Вишнякова Жанна Викторовна
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей посредством театрализованной деятельности «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Сказка учит добро понимать, о поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить, ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать, на вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают, родину свою познают!
А. Лесных
1.1. Актуальность
Большое значение в нашей стране придается нравственно-патриотическому воспитанию. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей посредством театрализованной деятельности „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста; игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Наиболее эффективным методом работы, по развитию нравственных норм и качеств детей является театрализованная деятельность. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления или нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма.
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Сказки - необходимый элемент духовной жизни ребёнка, они вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Любимые герои становятся образцами для подражания. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».
1.2. Проблема
Проблема духовно – нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которые проявляются в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей.
Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость.
Происходит разрушение традиционных семейных связей. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через театрализованную игру.
1.3. Гипотеза
Создание условий и систематическое приобщение дошкольников к театрализованной деятельности, будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.
Театрализация сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
- дружба помогает победить зло («Зимовье»);
- добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
- зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка») и т. д.
1.4. Условия реализации:
Продолжительность проекта : 10 дней (18.03.19 – 29.03.2019г.)
Создание предметно - развивающей среды Иллюстраций по теме «Театр», «Театральные профессии».
Приобретены настольные и пальчиковыех театры.
Лепбук «Театр», с/р игра «Театр».
Изготовлен настольный театр «Придумай сказку».
Буклет для родителей: «Игры и упражнения для развития мимики, жестов».
Костюмы для игр – драматизаций;
Проведение ОД
Художественно – эстетическое напрвление:
ОД «Путешествие в мир театра», Театральная викторина :
«Наш театр» разучивание музыкального материала к спектаклю;
Упражнение: «Наши эмоции».
Этюд: «Мимика и жесты», «Маски», «Через стекло».
• Пластические этюды: «Первый снег, зайчик-трусишка», «Ветерок, голодный волк», «Облака, хитрая лиса», «Угадай, кто Я?».
Пантомимическая игра-загадка: «Узнай героя», «Расскажи сказку руками».
Игра: «Зеркало», «Тень».
Дыхательная гимнастика;
Познавательное развитие:
• Презентации о театре и театральных профессиях;
Чтение художественной литературы: С. Маршак «В театре для детей»;
А. Барто «В театре»; «Сказки»; сказка «Заюшкина капуста
Речевое развитие:
Беседа: «Что такое театр?»; «Как правильно вести себя в театре»;
«Как можно показать сказку?»;
Игра: «Учимся говорить по-разному». Самостоятельное составление сказок, рассказывание сказок собственного сочинения;
Пересказ сказки «Заюшкина избушка»;
Разучивание скороговорок, присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях
• Речевые упражнения;
Физическое развитие:
• Подвижные игры с элементами драматизации;
Организация творческой деятельности детей Постройка декораций для драматизации сказки.
Выставка творческих работ «Любимый герой сказки».
Совместная работа с родителями. Разучивание с детьми ролей. Изготовление декораций, атрибутов для спектакля, оформление костюмов для детей.
Консультация для родителей: «Организация театрализованной деятельности в семье» «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»
Анкета для родителей: «Любите ли Вы театр?», «Театр и дети»
Проведение открытого мероприятия «Театральная викторина»;
Игра «Сказка шумелка»;
Театрализация сказки «Стрекоза и муравей»
1.5. Цель: формировать у детей нравственно - патриотическое воспитание через театрализованную деятельность.
Задачи:
- Формировать представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную, речевую, музыкальную, игровую деятельность, связанную с сюжетом сказки.
- Развивать интерес детей к сказкам, увлечь сюжетами.
- Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность
- Приобщить дошкольников к театрализованной деятельности, которая будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.
- Развивать воображение, речь, фантазию, мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок, развивать артистические способности;
- Осваивать навыки работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
- Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
1.6. Ожидаемые результаты:
- Дети расширят свой кругозор о сказках, их героях, научаться сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций.
- У детей формируются начальные представления о сказочном мире, о его положительных и отрицательных героях.
- Дети станут активными, самостоятельными, раскрепощенными, в свободной деятельности дети будут применять пение песенок, инсценировать сказки, использовать для этого маски, атрибуты.
- Пополняется словарный запас, совершенствуется звукопроизношения, выразительности и связная речь детей.
- У детей сформируется ценный опыт воспитание чувства дружбы и коллективизма
гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
- У родителей повысится уровень педагогической компетенции по созданию игровой среды для полноценного творческого развития ребенка, повышается интерес к развитию творчества, знаний и умений у детей, установятся партнерские сотруднические взаимоотношения между всеми участниками проекта.
2. Планирование работы
2.1. План – график
Приложение 1: План реализации проекта. Мониторинг.
Приложение 2: Разработки конспектов ОД. Театральная викторина. Сказки – шумелки. Сценарий театрализации сказки «Стрекоза и муравей»
Приложение 3: Скороговорки. Речевые упражнения. Дыхательная гимнастика.
Театрализованные игры. Загадки, присказки, поговорки, пословиц о сказках,
Приложение 4: Консультация и нкета для родителей.
2.2. Взаимосвязь участников проекта
Участники проекта :
- дети подготовительной группы «Мультяшки»
- воспитатель Логиновская Г. А.
- музыкальный руководитель Вишнякова Ж. В.
- родители группы «Мультяшки».
2.3. Реализация проекта через совместную деятельность педагога с детьми по всем направлениям развития и образовательным областям
- «Вхождение в игру» - реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями игр;
- Партнерство ребенка и взрослого в (направление) театралиованнй деятельности;
- Создание условий для театрализации сказки «Стрекоза и муравей» :
- Оформление музыкального зала;
- Подбор атрибутов для инсценирования;
- Подбор музыкального сопровождения.
2.4. Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
- развитие эмоций;
- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
Познавательное развитие
- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации)
- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
- содействие развитию монологической и диалогической речи
- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Художественно-эстетическое развитие
- приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
- развитие воображения;
- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
- создание выразительного художественного образа;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
- согласование действий и сопровождающей их речи;
- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
- выразительность исполнения основных видов движений;
2.5. Формы организации детей по ознакомлению со сказкой
- использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, любой совместной с педагогом деятельности;
- организация игр-драматизаций, игр-путешествий, праздников на материале сказок;
- использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на занятиях;
- включение сказочного материала в занятия по изобразительной, музыкальной, физкультурной деятельности детей в качестве художественного слова;
- использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
- включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.
3. Этапы проведения проекта :
3.1. Этап – подготовительный
На данном этапе проводилась работа по мотивации детей и родителей к участию в работе по проекту.
- С родителями было организовано родительское собрание, на котором рассматривались вопросы условий для развития коммуникативных навыков у детей посредством организации театрализованной деятельности и предложено поучаствовать в проекте;
- Проведено анкетирование родителей «Любите ли вы театр?», «Театр и дети» ;
- Представлена наглядная информация для родителей: кнсультация «Организация театрализованной деятельности в семье», «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»
- Изучение темы, определение проблемы;
- Постановка цели, задач, подготовка к осуществлению проекта;
- Подбор и изучение литературы и информации, по теме проекта;
- Создание условий реализации;
- Разработан и составлен перспективный план реализации проекта;
- Проанализирована развивающая предметно-пространственная среда и дидактический материал;
- Проведение мониторинга детей по данной теме;
3.2. Этап – планирование
- Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала;
- Составление перспективного плана работы;
- Подбор подвижных, дидактических и речевых игр;
- Составление конспектов тематических занятий;
- Составление сценария;
- Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.
3.3. Этап – деятельностный
В ходе реализации проекта использовались различные формы организации детской деятельности : непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность в режимных моментах, совместные мероприятия родителей, детей, воспитателей.
Работа по реализации проекта проводилась по плану: (Приложение 1)
- Мониторинг детей по данной теме в начале реализации проекта;
- Беседа: «Что такое театр?»;
- Просмотр презентаций «Театр», «Театральные профессии»;
- Чтение С. Маршак «В театре для детей»; А. Барто «В театре»;
- Загадывание загадок о театре и театральных профессиях;
- Беседы: «Как правильно вести себя в театре»;
- Чтение сказки «Заюшкина капуста»;
- Пересказ сказки «Заюшкина избушка»;
- Загадки о сказках, героях сказок;
- Беседа: «Как можно показать сказку?»;
- Игра: «Сказка шумелка»;
- Самостоятельное составление сказок, рассказывание сказок собственного сочинения;
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам;
- Рисование «Мой любимый герой из сказки»;
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях;
- Театральная викторина : «Наш театр»;
- Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей»;
- Распределение ролей между детьми;
- Этюды, игры и упражнения на развитие мимики, жестов, распознавания иизображения различных эмоциональных состояний;
- Беседа: Знакомство с понятием «ролевой диалог»;
- Игра: «Учимся говорить по-разному»;
- Репетиция сказки «Стрекоза и муравей», обыгрывание и показ сказки спомощью настольного кукольного театра;
- Работа над речью;
- Драмотизация сказки «Стрекоза и муравей»;
- Мониторинг детей по данной теме в конце проекта.
3.4. Этап – заключительный
- Драматизация сказки «Стрекоза и муравей»;
- Презентация проекта «В гостях у сказки»
- Предоставление проекта по нравственно-патриотическому воспитанию детей
«В гостях у сказки»
На заключительном этапе был проведен мониторинг для определения эффективности проделанной работы (Приложение 1). Результаты мониторинга показали, что у большинства детей, повысился интерес к художественной литературе, театрализованной деятельности, значительно расширились знания о театре. Повысилась активность, самостоятельность. Обогатился и активизировался словарь по теме, повысилась самооценка (даже самые неактивные дети раскрываются, ощущают свою значимость в коллективной театрализованной деятельности).
4. Вывод
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к приобщению детей к нравственно патриотическому воспитанию через театрализованную деятельность. У детей повысился уровень знаний о сказках, умение узнавать сказки, определять её героев, их поступки и оценивать их. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями. У детей появился интерес к театру, желание самим разыгрывать сказки. Сформировалось умение инсценировать эпизоды сказок. В данном проекте нашло подтверждение то, что театрализация сказки способна привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, что способствует формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».
5. Планирование дальнейшей профессиональной деятельности
Продолжать данный вид деятельности с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию чере театрализованную деятельность :
- Развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста к сказкам.
- Продолжать всесторонне развивать детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, расширяя тематику игр- театрализаций.
- Пополнять методическую копилку сценариями и конспектами непосредственной образовательной деятельности с элементами театрализации.
- Привлекать родителей для участия в праздничных утренниках, развлечениях, тематических днях и др. в качестве литературных героев.
- Продолжать поиск интерактивных форм работы с родителями в области художественно – эстетического развития детей.
6. Литература
1. Берлова А. Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. - М. ,2008г.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002
3. Власенко О. П. «Ребенок в мире сказок» изд. «Учитель», Волгоград, 2009г.
3. Гаврилова Т. П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2004
4. Дерягина Л. Б. «Играем в сказку», СПБ, «Детство Пресс», 2010г.
5. Каиров И. А., Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания, - 2004
6. Мигунова Е. В. «Организация театральной деятельности в детском саду», Великий Новгород, 2006 год.
7. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М. : Школьная Пресса, 2004г.
8. Рябкова И. В. Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки, М. – 2004