, играми и творческими заданиями.

Этапы работы над проектом :

Подготовительный этап:

1. Планирование деятельности, составление плана работы.

2. Подбор методической литературы и пособий.

3. Совершенствование предметно-развивающей среды (оформление музыкальных уголков).

4. Организовать с детьми оркестр детских музыкальных инструментов.

5. Изготовление самодельных музыкальных инструментов.

Основной этап: цикл занятий.

1-3 занятия-тема: «Ударные инструменты».

Цель: познакомить детей с ударными инструментами, развить у них творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ему музыкальных инструментах; сформировать у детей слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики.

Путешествие в город ударных инструментов «Ударная семья»(сказка).

Музыкант вошел в дом с большой коробкой и вынул из нее колокольчик, ложки, трещотки, барабан.

-Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.

Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещетки-трах-тах-тах,

-Трам-там-там - били барабанные палочки.

-Динь-дон –звенел колокольчик.

-Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь-разговаривали ложки. Все эти инструменты спорили, кто из них главнее?

Тут вошел музыкант, взял свой большой барабан, барабанные палочки, и громкая барабанная дробь влетела в общий спор.

-Братцы, мы все из одной семьи ударных инструментов, и нам не нужно спорить, - гремел барабан, и все инструменты с ним были согласны.

Вопросы викторины:

1. Как вы думаете, кто в семье ударных инструментов самый старший и, наоборот, самый младший?

2. Звучание какого музыкального инструмента из сказки вам нравится больше и почему?

3. Если бы музыкальные инструменты попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?

4. Придумайте свои веселые названия для разных ударных инструментов.

В конце викторины прошло награждение самых активных участников медальками с изображением ударных музыкальных инструментов.

4-6 занятия- тема: «Духовые инструменты».

Цель: Познакомить детей с духовой группой инструментов.

-Сегодня мы с вами поговорим о духовых инструментах. Как вы думаете, какие это инструменты?

Дети: дудочки, рожки, труба…

-Правильно, а еще к духовым относятся такие инструменты –саксофон, фагот, жалейка, свирель, волынка, свистулька. Одним словом, духовые – это те инструменты, в которых нужно дуть воздух для того, чтобы они звучали.

Свирель

Жил в селе пастух Андрейка

На свирели, жалейке

Он коровушкам играл,

Хор коровий подпевал.

Были у него коровы

Невредимы и здоровы.

Звуки их оберегали,

Злых волков, болезни гнали.

Все Андрейку уважали,

Угощали, ублажали,

Прославляли всем селом.

Слыл он лучшим пастухом.

- Без умения играть

Счастья стаду не видать.

Вам поклон, свирель с жалейкой,-

Говорил пастух Андрейка.

-Ребята, для чего пастуху Андрейке нужна была жалейка и свирель?

Дети: Чтобы коровы слышали звуки и выполняли команды, которые подает им пастух.

Волынка

По селу певец идет,

Он в руках мешок несет,

Находу на нем играет,

Трубкой звуки извлекает.

Монотонное звучанье,

Много в нем тоски, страданья.

Что же это за чудинка?

Музыкант несет волынку.

Как упруга и прочна,

Воздухом полна она.

Воздух этот – музыкальный,

Только слишком он печальный.

Дети слушают музыкальную пьесу И. Баха «Волынка»

После прослушивания произведения дети получают задание : придумать сказку,- почему у волынки печальный голос, и нарисовать этот инструмент.

Тема: «Чья песня лучше?»- знакомство с различными духовыми инструментами.

Жалейка - жалобно поет

Дудки - звонко, радостно поют.

Свирель – грустные, переливчатые трели (соловья).

Труба – звонко, торжественно

Волынка – грустно, печально.

Флейта – Флейты тонкий голосок

Словно звонкий ручеек,

Кормит влагой он поля,

И звенит в ответ земля.

Благодарно шепчут ивы,

Летний яркий луг красивый.

Птички радостно поют,

Звонкий щебет там и тут.

Громче флейты звук, сильней-

Заливается ручей,

Вторят братцу родники,

Вон доносятся с реки.

Тише флейточка звучит-

Ручеек устал и спит

Тишина – он видит сон,

Замер флейты перезвон.

-Автор этого стихотворения сравнил звучание флейты с бегущим ручейком.

На последнем этапе знакомства детей с духовыми инструментами предложить детям представить себе фею музыки и нарисовать дома эту музыкальную фею, ведь только в детстве мы можем посещать сказочные страны и видеть фей.

7-9 занятия- Тема: «Струнные музыкальные инструменты».

Цель: Познакомить детей со струнными инструментами, их разновидностями, спецификой звучания.

- Сегодня мы с вами продолжим свое путешествие по стране музыкальных инструментов.

Струна. У струн таинственный язык,

На нем никто не пишет книг,

На нем никто не говорит,

Он в недра музыки разлит.

Несет он счастье и покой,

Понятен он душе любой,

Без перевода и без слов,

Прозрачен он и легче снов.

Он то волна, то солнца луч,

То серое скопленье туч,

То ласковый весенний луг.

Он сокровенный сердца друг.

Звучащий мир - любви язык,

Он музыки волшебный лик,

Благословение струне,

Дарящий голос тишине.

-Какие струнные музыкальные инструменты вы знаете?

-Скрипка, гитара, балалайка, виолончель, контрабас, арфа, гусли…

(плакаты с изображением этих инструментов)

-У какого струнного музыкального инструмента больше всего струн?

-Арфа, гусли.

Семья струнных смычковых инструментов.

Альт, контрабас, виолончель-

В оркестре дружная артель.

Басы их скрипка разбавляет,

Она как будто бы летает.

С чудесной легкостью она

Высокие берет тона

И голосит, как птица, звонко.

Звуча пронзительно и звонко.

Откуда мощь она берет,

На вид хрупка, а так поет!

Артель ее боготворит

И уважительно басит.

-Давайте рассмотрим эти инструменты повнимательнее.

-Скажите, почему их называют семьей смычковых, что у них общего?

Арфа. На ней играют не смычком,

Звук извлекается щипком,

Как струи, струны шелестят,

Каскадом сказочным звенят.

Восходят ввысь, назад плывут,

Куда-то за собой влекут.

Подобно шепоту волны,

Глубоких тайн они полны.

У арфы ласковый напев,

Спокойный, ровный, нараспев.

Излечит боль любую вмиг

Ее таинственный язык.

Звучит фонограмма звучания арфы.

Звучание арфы сравнивается с волшебным всплеском волны. Она похожа на большое крыло бабочки, на которое натянуто множество струн. Арфа – это женский инструмент, потому что звучание арфы такое же нежное и ласковое, как женщина.

-Ребята, мы с вами познакомились со струнными музыкальными инструментами. Каждый инструмент необходимо переносить в футлярах. Дома вы нарисуете футляры для различных музыкальных инструментов, а по футлярам мы с вами определим, какой инструмент лежит в них.

10. Занятие - Тема: «Клавишные музыкальные инструменты».

Цель:Познакомить детей с группой клавишных инструментов.

ФортепианоФортепиано – что такое?

Это таинство большое,

Разных клавиш разговор,

Черно-белый вечный спор.

В черных клавишах бемоли

И диезы громко спорят.

В белых - чистые тона,

Ровная у них стена,

Нрав у белых - величавый.

Короли они по праву.

Черных это возмущает,

Им величия не хватает.

Ноты в разнобой звучат,

Подчиняться не хотят.

Примеренье наступает,

Если музыкант играет.

Утихают мигом споры

Клавиш вечные раздоры.

Всем дана одна работа,

Служат музыке все ноты.

(Рассматриваниекартины с изображением фортепиано).

-Ребята, посмотрите на клавиатуру фортепиано. Прикасаясь к его белым и черным клавишам, музыкант дарит нам прекрасные музыкальные произведения.

-Как вы думаете, о чем разговаривают белые и черные клавиши фортепиано?

Дети придумывают рассказы.

-Существует два вида фортепиано, один из них – рояль, что означает королевский, с корпусом, похожим на крыло огромной птицы. В нем струны расположены горизонтально. Его громкий голос отлично звучит в больших концертных залах. А другой вид – пианино, в нем струны расположены вертикально и не занимают так много места, как в рояле Поэтому оно больше подходит для дома.

-Чем отличается пианино от рояля?

-А теперь давайте послушаем, как фортепиано расскажет нам о бабочках. Послушайте его легкие звуки, и представьте себе маленьких легкокрылых бабочек, которые весело порхают над цветочной поляной.

Дети слушают пьесу для фортепиано «Бабочки»

-Ребята, дома нарисуйте этих веселых бабочек, про которые вам рассказало пианино.

Заключительный этап: итог.

1. Подарить ребенку радость, открыть ему дверь в мир музыки – мир удивительный, яркий и сказочный.

2. Закрепить знания о различных видах музыкальных инструментов, их звучании.

3. Определять на слух звучание музыкальных инструментов в оркестре.

Публикации по теме:

Музыкально — дидактическая игра на закрепление знаний о музыкальных инструментах «Оркестр» Музыкально - дидактическая игра "Оркестр" Цель: Расширять знания детей о музыкальных инструментах, их многообразии. Закреплять умение определять.

Учебно-методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов (знакомство с музыкальными инструментами) Данное учебно- методическое пособие разработано для музыкальных руководителей. Данное пособие можно использовать как на музыкальных занятиях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по музыкальному воспитанию «Формирование представлений о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении»
Опубликовано: 7 октября 2014 в 19:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД